«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов. Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, ФГОС ДО, федеральным законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», требованиями СанПиНа от 15.05.13. № 26 к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) МБДОУ Д/С №15 «Алёнка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, примерной адаптированной программой «Коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой., учебно-методического комплекта пособий О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для данной возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в группе с учетом особенностей психофизического развития данного контингента детей.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития детей с речевой патологией и детей с нарушением интеллекта и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном счете обеспечивает поступательное развитие.
Основной формой работы во всех образовательных областях программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.Все коррекционно-развивающие занятияв соответствии с рабочей программойносят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателей.
В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
В соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия.
Для организации коррекционной работы оборудован кабинет логопеда.
В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:
центр речевого и креативного развития;
центр сенсорного развития;
центр моторного и конструктивного развития
Цели и задачи реализации рабочей программы учителя-логопеда
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Принципы и подходы к реализации Рабочей программы
• Индивидуальный подход (выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
• Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
• Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля (учителя - дефектолога и педагога - психолога), взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
• Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
• Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
• Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ЗПР, выбирать формы получения детьми дошкольного образования, дошкольные образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в специализированные дошкольные
учреждения, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
• Поддержка детской самостоятельной активности (индивидуализации). Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
• Социальное взаимодействие (создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса).
• Междисциплинарный подход (совместная работа воспитателя, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, при участии старшего воспитателя).
• Вариативность процессов обучения и воспитания.
• Партнерское взаимодействиес семьей.
• Динамичность развития модели ДОУ (включение новых структурных подразделений, специалистов, развивающие методы, средства).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы
Характеристика детей с ОВЗ
Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III уровня речевого развития –11 детей). Из них 2 детей имеет задержку психического развития (ЗПР). У 3 детей заключение – системное нарушение речи.
У 2 детей системное нарушение речи (СНР) средней степени, у одного ребёнка – СНР тяжёлой степени. Один ребёнок с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В группе два ребёнка – инвалида.
Группа сформирована в результате заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) по направлению комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений.
Группа, возраст детей
Особенности детей
Пол
Особенности поведения
Контактность
Познавательная сфера
ж
м
Старшая,
5-6 лет
9
6
Спокойный, уравновешенный – 9
Гипервозбудимый, эмоционально-лабильный – 6
Заторможенный, вялый, безынициативный –
Легко вступает в контакт, выступает инициатором общения – 7
С трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициатором общения – 4
Не сразу идёт на контакт, но постепенно раскрывается в общении – 4
Задержка психического развития – 2 детей;
Интеллектуальные нарушения – 3 ребёнка;
При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется. Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звукослогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает.
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Задержка психического развития — одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающаяся неравномерной сформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы, которую выявляют с началом обучения ребенка. В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности.
При ЗПР у детей небольшой словарный запас, большинство страдают дефектами звукопроизношения, слабо владеют лексико-грамматическими категориями. Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечается недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, при этом процесс восприятия проявляется в его ограниченности, фрагментарности, константности. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.
Наблюдается отставание всех видов памяти: зрительной, слуховой, словесно-логической. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, неточности воспроизведения, частом забывании воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения и деятельности. Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания.
Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они затрудняются обобщать, сравнивать, систематизировать и классифицировать. У детей с ЗПР обнаруживаются трудности словесно-логического мышления.
Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала; слабости регулирующей роли мышления; несформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, снижении познавательной активности.
Отставание возникает на уровне наглядных форм мышления, дети с ЗПР испытывают трудности в формировании образных представлений, не образуется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления.
Кроме особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР выявлены следующие общие для ЗПР различной этиологии черты: низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, отклонения в двигательной сфере.
У детей с ЗПР обнаруживается невысокий уровень сформированности логических операций: непланомерность анализа, слабая дифференцированность обобщения. Поэтому ребенку с ЗПР необходимо развивать навыки анализа, синтеза; совершенствовать активную функцию внимания, произвольную память, связную речь, произвольную регуляцию деятельности.
Для детей с СНР характерно отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, трудности формирования логических операций анализа, синтеза и сравнения, затруднение обобщений явлений и признаков, классификации предметов, бедность, не связанность суждений и умозаключений. Дети с СНР могут избегать интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий. Системное нарушение речи рассматривается в структуре общего недоразвития речи (ОНР) и сочетанных, более сложных диагнозов. Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями.
