"Обучение связной речи, как одна из наиболее важных методических задач дошкольного воспитания и развития".
"Обучение связной речи, как одна из наиболее важных методических задач дошкольного воспитания и развития".
«Усвоение языка детьми – это не ознакомление со словами, не простая закладка их в памяти и не подражательное, лепечущее повторение их, а рост языковой способности с годами и упражнением». Ф.Гумбольдт
Введение
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития.
В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.
Дошкольный возраст – первое звено в системе образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список использованной литературы………………………………………………………....................47
«Усвоение языка детьми – это не ознакомление со словами, не простая закладка их в памяти и не подражательное, лепечущее повторение их, а рост языковой способности с годами и упражнением». Ф.Гумбольдт
Введение
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития.
В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.
Дошкольный возраст – первое звено в системе образования.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.
Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством
Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:
— структурный (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);
— функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);
— когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Задачи развития речи:
1.Развитие словаря.
Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).
2. Формирование грамматической стороны речи.
Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)
4. Формирование разговорной (диалогической речи).
Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.
5. Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи.
6. Ознакомление с художественной литературой.
Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?
7. Подготовка детей к обучению грамоте.
Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове.
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.
Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.
Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи.
В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи.
В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.
Я считаю, что наиболее социально значимой для дошкольников является связная речь.
Речь является естественной средой развития личности.
Отсутствие или дефицит общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Тема: «Одежда»
Цели:
• развивать диалогическую речь детей, учить отвечать на вопросы;
• активизировать в речи детей доброжелательную лексику, слова «сначала», «потом», слова, относящиеся к обобщению «одежда»,
• закрепить правильное nроизношение звуков «ф» и «фь», учить
плавно и протяжно, на одном выдохе, про износить этот звук.
Белингвальный компонент: киім – обувь, ішік – шуба,
шапан - халат
Оборудование: обувь, одежда детей, предметные картинки, куклы
Ход занятия:
В игровом уголке стоят две кроватки, в которых «спят» куклы Катя и Дима.
Логопед подзывает детей:
- Настало утро, а наши куклы Катя и Дима еще спят.
Давайте их разбудим.
Какие мы скажем слова, чтобы наши куклы проснулись?
(Доброе утро, Катенька и Димочка, вставайте, просыпайтесь. наши куколки. и т.д.)
Вот куклы проснулись и думают, что же им надеть?
Решили они сначала надеть тапочки, а потом носочки.
Что они решили надеть сначала? А что потом?
Разве сначала надевают тапочки, а потом носочки?
Что надевают сначала? Что надевают потом?
Надели куклы сначала носочки, потом тапочки.
(Дети с помощью воспитателя надевает куклам носочки и тапочки.)
Что еще надо надеть куклам? (Дети перечисляют: Кате - платье, Диме - брюки и рубашку.)
Выберите одежду для кукол.
Какое платье вы выбрали?
Расскажите о платье. (Дети выбирают и рассказывают о платье.)
Платье какое? (Например: платье красное с синими цветами, у платья длинные рукава, белый воротник, синие карманы.)
Какие брюки и рубашку вы выбрали для Димы? (Брюки коричневые с карманами, рубашка желтая, у нее длинные рукава, коричневый воротниу и много пуговиц.)
После завтрака наши куклы идут на прогулку.
На улице холодно.
Как нужно одеться? (Потеплее.)
Что нужно надеть Кате и Диме? (Кате колготки и кофту, Диме свитер.)
Что надеть куклам на ноги? (Ботинки.)
•Занятие пройдет еще интереснее, если вместо кукол будут задействованы мальчик и девочка из группы.
Давайте отправимся вместе с нашими куклами на прогулку. Физминутка
Вышли Катя и Дима во двор.
Во дворе дует ветер и колышет листочки на деревьях. (Дети берут в руки султанчики зеленого, красного, желтого цвета.)
Пусть это будут деревья с листочками.
Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так. (Воспитатель дует на «листочки»и произносит звук «ффф», дети повторяют.)
Это был сильный ветер.
А теперь подул легкий ветерок: «фь», «фь», «фь» ... (Дети дуют на султанчики и повторяют звук «фь», «фь», «фь» ... )
Вот наши куклы вернулись домой и стали раздеваться.
Что они стали делать?
Что они сняли сначала?
Что сняли потом?
Почему Катенька и Димочка сняли сначала ботинки?
Куда куколки поставили свои ботинки?
Как надо сложить вещи?
Как можно одним словом назвать платье, рубашку, брюки, кофту, колготки, свитер, носки? (Одежда.)
После прогулки наши куклы помыли руки и приглашают нас поиграть.
Театрализованная игра «Петух»
Логопед читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Шел по берегу петух, Будет знать петух, что впредь
Поскользнулся, в речку – бух! Надо под ноги смотреть!
(М.Пляцковский)
Игра проводится несколько раз.
В конце игры педагог предлагает детям пожалеть петушка.
- Как мы пожалеем петушка? Какие добрые и ласковые слова мы ему скажем?
Дети стоят в кругу и передают петушка друг другу.
Они гладят петушка и произносят, например, так: не плачь, петушок, ты хороший, мы тебя высушим, и т.д.
