Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование коррекционной работы с детьми старшей группы.»
Принят 31. 08.2015г. Утверждаю________________
на заседании
педагогического
совета ДОУ .
Протокол №1
Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы с детьми старшей группы
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю:
1занятие по развитию лексико-грамматического строя ,1 занятие по развитию связной речи, 1 занятие по развитию фонетико-фонематических представлений.
При планировании была использована следующая литература:
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»/ М:»Издательство ГНОМ и Д» 2005г.
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Айрис пресс Москва 2005год.
О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий 1,2, 3 периодов»\ Издательство ГНОМ и Д 2009г.
О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи »\ Издательство ГНОМ и Д 2010г.
Планирование условно разделено на три периода обучения. Каждый период содержит в себе цели и задачи по направлениям работы в данной группе.
Такие направления как «Обследование», «Звукопроизношение», «Работа над слоговой структурой слова», «Развитие общих речевых навыков» проводятся на индивидуальных занятиях.
Разделы «Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений», «Лексика», «Грамматический строй речи», «Развитие связной речи» содержат в своем содержании словарь, задачи и цели фронтальных занятий.
Направление «Развитие мелкой моторики» планируется как в индивидуальной работе , так и в групповых занятиях.
Далее разработано тематическое планирование фронтальных занятий, которое представлено в виде таблицы, где можно четко проследить последовательность и системность коррекционной работы.
I период обучения ( сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей – 1-я и 2-я неделя сентября
Обследование состояния речи и неречевых психических функций
Выявить структуру и механизм речевых нарушений
Заполнить речевые карты на каждого ребенка
Развитие общих речевых навыков:
Выработать четкое, координированное движение органов речевого аппарата
Учить детей делать короткий и бесшумный вдох, не поднимая плечи, спокойный и плавный выдох, не надувая щеки
Работать над постановкой диафрагмального дыхания
Работать над мягкой атакой голоса. Выработать у детей умение пользоваться громким и тихим голосом
Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа
Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа
Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.
Учить образовывать однокоренные слова.
Закрепить употребление формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по)
Образование притяжательных прилагательных
Образование относительных прилагательных
Образование глаголов движения с приставками (приставочные глаголы)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Учить подбирать противоположные по значению слова (слова – антонимы )
Развитие связной речи:
Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы
Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
Учить составлять рассказ с продолжением сюжета.
Учить пересказывать близко к тексту.
Развитие мелкой моторики:
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
Работа по развитию конструктивного праксиса
Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам)
Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради
III период обучения ( март, апрель, май)
Общие речевые навыки:
Продолжить работу над речевым дыханием
Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи
Звукопроизношение:
Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
Работа над слоговой структурой слова:
Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных начале слова
Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
Знакомство со звуками [с], [с`], [ш], [ж], [х], [х`], [в], [в`], [з] , [з`], [д], [д`], [ф] , [ф`] – характеризовать их по акустическим и артикуляционным признакам., познакомить с понятием «свистящий согласный», «шипящий согласный».
Анализ трех звуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.), продолжать учить звуковому анализу прямых и обратных слогов .
Преобразование глаголов единственного числа в множественное число.
Развитие связной речи:
Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов
Обучать пересказывать тексты с опорой на схемы, сюжетные и опорные картинки.
Развивать диалогическую речь через небольшую драматизацию сказок.
Развитие мелкой моторики:
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
Усложнение работы с карандашом
Усложнение работы над конструктивным праксисом
Обследование детей – 3-я и 4-я неделя мая
Обследование состояния речи и неречевых психических функций
Заполнить речевые карты на каждого ребенка
Обозначить цели и задачи коррекционо-развивающей работы на следующий
дата
Лексическая тема
Развитие лексико-грамматических средств языка
Формирование произносительной стороны речи
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование. Заполнение речевых карт. Планирование работы на год.
(1-12 сентября)
15-19 сентября
ОВОЩИ
(речевое развитие)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
(речевое развитие)
конспект №2 С.3
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках
конспект №1С.1
(речевое развитие)
Пересказ рассказа об овощах с опорой на схему.
конспект №2 С. 3
(речевое развитие)
22-26
сентября
ФРУКТЫ
(речевое развитие)
Подбор существительных к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже
(речевое развитие)
конспект №3. С.5
Развитие слухового внимания - и восприятия на речевых звуках
(речевое развитие)
конспект №2 С.4
Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.