Это дети, владеющие элементарной фразой, состоящей из 2–3 слов. Речь этой категории детей невнятна, неразборчива, малопонятна для окружающих. Наблюдаются грубые аграмматизмы в построении фразы, грубые нарушения слоговой структуры слова, звукопроизношения. В речи долго и устойчиво используются звукоподражания, жесты. Дети имеют ограниченный словарный запас, но обозначают названия предметов, действий в рамках бытового окружения. Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Испытывают трудности с использованием предлогов. Фонематическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Имеют грубое недоразвитие фонематического восприятия. Отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо пересказа).
У детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерна сниженная умственная работоспособность, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Игра у детей с СНР процессуальна, она не переходит на предметно-смысловой уровень, потому что знаково-смысловая функция речи детей требует расширения. Таким образом, нарушение речевой и мыслительной деятельности детей носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач в плане общего психического развития и перехода к более организованной учебной деятельности.
Сведения о семьях воспитанников.
Полная семья
11
Неполная семья
4
Многодетная семья
3
Проблемная семья
3
Семья с опекуном
2
Этническая семья
0
Педагогический коллектив группы создаёт доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Выяснение потребностей родителей коллектив педагогов осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников, посещающих дошкольные группы, позволили нам определить направления деятельности по удовлетворению запросов родителей:
-осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и возможностей;
-осуществление деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения.
Планируемые результаты освоения детьми с ОВЗ АОП ДОУ (в виде целевых ориентиров)
Как уже отмечалось, главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО и данной программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми: у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Планируемые результаты освоения детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы дошкольного образования
-Ребенок самостоятелен в меру его индивидуальных возможностей и способностей;
-Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, самостоятельно выполняет гигиенические процедуры (или с направляющей помощью взрослого), соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ориентирован на совершенствование духовного развития и укрепления своего здоровья;
-Сформировано представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
-Сформированы представления о труде взрослых, уважение к нему и результатам собственного труда;
-Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», способствующими становлению нравственных ориентиров в деятельности и поведении; готов к адекватной ориентировке в окружающей среде;
-Откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй и рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
-Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, в меру своих индивидуальных возможностей владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве);
-Сформирована система обобщенных представлений об окружающей действительности с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ; развита познавательная активность всех видов детской деятельности; подготовлен к школьному обучению (в школах разного вида).
IICодержательный раздел
2.1 Коррекционная работа с детьми с ОВЗ
Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:
I период работы - сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период работы - декабрь, январь, февраль;
III период работы- март, апрель, май, июнь.
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты.
С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы.
В январе – каникулы 2 недели.
В июне проводится только индивидуальная работа с детьми.
Заведующая дошкольным учреждением утверждает план работы логопедической группы на учебный год.
В подготовительной группе проводится четыре фронтальных занятия. Форма проведения занятия определяется логопедом (групповое или подгрупповое).
Продолжительность одного занятия в подготовительной группе – 30 минут.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
2.2 Инклюзивная практика
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Каждый ребёнок, независимо от физического и интеллектуального развития является полноправным участником образовательного процесса. В реализации инклюзивного образования предоставляется возможность всем детям группы в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада, взаимодействовать в микрогруппах и заботиться друг о друге, как членах сообщества.
Инклюзивное образование строится на принципах: — принцип индивидуального подхода, который предполагает выбор форм, методов и средств обучения, воспитания, развития с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы; — принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка, в процессе которого решается задача формирования активной личности, развивающейся в социально значимой деятельности; — принцип вариативности в организации процессов обучения и развития, вариативности развивающейся среды, развивающих дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, разнообразные формы и методы работы; — принцип партнёрского взаимодействия с семьёй.
Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, семинары, совместные занятия с детьми и родителями;
— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Ребёнку-инвалиду с нарушениями умственного развития (в группе – 3 ребёнка) необходима программа развития и коррекции, соответствующая его возможностям и форме реализации основной программы при построении занятий в группе. Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается реализация задач не только в процессе занятий, но и в ходе режимных моментов.
Ребёнок-инвалид с множественными нарушениями получает психолого-педагогическое сопровождение по развитию артикуляционной, крупной и мелкой моторики, по развитию диафрагмального дыхания.
Развитие социальных навыков у ребёнка-инвалида осуществляется в процессе группового и индивидуального обучения посредством проведения игровых методик, социально-ориентированных игровых заданий: сказкатерапия, релаксационные упражнения, цветотерапия, методика М.Монтессори, которые позволяют концентрировать внимание ребёнка, преодолеть сложности и препятствия, возникающие у ребёнка в освоении окружающего мира. Обязательное условие развития детей — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Овладение умственно-отсталым ребёнком с проблемами речи знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений в разных формах деятельности: игра, беседа, экскурсия, социально-трудовая деятельность. Многочисленные исследования показали, что развитие умственно-отсталых детей обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами и в реальном общении.