Мелкая моторика: «Застежки» (плоскостные куклы)
Итог:
- Назовите предметы обуви?
- Что мы надеваем?
- Кого мы одеваем?
Тема: «Дикие животные»
Цели:
• учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь;
• учить детей употреблять в речи прuлагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей;
• укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного проuзношенuя звука «С» и работать над интонационной выразительностью речи, учить детей четко произносить слова u отдельные фразы.
После того как дети рассмотрели фотографии и ответили на вопросы, предложите желающим детям, с помощью педагога, составить свой рассказ о лягушке.
Заслушиваются 3-4 рассказа.
Дети произносят слова стихотворения, сочетая их с имитационными движениями.
Физминутка
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем утирались.
Лапками шлепали,
Лапками хлопали.
Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»
Логопед спрашивает: Лягушка какая?
Глаза у лягушки какие?
Лапки какие? Кожа какая?
Хвостик какой? (Есть у лягушки хвостик?)
Вопросы задаются логопедом несколько раз, например:
- Лягушка какая? А еще какая! А ты как думаешь?
В конце занятия про водится подвижная игра «Цапля и лягушки».
- На полянке много кочек ( раскладываются крежки, их количество меньше, чем детей).
Под музыкальное сопровождение «лягушата» скачут с кочки на кочку.
Со словами «Цапля идет!» дети-лягушата прячутся под кочки-подушки.
Кому кочки не хватило, садится на стульчик - его «цапля съела». Игра проводится несколько раз.
А знаете ли вы?
Есть лягушки, которые живут на деревьях и называются древесные.
Есть папы-лягушки, которые при любой опасности прячут своих лягушат во рту.
Есть лягушки, которые вынашивают икринки под кожей на спине.
Вопросы:
Какая польза от лягушек?
Численность лягушек уменьшается - почему?
Зачем лягушке большие задние лапы?
Есть ли у лягушки зубы?
Как глотает лягушка пищу?
Есть ли у лягушки уши?
Что значит плавать по-лягушачьи?
Как появляются лягушата?
Как сохранить лягушек в природе?
Итог: - Что нового узнали на занятии?
- Почему надо охранять все живое?
Занятие «Цветы»
Цели:
• учить детей отвечать на вопросы, составлять небольшие описательные рассказы с помощью взрослого;
• учить употреблять в речи прилагательные,
сочетая их с существительными;
• упражнять детей в произношении звука «JIC»,
учить произносuть слова с разной силой голоса и в разном темпе.
Белингвальный компонент: шөп – трава, бәйшешек – подснежник, қау шөп – ковыль, гүл - цветок
Оборудование: иллюстрации цветов, комнатные цветы в горшках.
Ход занятия:
Педагог читает стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты.
И не будет красоты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
На фланелеграфе педагог выкладывает картинки с изображением цветов - на лугу, в лесу, в саду на клумбах.
- Посмотрите, ребята, какие красивые цветы.
Какого они цвета?
Какие цветы вы знаете?
Представьте себе, что вышли дети гулять в лес, в сад, на луг, в поле и сорвали цветы ...
Что произойдет?
Как вы думаете, что можно сделать, чтобы сохранить эту красоту?
Конечно, нельзя рвать цветы.
Цветами можно любоваться.
А как? (Смотреть на них, наблюдать за ними, вдыхать их запах, каждый цветок пахнет по-своему.)
Физминутка (Включается грамзапись.)
- Представьте себе, что вы семена цветов, которые посадили в землю.
Лежат семена в теплой земле. (Дети легли и сели на ковер, закрыли глазки ручками.)
Сильнее пригрело солнышко.
Из семени пробился росток и потянулся вверх. (Дети выпрямляются и немного привстают.)
Полил дождик, и молодой росточек потянулся к солнышку. (Дети выпрямились и тянут руки вверх, сложив ладошки.)
И вот из почек появились листья, а за ними из бутона распустился цветок.
Дети - воображаемые цветы. Над цветами зажужжали пчелы.
- Как зажужжали пчелы? (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж ... )
И полетели с цветка на цветок.
Педагог читает такие строчки и предлагает разучить их с детьми:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На цветочке я сижу,
На цветочке я сижу, Весной и летом я жужжу.
Дети все вместе произносят слова стихотворения-чистоговорки, четко произнося слова.
Затем педагог по отдельности с несколькими детьми проговаривает слова с разной силой голоса, с разным темпом речи.
- Посмотрите, в нашем природном уголке тоже много цветов.
Цветы, которые находятся в комнате, называются комнатными растениями.
Все комнатные растения весной цветут.
Давайте рассмотрим некоторые из них.
Педагог ставит на стол перед детьми бегонию.
Бегония - это комнатное растение с длинными мохнатыми стеблями, на которых крупные листья.
Бегония - большое растение и требует особого ухода.
Его нужно поливать каждый день, а листья протирать, используя кисточку.
Землю вокруг растения необходимо рыхлить заточенной палочкой.
Рассмотрели?
А теперь ответьте на вопросы.
- Что это? (Комнатное растение.)
Как называется это комнатное растение? (Бегония.)
Чем отличается это растение от растений, растущих в природе? (Бегония растет и зеленеет круглый год, но цветет всегда весной, а растения в природе зимой спят.)
