1.Упражнения на дыхание : «Мячик- ямочка»; «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» 2.Артикуляционная гимнастика: - улыбка - (А) - язычок через щелочку в заборе - лопаточка- иголочка 3. Развитие фонематического восприятия «Поймай звук (Л)» 4. Анализ и синтез «Есть ли звук (Л) в словах?» ЛАСТОЧКА, УПАЛ, ДЯТЕЛ, СОЛОВЕЙ. Игра «4-й лишний» 1.Упражнения на дыхание : «Пловец» (вдох- пауза- выдох); «Ветер гудит» (у). 2.Артикуляционная гимнастика: - улыбка- удивление - язычок идет в гости к носику - лопаточка - накажи непослушный язычок 3. Развитие силы голоса и переключаемости органов артикуляции: «Песенка (А- О- У; А- О- У- И) 4 Анализ и синтез. Определение позиции звука (Л) в словах ЛУК, БАКЛАЖАН, ЛОПАТА, УБИРАЛ 5 Игра «Что пропало?» 1.Упражнения на дыхание : «Пароход гудит (Ы)»; «Песенка АОУ» 2.Артикуляционная гимнастика: - сердитая собака (верхняя губа вверх) - часики -качели - иголочка- лопаточка - обезьянка- дразнилка 3. Развитие фонематического восприятия «Поймай звук (Л) в словах» 4. Анализ и синтез. Определение позиции звука (Л) в словах ЛОШАДЬ, ЛАМПА, СТУЛ 5. Игра «Тени» 1.Упражнение на развитие дыхания : «Жеребенок фыркает» (вибрация губами) 2.Артикуляционная гимнастика: - прятки язычка - большая трубочка - лопаточка -накажи непослушный язычок зубками - обезьянка- дразнилка (А) 3. Постановка (Л) по показу, от (А) с прикусыванием язычка 4. Развитие фонематического восприятия. Игра «Правильно- неправильно» Лоб- ноб луг- вуг и т.д. 5 Игра «Большие- маленькие» 1.Развитие голоса : «Обезьянки ругаются и мирятся МНА- МНА- МНА» шепотом, тихо, умеренно, громко. 2.Артикуляционная гимнастика: - улыбка- трубочка -лошадка - болтушка - иголочка- лопаточка - накажи непослушный язычок 3. Постановка звука (Л) 4. Развитие фонематического восприятия «Возьми картинки, в названии которых есть звук (Л)» 5. Игра «Волшебники» (уменьшительно- ласкательные формы) 1.Артикуляционная гимнастика: - улыбка- трубочка -лошадка - болтушка - иголочка- лопаточка - накажи непослушный язычок 2. Упражнение «Волчонок знакомится со слоненком» (интонация) ЫЛ- ЫЛ- ЫЛ УЛ- УЛ- УЛ АЛ- АЛ- АЛ АЛ- ОЛ- ИЛ ИЛ- ИЛ- ИЛ УЛ- АЛ- ИЛ ОЛ- ОЛ- ОЛ ЫЛ- УЛ- ЫЛ 3 Д/И «Закончи слово слогом» ВОК (ЗАЛ), ПЕ(НАЛ), ХО(ДИЛ), ВО(ЗИЛ) 4 Анализ и синтез. Определение позиции звука (Л) в слоге. Игра 1.Игровое задание «Инопланетяне» (интонация) АЛА- АЛА- АЛА АЛЫ- АЛЫ- АЛЫ ЫЛЫ- ЫЛЫ- ЫЛЫ АЛА- АЛО- АЛУ АЛЫ- АЛЫ- АЛЫ АЛА- АЛЫ- АЛО 2.Упражнение «Куклы здороваются» Лы-лы-лы лу-лу-лу Ла-ла-ла ло-ло-ло 3.Упражнение «Закончи слово слогом» ЛА: кук….., пи….., Ми….., иг….. 4.Анализ и синтез. Составление слогов из разрезной азбуки. 5.Игра «4 лишний» 1.Упражнение «Разговор птиц» (помашем руками и скажем) ПЛА- ПЛО ПЛУ- ПЛЫ ФЛА- ФЛО КЛА- КЛО КЛУ- КЛЫ СЛА- СЛО 2.Упражнение «Произнеси слова правильно» : Клад, клык, класс, флаг, флокс, флакон, влага. 3.Игра «4 лишний» (родственные слова) ЗЛО, ЗЛОБА, ЗЛОДЕЙКА, ЗЛАК. 4.Игра на развитие памяти и внимания «Чего не стало?» 1.Чистоговорки со звуком (Л) 2. Упражнение «Повтори правильно» 3. Д/И «Предметы на шарах» (выбрать предмет со звуком (Л)) 4. Задание «Подбери нужное слово» Мармелад- … сладкий снег-… холодный Облако-… голубое мальчик- … плавает Игра «Помоги Ладе купить игрушки» (выбрать предметы со звуком (Л) 1.