2.3 Работа с родителями
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Учитель– логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Еженедельно логопед даёт задания домой для закрепления материала.
Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы. Учитель-логопед приглашает родителей на индивидуальные консультации, открытые занятия.
Специально для родителей в групповых раздевалках имеются информационные логопедические стенды, содержащие сменный материал. Материалы «Родительских уголков» помогают родителям организовать общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Логопед напоминает о том, что систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь, приводят к положительному результату и наиболее эффективной работе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
№
Формы и методы работы.
Направление, тематика, содержание деятельности
Ответственный
Сроки
1.
Ознакомительные беседы
Установление доверительных отношений между семьёй и сотрудниками ДОУ, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.
Сотрудники ДОУ
По мере поступления детей.
2.
Индивидуальные беседы.
Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребёнку.
Воспитатели логопед, психолог.
В течение года
3.
Родитель-ские собрания.
«Давайте познакомимся». Знакомство со специалистами, работающими в группе. Требования, особенности жизни в логопедической группе, специфика режима, традиции и т.п.
Воспитатели специалисты.
Начало сентября
4.
Открытые занятия.
1. «Специфические особенности группы с общим недоразвитием речи».
Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, степени отставания от нормы, необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Ознакомление с планом работы в 1 периоде обучения, его задачах и содержании.
2. «Это мы знаем и умеем!»
а) подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Даётся характеристика речевого и общего развития, рассказывается об успехах детей и их трудностях, которые возникли в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание;
3. «Что удалось?»
а) подведение итогов обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала.
б) открытое логопедическое занятие.
Воспитатели логопед
Воспитатели логопед.
Воспитатели логопед.
Октябрь.
Январь.
Май.
5.
Родитель-ские пятиминут=ки.
Знакомство родителей с основными приёмами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.
Логопед.
Еженедельно (вторая половина дня)
6.
Анкеты
Взгляд родителей на воспитание ребёнка через призму педагогических и психологических наук. Знакомство с, индивидуальными особенностями ребёнка и семьи, основные приоритеты семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребёнка в ДОУ.
Воспитатели психолог.
В соответствии с годовым планом ДОУ.
7.
Ежемесяч-ные бюллетени (газета группы)
Поздравления с праздником.
Объявление, просьба, информация. Сообщения, чем будет заниматься группа в данном месяце, полезные советы.
Воспитатели специалисты
Ежемесячно.
8.
Педагогическая библиотечка.
Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам (книги предлагаются для домашнего чтения).
Воспитатели
По запросу родителей в течение года.
9.
Консультации
(стенд, папка -передвижка)
1. «Единство требований детского сада и семьи».
Воспитатель
Сентябрь
2. «Тревожат ли вас речевые проблемы ребёнка?»
Логопед
Сентябрь
3. «Сказки о весёлом язычке».
Логопед
Октябрь
4. «Учимся говорить выразительно»
Логопед
Декабрь
5._«Пальцы помогают говорить»
Логопед
Январь
6. «Почитайте это детям»
Воспитатель
Февраль
7. «Как расширить словарный запас ребёнка»
Логопед
Февраль
8. «Безобидный непоседа»
Воспитатель
Март
9. «Фонематический слух-основа правильной речи»
Логопед.
Март
10. «Звуковой анализ, его значение»
Логопед
Апрель
11. «Во что и как играть?!»
Воспитатель
Май
12. «Игры и речь ребёнка»
логопед
Май
2.4 Реализация регионального компонента
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формирование первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.
Достижению поставленной целиспособствует решение следующих задач:
- знакомить детей с особенностями и традициями родного города и края;
- формировать представления о родном городе и крае: истории, улицах, профессиях;
- знакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать знания о живой и неживой природе Хабаровского края;
-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Тематическая карта по ознакомлению детей старшего
дошкольного возраста с Хабаровским краем.
Тема
Сроки реализации
Вид деятельности
Содержание
Методическое обеспечение деятельности
«Моя
родословная»
сентябрь
Беседа,
фотовыставка
Формировать умение составлять рассказ о своей семье, вызвать чувство гордости за своих предков.
З.А.Ефанова «Комплексные занятия-ст.гр.» (с.35)
«Матрёшка»
сентябрь
Рисование с
использованием ИКТ
Продолжать приобщать к духовной культуре, воспитывать патриотизм и любовь к Родине, развивать творческие способности.
Комарова Т.С. «ИЗО в д/с» (с.32)
Растительный мир
октябрь
Рассказ воспитателя, презентация, фотовыставка
Продолжать знакомить с растительным миром Хабаровского края, хвойные и смешанные леса, лекарственные растения (женьшень, лимонник). Воспитывать любовь к живой природе.
