Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативных занятий по развитию речи.»
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Отличительные особенности программы
Срок реализации данной программы- 1 год. Форма организации – факультативное занятие. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Ожидаемые результаты учащихся
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Участие в олимпиадах.
9 часов
1 час в неделю
Дата
№ урока
Раздел курса
Тема урока
Кол-во часов на
изучение раздела, темы
Основные термины и понятия, словарь
Научно-методическая поддержка курса (учебники, методические рекомендации, название, автор, год)
Примечание
Способы передачи информации.
04.09
1
Первобытный художник. О чем говорит рисунок.
11.09
2
Чтение и составление рисуночных предложений и текстов.
18.09
4
Происхождение письменности. Алфавит.
25.09
5
Изготовление рукописной книги.
02.10
6
Мимика, жесты, позы. Говорящий взгляд.
09.10
7
Азбука настроения, работа по карточкам.
16.10
8
Составление фотоальбома «Наши эмоции».
23.10
9
Разыгрывание пантомим. Угадай животное, угадай профессию. (Работа в парах).
2 четверть 8 часов
06.11
1
Разыгрывание небольших сценок из личного опыта.
13.11
2
Изображение настроения с помощью цвета, рисование под музыку. Выставка рисунков.