Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР /______________ / « _____» ______________2018 г | | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ от « ____» ________2018г № ____________ | Адаптированная рабочая программа «Индивидуальное коррекционно- развивающее обучение учащегося 4- го класса с ограниченными возможностями здоровья» Ф.И.О. учителя- логопеда: _Петровских Марина Анатольевна Год составления: 2018 год Количество часов по программе: __60-90____ Количество учебных недель: ___31___ Количество часов в неделю: __2-3___ Рабочая программа составлена в соответствии с методическим рекомендациями: Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2010. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль, Академия развития, 2009. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2009. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Перспективное планирование коррекции письма – Воронеж, ИП Лакоценина Н.А, 2012. Рассмотрено на заседании ШМО Протокол от « ___» _____2018 г. № ___________ Руководитель ШМО _______________ Подпись:__________________________ | | | Лангепас 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель программы: Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевым недоразвитием в освоении основной образовательной программы начального общего образования, устранение речевых нарушений обучающихся, их социальную адаптацию. Программа предназначена для индивидуальной логопедической работы с обучающимися четвертых- восьмых классов, имеющих следующие нарушения устной и письменной речи: Задачи программы: 1.Создание условий, способствующих освоению обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. 2.Организация индивидуальных и групповых занятий с обучающимисяс нарушениями в речевом развитии. 3.Обеспечение своевременного выявления обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием. 4.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории школьников в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения и степенью его выраженности. 5.Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС: 6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) школьников с логопедическими трудностями по вопросам речевого развития обучающихся. Нормативно-правовое обеспечение: Работа логопедического пункта организуется на основании: Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.). Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.). Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». 7)Должностной инструкции учителя-логопеда ЛГ МАОУ «СОШ №5» Психолого-педагогическое обеспечение обеспечение дифференцированных условий в соответствии с результатами диагностики: обеспечение психолого-педагогических условий для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности: коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей обучающегося; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий; обеспечение специализированных условий: использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях; обеспечение здоровьесберегающих условий: профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Программно-методическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательных школ. Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина). Данная методика позволяет: -уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; -выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; -отслеживать динамику речевого развития обучающихся и оценить эффективность коррекционного воздействия. Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями Л.М. Козыревой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Л.И. Тикуновой, Т.В. Игнатьевой, И.С. Лопухиной и общеобразовательной программы начальной школы по русскому языку (Т.Г. Рамзаева). Весь материал составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Принцип комплексного построения позволяет организовать обучение блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между компонентами речевой системы. Этот подход позволяет вести коррекционно-развивающую работу c обучающимися в следующих направлениях: преодоление отклонений речевого и познавательного развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности); создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей; осуществление коррекционно-воспитательной работы (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности). Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся в общеобразовательной школе с тяжелыми нарушениями речи Для того чтобы понять, в чем состоит особенность работы с такими детьми по коррекции и развитию речи, необходимо знать специфику детей данной группы. Контингент данной группы составляют дети с различными сочетанными диагнозами: специфическое нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Клинические исследования рассматриваемой категории детей свидетельствуют, что развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы у большинства детей. Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного мозга, поэтому замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, не сформировано их специализированное участие в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития. Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. Как правило, у детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественного своеобразия и большая распространенность нарушений речи. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями протекания речевой деятельности в целом. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушения речи у этих детей носят системный характер и входят в структуру дефекта. Особые трудности в освоении устной и письменной речи наблюдаются у детей с системным недоразвитием речи, них обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов, отмечаются нарушения устной и письменной речи. Недоразвитие фонематических процессов затрудняет становление навыков звукового анализа. При проведении звукового анализа отмечаются частые подмены его слоговым анализом. Словарный запас детей беден и мало дифференцирован. Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера. Речь бедна синтаксическими конструкциями. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов. Бедность словаря обусловлена низкой любознательностью обучающихся, недостаточным развитием интеллектуальных интересов, низкой осведомленностью, проявляемой в незнании многих общеупотребительных слов. Таким образом, с затруднениями развивается и монологическая речь. Трудности формирования навыка письма, с которыми сталкиваются не готовые к обучению в школе первоклассники, остаются непреодоленными и во втором классе. Дети не владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звукослоговой структуры. Не овладев навыками письма в том объеме, какой требуется, дети оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. К окончанию первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Часть из них не знают некоторых букв, медленно, по слогам читают слова, даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки. У детей быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок при чтении. Форма организации учебного процесса – индивидуальные занятия (с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени выраженности речевого нарушения). Образовательные технологии, применяемые на логопедических занятиях Коррекционно-развивающие технологии – технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых и познавательных процессов: технология логопедического обследования, развитие фонематических процессов, развития лексико-грамматической стороны речи, формирования графомоторного компонента, слоговой структуры слова, связной речи, пространственно- временных представлений. Здоровьесберегающие. Информационно-коммуникационные. Обучение сотрудничеству. Дифференцированный подход к обучению. Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в рамках реализации ФГОС На логопедических занятиях формируются универсальные учебные действия: -личностные; -регулятивные (включающие также действия саморегуляции); -познавательные; -коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия (УУД) на логопедических занятияхреализуются через постановку воспитательных целей в соответствии с адекватными технологиями их реализации, а именно: через моделирование ситуации достижения, подбор соответствующего воспитательным целям смыслового содержания речевого материала, а также через прогнозирование адекватного эмоционального отклика на рассматриваемые на занятии нравственные категории. РегулятивныеУУД на логопедических занятиях обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: планирование, прогнозирование, предвосхищение результата, контроль, коррекция, оценка. Реализация регулятивных УУД в рамках логопедического занятия предполагает также наличие заданий, направленных на актуализацию и «открытие» нового знания, обсуждение плана работы (картинного, в виде символов, опорных схем, вербального устного или письменного и т.п.). Подобные виды работ особенно важны с точки зрения совершенствования произвольной регуляции поведения, совершенствования функций переключения внимания. Познавательные УУД на логопедических занятиях включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия на логопедических занятиях включают в себя: самостоятельное формулирование познавательной цели;поиск необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения. Логические универсальные действия на логопедических занятиях включают в себя: анализ и синтез, сравнение объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Постановка и решение проблемы на логопедических занятиях включает в себя: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К коммуникативным УУД на логопедических занятиях относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем- логопедом и сверстниками, разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Особенность логопедической работы в новых условиях ФГОС состоит в том, что она направлена на оказание помощи школьникам, испытывающим трудности в достижении предметных результатов. Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения универсальных учебных действий. Перспективный план работы с обучающихся, имеющими речевое недоразвитие Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи (перераспределяются часы на изучение отдельных тем). Коррекционная работа с обучающимися 4-х классов осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда и обучающихся. Восполнение пробелов в развитии познавательных процессов и всех компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа. На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения. Содержание коррекционно-развивающей работы формирование дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным характеристикам; активизация и закрепление представлений о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований; проведение дифференциации всех звуков и букв; закрепление в активном словаре слов-терминов: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие, свистящие, шипящие, словосочетание, предложение; уточнение и расширение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развития номинативного, предикативного, атрибутивного словаря;