Расскажите, что есть у бегонии? (Листья, стебли, корни, цветы.)
Листья какие? (Крупные, резные, мохнатые, зеленые.)
Как необходимо ухаживать за бегонией? (Поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать ... )
После ответов на вопросы педагог просит детей послушать рассказ о бегонии.
Затем любому желающему ребенку предлагается составить свой рассказ.
Если дети затрудняются, то рассказ составляется с помощью логопеда.
Дети рассказывают (2-3 рассказа).
В конце занятия педагог собирает детей в кружок.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики. (Дети прыгают на месте, вокруг себя.)
Ручками хлопают, ножками топают.
Глазками моргают, потом отдыхают.
Все!
Итог:
- Какие цветы знаешь, назови?
- Почему цветы называются комнатные?
После занятия логопед раздает каждому желающему ребенку лист бумаги, на котором пунктиром нарисованы цветы и листья бегонии, и предлагает детям их закрасить, используя цветные карандаши или краски.
Тема «Семья»
Цели: работа над лексико – грамматическим строем речи,
над просодической стороной речи, развитие общей и мелкой моторики
Задачи:
• учить детей отвечать на вопросы,
составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта, используя фотографии;
• активизировать в речи детей прилагательные;
учить детей употреблять в речи слова, обозначающие название домашних животных, птиц и их детенышей и птенцов;
• учить детей произносить правильно и четко звукосочетания с разной силой голоса и интонацией.
Белингвальный компонент: отбасы – семья: шеше,әже, ата, әке
Оборудование: картинки, иллюстрации по теме
Ход занятия:
Все собираются за «круглым столом». На занятие картинки семьи.
Рассматриваются все фотографии. Примерные вопросы ребенку:
- Кто на фотографии?
Как зовут папу?
Как зовут маму?
У тебя есть брат или сестра?
Как его (ее) зовут?
Кто еще живет вместе с вами?
Расскажи о маме, какая она?
Что любит твоя мама?
Как ласково она называет тебя?
А как ты зовешь ее?
Как зовет тебя папа?
Педагог, по возможности, опрашивает всех детей в подгруппе.
Затем предлагает желающим рассказать о семье.
Если ребенок затрудняется. педагог задает наводящие вопросы. (Один из вариантов помощи:
педагог рассказывает о своей семье и показывает детям принесенную картину.)
Педагог обращается к детям и просит их подойти к нему и показать ручки.
- Знаете ли вы, что руки наши могут играть.
Поднимите ваши руки, соедините ладошки:
Этот пальчик дедушка (постукивают кончики больших пальцев)
Этот пальчик бабушка ( указательных)
Этот пальчик папочка ( безымянных)
Этот пальчик мамочка ( средних)
Этот пальчик я ( мизинцев)
Дружная семья (пальцы рук смыкаются в замок)
Пальчиковая гимнастика проводится несколько раз.
Возможно предложить одному из детей провести гимнастику для пальчиков.
Дидактическая игра «Чьи детки?»
Педагог раскладывает иллюстрации с изображением домашних животных и птиц на одном столе,
а их детенышей - на втором столе.
Детям предлагается найти папу, маму, их детеныша,
Т.е. собрать семью и назвать их.
Например: корова - бык - теленок,
коза - козел - козленок (а если их много? - козлята),
кот - кошка - котенок (котята),
свинья - хряк - поросенок (поросята),
крольчиха - кроль - крольчонок (крольчата),
петух - курица - цыпленок (цыплята),
гусь - гусыня - гусенок (гусята),
утка - селезень - утенок (утята) и т.д.
Когда семьи воссоединились, педагог предлагает детям разделиться на две подгруппы.
- Вспомните, как зовет корова своего теленка, как отвечает ей теленок?
Как зовет коза козленка? Как отзывается козленок? И т.д.
Первая подгруппа - родители, вторая - дети.
Детям первой подгруппы на ушко каждому ребенку педагог называет домашнее животное или птицу.
Затем детям второй подгруппы (чтобы никто не слышал) называют детенышей.
Педагог спрашивает: «Где чьи детки?»
«Родители» и «дети», имитируя звуки выбранных домашних животных или птиц, ищут свою семью.
Игра проводится несколько раз. Каждый раз дети меняются ролями.
Итог:
- Что такое семья?
- Почему в семье все друг друга любят и помогают?
Тема «Профессия - повар»
Цели: работа над лексико – грамматическим строем речи, развитие моторики
Задачи:
• учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы,
составлять короткие рассказы по картине;
• учить детей употреблять в речи глаголы, согласовывая их с существительными.
Обогащать словарный запас детей:
• учить детей громко произносить слова стихотворения,
сочетая речь с движениями пальцев рук.
Белингвальный компонент: варить – пісіру, повар – ас пісіруші
Оборудование: картина по теме, овощи
Ход занятия:
Занятие проводится после экскурсии на кухню детского дома. Занятие ведут воспитатель, логопед и повар работник детского дома.
Ведущий загадывает загадку:
Кто вкусно так готовит щи капустные,
Ароматные котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)
Повар:
Правда, правда, отгадали,
Видно, все меня узнали.
Повар читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи»:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свекла? Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла. Ох!