Задание «Составь предложения из предложенных слов» Кукла, мыло, зеркало, лужа, упала и.т.д. Д/И «Назови лишнее слово в предложении» Лампа, висела, светила, погасла, ярко. Лодка, гребла, плыла, летела, по реке. Скороговорки Стихи со звуком (Л) Артикуляционная гимнастика. Задание «Скажи мягко» ЛА- ЛЯ ЛЫ- ЛИ ЛУ- ЛЮ ЛЭ- ЛЕ Упражнение «Повтори правильно» Ли, ле, лю, ле, кля, клее, аль, оль, уль и т.д. Д/И «Помоги Лиле и Ларе разобрать вещи» (на дифференциацию Л- Л*) Лампа- Ларе, листок- Лиле и т.д. Игра Задание «Повтори правильно» Д/И «Замени 1-й звук в слове на (Л*)» Мед- лед, вес- лес, тюк- люк, пень- лень, печь- лечь, песок- лесок. Чистоговорки. Стихи со звуком (Л*) Игра Упражнения на дыхание: «Запах духов» (глубокий вдох) «Футбол» (с ватным шариком) 2. Артикуляционная гимнастика: - улыбка- трубочка - почистим домик - почистим зубки - качели - лопаточка 3. Развитие силы голоса и переключаемости артикуляционного аппарата: «Игра с мячом» (та-та-та….; ты- ты- ты….); «Играем в теннис» (то-ты, то- ты…). 4. Развитие фонематического восприятия « Поймай звук (Р)» 5. Игра. Упражнение на дыхание « Чей листик дальше улетит?» 2. Артикуляционная гимнастика: - улыбка- трубочка - вкусное варенье - прятки язычка за зубками - футбол - лошадка 3. Развитие переключаемости органов артикуляции: « Кулак- ладонь» - та- то….. «Кулак- ребро- ладонь»- та- то- ту…. Развитие фонематического восприятия. Д/И « Найди картинки, в названии которых есть звук (Р)» Игра. Упражнения на дыхание : «Лошадки фыркают», «Футбол». 2. Артикуляционная гимнастика: - толстячки (щеки надуть) - широкая трубочка -вкусное варенье - лошадка - грибок - дятел стучит 3. Развитие переключаемости органов артикуляции « Разговор дятла с птенчиками» ДЫ- ДЫ- ДЫ- ДЫК ДА- ДА- ДА- ДАК ДО- ДО- ДО- ДОК ДУ- ДУ- ДУ-ДУК 4 Развитие фонематического восприятия « Поймай звук», « Найди картинку со звуком (Р)» 5 Игра. Упражнение на дыхание «БУРЯ» (язык м/д зубами, дуть сильно до вибрации губ и языка) 2. Артикуляционная гимнастика: -Улыбка- трубочка - лошадка -грибок -гармошка -сдуй листок с грибка (язык держать пальцами) - чашечка 3. развитие переключаемости органов артикуляции «Поезд» Ты- ды, ты- ды, ты- ды….. (с движениями пальцев) 4 Анализ и синтез. Определение позиции звука (Р) в словах: РЫСЬ, ТРАВА, БУГОР, РАК Игра. Упражнение на дыхание «Подуй на челку» 2. Артикуляционная гимнастика: - улыбка- широкая трубочка - почистим домик - дятел стучит - парус - помаши хвостиком 3. Развитие переключаемости органов артикуляции: « Поезд», «Пароход» (пта- пто, пты- пту…) 4 Развитие фонематического восприятия «Подними флажок, когда услышишь звук (Р)» ров- лов, жарко- жалко, рама- лама… 5 Игра. Упражнение на дыхание: «Фокус с ваткой» 2. Артикуляционная гимнастика: - сердитый индюк (надуть щеки) - болтушка - мастерим качели (д-т- д- т- д- т..) - качели - чашечка - грибок - сдуй листок с грибочка 3. Анализ и синтез. Определение позиции звука (Р) в словах ТЕЛЕВИЗОР, РАК, РАКЕТА. 4 Игра. 1.Упражнения на дыхание: «Фокус», «Подуй на челку» 2. Артикуляционная гимнастика: - качели - чашечка - лошадка - грибок - гармошка - сдуй листок с грибочка - помаши хвостиком 3.