kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья.Основанием для программы послужила  программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных  школ под редакцией: В.В.Воронковой, М. «Владос» 2000год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии 5 класс»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»


РАССМОТРЕНО

на МО,

протокол № ___

от «___» ______ 20__г.

Руководитель МО

________Е.Н.Мотина

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом,

протокол № 1 от

«___» _______ 20___ г.

Руководитель МС

__________С.В.Негодина

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

___________Г.Н. Гузий

Приказ №____________

от____________20____г.



Адаптированная рабочая учебная программа

по логопедии

5 «А» класс

на 2017-2018 учебный год


Составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией

доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011 года, программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.


Программу составила: учитель - логопед М.А. Гузий

(Ф.И.О. учителя (учителей), составившего (их) рабочую программу)


г. Железноводск


2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

  1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы: 5-9 кл. под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;

  2. Закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

  3. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», Малофеев Н.Н.

4. Учебного плана ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1».

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в школе.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи различной степени тяжести, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для программы послужила программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ под редакцией: В.В.Воронковой, М. «Владос» 2000год.

Целью программы является коррекция речи и мышления обучающихся воспитанников с интеллектуальным недоразвитием.

Программа построена с учётом содержания программы изучения русского языка и включает изучение предметов и явлений окружающего мира, сведений, доступных для обучающихся воспитанников.

Содержание программы направлено на решение следующих основных задач:

-создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

-обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

-создание коррекционных условий для развития познавательных функций и личностных особенностей;

-развитие произвольного внимания;

-развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти;

-развитие речевого внимания;

-развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций;

-воспитание речевой и мыслительной активности;

-развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи;

-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-овладение фонетическим строем языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звуко- слоговой структурой, формирование фонематического восприятия.

-обучение грамоте, формирование звукобуквенного анализа;

-развитие связной речи.


Программа включает в себя разделы:

1)коррекция звуковой стороны речи;

2)формирование лексико-грамматического строя.

В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы связанного высказывания. Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь собственно речевых задач с коррекционными и воспитательными.

Решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. – осуществляется через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.

Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи уобучающихся воспитанников с ОВЗ, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Обучение обучающихся воспитанников в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - подготовку к овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для коррекционной школы.

В первую очередь с помощью специальных приёмов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью обучающиеся воспитанники привлекается к различию между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.

При разработке методики работы по данной программе материал подбирался с учётом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируется упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова, в письме и чтении.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса большое внимание уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).

Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1)формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

2)совершенствование навыков словоизменения и словообразования;

3)совершенствование связной речи.

В процессе работы по развитию навыков словоизменения и словообразования обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.

Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. С этой целью в занятия включены упражнения на рассматривание и описание предметов, совместное рассказывание, повторение текста. Система логопедической работы по формированию связной речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетно-ролевых картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный пересказ.

Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся воспитанников. Частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью учащихся. Темы, включённые в программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у таких воспитанников носят стойкий характер.

Используется максимальная наглядность: схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, технические средства обучения. Лексический материал подобран с учётом умственного и речевого развития. В процессе работы по данной программе осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.

Таким образом, выполняется основная задача логопедической работы в коррекционной школе: практическое овладение русским языком.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи обучающихся воспитанников с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.

Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20-30 минут.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

               В структуру занятия входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом.

- обогащение и активизация словарного запаса.

      Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.



Содержание рабочей программы



Звуковая сторона речи

-понятия «звук» и «буква». Алфавит;

-звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;

-употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я .(Смягчающая роль ь);

- различение шипящих ч, щ,ж,ш (сочетание и правописание гласных с шипящими);

-согласование звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к);

-дифференциация звонких и глухих согласных.

- различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне. Проверка правописания путём изменения формы слова;

- родственные слова. Корень слова;

- различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п, л-м);

- многосложные слова;

Лексико- грамматическая сторона речи.