Педагогическая
копилка
«Животный мир Нижнеамурья»
октябрь
Рассказ воспитателя, презентация
Продолжать знакомить с животным миром Хабаровского края, местах проживания, воспитывать любовь к живой природе.
«Комплексные занятия-ст.гр.» (с.61)
«Летопись
нашего города»
ноябрь
Беседа с видео-презентацией
Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить детей и историей возникновения города. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой Родине.
Педагогическая
копилка
«Что мы знаем о птицах Д.В.»
ноябрь
Рассказ воспитателя, презентация
Обобщить знания детей о птицах Д.В., условиях их
жизни, роли человека в жизни птиц.
Педагогическая
копилка
«Одень куклу в национальный костюм»
декабрь
Дидактическая игра
Закрепить знания о нанайском национальном костюме, воспитывать чувство уважения к традициям, развивать любознательность.
Педагогическая
копилка
«Многонациальный город Николаевск-на-Амуре»
январь
презентация
Познакомить детей с национальностями нижнего Амура, воспитывать толерантное отношение ко всем людям.
Педагогическая
копилка
Н.Костюк «Таёжник»
январь
Стихотворение (заучивание)
Помочь детям понять и запомнить содержание
стихотворения.
«Лукошко» -
хрестоматия по
дальневосточной литературе (с37)
«Символы нашего города, памятники культуры»
февраль
Фотоальбом (рассматривание)
Познакомить с символами города (герб), памятниками архитектуры, достопримечательностями, воспитывать любовь к малой родине.
фотоальбом
«Лягушка и лось»
февраль
Чтение нанайской сказки
Расширить представление детей о национальном фольклоре.
«Лукошко» -
хрестоматия по дальневосточной литературе (с.8)
«Народные промыслы Нижнего Амура»
март
Презентация, фотоальбом
Расширить представления о народных промыслах, обычаях. Полезные ископаемые Хабаровского края (каменный уголь, драгоценный металл и камни).
Педагогическая
копилка
«Нанайский ковёр»
март
Коллективная аппликация
Закрепить умение вырезать простые нанайские узоры, аккуратно наклеивать, создавать узор в национальном стиле.
Комарова Т.С. «ИЗО в д/с» (с.54)
«Собачьи упряжки»
апрель
Подвижная нанайская игра
Формировать умение по сигналу воспитателя строиться в упряжки, воспитывать чувство коллективизма, уважение друг к другу.
Кепеман О.В.,
Осокина Т.И.
«Детские подвижные игры» (с.95)
«Медведь и лиса».
апрель
Драматизация нивхской народной сказки
Закрепить знание содержания сказки, развивать диалогическую речь, артистизм.
«Лукошко» -
хрестоматия по дальневосточной литературе (с.7)
«Древняя Русь – обычаи и традиции»
май
Беседа, презентации
Формирование интереса к обычаям и традициям русского народа, навыков общения с культурным наследием, воспитание любви к Родине.
З.А.Ефанова
«Комплексные занятия-ст.гр.» (с.42)
Река Амур
Рассказ воспитателя, презентация Рисование с использованием ИКТ
Расширить представление детей о значение реки в жизни города, о обитателях, о необходимости беречь и охранять от загрязнения.
Беседа: «Профессия краснодеревщик». Задачи: Познакомить детей с данной профессией, воспитывать чувство признательности и уважения к человеку с профессией краснодеревщик.
Игры:»Кто чем занимается?» (профессии: столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); закреплять представления о действиях людей данных профессий.
Нравственно-патриотическое воспитание
Познавательная беседа: «Путешествие в прошлое». Задачи: рассказать детям, об истории профессий: столяра, сантехника.
Задача:, расширить знания об отличительных особенностях между профессиями; воспитывать чувство уважения к данным профессиям.
Формирование основ безопасности
Столяр работает с помощью инструментов, которые при неосторожном обращении могут стать причиной травм.
Трудовое воспитание
«Можно ли построить из кубиков настоящий дом?». Дать знания о разных конструкциях домов, формировать интерес к строительным профессиям.
ЗОЖ
Физминутка «Строим дом». Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Беседа с презентацией (картинки с изображением различных видов домов народов России): «Дома разных народов». Задачи: дать представление об особенностях строительства домов на юге, севере и центральной части россии, зависимости конструкции от климата, условий жизни.
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворения С.Я.Маршака «откуда стол пришел?» - расширить знания детей о процессе изготовления мебели через художественное произведение.
Чтение отрывка из произведения В.В.Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках), развивать интерес к таким профессиям, как столяр и плотник.