конспект №3 С. 5
(речевое развитие)
29-03
сентября
ОВОЩИ-ФРУКТЫ
(садовые ягоды)
(речевое развитие)
Согласование имен существительных с глаголами.
конспект №4 С.7
(речевое развитие)
Выделение начального ударного звука “У» в слогах и словах
(речевое развитие)
конспект №3 с.6
Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин.
конспект №4С. 7
(речевое развитие)
06-10
октября
ОСЕНЬ, ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ.
(речевое развитие)
Согласование имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже
конспект №5 С.9
(речевое развитие)
Знакомить со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);
конспект №4С.10
(речевое развитие)
Пересказ рассказа Сладкова Н. «Осень на пороге» с использованием сюжетных картинок.
конспект №5С. 9
(речевое развитие)
13-17 октября
ОДЕЖДА, ОБУВЬ
(демисезонная)
(речевое развитие)
Согласование числительных два, две с существительными
конспект 6ч. С11.
(речевое развитие)
Сравнительная характеристика звукам А и У.
конспект №5 С12
(речевое развитие)
Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.
конспект №6 С. 11
(речевое развитие)
20-24 октября
ХЛЕБ
(речевое развитие)
Употребление имен существительных в творительном падеже
конспект №7 С.14.
(речевое развитие)
Знакомить детей со звуком «П» и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
с понятием «согласный глухой звук»
конспект №6с.19
(речевое развитие)
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел?»
конспект №7с.13
(речевое развитие)
27-31
октября
ГРИБЫ,ЯГОДЫ
(речевое развитие)
Подбор существительных к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже
(речевое развитие)
конспект №8. С.16
Знакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
Познакомить с буквой «О» (без установки на запоминание буквы).
конспект №7 .22
(речевое развитие)
Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использова-
нием предметных картинок.
конспект №8 С. 15
(речевое развитие)
03-07
ноября
НАН КРАЙ НАША РОДИНА
(речевое развитие)
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже
конспект №8 С.16
(речевое развитие)
Звук И
Познакомить со звуком и его акустико-артикуляционной характеристикой.
Закрепить понятие: звук слог, слово.
конспект №8.С. 26
(речевое развитие)
Составление рассказа «граница Родины - на замке» по серии сюжетных картин
конспект №8с.15
(речевое развитие)
10-14 ноября
ДОМ
(предметы быта)
(речевое развитие)
Образование относительных прилагательных и сложных слов.
конспект №9С.18
(речевое развитие)
Познакомить со звуком М и его акустико-артикуляционной характеристикой.
Закрепить понятие о месте звука в слове.
Упражнять в делении слова на слоги.
конспект №9С.29
(речевое развитие)
Составление рассказа по сюжетной картинке «Одни дома» с придумыванием начала рассказа
конспект №9с.17
(речевое развитие)
17-21
ноября
ТРАНСПОРТ
(речевое развитие)
Образование приставочных глаголов. употребление существительных в различных падежах;
конспект №10 С.21
(речевое развитие)
Познакомить со звуком Н и его акустико-артикуляционной характеристикой.
Закрепить понятие о месте звука в слове.
Упражнять в делении слова на слоги.
конспект №10С.27
(речевое развитие)
Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок
конспект №10с.19
(речевое развитие)
24-28
ноября
. ЧАСТИ ТЕЛА, ГИГИЕНА.
(речевое развитие)
Образование глаголов в форме прошедшего времени.
конспект №11С. 24
(речевое развитие)
Познакомить со звуком Т и его характеристика по акустическим и артикуляционным признакам.
Развивать фонематические процессы.
Упражнять в выделении звука в начале и конце слова.
конспект №11С.30
(речевое развитие)
Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучок»
конспект №11 с.21
(речевое развитие)
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
01-05
декабря
СЕМЬЯ
(речевое развитие)
Учить подбирать антонимы.
Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
конспект №12С. 27
(речевое развитие)
Познакомить с понятием мягкий согласный звук. Звук Ть.
Упражнять в звуковом анализе и синтезе.
Формировать навык контроля над правильностью произношения поставленных звуков.
конспект 12 С.33
(речевое развитие)
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).
конспект №12С. 23
(речевое развитие)
08-12 декабря
ЗИМА.
ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ
(речевое развитие)
Учить подбирать однокоренные слова;
Образовывать глаголы прошедшего времени.
конспект №13С. 30
(речевое развитие)
Познакомить со
звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам. Познакомить с буквой К.
конспект № 13С.36
(речевое развитие)
Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.
конспект №13 с.25
(речевое развитие)
15-19
декабря
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
(речевое развитие)
Образование имен существительных и имен прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением .
конспект №14.С. 33.
(речевое развитие)
Звуки Кь. Буква К.
Звуковой анализ. Преобразование прямых и обратных слогов. Понятие «согласный, мягкий» звук. Деление слов на слоги.
конспект №14С.44
(речевое развитие)
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы.
конспект №14с.27
(речевое развитие)
22-26 декабря
НОВЫЙ ГОД
(речевое развитие)
Учить образовывать прилагательные от существительных ; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.
конспект №15С. 36
(речевое развитие)
Учить детей различать звуки К — Кь по акустическим и артикуляционным признакам.
конспект №15С.42
(речевое развитие)
Составление рассказа «Новый год на дороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.
конспект №15с.29
(речевое развитие)
12-16
января
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
(коммуникации)
Использование в речи глаголов. Образование притяжательных прилагательных.
конспект №16.С. 38
(речевое развитие)
Звук и буква Б.
Знакомить со звуком Б и учить характеризовать с опорой на различные виды контроля.
Продолжать развивать фонематические прцессы.
конспект №16 С.45
(речевое развитие)
Пересказ рассказа Л.Толстого «Котёнок»
конспект №16с.31
(речевое развитие)
19-23
января
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
И ИХ ДЕТЕНЫШИ
(речевое развитие)
Словообразование сложных слов; притяжательных прилагательных. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
конспект №17С. 40
(речевое развитие)
Звук Бь. Буква Б.
Знакомить со звуком Б и учить характеризовать с опорой на различные виды контроля.
Продолжать развивать фонематические прцессы.
конспект №17. С.53
(речевое развитие)
Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему.
конспект №17с.33
(речевое развитие)
26-30
января
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.
(речевое развитие)
Образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
конспект №18С. 43
(речевое развитие)
Звук и буква Э.
Познакомить со звуком и буквой Э.
Развивать фонематические процессы.
Упражнять в выделении звука в начале и конце слова.
конспект №18 С.56
(речевое развитие)
Составление рассказа по картине «Птичий двор» с опорой на схему
конспект №18с.35
(речевое развитие)
02-06
февраля
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШЕЙ
(речевое развитие)
Образование притяжательных прилагательных. Использование в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в
конспект №19.С. 45.
(речевое развитие)
Звук Г-Гь. .
Учить давать сравнительную характеристику.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Упражнять в анализе слогов и слов.
конспект №19 С.54
(речевое развитие)
Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина « Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.
конспект №19 с.37
(речевое развитие)
09-13
февраля
ИГРУШКИ
(речевое развитие)
Подбор местоимений к именам существительным.
конспект №20с.48
(речевое развитие)
Звук Ль.
Познакомить со звуком ЛЬ и его акустико-артикуляционной характеристикой.
Закрепить понятие о месте звука в слове.
Упражнять в делении слова на слоги.
конспект №20 С.62
(речевое развитие)
Составление описательного рассказа описания по сюжетной картинке, с опорой на схему.
конспект №20 с.39
(речевое развитие)
3 неделя
16 – 20 февраля
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
(речевое развитие)
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
конспект №21с.49
(речевое развитие)
Научить характеризовать звук Ы .
Продолжать учить находить место звука в слове.
конспект №21С.60
(речевое развитие)
Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»
конспект №21 с.41
(речевое развитие)
23-27
февраля
ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ
(речевое развитие)
Согласование имен существительных с глаголами единственного и множественного числа
конспект №22С. 53
(речевое развитие)
Звук С.
Знакомить детей со звуком С и характеризовать его по акустическим иартикуляционным признакам; познакомить с понятием «предложение».
конспект №22С. 63
(речевое развитие)
Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.
конспект №7с.13
(речевое развитие)
III период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
02-06
марта
8 МАРТА –ПРАЗДНИК МАМ
(речевое развитие)
Преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода
конспект №23С. 54
(речевое развитие)
Звук Сь.