-название предметов и явлений;

- расширение круга собственных имён;

-характеристика предметов и явлений по их свойствам. Умение выделять в тексте существительные и ставить к ним вопросы;

- сравнение предметов, их классификация;

- родственные слова;

- слова, обозначающие действие предметов;

-умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов;

-согласование существительных с глаголом в роде и числе;

-практическое усвоение согласования глагола с личными местоимениями и существительными в лице и числе слова, обозначающие качества предметов;

-практическое усвоение согласование прилагательных с существительными;

-обогащение словаря наречиями (согласно развитию детей);

-практическое употребление наречий в связной речи (примыкание на программном материале),

-употребление в речи простых и сложных предлогов;

-простое распространённое предложение. Установление связи между словами в предложениях по вопросам;

-главные и второстепенные члены предложения;

-составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам.

Вся работа ведётся на лексическом материале:

Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь, комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы, птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы, зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии, орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна, праздники.

Виды и формы организации учебного процесса:

Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)

Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д. Виды и формы контроля:

При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.

Методы контроля: устный опрос, письменные работы.



Коррекционная работа.

включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание самостоятельности принятия решения;
· формирование адекватности чувств;
· формирование устойчивой и адекватной самооценки;
· формирование умения анализировать свою деятельность;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи;
· развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Информация о количестве учебных часов.


Количество часов в неделю

2 часа

I четверть

18 часов (9 недель)

II четверть

16 часов (7 недель)

III четверть

22 часов (10 недель)

IV четверть

16 часов (9 недель)

Количество часов на год

72часа


II. Требования к уровню подготовки учащихся


Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;

сформированность мотивации на коррекционных занятиях;

ценностно-смысловые установки на занятии;

Предметные:

-опыт получения, преобразования и применения нового знания в ходе занятия;

-система основополагающих элементов научного знания.

III.Основное содержание учебного предмета.


Учебно-тематический план.


Тема раздела

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Обследование.

Звуковой анализ.

Предложение.

Предлоги.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Состав слова.

Склонение имен существительных

Предложение.

Текст.


12

3

5

6

3

3

10

15

6

12


Итого


72ч.











Календарно - тематический план логопедических занятий в 5 классе.





Тема занятия

Кол. Час.

Цель, содержание коррекционной работы.








1.

2.

3.

4.


5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.


13.

14.

15.

16.

17.

18.




1.


2.


3.

4.


5.

6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.







1.

2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.

10.

11.


12.



13.

14.


15.

16.




1.

2.

3.


4.

5.


6.




















1.


2.

3.

4.



5.


6.


7.

8.

9.

10


11.

12.


13.

5 класс.

1 четверть(18ч.).

Обследование речи учащихся.

Обследование импрессивной и связной речи.

Обследование словарного запаса. Обследование слоговой структуры слова.

Обследование грамматического строя речи.

Обследование письма и письма.

Звуковой анализ (3 ч.)

Гласные I ряда.

Гласные II ряда.

Дифференциация понятий «звук»-«буква».

Предложение (5ч.)

Дифференциация понятий «слово»,«предложение».

Знаки препинания в конце предложения.

Анализ предложения: главные члены предложения.

Составление предложений по схемам.

Распространение и дополнение предложений.

Предлоги (6ч.)

Предлоги.

Дифференциация предлогов НА-В.

Предлоги С(СО).

Предлоги С (ИЗ).

Предлоги ПО,К.


Предлог ИЗ-ЗА.

Проверочная работа.


II четверть. ( 16ч.).

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация звонких и глухих согласных в словах.

Дифференциация звонких и глухих согласных в предложениях.

Проверочная работа.

Дифференциация мягких и твердых согласных.

Обозначение мягкости согласных посредством «ь».

Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда.

Проверочная работа.

Состав слова (10ч.)

Слово. Родственные слова.

Словообразование. Анализ правописания безударных гласных в слове.

Образование слов, имеющих несколько корней.

Сложные слова.

Сложные слова.

Образование слов с помощью приставок.

Дифференциация предлогов и приставок.