Ноябрь – «Строительные профессии»
Нерегламентированная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Социализация и общение
Беседа: «что за огоньки вспыхивают на стройке?». Задачи: дать представление о работе сварщика, активизировать и обогащать словарь по теме; развивать диалогическую речь.
Экскурсия в техникум «профессиональные пробы». Задача: дать возможность ближе познакомиться с профессией сварщик.
д/игра с мячом «Кому это принадлежит?». Задачи: закреплять представления о труде строителей: активизировать словарь по теме, формировать потребность в коллективных играх.
Нравственно-патриотическое воспитание
Просмотр презентации «Русская изба». Задача: познакомить детей с архитектурой деревенской избы, архитектурными элементами русской деревенской избы; воспитывать чувство гордости и уважения к культурке нашей страны.
Формирование основ безопасности
Наблюдение за строительством здания вблизи ДОО. Задачи: формирование представление о разных профессиях, связанных со строительством, на всех этапах возведения здания, рабочих материалах, рассказать о правилах поведения на строительном объекте.
Трудовое воспитание
Беседа «Дома моего города». Задачи: познакомить детей с профессией архитектор, развивать целенаправленное внимание, формировать уважение и интерес к работе архитектора.
ЗОЖ
Физминутка «Строим дом». Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Д/игра «Найди причину». Задачи: учить устанавливать причинно-следственные связи, выражать мысли в речи придаточными предложениями, развивать умение строить суждения.
Чтение художественной литературы
Чтение загадок. Задачи: закреплять знания о строителях, строительной технике, частих дома; развивать логическое мышление, память, объяснительную речь.
Декабрь – Профессия «Плотник»
Нерегламентированная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Социализация и общение
«Встреча с интересными людьми»- пригласить для беседы плотника с целью дать первоначальные сведения о данной профессии, познакомить с плотницкими инструментами.
С/р игра «Мы плотники» - обогащать игровой опыт детей, через знакомство с профессией плотник; развивать умение подбирать необходимые атрибуты для игры; воспитывать умение договариваться о правилах игры.
Нравственно-патриотическое воспитание
Виртуальная экскурсия о профессии плотник. Задачи: знакомство детей с данной профессией и ее особенностями; вызвать интерес к данной профессии и в дальнейшем поступить учиться в техникум.
Формирование основ безопасности
Беседа «Инструменты плотника» - рассказать о правилах безопасности при работе с плотницкими инструментами.
Трудовое воспитание
Д/игра «Кому что нужно?» - учить сравнивать орудия труда с профессиями людей, в том числе и плотника.
ЗОЖ
Физкультминутка «Мы строители» - развивать мелкую моторику; закрепить знания о труде плотника.
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Подбор материала совместно с родителями для создания мини-музея.
Речевое развитие
Чтение художественной
литературы
«Кто на стройке самый главный»- развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую речь, формировать уважение и интерес к профессии крановщика. (Алябьева стр.61)
Январь - « Лесная и деревообрабатывающая промышленность»
Нерегламентированная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Социализация и общение
Просмотр презентации «Лесная и деревообрабатывающая промышленость». Задачи формировать у детей первоначальное представление о структуре и профессиях в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Нравственно-патриотическое воспитание
Просмотр презентации «предметы старины». Задача познакомить с предметами старины и их назначением, с профессией бондарь, воспитывать чувство уважение к труду людей и истории своей страны.
Формирование основ безопасности
Ознакомление с правилами поведения в лесу. Задачи развивать у детей бережное отношение к природе. Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.
Трудовое воспитание
Виртуальная экскурсия на пилораму «Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией». Задача познакомить детей с инструментами необходимыми для работы столяра, плотника.
ЗОЖ
Совместное оформление и расклеивание агитационных плакатов «Береги лес!!!»
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Беседа «Деревообрабатывающая промышленность». Задачи дать детям общее представление о деревообрабатывающей промышленности, познакомить с пиломатериалами, воспитывать чувство ответственного хозяина.
Речевое развитие
Чтение художественной
литературы
А.Шибаев «Лучше дела не найти», Г. Ладонщиков «Маленькие мастера». Задача - Формировать у детей умение воспринимать и понимать художественное слово. Беседа по содержанию. Совместное оформление и расклеивание агитационных плакатов «Береги лес!!!»
Февраль - «Повар и кулинар»
Нерегламентированная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Социализация и общение
Экскурсия на кухню ДОО. Задачи знакомить с работой поваров, рабочих кухни непосредственно на рабочем месте, с кухонным оборудованием, техникой, ее размещением, развивать внимание, память, мышление, словарный запас.
С/ролевая игра «Кафе» - закрепить знания о профессии повара, назначении кафе. Развивать умение строить сюжет игры, введения игрового диалога, исполнения роли в соответствии с сюжетом
Д/игра «Поварята» - дать понятия о том, какие блюда можно приготовить из мяса, рыбы, молока, муки, картофеля. Формировать интерес к профессии повара, уважение к его труду.