Характеристика звука Сь, с опорой на различные виды контроля.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Упражнять в анализе слогов и слов.
конспект №23С.66.
(речевое развитие)
Составление описательного рассказа о маме(по схеме) с использованием своего рисунка.
конспект №23 с.24
(речевое развитие)
09-13
марта
ПОСУДА
(речевое развитие)
Образование качественных прилагательных.
Подбор антонимов к прилагательным и глаголам
конспект №24С. 57
(речевое развитие)
Познакомить детей со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Упражнять в анализе слогов и слов.
конспект №24С.69
(речевое развитие)
Пересказ рассказа Е. В, Перьмяк «Как Маша стала большой»
конспект №24с.47
(речевое развитие)
16-20 марта
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
(коммуникация)
Образовывать относительные прилагательные.
Учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
конспект №25С. 60
(речевое развитие)
Звуки С-Ш
Сравнительный анализ звуков С-Ш.
Продолжать учить делить слова на слоги.
Упражнять в анализе слогов и слов.
конспект №25. С.72
(речевое развитие)
Пересказ – инсценировка сказки «Колосок» с использованием сюжетных картинок.
конспект №25с49
(речевое развитие)
23-27
марта
МЕБЕЛЬ
(коммуникация)
Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. Подбор антонимов. Образование имен существительных множественного числа родительного падежа.
конспект №26.С. 64
(речевое развитие)
Продолжать характеризовать звуки Х-Хь по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в анализе предложений.
конспект №26. С.75
(речевое развитие)
Пересказ русской народной сказки «Три медведя с элементами драматизации»
конспект №26с.51
(речевое развитие)
30-03
апреля
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
(коммуникация)
Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление и употребление в речи простых предлогов: на-с, в-из.
конспект №27С68
(речевое развитие)
Звуки В-Вь.
Продолжать характеризовать звуки В-Вь по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в анализе предложений.
конспект №27С.76. (речевое развитие)
Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди»с использованием сюжетных картин.
конспект №27с.53
(речевое развитие)
06-10 апреля
КОСМОС
(коммуникация)
Согласование числительных два и пять с существительными.
конспект №28 с.69
(речевое развитие)
Звук 3.
Характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки.
конспект №28С.81
(речевое развитие)
Составление предложений с использованием предметных картинок.
конспект №28 с.55
(речевое развитие)
13-17
апреля
ВЕСНА
(коммуникация)
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Образование относительных прилагательных.
конспект №29С. 72
(речевое развитие)
Звук Зь.
Продолжать характеризовать звуки Зь по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в анализе предложений.
Упражнять в анализе слогов и слов.
конспект №29. С.84
(речевое развитие)
Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.
конспект №29с.57
(речевое развитие)
20-24 апреля
САД, ОГОРОД
(весенние работы)
(речевое развитие)
Образование однокоренных слов; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве
конспект №30С. 75
(речевое развитие)
Звук Ж.
Продолжать характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в анализе предложений.
Упражнять в анализе слогов и слов.
конспект №30 С.87
(речевое развитие)
Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин.
конспект №30с.59
(речевое развитие)
5 неделя
29 апреля – 3 мая
ДЕРЕВЬЯ
(речевое развитие)
Образование и употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа
конспект №32с.80
(речевое развитие)
Дифференциация на слух согласных звуков З-Ж по акустическим и артикуляционным признакам.
Развивать умение составлять и анализировать предложения.
конспект №31 С. 90.
(речевое развитие)
Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картин.
конспект №32с.63
(речевое развитие)
04-08
мая
МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ (День труда. День победы)
(речевое развитие)
Практическое употребление в речи слов сложной слоговой структуры.
Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что).
конспект №31С. 78
(речевое развитие)
Дифференциация на слух согласных звуков Д-Дь по акустическим и артикуляционным признакам.
Развивать умение составлять и анализировать предложения.
конспект №32 С. 93
(речевое развитие)
11.05
мая
НАСЕКОМЫЕ
(речевое развитие)
Употребление глаголов в прошедшем времени.
конспект №33 с.84
(речевое развитие)
Учить дифференцировать на слух согласных звуков Ф-Фь по акустическим и артикуляционным признакам.
Развивать умение составлять и анализировать предложения..
конспект №33 С. 96
(речевое развитие)
Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».