Развитие переключаемости органов артикуляции: «Электродрель» дж-ж-ж-ж-о, дж-ж-ж-ж-а и т.д. Постановка звука (Р) с механической помощью от упражнения «Электродрель» Д/И «Малышкина школа» (найди ошибки в произношении) Упражнение на дыхание « Сдуй карандаш со стола» 2. Артикуляционная гимнастика: - качели - чашечка - лошадка - грибок - гармошка - дятел стучит - помаши хвостиком - заведи моторчик 3. Игровое задание «Пилим дерево» Тра- тра тру- тру тры- тры Дра- дра дро- дро дры- дры Развитие фонематического восприятия «Игра с мячом» (лови, если услышишь звук (Р) в слове) Игра. 1.Упражнение «Повтори правильно» Атр- атр ытр- ытр итр- итр Отр- отр утр- утр ятр- ятр 2.Упражнение « Какого звука нехватает?» Узо…, абажу…., ти…, жи…, вете…., мото…. 3.Д/И «Телеграф» (отстукивание слов по слогам) Комар, порт, арбуз, ирга, Арктика. 4.Д/И «Потерялась буква» (с разрезной азбукой) Ма …ка, го… ка, но… ка, ко… ка. 5.Д/И «Сочини стихи» (вставь слова: ДВОР, ЕГОР, ЗАБОР, ТОПОР) - Шел …. Через ….. Видит- сломанный ….. Взял ….. - …… Быстро починил….. 1.Игровое задание «Жонглеры» с мячиками ПРА- ПРО БРА- БРО ВРА- ВРО ПРУ- ПРЫ БРУ- БРЫ ВРУ- ВРЫ 2.Анализ и синтез. Определение позиции звука (Р) в слове ВРАЧ, ПОВАР, РАДИСТ 3.Д/И «Повтори правильно» : БРАТ, БРАСС, БРУС, ПРАВДА, БРЫСЬ И Т.Д. 4.Д/И «Разговор крокодила и носорога» (интонация) КРА-КРО! КРУ-КРЫ? ГРУ- ГРА. ГРЫ- ГРО? 5.Д/И «Замени 1-й звук в слове» ГРАЧ- ВРАЧ РОЗА- ГРОЗА РАД- ГРАД РОТ- КРОТ Игровое задание «Музыканты» (отстукивание ритма): барабан- ра- ра- ра-…. Труба- ру- ру- ру-…. Тромбон- ро- ро- ро-… Д/И «Придумай имена куклам» И…(ра), Ле…(ра), Ве…(ра), Ла…(ра), Ма….(ра). Упражнение «Повтори правильно» : РАК, МУРАВЕЙ, РОТ, Рома, рысь, игра… Игра на развитие памяти и внимания. Д/И «Разноцветные картинки» КРАСНЫЙ : шар, мухомор….. РОЗОВЫЙ: георгин, перо… ОРАНЖЕВЫЙ: куртка, хурма… СЕРАЯ: ворона, рыбка… Д/И «Составь пару» РАННЕЕ:…. Утро,…. РАННЯЯ:…. Пора РАННИЙ: ….завтрак… Д/И « Найди отличия» (по картинкам) Д/И « Муравейник» по карточкам Игровое задание «Составь предложения из заданных слов» Упражнение «Повтори правильно» Д/И «Кто идет в гости к Буратино?» (составление рассказа по картинке) Стихи со звуком (Р) Игра «Что перепутал художник?» Д/И «Скажи наоборот» Ра- ря ру- рю ры- ри ур- урь ир- ирь ар- арь Д/И «Назови профессии» В аптеке работает- аптекарь Траву косит- косарь Землю пашет- пахарь Хлеб печет- пекарь Чистоговорки на (Р*) Анализ и синтез. Определение позиции звука (Р*) в слове РЕЧКА, РЕШЕТО, РЕПЕЙНИК Д/И «Малышкина школа» (исправь ошибку, скажи правильно) Стихи со звуком (Р*) Упражнение «Повтори правильно» Д/И «Составь предложения из заданных слов» Игра «Что из чего сделано?» Д/И «Подари подарки Роме и Рите» (по картинкам) Скороговорки Д/И «4-й лишний» ( репа, Рита, рама, рюмка) Анализ и синтез. Определи позицию звуков (Р), (Р*) в словах КОРОВА, ДОРОГА, ГРЕЧКА, ТОПОРЫ Игра «Тень» Д/И «Закончи слово (ЛЫ) или (РЫ)» ШКО…, КОВ…, ШКУ…, КОЗ…, СКА… Д/И «Замени звук (Л) на (Р)» ЛАК- РАК, ЛОВ- РОВ, БАЛ- БАР, ЖАЛ- ЖАР, МИЛ- МИР, ИГЛА- ИГРА, БЛОШКА- БРОШКА, ЖИЛ- ЖИР Д/И «Помоги Ладе и Роме разобрать вещи» (по картинкам) Скороговорки Игра «угадай, чего не стало?" |