Постфиксальный способ образования слов.

Часть слова окончание. Изменение формы слова.

Проверочная работа.

Закрепление темы «Состав слова».



III четверть. (22ч.)

Обследование речи учащихся.(4ч.)

Фронтальное обследование.

Склонение имен существительных.(15ч.).

Изменение существительных 1 скл. по падежам.

Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в И.п.

Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в Р.п.

Правописание окончаний именсуществительных 1 скл. в Д.п.

Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в В.п.

Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в Т.п.

Правописание окончаний имен существительных 1 скл. в П.п.

Словосочетания, образованные по типу управления.

Проверочная работа.

Изменение имен существительных 2 скл. По падежам.

Правописание окончаний имен существительных 2 склонения.

Практические упражнения в определении падежных окончаний.

Третье склонение имен существительных.

Дифференциация существительных 2-го и 3-го склонений.

Правописание окончаний существительных 3скл. в Р.п., Д.п., П.п.

Дифференциация падежных окончаний 1-го и 2-го склонений.

Предложение (6ч.)

Предложение. Словосочетание и предложение.

Работа с деформированными предложениями.

Повествовательное предложение. Вопросительное предложение.

Восклицательное предложение.

Простое предложение. Распространение предложений.

Выделение предложений из сплошного текста.

Проверочный диктант по теме « Предложение».















IV четверть (16ч.).

Текст (12ч.).

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Основная мысль текста. Опорные слова.

Составление текста из отдельных предложений.

Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

Восстановление деформированного текста (3 части).

Восстановление деформированного текста (4 части).

Составление плана текста.

Пересказ по плану.

Выборочный пересказ. Краткий пересказ.

Какие бывают тексты: повествование.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Составление рассказа- описания.

Проверочная работа.

Обследование речи уч-ся.





4ч.

1

1

1

1


1

1

1



1

1

1

1

1


1

1

1

1

1


1




1

1

1




1

1

1




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1








1


1


1


1


1


1


1

1


1


1


1

1

1

1




1

1





1

1

1

1

1

1



















1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


4





Обследовать речь на уровне

понимания слов, предложений, грамматических форм.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания.

Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. Выявить степень владения слоговой структурой.

Выявить наличие нарушений письмаи чтения.

Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

Закреплять различие в понятиях «предложение» и «слово». Развитие и коррекция графических навыков;

Закреплять у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие. Развитие восприятия, внимания, памяти.

Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

На практическом уровне закреплять знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами.

Закреплять отличительные признаки предлогов. Развитие зрительной дифференциации.

На практическом уровне закреплять знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами.

Закреплять практические навыки правописания предлогов со словами.

Закреплять отличительные признаки предлогов, развитие навыка самостоятельной работы.

Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

Развитие навыка анализа и синтеза на основе сравнения артикуляции парных звуков.

Коррекция памяти (воспоминание, пояснение, вывод).

Совершенствовать умение подбирать родственные слова, развитие навыка словоизменения и словообразования.Упражнять в подборе однокоренных слов.

Учить образовывать новые слова с помощью приставок.

Учить образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Учить правильно употреблять формы слов (в зависимости от контекста), развитие умения согласовывать слова в моделях различных синтаксических конструкций.

Закреплять знания учащихся по теме, тренировочные упражнения.

Обследовать речь на уровне

понимания слов, предложений, грамматических форм, чтения и письма.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа.

Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных.

Закреплять умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы.

научить распознавать падежи и правильно писать окончания имен существительных в предложении.

Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Коррекция слухового восприятия.

Развитие и коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

Коррекция на внимание: учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности.

Умения правильно определять падеж, задавать вопросы, видеть предлоги, и верно писать окончания.

Коррекция и развитие разных видов памяти, логического мышления на основе установления причинно – следственных связей, анализа, сравнений и сопоставления.

Умения правильно определять падеж, задавать вопросы, видеть предлоги, и верно писать окончания.

Активизировать знания о существительных первого, второго, и третьего склонения, умение их находить, записывать в устной и письменной речи.