• Можно предложить детям повторять вместе с вами фразу: Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла. Ох!
Вопросы к тексту:
1. Откуда пришла хозяйка?
2. Что купила хозяйка?
3. Как вы думаете, какой из овощей самый главный?
4. Что можно приготовить из овощей?
5. Как называется блюдо, приготовленное из овощей?
6. Какое овощное блюдо вы любите?
Физминутка «Игра на пальцах»
Некоторые овощи повар заготавливает на зиму.
Например, капусту. (Произнося слова игры, дети имитируют движения руками.)
Мы капусту рубим,
Мы капусту солим,
Мы морковку трем,
Мы капусту жмем.
Логопед собирает детей возле себя и предлагает рассмотреть картину «Повар», которая была выставлена в группе до занятия.
Логопед вместе с поваром задают детям вопросы, побуждая их отвечать полными фразами.
Вопросы по картине:
1. Кто это? (Это повар.)
2. Как вы думаете, от какого слова образовалось слово повар? (Парить, поварить, варит.)
3. Какую специальную одежду надевает повар? (Фартук и колпак.)
5.Что еще может приготовить повар? (Нарезать салат, поджарить котлеты, испечь пироги, печенье, пирожные.)
6. Есть у повара помощники? (Терка, нож, мясорубка, картофелечистка, половник, ложка, специальная большая плита.)
После ответов на вопросы логопед предлагает детям прослушать рассказ.
Это повар. Он стоит у плиты на кухне и готовит разные блюда. На нем специальная одежда: фартук и колпак. Повар варит в большой кастрюле суп. Он помешивает суп половником. У повара есть на кухне помощники: терка, картофелечистка, мясорубка.
- А теперь кто из вас хочет рассказать о поваре?
Дети по желанию, с помощью логопеда, составляют рассказы по картине.
Если ребенок затрудняется, то логопед задает наводящие вопросы.
Рассказ ребенка состоит из трех или четырех предложений.
Итог:
В конце занятия воспитатель уточняет: помните ли вы, как зовут поваров нашего детского дома,
что увидели вы интересного на нашей кухне, когда были на экскурсии?
Повар благодарит детей за интересные рассказы и раздает угощение (морковки или фрукты ... ).
Тема «Посуда»
Цели: работа над лексико – грамматическим строем речи, развитием общей и мелкой моторикой
Задачи:
• учить детей отвечать на вопросы и участвовать в диалоге, поддерживая беседу;
• учить составлять небольшой рассказ по знакомому произведению;
• учить детей отгадывать загадки, образовывать однокоренные существительные, обозначающие предметы быта; обогащать словарь детей.
Белингвальный компонент: посуда – ыдыс
Оборудование: иллюстрации к книге, посуда детская
Предварительная работа: За несколько дней до этого на занятии по художественной литературе детям читается сказка «Федорино горе».
Ход занятия:
В группу к детям, плача и приговаривая, заходит ...
- Кто это?
Это бабушка Федора (можно использовать куклу из театра би-ба-бо).
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я бабушка Федора.
Знаете, из какой сказки я к вам пришла? Кто написал сказку обо мне?
Со мною беда приключилась. Слушайте (бабушка Федора читает несколько отрывков из сказки «Федорино горе»):
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит ...
А за ними блюдца, блюдца Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!
И бежит, бренчит, стучит сковорода: «Вы куда, куда, куда?»
А за нею вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки стучат по дорожке.
Во время чтения сказки логопед выставляет на фланелеграф иллюстрации к сказке К. И Чуковского «Федорино горе».
- Ах, ты несчастная Федора. (Федора плачет.)
- Ребята, что убежало от Федоры? (Дети вместе с логопедом рассматривают иллюстрации к
сказке «Федорино горе» и перечисляют.) Педагог раскладывает на столе картинки с изображением сбежавшей посуды.
- Как одним словом назвать то, что убежало от Федоры? (Посуда.)
Логопед предлагает детям вспомнить, что собирают осенью в огороде. (Морковь, редис, репу, помидоры, огурцы ... )
- Как можно все это назвать одним словом? (Овощи.)
+ Где растут овощи? (В огороде на грядках.)
Какие овощи растут в земле?
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Детям предлагается разложить овощи по разным корзинкам. В коричневую корзинку - овощи, которые растут и созревают в земле, в желтую - которые растут и созревают на земле.
Затем дети, с помощью логопеда, составляют предложения.
Например:
В коричневой корзинке лежат картошка, морковка, редиска, репа, потому что эти овощи растут и созревают в земле.
В желтой корзинке лежат огурец, помидор, кабачок, потому что эти овощи растут и созревают на земле.
Логопед загадывает детям загадки. Дети должны назвать и показать тот овощ, о котором загадка.
•• Глядите, не моргайте,
Рты не разевайте,
Ворон не считайте,
Поскорее отгадайте!
Расту в земле на грядке я
Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
и крупной соли полмешка. (Капуста.)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (Лук.)
Зелен, и высок, и густ
На огороде вырос куст.
Покопай немножко
Под кустом ... (Картошка. )
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я ... (Свекла.)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?. (Репка.)
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец)
Щеки розовые, а нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска.)
Он круглый да красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней ... (Помидора. )
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (Капуста.)
- Молодцы! Все загадки отгадали.
Физминутка
- Ребята, кто из вас помнит сказку «Репка»?
Какими словами начинается сказка?
Дети произносят: ~(Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая ... »
Представьте себе, что вы маленькое зернышко репки. Вы лежите в земле.
Пригрело солнышко, прошел теплый дождик.
Потянулся росточек вверх из земли к солнышку.
Появились листочки, а в земле стала расти репка ...
Дети имитируют движения поднимающегося ростка.
Логопед собирает детей около стола.
- Ребята, на математике вы знакомились с геометрическими фигурами.
Назовите их. (Круг, овал, треугольник, квадрат.)
Назовите овощи, напоминающие вам эти геометрические фигуры. (Морковка похожа на треугольник, огурец и кабачок - на овал, помидор, свекла - на круг.)
Есть овощ, напоминающий своей формой квадрат? (Нет.)
Что можно приготовить из овощей? (Щи, борщ, салат, солянку ... )
Как называется салат из овощей? (Овощной.)
Салат из моркови? (Морковный.)
Салат из огурцов? (Огуречный.)
Салат из свеклы? (Свекольный.) и т.д..
Посмотрите, ребята, нам сегодня почтальон принес письмо.
В конверте картинка. Дети соседней группы просят нас помочь ответить на вопросы.
Рассматривание картины «Петя и Таня собирают урожай овощей».
Примерные вопросы: Кто это? Что они делают в огороде? Какие овощи собирают Петя и Таня?
Куда складывают собранные овощи? Куда отнесут дети корзинки с овощами?
Что приготовит бабушка детям из овощей?
Дети отвечают на вопросы. логопед записывает ответы. В конце занятия все вместе
запечатывают письмо с ответами и отправляют в соседнюю группу.
Итог: Желательно, чтобы аналогичное задание выполнили дети соседней группы, а вы их ответы зачитали вашим воспитанникам.
- Где растут овощи?
- Что нового узнали?
Занятие «Фрукты»
Цели: • формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с логопедом короткий описательный рассказ;
• познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты»;
учить детей образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными;
Где он живет? Покажите! (Дети открывают рот и показывают свои языки.)
- Правильно, Язычок живет в домике, около которого есть большой сад.
Что растет в саду? (Дети перечисляют названия фруктов, находят их изображения среди картинок и выкладывают на фланелеграфе. )
- Что это? Как можно все это назвать одним словом?
Логопед вносит поднос с фруктами и овощами.
- Слушайте внимательно!
Если я назову то, что растет в саду, вы говорите «Да» и поднимаете руки вверх, если не растет в саду, то вы говорите «Нет» и опускаете руки вниз.
Дидактическая игра «Что растет в саду?»
Яблоко растет в саду? - Да.
Картошка растет в саду? - «Нет». (Почему?)
Груша ... -Да.
Помидор ... - «Нет». (Почему?)
Тыква ... - «Нет». (Почему?)
Апельсин ... - Да.
Свекла ... - «Нет». (Почему?)
Мандарин ... - Да.
Огурец ... - «Нет». (Почему?) И т. д.
После вопроса «Почему?» дети должны уточнить: «Потому что это овощ».
Логопед предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нем.
Например:
- Саша, что у тебя в руках? (Яблоко.) Какое оно? (Круглое, красное, большое и т.д.).
- Язычок из фруктов сварил варенье, посмотрите.
На фланелеграфе логопед выкладывает изображение банок с наклейками фруктов.
- Варенье из яблок как называется?(Яблочное.)
- Варенье из груш? (Грушевое.)
- Варенье из лимонов? (Лимонное.)
- Варенье из мандаринов? (Мандариновое.)
- Варенье из апельсинов? (Апельсиновое.)
- Наш Язычок поел варенье и облизнулся, вот так
(логопед показывает - язык двигается по верхней и по нижней губам, дети повторяют:
«АХ,какое вкусное варенье!»).
Повторите, что сказал Язычок. (Дети по одному повторяют.)
Язычок сел на крыльцо (язык на нижней губе) и, чтобы не скучать, стал передразнивать всех,
кто проходил и проезжал мимо.
Логопед проговаривает четко и медленно, а дети повторяют:
Просигналила машина: би-би-би.
Язычок передразнивал: би-би-би.
Зайчик стучал в барабан: бум-бум-бум.
Язычок передразнивал: бум-бум-бум.
Собачка играла в мячик: бах-бах-бах.
Язычок передразнивал: бах-бах-бах.
Моторика:
Логопед предлагает детям трафареты «Фрукты».
- Выбери фрукт, обведи и раскрась.
Итог:
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что особенно понравилось?
Занятие «Пассажирский транспорт»
Цели:
• формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий рассказ;
• закреплять в активном словаре обобщенное понятие «транспорт», учить правильно называть виды транспорта (пассажирский), при составлении описательного рассказа учить детей согласовывать существительное с прилагательным, называть части предмета.
• учить четко проговаривать слова, изменяя темп речи и силу голоса.
Логопед вносит в группу игрушечного кота и произносит слова чистоговорки четко и медленно:
Загудел паровоз и вагончики повез:
Ту-ту-ту, та-та-та, мы везем с собой кота.
Дети по желанию берут в руки кота и произносят слова чистоговорки.
Речевое упражнение повторяется с движениями.
- Наш котик любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать.
Кот: Что вы знаете, ребята, про мои дорожные загадки?
Игра «Отгадай загадку»
Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль.)
Если дети затрудняются ответить, то логопед еще раз повторяет загадку и выкладывает на фланелеграф картинки с изображением автомобиля.
Что за чудо - синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
На фланелеграфе появляется картинка с изображением автобуса.
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай!
Отправляется... (Трамвай.)
На фланелеграфе появляется картинка с изображением трамвая.
4. Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой
Провезу всех под землей. (Метро.)
На фланелеграфе появляется картинка с изображение электрички метро.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет. Что же это? (Самолет.)
На фланелеграфе появляется картинка с изображением самолета.
- Посмотрите на фланелеграф.
- Что это? (Дети перечисляют: автомобиль, автобус, трамвай, метро, самолет.)
- Как можно все это назвать одним словом? (Транспорт.)
Кого перевозит? (Людей пассажиров.)
Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (Пассажирский)
Физминутка
Дети выстраиваются друг за другом, двигаются, изображая вагончики, и произносят такие строчки:
Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики все тук, да тук, да тук.
(Слова произносятся четко и медленно.)
Логопед раздает детям картинки (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, самолет) и предлагает рассказать о том, что изображено на картинках.
С помощью вопросов логопед побуждает детей составить описательный рассказ о предмете.
Количество картинок должно соответствовать количеству детей.
Например:
Логопед: Что это?
Ребенок: Это автобус.
Логопед : Какого цвета автобус?
Ребенок: Автобус синий.
Логопед: Что есть у автобуса?
Ребенок: У автобуса есть окна, колеса, кабина, двери.
Логопед: Кто управляет автобусом?
Ребенок: Водитель.
Логопед: Кого возит автобус?
Ребенок: Людей - пассажиров.
(Беседа ведется с каждым ребенком.)
Игра с движениями
Вот летит аэроплан,
Звездами украшен!
Покричим ему: «Ура!»
Ручками помашем.
Дети поднимают руки в стороны и двигаются.
- Сейчас мы все вернулись домой.
Итог:
- Понравилось вам отгадывать загадки о транспорте?
- Нужен транспорт человеку? Почему?
Тема «Грибы, ягоды»
Цели:
• учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога,
побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;
• учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой - маленький),
учить образовывать существительные с помощью суффиксов.
Закрепить представления о понятиях «грибы» и «ягоды»;
• закрепить произношение звуков «д», «дь».
Беингвальный компонент: орман – лес, жаз – лето, жидек – ягода, саңырауқұлақ - гриб
Оборудование: корзинки, муляжи грибов, картинки,
Ход занятия:
Логопед обращается к детям:
- Сегодня на занятие я принесла для вас корзинки.
Посмотрите, сколько корзинок у меня? (Две.)
Какие они? (Большие ... )
Как вы думаете, зачем нужны корзинки?
Что можно в них положить?
Посмотрите, из чего они сделаны?
Логопед побуждает детей рассмотреть корзинки и ответить на вопросы,
внимательно выслушивать ответы других детей.)
- С этими корзинками мы с вами отправимся в лес по грибы и ягоды.
В одну корзинку мы будем собирать грибы, в другую - ягоды.
Кто из вас был в лесу?
До леса далеко.
На чем мы поедем? (Дети выбирают любой вид транспорта - например, машину.)
Дети строятся друг за другом или строят из стульчиков «машину» - и в путь!
(Можно использовать крупный строитель или модули.)
- Машина отправляется, звенит колокольчик: динь-динь-динь ...
- Как звенит колокольчик? (Дети повторяют: динь-динь- ; динь.)
- Машина едет и гудит: ду-ду-ду.
Как гудит машина? (Дети повторяют.)
Дети двигаются по кабинету друг за другом, произнося: ду-ду-ду ...
Звучит музыкальное сопровождение.
- Ну, вот мы и приехали в лес! (Включается грамзапись «Звуки леса».)
- Возьмем с собой корзинку для грибов и корзинку для ягод.
Логопед читает стихотворение:
•• Ах, грибки, грибочки!
Вы не спрячетесь за кочкой.
Вот ребята в лес пойдут, вас в корзинки соберут.
Эй, грибочек, грибок, масляный бок, белая ножка!
Прыгай в лукошко!
- В лесу много разных грибов, какие грибы вы знаете?
Логопед показывает детям муляжи грибов или выкладывает картинки на фланелеграфе.
- Растет под осиной гриб - ... (Подосиновик.)
- Посмотрите, какая у него шляпка? (Красная.)
Какая ножка? (Белая.)
Длинная или короткая?
- Растет под березой гриб - ... (Подберезовик.)
Какая шляпка у подберезовика? (Коричневая.)
Какая ножка? (Серая.)
- Гриб с масляным бочком - ... (Масленок).
Какой он? (Маленький.)
Какая у него шляпка? (Липкая, как будто полита маслом.)
- Гриб желтенький, как шубка у лисы - ... (Лисичка.)