Нравственно-патриотическое воспитание
Просмотр презентации «Профессия кондитер»- прививать интерес к профессии кондитер, развивать чувство ответственности к данной профессии.
Формирование основ безопасности
Беседа «Электроприборы на кухне» - закрепить знания о функциях электроприборов используемых поварами, о технике безопасности с электроприборами.
Трудовое воспитание
Приготовление овощного салата. Задача: закрепить знания о овощах, формировать желание работать поваром.
ЗОЖ
Физкультминутка «Мы - ребята – поварята». Задачи: закреплять знания об использовании разных продуктов питания в приготовлении еды; через выразительные движения создавать игровой образ.
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Ознакомление с кулинарными книгами. Задача: знакомить с понятиями «кулинарная книга», «рецепт», «национальная книга». Развивать целенаправленное внимание. речь. Формировать интерес к профессии кулинар. Национальным традициям разных народов.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Чтение стихов «Непослушная каша», «Сладкоежка», «Пирожки и печка»- уточнить знания о способах приготоаления пищи, ее особенностях. Развивать целенаправленное внимание, память, умение вести диалог по содержанию стихов. Высказывать суждение.
Март - «Работники швейной промышленности»
Нерегламентированная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Социализация и общение
Экскурсия в ателье. Задачи: знакомить детей с устройством ателье, спецификой труда его работников. Формировать культуру поведения и общения, интерес к профессиям работников ателье, уважение к их труду.
Д/игра «Звонок в ателье». Задачи: формировать знания о работниках ателье, работе приемщика заказов; развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.
Нравственно-патриотическое воспитание
Просмотр презентации «Русские народные костюмы»- познакомить детей с костюмами русского народа, их особенностями; воспитывать чувство гордости за российских мастеров.
Формирование основ безопасности
Наблюдение за работой кастелянши ДОО. Задачи: формировать представление о труде кастелянши(ремонт постельного белья, костюмов. Дать представление о работе швеи на швейной машинке и правилах безопасности при работе с иглой и на машинке.
Трудовое воспитание
Подборка материала и составление альбома «Одежда»- формировать знания о профессии модельера (дизайнера, кутюрье), моде, ее значении для швейной промышленности, истории.
ЗОЖ
Гимнастика «Любимые куклы»- закреплять представления о действиях портного, развивать слуховую и двигательную память, точность движений, чувство ритма.
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Беседа «Мир тканей»- формировать представление о разных видах тканей, о качественных показателяхразных видах тканей (цвет. фактура, толщина, назначение).
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Отгадывание загадок. Задачи: закреплять знания о швейных принадлежностях, развивать логическое мышление, память , внимание, объяснительную речь.
Апрель - профессия «Фотограф»
Нерегламентированная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Социализация и общение
Рассматривание фотографий в журналах и альбомах. Задачи: показать значение работы фотожурналиста (фоторепортера), работающего в периодической печати; выделять особенности работы в разных сферах жизни, странах, регионах.
Д/игра «Мы- фотографы»-активизировать знания о работе фотографа, особенностях фотографирования в разных ситуациях; учить концентрировать внимание на объекте, развивать избирательность восприятия, умение объяснить свой выбор.
Нравственно-патриотическое воспитание
Рассматривание фотографий с изображением фотоаппаратов разных поколений. Задачи: знакомить с историей развития фотографии, формировать представление о развитии фототехники, ее возможностей.
Чтение стихотворения «Память»- подчеркнуть значение фотографий и работы фотографа в сохранении памяти о прошлом, формировать уважительное отношение к людям, воевавшим за нашу Родину, работе военных фотокорреспондентов.( Алябьева стр.121)
Формирование основ безопасности
Ознакомление с правилами пользования фотоаппаратом, фотокамерой.
Трудовое воспитание
Детская фотовыставка- учить определять тему фотовыставки («Моя семья», « любимые животные», « Мы играем»…) правильно размещать фотографии на стендах, брать на себя роль экскурсовода; формировать внимательное отношение к своим товарищам, интерес к фотографии, профессии фотографа.
ЗОЖ
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Рассматривание серии фотографий фотохудожника Е.Рождественской. Задачи: знакомить детей с художественной фотографией на примере работ Е.Рождественской, представленных в ее книгах и на обложках журналов; сравнивать фотографии известных людей в современных и исторических костюмах; развивать целенаправленное внимание, восприятие, воображение, художественный вкус, речь. (Алябьева стр.117)
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Чтение сказки «Горе художник» -закреплять представление детей о профессии фотографа, ее значимости; формировать ответственность за сделанную работу, уважение к другим людям. (Алябьева стр.122)
Май - профессия «Рыбак»
Нерегламентированная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Социализация и общение
Встреча с рыбаком-любителем: формирование первоначальных знаний о рыбаке - любителе, знакомство с особенностями любительской рыбалки, снастями рыбака-любителя.