Применение изученного материала при выполнении проверочной работы. Активировать речь, расширять запас общих представлений, формировать связную речь.

Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения.

Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

Тренировать учащихся в выделении простых и сложных предложений из сплошного текста, правильно расставлять знаки препинания на письме.

Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции. Развитие и коррекция устной и письменной речи на основе работы над словом, его значением; связями слов в предложении и предложений в тексте.

Закреплять умение составлять план текста и пересказывать с опорой на план.

Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа.

Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст.

Закреплять умение последовательно пересказывать содержание рассказа, устанавливать причинно-следственные связи. Коррекция на внимание: учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности.







IV.Требования к уровню подготовки обучающихся воспитанников.

1. Развитие звуковой стороны речи:

- формирование представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза слогозвукового состава слова;

- коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

-уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания;установление логики (связности, последовательности),точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

-устойчивости внимания;

-наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

-способности к запоминанию;

-способности к переключению;

-навыков и приёмов самоконтроля;

-познавательной активности;

-произвольности общения и поведения.

5.Формирование полноценных учебных умений:-планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

-контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля)

-работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

-применение знаний в новых ситуациях;

-анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

-умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

-умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

-умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

-умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной

деятельности:

-ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

-ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

-ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

-применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

-употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

-обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

-пояснение инструкций, учебной задачи с использованием новой терминологии;

-развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

-формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

-проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

-соблюдение речевого этикета при общении

-составление устных связных высказываний с элементами творчества.




Материально-техническое обеспечение программы и используемая литература.

Литература для учителя – логопеда:

  1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

  2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

  3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

  4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

  5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

  6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

  7. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

  8. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

  9. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

  10. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

  11. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

  12. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

  13. М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

  14. М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

  15. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

  16. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

  17. Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения.- М. Эксмо, 2015.

  18. Н.С.Жукова. Уроки логопеда. - М. Эксмо, 2013.

  19. В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.

Литература для обучающихся

  1. Е.Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.; ООО

« Аквариум – Принт », 2006. – 56 с. : ил.

  1. Е.В. Мазанова. « Учусь не путать буквы» .Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии». М. – 2006.

  2. И.Ю. Оглоблина. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Владос. – 2016.

Электронные издания

    1. Специализированные компьютерные программы: “Дельфа-142”,

    2. Упражнения-презентации

    3. Компакт-диски: « Мерсибо ». Начинаю читать; Пономаренко А.С. Развитие речи. Задания и упражнения для детей. Занимательные уроки. Комплексная программа развития интеллекта.

Интернет - ресурсы

    1. «Солнышко» — детский портал.

    2. «Теремок» – детский портал. Развивающие игры для детей.

    3. earlystudy.ru Сайт - Учимся играя

    4. video.yandex.ru› В гостях у тётушки совы










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии 5 класс

Автор: Гузий Мария Анатольевна

Дата: 04.12.2017

Номер свидетельства: 442085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии 5 класс (2 вариант)"
    ["seo_title"] => string(76) "adaptirovannaia_rabochaia_uchebnaia_programma_po_logopedii_5_klass_2_variant"
    ["file_id"] => string(6) "533137"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1577025912"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Рабочая программа по предупреждению и коррекции  недостатков устной и письменной речи для  учащихся 1– 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам "
    ["seo_title"] => string(185) "rabochaia-proghramma-po-priedupriezhdieniiu-i-korriektsii-niedostatkov-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-dlia-uchashchikhsia-1-3-klassov-s-ovz-obuchaiushchikhsia-po-adaptirovannym-proghrammam"
    ["file_id"] => string(6) "149141"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419962652"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Рабочая программа по логопедии"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_proghramma_po_loghopiedii"
    ["file_id"] => string(6) "433857"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1508685859"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛОГОПЕДИЯ» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_logopediia_dlia_obuchaius"
    ["file_id"] => string(6) "587193"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1632251568"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства