Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. С проектом Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и проектом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей (2014 года).
Основой для разработки послужили программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классы / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013).
Данная программа разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Постановлением от 10.07.2015 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15
В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются дети со сложными дефектами: с генетическими и хромосомными заболеваниями (болезнью Дауна, фенилкетонурией, Х-ломкой хромосомой и др.), с общими расстройствами развития (аутизм, синдром Ретта, синдромом Аспергера), с множественными нарушениями развития.
Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная. Это - трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие дети.
Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное тяжелой умственной отсталостью, осложнен сложными дисграфиями и дислексиями, аграфией, алексией, дизартрией. Грубо нарушен лексико – грамматический строй речи.Не все дети могут научиться читать и писать. Во многих случаях ребѐнок усваивает элементы грамоты, но эти знания имеют чисто формальный характер. Овладев техникой чтения, дети часто не понимают содержания прочитанного. Письмо часто сводится к механическому копированию знаков.
Поэтому к обучению грамоте, нужно подходить очень индивидуально, учитывая уровень развития ребѐнка. Коррекционная работа, предполагает также развитие и укрепление положительных менее повреждѐнных качеств, важно уметь увидеть, на что можно опереться и что надо корректировать, чтобы «вести» ребѐнка, чтобы способствовать его развитию, помочь ему стать приемлемым членом семьи и общества.
Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации, данной категории детей.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи различной степени тяжести, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточнаясформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи, их познавательной деятельности, формирование основ дальнейшего успешного продвижения в учении.
Задачи:
Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное произношение звуков. При отсутствии звуков - вызывать их.
Развивать фонематическое восприятие.
Работа над анализом и синтезом звукового состава речи:
выделение звука из состава слова;
членение слов на слоги, а слоги - на звуки;
объединение звуков в слова;
членение предложений на слова.
Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
Коррекция нарушений речи обучающихся воспитанников с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20-30 минут.
Занятия с группой 4 класса проводятся 4 раза в неделю.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом - обогащение и активизация словарного запаса. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
-постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;.
- последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте);
-развитие фонематических процессов;
-понятия «звук» и «буква». Алфавит;
-звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;
Лексика- грамматическая сторона речи.
-название предметов и явлений;
- расширение круга собственных имён;
- сравнение предметов, их классификация;
- слова, обозначающие действие предметов;
-практическое усвоение согласование прилагательных с существительными;
-обогащение словаря (согласно развитию детей);
-употребление в речи простых предлогов;
-простое распространённое предложение. Установление связи между словами в предложениях по вопросам;
-составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам.
Вся работа ведётся на лексическом материале:
Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь, комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы, птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы, зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии, орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна, праздники.
Виды и формы организации учебного процесса:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)
Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос.
Коррекционная работа включает следующие направления:
развитие сенсорных и моторных функций;
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
развитие интеллектуальных функций – памяти, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве;
формирования кинестетической основы артикуляторных движений;
совершенствование произносительной стороны речи;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов в неделю
4 часа
I четверть
33 часа
II четверть
31 час
III четверть
40 часов
IV четверть
30 часов
Количество часов на год
134часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные, предметные результаты.
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;
сформированность мотивации на коррекционных занятиях;
ценностно-смысловые установки на занятии.
Предметные:
-опыт получения, преобразования и применения нового знания в ходе занятия;
-система основополагающих элементов научного знания.
III.Основное содержание учебного предмета.
Ш. Учебно-тематический план.
№
Тема раздела
Количество часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Обследование.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Предлоги.
Формирование связной речи.
12
32
11
42
9
26
Итого
132ч.
IV. Календарно - тематический план логопедических занятий в 5 классе.
5 класс (134.)
I четверть. (33ч.).
№
Название раздела, темы логопедического занятия
Задачи
ЗУН
Кол. часов
Содержание коррекционной работы.
Дата
1 гр.
Обследование.
8ч.
1.
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.
Провести первичную диагностику.
1
Провести первичную диагностику.
Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст.
2.
Обследование импрессивной речи.
Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст.
1
Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.
3.
Обследование экспрессивной речи.
Обследование связной речи.
Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.
1
Коррекция воображения на основе воссоздания целого из частей. «Собери картинку»
4.
Обследование словарного запаса.
Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.
1
Коррекция логического мышления (работа над пословицей).
5.
Обследование слоговой структуры слов.
Выявить степень владения слоговой структурой.
1.
Коррекция устной речи (просодической стороны).
6.
Обследование произносительной стороны речи.
Выявить способность дифференциации звуков близких по акустическим признакам.
1
Коррекция внимания, личностных качеств уч-ся.
7.
Обследование чтения.
Выявить наличие нарушений чтения.
1
Коррекция мышления.
«Доскажи словечко»
8.
Обследование письма.
Выявить наличие нарушений письма.
1
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении.
Звуки и буквы 32ч.
9.
Последовательный звуковой анализ с опорой на схему слова.
Учить слышать и различать звуки в окружающей среде
2
Коррекция и развитие разных видов памяти, логического мышления на основе установления причинно – следственных связей, анализа, сравнений и сопоставления.
10.
Выделение гласных звуков I ряда из слогов и слов.
Учить находить и выделять гласные а, о, у, ы э из слогов и слов;
развитие фонематического слуха и зрительных представлений.
развивать навыки языкового анализа и синтеза; учить делать выводы, слушать и понимать других;
развивать память, внимание и мышление.
2
Расширить и уточнить словарь по теме: Деревья (ель, сосна). Распознавание. Сравнение по листочкам (хвоинкам). Сравнение по шишкам. Сравнение по семенам.
12.
Выделение гласных II ряда из слов.
Учить детей слышать и выделять гласные второго ряда.
Развитие мышления: учить сравнивать похожие, непохожие объекты.
13.
Слова с гласными Е
Дать понятия “гласный звук”, о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова; умения выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов.
2
Развитие связной речи. Игра: "Загадки"- название графических изображений букв.
14.
Слова с гласными Е
Дать понятия “гласный звук” о месте звука в слове: в начале слова и после гласных. Умения выделять звук в словах, слогах.
2
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия на основе дифференциации неречевых звуков. Формирование понятия «слово». Развитие и коррекция наглядно – образного мышления «Найди пару».
15.
Слова с гласными
Ю
Дать понятия “гласный звук” о месте звука в слове: в начале слова и после гласных. Умения выделять звук в словах, слогах.
2
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия на основе дифференциации слогов, близких по звучанию. Развитие словесно-логического мышления, умения слушать и слышать «Лишнее слово».
16.
Слова с гласными
Я
Дать понятия “гласный звук” о месте звука в слове: в начале слова и после гласных. Умения выделять звук в словах, слогах.
2
Развитие мышления: учить сравнивать похожие, непохожие объекты.
17.
Деление слов на слоги
Учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие
2
Развивать слуховую память, зрительное восприятие.
Расширить и уточнить словарь по теме: Овощи (редис). Название. Распознавание. Растения огорода.
18.
Тренировочные упражнения по дифференциации гласных звуков.
Уточнение артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха, логического мышления.
2
Развивать связную речь, устойчивое внимание.
19.
Закрепление понятия «слог».
Развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
активизировать словарный запас учащихся.
1
Корригировать устную речь через систему вопросов ответь на вопрос, задай вопрос.
20.
Подбор слов на заданный слог в определенной позиции.
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Подбор слов к заданным
схемам с гласными буквами
2
Развивать устойчивое внимание, пополнять активный словарь. Ягоды (клубника и малина). Сравнение по окраске, форме и вкусу. Обобщающее слово «ягоды».
21.
Составление слов из первых слогов слов-названий картинок.
Отработать навык составления слов из слогов, закрепить знания учащихся о слогообразующей роли гласных.
Учить умению самостоятельно концентрировать внимание.
2.
Работа с буквами разрезной азбуки.
Закрепить ранее изученные буквы. Учить четко произносить звуки и сопоставлять буквы. Составление из букв по следам звуко – буквенного анализа слов. Обучать правильно работать с разрезной азбукой.
2
1)развитие целенаправленных движений кисти руки, на основе упражнения направленного на написание буквы; 2)развитие звонкости и силы голоса;3) развитие длительного выдоха; 4) развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Слово
11ч.
3.
Слог как часть слова.
Формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, развитие слогового анализа и синтеза, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики.
Перенос части слова на письме (с помощью учителя).
Познакомить детей с правилами переноса слов
3
Коррекционно-развивающие:
Развитие речи через полные ответы на вопросы;
Развитие логического мышления при выполнении заданий;
Развитие фонематического слуха при выполнении заданий;
Развитие общей моторики рук при отхлопывании слогов.
5.
Слова, обозначающие предмет.
Закреплять понятие о словах, обозначающих предмет. Закреплять умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
2
Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение предмета.
6.
Предметы одушевленные и неодушевленные.
Учить различать предметы по вопросам» кто это?», «что это?»
2
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия на основе дифференциации слогов, близких по звучанию
7.
Единственное и множественное число существительных.
Развивать грамматический строй речи путем формирования навыка словоизменения: единственное и множественное число существительных.
2
Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение предмета.
8.
Занимательная логопедия
Закреплять умения производить звуко - буквенный анализ и синтез слов, делить слова на слоги, составлять из слогов слова. Совершенствовать грамматический строй речи.
1
Развивать эмоциональную память, формирование анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.
Активировать речь, расширять запас общих представлений, формировать связную речь.
Развитие внимание: формировать быстрое переключение с одного вида предмета на другой.
Предложение ч.
9.
Составление предложений на заданную тему.
Практическое усвоение понятия «предложение», развитие навыка составления и анализа из двух, трёх слов с графической опорой
3
Коррекция фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в анализе-синтезе предложений и различении лексических единиц (слов, предложений);
воспитание самоконтроля за звукопроизношением.
10.
Умение закончить предложение по вопросам: «Кто это? Что это?»
Учить детей составлять предложения по картинкам, из отдельных слов, учить распространять предложения, заканчивать предложение подходящим по смыслу словом.
3
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия на основе дифференциации слогов, близких по звучанию. Развитие словесно-логического мышления, умения слушать и слышать «Лишнее слово».
11.
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса
Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.
3
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,
- развитие фонематического слуха,
- развитие внимания, памяти, мышления.
12.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце
предложения.
Научить детей определять границы предложения на интонационной основе (паузы, понижение голоса), правильному оформлению предложения на письме (большая буква в начале предложения, в конце предложения – точка)
3
Формирование слухового восприятия, развитие мелкой моторики рук.
Расширить и уточнить словарь по теме: Грибы (белый, подосиновик, сыроежка, мухомор). Части гриба. Сравнение. Грибы съедобные и несъедобные.
13.
Написание зрительных и слуховых диктантов.
Развивать точность зрительного восприятия, развивать слуховое восприятие и память; 2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной.
3
Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.
III четверть. (40ч.).
1.
Составление простых нераспространенных предложений по сюжетной
картине.
Тренировать детей составлять предложения по схемам.
3
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики.
Расширить и уточнить словарь по теме: Комнатные растения (герань душистая). Название. Распознавание.
2.
Составление простых нераспространенных предложений по предметным
Составление предложений по опорным словам, данным в нужной форме.
Тренировать в умении составления распространенного предложения по сюжетной картинке и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».
3
Развивать мышление, память, умение работать самостоятельно, творчески .
Коррекция и развитие разных видов памяти, логического мышления на основе установления причинно – следственных связей, анализа, сравнений и сопоставления.
4.
Распространение предложений определениями.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе). Развивать диалогическую речь.
Расширить и уточнить словарь по теме: Цветы (незабудка, колокольчик). Различие по внешнему виду.
5.
Распространение предложений однородными членами (подлежащими).
Совершенствование навыков согласования слов обозначающих признак предмета со словами обозначающими предмет в роде, числе;
- обучение подбору признаков к предмету;
- формировать навыки составления предложения по предложенному слову,
3
Развитие языковой интуиции детей, памяти, внимания, мышления, воображения; развитие устной и письменной правильной речи. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
6.
Распространение предложений однородными членами (сказуемыми).
Формировать навык распространения предложения с опорой на графические схемы.
Упражнять в распространении предложений с добавлением главных членов.
3
Работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
развивать мелкую моторику.
Расширить и уточнить словарь по теме: Домашние животные (кролик). Внешний вид. Чем питается, какую пользу приносит человеку.
7.
Распространение предложений однородными членами (дополнениями)
Упражнять в распространении предложений с добавлением второстепенных членов.
3
Развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.
8.
Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом.
Развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
развивать умение отвечать полным предложением.
3
развивать логическое мышление на основе способности к самостоятельным
выводам;
развивать подвижность и переключаемость органов речи через
проговаривание скороговорок;
развивать логическое мышление на основе способности к самостоятельным
выводам;
развивать логическое мышление на основе способности к самостоятельным
выводам;
развивать логическое мышление на основе способности к самостоятельным
выводам;
Развитие фонематического восприятия и слуха, фонематического анализа и синтеза, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения.
9.
Написание зрительных и слуховых диктантов.
Развивать точность зрительного восприятия, развивать слуховое восприятие и память; 2) учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной.
3
Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.
Предлоги 9ч.
10.
Предлоги (в, на).
Умение с помощью логопеда находить предлоги и писать их раздельно со словами.
3
11.
Практические упражнения в понимании и употреблении предлогов под, над
Упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.
3
Развитие и коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.
12.
Практические упражнения в понимании и употреблении предлогов -из- -за-
Упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.
3
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики.
Расширить и уточнить словарь по теме: Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме.
13.
Занимательная логопедия
Закреплять умения производить звуко - буквенный анализ и синтез слов, делить слова на слоги, составлять из слогов слова.
1
Развивать эмоциональную память, формирование анализа, синтеза, обобщения, конкретизации.
Активировать речь, расширять запас общих представлений, формировать связную речь.
Развитие внимание: формировать быстрое переключение с одного вида предмета на другой.
IV четверть (30ч.)
Формирование связной речи. (26ч.)
1.
Ответы на вопросы логопеда отрицательным или утвердительным словом.
Учить самостоятельно задавать вопросы; самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.
1
Коррекция речевой деятельности. Коррекция эмоционально-волевых усилий при выполнении заданий.
Коррекция речевой деятельности. Коррекция эмоционально-волевых усилий при выполнении заданий.
2.
Ответы на вопросы логопеда одним словом или словосочетанием.
Формировать умение отличать предложение от словосочетания, выделять в предложении главные слова.
1
Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции.
3.
Ответы на вопросы логопеда простым нераспространенным предложением.
Умения пользоваться в речи простым нераспространенным предложением.
1
Воспитывать толерантное поведение. Коррекция адекватного социального поведения; мыслительных операций (последовательность, логичность, сравнение, анализ); слухового восприятия. Коррекция речевой деятельности.
4.
Составление короткого рассказа из простых предложений.
Учить детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы педагога.
2
Коррекция адекватного социального поведения; мыслительных операций (последовательность, логичность, сравнение, анализ); слухового восприятия.
5.
Ответы на вопросы логопеда простым распространенным предложением
Умения пользоваться в речи простым распространенным предложением.
2
Расширить и уточнить словарь по теме: Птицы (сорока, синица). Описание с помощью вопросов учителя. Подкормка птиц.
6.
Обучение умению самостоятельно отдавать приказания, поручения, задания;
отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.
Учить самостоятельно задавать вопросы; самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.
1
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Развитие связной речи.
Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми связью слов в предложении, различными синтаксическими конструкциями.
Развитие внимания, памяти, мышления.
7.
Объединение простых предложений в короткий рассказ.
Дать понятия текста и предложения, закрепить на практическом материале.
1
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Развивать артикуляционный аппарат для повышения чёткости произношения.
Развивать внимание, память.
8.
Заучивание коротких стихов, потешек.
Развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь
Научить детей составлять рассказ-описание по схематическому плану.
2
Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее
словесное обозначение предмета.
Коррекция мыслительной деятельности.
17.
Пересказ сказки (данному плану, по цепочке).
Развивать умение детей выступать в разных ролях, тем самым избавляясь от стеснительности и неуверенности в себе.
1
Коррекция зрительного восприятия учащихся на основе практической деятельности. Упражнения на коррекцию и развитие моторики пальцев.
18.
Пересказ сказки (с изменением лица)
Учить детей пересказывать сказку с изменение лица описания, своих дополнений к сказке.
1
Расширить и уточнить словарь по теме: Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут?
19.
Пересказ рассказа (по данному плану, по цепочке).
Закрепление навыка использования диалога, выразительной передачи интонации разных героев
1
Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение предмета.
20.
Обучение творческому рассказыванию.
Умение связно говорить, строить свой рассказ, логически построенными, обличенными в определенную словесную форму.
1
Коррекция мыслительной деятельности учащихся на основе операций сравнения.
Коррекция звукового восприятия, памяти.
Обследование.
4ч.
21.
Фронтальное обследование.
Коррекция речевой деятельности. Коррекция эмоционально-волевых усилий при выполнении зад Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции заданий. Коррекция речевой деятельности. Коррекция эмоционально-волевых усилий при выполнении заданий.
V.Ожидаемые результаты к концу 5-го года обучения.
Дети должны научиться:
• понимать обращенную речь;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
1 уровень:
- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
-Поставлены и отдифференцированы все звуки;
-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.
2 уровень:
- Активно пользоваться различными способами словообразования;
-Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении);
-Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
-Определять основную мысль, тему рассказа;
-Определять последовательность и связность предложений в тексте;
-Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
-оставлять план связного высказывания.
VI. Материально- техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Оснащение кабинета логопеда:
- зеркало настенное (50 x 100см);
- зеркала для индивидуальной работы;
- логопедические зонды, шпатели;
- настенные часы;
- наборное полотно;
- шкафы для хранения пособий;
- столы для детей;
- детские стулья (–6 штук);
- стеллажи для хранения игр, игрушек, пособие для развития тонкой моторики, дыхания, психических функций;
- стол, стул для работы логопеда с документацией, проведения индивидуальной консультации родителей.
Наглядный материал по развитию речи (по лексическим темам, предметные картинки по звуковой культуре речи).
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для Рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам.
для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:
счетный материал;
пирамидки;
разрезные картинки разной конфигурации;
набор картинок «Четвертый лишний»;
набор карточек на обобщающие темы;
наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом»,
«Путаница», «Нелепицы».
картотеки:
артикуляционная гимнастика в картинках;
пальчиковые игры;
дыхательные упражнения и игры;
наборы предметных картинок по лексическим темам;
загадки, чистоговорки, скороговорки;
упражнения на релаксации
пособия и материалы:
на развитие дыхания:
свистки
дудочки
воздушные шары
вертушки
мыльные пузыри.
на развитие мелкой моторики:
матрешки
шнуровки
пирамидки
пазлы
трафареты
по обучению грамоте:
настенная азбука
кассы букв и слогов
предметные картинки на каждую букву
трафарет
схемы артикуляции звуков
материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Технические средства:
- аудиозаписи (звуки улицы, природы – шум дождя, ручья, ветра и т. п.);
- учебные и развивающие диски.
- экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов.
- персональный компьютер, магнитофон.
Логопедический тренажер "Дэльфа-142"
Песочная терапия.
Ароматерапия.
VII. Используемая литература
Литература для учителя – логопеда:
Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.
Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения.- М. Эксмо, 2015.
Н.С.Жукова. Уроки логопеда. - М. Эксмо, 2013.
В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
Литература для обучающихся
Е.Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.; ООО
« Аквариум – Принт », 2006. – 56 с.: ил.
Е.В. Мазанова. « Учусь не путать буквы». Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии». М. – 2006.
И.Ю. Оглоблина. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Владос. – 2016.
Компакт-диски: « Мерсибо ». Начинаю читать; Пономаренко А.С. Развитие речи. Задания и упражнения для детей. Занимательные уроки. Комплексная программа развития интеллекта.
Компьютерные программы «Игры для Тигры»; «Учимся говорить правильно»;
«Домашний логопед»; «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» Нурминский Е. В.,Безрукова О.А.,Каленкова О.Н.;
Программы «Биологической обратной связи»: «Здоровое дыхание», «Тренируем чтение».
Логозаврия www.logozavr.ru6.
Логопед-плюс www.logopedplus.ru7.
Логопед.ru www.logoped.ru8.
Журнал Логопед www.logoped-sfera.ru9.
Вы знакомы с проблемой дисграфии? disgraphik.narod.ru10.
Никольская, О. С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. - №19. – URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-19/izuchenie-problemy-detskogoautizma-v 9.
Никольская, О. С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода [Электронный ресурс] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская// Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. - №19. – URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-
Интернет - ресурсы
«Солнышко» — детский портал.
«Теремок» – детский портал. Развивающие игры для детей.