С/р игра «Рыбаки» - обогащать игровой опыт детей, через знакомство с профессией рыбак; развивать умение подбирать необходимые атрибуты для игры; воспитывать умение договариваться о правилах игры.
Нравственно-патриотическое воспитание
Экскурсия в техникум г. Николаевска-на-Амуре. Знакомство детей с профессией рыбообработчика и ее особенностями; вызвать интерес к данной профессии и желание поступить учиться в техникум.
Формирование основ безопасности
Правила поведения на воде: формировать основы безопасности поведения на водоемах в летний и зимний период.
Трудовое воспитание
Д/игра «Кому что нужно?»- закрепить знания о предметах помощниках длярыбака-любителя и рыбака- моряка.
Изготовление атрибутов для с/р игры «Рыбак» (удочки, сачки, рыбки)
ЗОЖ
Беседа «Полезная рыбка»- знакомство детей с полезными свойствами рыбной продукции необходимыми для полноценного развития детского организма.
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская деятельность
Просмотр видео ролика «Рыбаки в море»- формировать представления о рыбаках- моряках, познакомить с особенностями трудной и опасной работы рыбаков-моряков, рассказать о значимости данной профессии.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» -формировать умение воспринимать и осознавать образное содержание произведения; замечать образные слова и выражения в тексте.
2.6 Преемственность со школой
Преемственность в работе детского сада и школы подразумевает создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе. Главная цель, преследуемая учебными учреждениями при организации такой единой образовательной среды, – это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.
Первой и главной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами, является создание благоприятных условий для прохождения процесса перевода ребёнка из детского сада в школьное учебное учреждение. При переходе из детского сада в школьное учреждение в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к учебной деятельности связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. При этом особый акцент делается на формирование у малышей интереса к школьной жизни. Помощь родителям в понимании их роли в сопровождении ребёнка на этапе перехода из одного учреждения в другое стоит ведущей задачей, как перед работниками школы, так и перед педагогами детского сада.
Преемственность осуществляется за счёт проведения походов в школу с ознакомительной целью. Происходит знакомство воспитанников с будущими учителями. С целью успешной реализации преемственности со школой в ДОУ предусмотрена система работы, включающая совместные с учениками начальной школы познавательные, игровые и развлекательные мероприятия.
План работы по преемственности со школой
Содержание совместной работы с учителями школы
1
Взаимное посещение уроков в школе воспитателями и НОД
учителями в подготовительной к школе группе
2
Передача в школу индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ
3
Выступление учителей начальных классов перед родителями выпускников ДОУ
Содержание работы по ознакомлению детей со школой
1
Праздник в ДОУ «День знаний»
2
Экскурсия к зданию школы и посещение торжественной линейки в школе
3
Беседа о школе и профессии учителя
4
Дидактическая игра «Собери портфель»
Содержание работы по взаимодейтвию с родителями
1
Оформление папки в уголке логопеда «Ребёнок идёт в школу»
2
Консультация для родителей группы о будущих первоклассниках
3
Консультация «Подготовка руки к письму»
4
Консультация «Развитие фонематического слуха у детей»
5
Консультация «Пропедевтика грамотного письма у дошкольников»
6
День открытых дверей для родителей
III Организационный раздел
3.1 Режим дня в дошкольном образовательном учреждении
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режимные моменты
Подготовительная
6 – 7лет
Приём, осмотр, игры,дежурство
7.30-8.20
Утренняя гимнастика
8.20-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-8.50
Подготовка к занятиям
8.50-9.00
Занятия
9.00-10.50
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)
10.50-12.25
Возвращение с прогулки, игры
12.25-12.40
Подготовка к обеду, обед
12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон
13.10-15.00
Постепенный подъём, воздушно-водные процедуры
15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник
15.25-15.40
Игры, самостоятельная художественная деятельность, труд
15.40-16.00
Логочас
16.00-16.30
Игры, досуг, уход детей домой
16.30-17.30
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 6 - 6.5 часов.
Холодный период года
Тёплый период года
Режимные моменты
Подготовительная
6 – 7лет
Утренний приём, игры
7.00-8.25
Утренняя гимнастика
8.25-8.35
Подготовка к завтраку, завтрак
8.35-9.00
Игры, подготовка к прогулке, занятиям и выход на прогулку
9.00-9.20
Занятия на участке
9.20-9.50
Игры, наблюдения, воздушные, солнечные ванны, труд
10.50-12.25
Возвращение с прогулки, водные процедуры
12.15-12.35
Подготовка к обеду, обед
12.35-13.05
Подготовка ко сну, дневной сон
13.05-15.00
Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика
15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник
15.25-15.45
Игры, самостоятельная художественная деятельность, труд
15.45 -16.00
Логочас
16.00-16.30
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, досуг, наблюдения на участке, уход детей домой
16.00 -17.30
Неделя
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
3.2 Сетка НОД старшей группы №7 на 2017 - 2018 учебный год
9.00
Познавательное (ознакомление с окр. миром)
9.30
Худож.-эстетическое
(аппликация/лепка)
15.30
Речевое развитие
(логопед)
9.00
Познавательное (ФЭМП)
9.40
Речевое развитие
(логопед)
11.00
Бассейн
15.30
Худож.-эстетическое
(музыка)
9.00
Развитие речи
9.40
Худож.-эстетическое
(рисование)
11.00
15.30
Физкультура
9.00
Худож.-эстетическое
(музыка)
9.40
Чтение художлит-ры
11.00
Физкультура
9.00
Речевое развитие
(логопед)
10.00
Бассейн
3.3 Комплексно-тематическое планирование
3.4 Совместная деятельность логопеда и воспитателей
Важное значениев реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОВЗ является осуществление взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по веем направлениям, обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении, взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности, а также еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Развитие навыка связной речи.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
-индивидуальная работа;
-рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с 3-4 детьми в день по автоматизации, дифференциации звуков, а также по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма
1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
6. Расширение кругозора детей
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей
10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения
13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
3.5 Учебно-методическое сопровождение
Методическое обеспечение деятельности учителя- логопеда
№
Название книги
Автор
Год
Издательство
Методическая литература
1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Т.Б.Филичёва, Чиркина
2009
Дрофа
2
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР
Н.В.Нищева
2007
Детство-Пресс
3
Технология организации логопедического обследования
О.Е.Грибова
2012
Аркти
4
Научите меня говорить правильно
О.И. Крупенчук
2005
Изд. дом Литера
5
Учим буквы
О.И. Крупенчук
2008
Изд. дом Литера
6
УМК Говорим правильно в 5-6 лет
О.С.Гомзяк
2009
Гном и Д
7
Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе для детей с ОНР
Н.В.Нищева
2012
Детство-пресс
8
Воспитание и обучение детей с ОНР
Программно-методические рекомендации
Т.Б.Филичёва
2009
Дрофа
9
Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР
Н.В.Нищева
2000
Детство-Пресс
10
Учимся правильно говорить
М.И.Лозбякова
2007
Вентана-граф
11
Опорные схемы в картинках (с альбомом упражнений)
Н.Л.Шестрнина
2014
Школьная книга
12
Я буду писать правильно (альбом упражнений)
О.С.Гомзяк
2014
Гном
13
Развиваем фонематическое восприятие
Н.М.Миронова
2014
Гном
14
«Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте» №1, №2, №3;
Гомзяк О.С.
2007
Гном и Д
15
Тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя; №1, №2, №3.
Гомзяк О.С.
2007
Гном и Д
16
Конспекты занятий по развитию связной речи и демонстрационный материал к ним.
Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР
Сеничкина В.В.
2012
Детство-Пресс
31
Коррекция и развитие речи детей 5-7 лет. Стихи
Гуськова А.А.
2012
Учитель
32
Коррекция звукопроизношения у детей
Рыбина А.Ф.
Учитель
33
Говорю правильно
Громова О.Е.
2016
ТЦ Сфера
34
Учимся правильно произносить звуки
Османова Г.А.
2016
ИД Литера
35
Тетрадь – тренажёр для автоматизации звуков
Нищева Н.В.
2016
Детство - Пресс
37
Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей
Бойкова С.В.
2014
КАРО
38
Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста
Крупенчук О.И.
2017
Литера
39
Автоматизация звука в игровых упражнениях
Комарова Л.А.
2008
ГНОМ и Д
40
В мире слов, букв и звуков
Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А.
2017
ТЦ Сфера
3.6 Система мониторинга
Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи.
Основными критериями оценки являются:
степень самостоятельности выполнения заданий;
полнота и обобщенность ответов;
степень соответствия детской речи условному эталону нормы
При проведении исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи.
Обследование речи детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием трехбалльной системы оценивания.
Обследование речи детей проводится два раза в год (сентябрь, май).
При необходимости корректировки образовательного маршрута проводится промежуточная диагностика в январе.