- Какого цвета этот гриб? (Желтенький.)
Какие у него шляпка, ножка?
- Гриб, как солнышко, рыженький - ... (Рыжик.)
Как называется такой цвет? (Оранжевый.)
- А какой гриб самый главный в лесу? (Белый гриб.)
- Какой он? Какого цвета? (Он большой, шляпка у него коричневая, ножка белая.)
Если дети затрудняются с ответом, то логопед называет гриб, а затем произносит его название вместе с детьми.
Физминутка
Мы по лесу ходим,
Мы наклонимся, сорвем,
Грибочки находим.
И в корзинку их кладем. (Дети имитируют движения поиска и сбора грибов.)
- Молодцы! Много грибов собрали. Кладите их в корзину.
Ребята, в лесу много грибов.
А все ли грибы можно собирать? Почему?
Какие грибы нельзя собирать?
Логопед загадывает загадки:
Тут лисички, там опята. Возле леса на опушке,
Ну, а это на полянке Украшая темный бор,
Ядовитые ... (Поганки!) Вырос пестрый, как петрушка,
Посмотрите-ка, ребята, Ядовитый…..(мухомор)
Тут лисички, там опята.
Ну, а это на полянке
Ядовитые ... (Поганки!)
- Чем еще нас может угостить лес? (Ягодами.)
Какие ягоды растут в лесу?
Логопед вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе картинки: земляника, малина, черника, брусника.
На поляну мы заходим.
Много ягод здесь находим.
- Малина, земляника, костяника, брусника, клюква - какого цвета эти ягоды? (Красные.)
А черника? (Черная.)
Что можно приготовить из ягод? (Варенье, компот, повидло ... )
Как еще можно заготовить ягоды на зиму? (Заморозить в холодильнике или засушить.) Молодцы!
Вот и ягод мы с вами набрали, кладите их в корзинку. А теперь пора домой.
Дети рассаживаются на стульчики, звенит колокольчик: динь-динь-динь.
Обращаясь к любому ребенку, логопед спрашивает:
- Как звенит колокольчик? (Динь-динь-динь!)
- Наша машина отправляется в обратный путь: ду-ду-ду.
Как гудит машина? (Ответы детей хором и индивидуально.)
• Под музыкальное сопровождение заканчивается занятие.
После занятия логопед подводит итог:
Где мы с вами побывали? На чем ехали? Что собирали в лесу?
Куда складывали? И т.д.
Выучите с детьми строки Л.Тетивкина «Волнушки»:
На лесной опушке выросли волнушки: Оглянулись и сказали:
«Здравствуйте, а вы нас ждали?»
Занятие «Грузовой транспорт»
Цели:
• учить детей отвечать на вопросы, с помощью логопеда составлять описательный рассказ по игрушке:
• учить образовывать прuлагательные от существительных и использовать их в речи, называть предметы и их части, закреплять в активном , словаре обобщающие слова;
• учить четко u громко проuзносить слова потешки и стихотворения, сочетая их с движениями.
Белингвальный компонент:
жүк машина
Оборудование: машинки – игрушки, светофор, картинки по теме
Предварительная работа: Перед занятием рекомендуется провести экскурсию к проезжей части города.
Ход занятия:
Логопед произносит слова потешки:
Чики-чики чикалочки,
Едет Ваня на палочке.
А Дуня на тележке
Щелкает орешки.
Дети повторяют слова потешки с притопыванием и хлопками.
Звучит музыка, «въезжает» большая грузовая машина (игрушка)
- Что это, ребята? (Машина.)
Рассмотрите внимательно, подойдите поближе.
Расскажите о машине, какая она?
Машина большая или маленькая? (Большая.)
Какого цвета машина? (Синяя ... )
Машина сделана из дерева или из металла?
Машина какая? (Машина сделана из металла, она металлическая.)
Что есть у машины? Назовите ее части. (Кабина, колеса, кузов.)
Зачем машине нужны колеса?
Сколько колес у машины?
Какие они? (Колеса нужны машине, чтобы она могла ехать, колес у машины четыре, они сделаны из резины, они резиновые.)
А если бы у машины было три колеса или пять колес?
Что бы изменилось? (Вопросы рассчитаны на воображение.)
Что находится в кабине машины? (Руль, сиденье для водителя.)
Что можно перевозить на машине? (Кубики, камни, песок, мебель, книги, игрушки - «груз», уточняет логопед.)
Кто управляет машиной (ведет) ее? (Водитель.)
Если машина перевозит груз, как можно назвать эту машину? (Грузовик, грузовая машина.)
Затем дети с помощью логопеда составляют небольшой рассказ о машине.
Логопед предлагает детям погрузить любой груз в кузов.
Например, кубики.
- Погрузили? Поехали!
Логопед(или любой ребенок) за веревочку провозит машину по группе.
Держа в руках воображаемый руль, дети движутся по кабинету за машиной под музыкальное сопровождение («Мы едем, едем, едем ... »).
- Приехали! Разгружаем машину.
Все раскладываем на свои места.
Логопед собирает детей около фланелеграфа.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Используются картинки на фланелеграфе.
Логопед называет предметы, изображенные на картинках:
- Автобус, трамвай, яблоко.
Что лишнее, почему?
(Яблоко лишнее, потому что это фрукт, а автобус и трамвай - транспорт).
- Морковь, самолет, капуста. Что лишнее, почему?
- Земляника, малина, грузовик. Что лишнее, почему?
- Груша, апельсин, колесо. Что лишнее, почему?
- Кукла, мяч, троллейбус. Что лишнее, почему?
Физминутка
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки здесь и ножки там,
Ножки прямо, ножки вкось.
Что за шум, что за гам? Произнося эти слова, дети выполняют движения ногами за логопедом.
Логопед собирает детей в круг:
- Посмотрите на фланелеграф.
На фланелеграфе картина «Улица города». Логопед спрашивает детей:
- Какие машины едут по улицам нашего города?
Кто управляет движением машин на дороге?
Есть главный регулировщик, который управляет машинами и людьми на дороге,
у него три светящихся глаза.
Что это за регулировщик?
Логопед читает стихотворение:
Он цветным мигает глазом.
Вот зажегся красный свет,
Всем известно - хода нет.
С вами так условимся:
Желтый - приготовиться,
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт».
(Светофор.)
Логопед поднимает игрушку «Светофор» и спрашивает:
- Если красный глаз горит, что нужно делать? (Остановиться).
- Если зажегся желтый глаз? (Приготовились, но еще стоим.)
- Если зажегся зеленый глаз? (Идем.)
Проводится подвижная игра «Светофор».
Логопед поочередно зажигает глазки светофора, дети выполняют действия (идут пол музыкальное сопровождение или стоят). Эту игру можно проводить на улице в любое время года.
Итог:
- Что на занятии вы узнали нового? Что особенно понравилось? Какие глазки у светофора?
Тема «Домашние животные»
Цели:
• учить детей отвечать на вопросы,
составлять рассказ о животных с помощью вопросов ;
Логопед: Ребята , я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце.( логопед раздает снежинки).
А вы умеете правильно дуть? Напомните , как это надо делать.( Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Дети дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).
Логопед: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.
-Покажите голосом, как ветер усиливается.
- Как вьюга затихает.
Логопед. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом.( дети « греют» руки теплой воздушной струей).
5.Сюрпризный момент.
Логопед. Ребята , отгадайте загадку. Если угадаете, то у нас появится гость.
« Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто пришел к нам? ( снеговик)
Логопед: Молодцы, угадали загадку!
И снеговик появился , чтобы с нами поиграть.
4.Отгадывание загадок.
Логопед: Зима — морозная пора, но очень веселая!
Много игр, развлечений забав зимой!
Снеговик загадает загадки о своих любимых зимних забавах. Если вы угадаете загадку, то отгадка появится.
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их........ (лыжи)
Зима в подарок нам дает
Румяные деньки.
Скорей на снег, скорей на лед.
На лыжи и ….....( коньки)
Сажусь и качусь,
с горы я мчусь.
Но это не санки,
А просто.......... ( ледянка)
ОЙ, насыпало снежка!
Вывожу коня- дружка.
За веревочку – узду
через двор коня веду.
С горки вниз на нем лечу,
а назад его тащу. ( санки)
Логопед: А какие зимние забавы любите вы?
Вспомните и те, о которых забыл снеговик.( дети отвечают по одному).
4.Координация речи с движением.
Развитие общей моторики.
Логопед:
Наконец пришла зима. ( Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома ( показывают крышу над головой)
Снег на улице идет ( Потряхивающие движения кистями рук сверху вниз)
Дворник улицу метет ( имитация движения)
Мы катаемся на санках ( Дети приседают)
Пишем на катке круги ( имитация катания на коньках)
Ловко бегаем на лыжах ( имитация движения)
И играем все в снежки. ( дети лепят и бросают снежки).
5.Развитие зрительного внимания, « нелепицы»
Логопед: Ребята, снеговик нарисовал интересную картину, но мне кажется на ней много ошибок. Найдите их.
6.Употребление существительных в родительном падеже.
Логопед:
- Ребята, нашему снеговичку очень грустно одному.
Давайте сделаем ему друзей, точь в точь как наш снеговик.
Я начала их рисовать, но закончить не успела. Помогите мне.
Логопед, обращаясь к каждому ребенку:
- Чего нет у твоего снеговика?
( У моего снеговика нет ведра, ….метлы, рук, носа, глаз .
- Я дорисую снеговику ведро…......(Дети дорисовывают снеговиков.)
Итог занятия:
- Чем понравилось занятие?
- Кому мы помогли?
Дети благодарят снеговика за интересную игру и дарят рисунки.
Список использованной литературы:
Гафитуллин, М. С. Развитие творческого воображения. - Жуковский, 1987.- 12с.
Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.И. Гин. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 144с.
Гризик, Т.Д. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С. 54 - 56.
Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, - Екатеренбург: Издательство АРД ЛТД, 1999. – 320 с. – (Учимся играя)
Колодяжная, Т.П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н / Д: ТЦ «Учитель», 2010. – 32 с.
Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – М., 2011. – Т.35.
Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 527 с.
Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96-128 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Усманова П.Д., Макей И.В., Сергеева С.Н., Ташметова Н.Е. Развитие речи /Методическое пособие 5+, Алматық – тан, 2014