Содержание коррекционно-воспитательной работы Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности; произвольности общения и поведения. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности; принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование хода своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям; умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; умения четко, целенаправленно, последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало связного высказывания); 3) применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы; 4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях: например: «Мы составляли предложения»; обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением; пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии; развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведения итога занятия; формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей; соблюдение речевого этикета при обращении; составление устных связных высказываний. Профилактическая и консультативная деятельность Логопедом школы осуществляется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций. На индивидуальных консультациях родителям обучающихся логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации коррекционного процесса. Логопед информирует родителей о достижениях ребенка в речевом развитии. Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются необходимые рекомендации по коррекции и развитию речи учащихся. Взаимодействие логопеда с педагогами школы Развитие речи детей - это общая задача всего коллектива школы. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности педагогов школы: логопеда, учителей, психолога, педагогов доп. образования. Только систематическое взаимодействие педагогов школы по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологических особенностей, инвалидизирующего заболевания, этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у обучающихся, предполагает такую организацию взаимодействия специалистов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся: речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания; организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные; обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи; систематическое развитие предпосылок речевого развития; развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности. Задачами комплексного подхода в работе педагогов школы к коррекции речи выступают: закреплять речевые навыки, полученные на коррекционно- развивающих занятиях; предупреждать и преодолевать вторичные нарушения, обусловленные проблемами в развитии речи; Взаимодействие учителя- логопеда с педагогами школы осуществляет на мероприятиях по внеурочной и внеклассной деятельности. Логопед дает педагогу рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности по организации индивидуальной работы с детьми. Кроме того, логопед помогает учителю организовать образовательный процесс с учетом особенностей развития его познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. В одних случаях работа педагога предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других - педагог содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях. Совместное решение общих образовательно- коррекционно - развивающих задач педагогов и логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми. Конкретное содержание совместной работы логопеда и педагогов может быть определено, исходя из предпосылок развития правильной речи детей младшего школьного возраста. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями Взаимодействие логопеда с родителями, как с участниками коррекционно – развивающего процесса, значительно повышает результативность коррекционной и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями обучающихся: родительские собрания, консультации (групповые и индивидуальные), мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей, с целью обучения их приемам закрепления речевых навыков. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивной формой, такой как сайт учреждения, где выставлена вся необходимая информация для родителей детей, посещающих общеобразовательную школу. Мониторинг логопедической работы учащихся Контроль результатов уровня сформированности компонентов речевой системы у детей с нарушениями речи не оценивается по пятибальной шкале. Отслеживание результатов у учащихся осуществляется через мониторинг (обследование устной речи, письма и письменной речи), который проводиться три раза в год (в сентябре- проведение первичного обследования, в декабре- промежуточное обследование, в мае- итоговое обследование), по результатам мониторинга заполняется необходимая документация: протокол обследования устной речи, протокол ошибок письма, рабочий журнал учета обследования устной и письменной речи учащихся. «Коррекционно- развивающее обучение учащегося 4-го года обучения с несформированностью языковых и речевых средств языка » Анна П. «Коррекционно- развивающее обучение учащегося 4-го года обучения с несформированностью языковых и речевых средств языка»- это курс индивидуальных занятий, который рассчитан на 60 часов в год ( 2 часа в неделю). Цель: предупреждать неуспеваемость, обусловленную различными нарушениями устной речи. Задачи: - Обогащать словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире. - Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. -Вызывать отсутствующие звуки. - Формировать умение различать речевые звуки на уровне звука, слога. - Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков. - Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. - Развивать навыки употребления существительных с уменьшительно- ласкательным значением. - Совершенствовать в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными, личного местоимения с глаголами. - Формировать умение составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам, заканчивать одним – двумя словами предложение, начатое логопедом. Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем. Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно- развивающих занятий учащегося четвертого года обучения № п/п | Кол-во занятий по плану | Тема занятия | Деятельность учащихся | Примеча ние | 1 четверть (12 часов) | | 1. | 20.09.2018 | Звук и буква А. Осень. | Знакомство с буквой А. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Формирование представлений об осени, ее признаках. | | 2. | 21.09.2018 | Осень. Описательный рассказ. | Продолжать формировать представление об осени и ее признаках. Закреплять употребление предлогов НА, С. Учить составлять простой описательный рассказ. Развивать слуховое и зрительное внимание и память, мелкую моторику, физиологическое дыхание. | | 3. | 27.09.2018 | Звук и буква У. Овощи. | Знакомство с буквой У. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 4. | 28.09.2018 | Овощи. Предлоги НА, С. | Закрепить обобщающее понятие овощи. Различать и использовать единственное и множественное число существительных. Формировать умение правильно употреблять предлоги НА, С. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. | | 5. | 04.10.2018 | Звук и буква М. Фрукты. | Уточнение артикуляционного уклада звука М. Знакомство с буквой М. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 6. | 05.10.2018 | Звук МЬ. Буква М. | Произношение и различение звуков М-МЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильно обозначать на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. | | 7. | 11.10.2018 | Звук и буква О. Ягоды. | Продолжить знакомство с буквой О. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Употребление Р.п. мн.ч. существительных – составление предложений со словом «много». Уточнение и расширение словаря по теме. | | 8. | 12.10.2018 | Звуки и буквы А, У, О, М. Закрепление | Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. | | 9. | 18.10.2018 | Звук СЬ. Буква С. | Произношение и различение звуков С-СЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. | | 10. | 19.10.2018 | Звуки С, СЬ. Повторение. | Закрепить произношение и различение звуков С-СЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. | | 11. | 25.10.2018 | Звук ХЬ. Буква Х. Обувь. Предлоги В, ИЗ. | Произношение и различение звуков Х-ХЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Формировать умение правильно употреблять предлоги В,ИЗ. | | 12. | 26.10.2018 | Звук и буква Ш. Посуда. | Уточнение артикуляционного уклада звука Ш. Знакомство с буквой Ш. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 2 четверть (15 часов) | 13. | 08.11.208 | Звуки и буквы С, Х, Ш. | Закрепить правильное произношение согласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание. | | 14. | 09.11.2018 | Звук и буква Л. Зима. Приметы зимы. | Правильное произношение звука Л. Знакомство с буквой Л. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Формировать представление о зиме, ее признаках.. | | 15. | 15.11.2018 | Звуки Л,ЛЬ. Повторение. Рассказ о зиме. | Закрепить произношение и различение звуков Л-ЛЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Составление рассказа по картинному плану. | | 16. | 16.11.2018 | Звук Ы. Буква Ы. Зимующие птицы. | Уточнение артикуляционного уклада звука Ы. Знакомство с буквой Ы. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 17. | 22.11.2018 | Звук Нь, буква Н. Детёныши домашних животных. | Произношение и различение звуков Н-НЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильно обозначать на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Образование мн.ч. и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. | | 18. | 23.11.2018 | Звуки Р, Рь. | Закрепить произношение и различение звуков Р-РЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Расширение и активизация словаря по теме. | | 19. | 29.11.2018 | Звуки К, Кь. | Закрепить произношение и различение звуков К-КЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. | | 20. | 30.11.2018 | Звук Ть. Буква Т. Предлоги В, НА, ЗА, ОКОЛО, ПОД | Произношение и различение звука ТЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать пространственные представления и умение ориентироваться относительно своего тела. Учить правильно использовать во фразовой речи предлоги В, НА, ЗА, ОКОЛО, ПОД. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. | | 21. | 06.12.2018 | Звук И. Буква И. Продукты питания. | Уточнение артикуляционного уклада звука И. Знакомство с буквой И. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 22. | 07.12.2018 | Звук И. Буква И. Предлоги В, С, НА. | Продолжить знакомство с буквой О. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Употребление Р.п. мн.ч. существительных – составление предложений со словом «много». Учить правильно использовать во фразовой речи предлоги В, НА, С. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 23. | 13.12.2018 | Звуки З, Зь. Буква З. | Закрепить произношение и различение звуков З-ЗЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. | | 24. | 14.12.2018 | Звуки В, Вь. Буква В. | Закрепить произношение и различение звуков В-ВЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. | | 25. | 20.12.2018 | Звук и буква Ж. Профессии. | Уточнение артикуляционного уклада звука Ж. Знакомство с буквой Ж. сопоставление звука и буквы. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме | | 26. | 21.12.2018 | Звуки и буквы Ж-Ш. Дифференциация. | Учить различать звуки Ж-Ш изолированно, в слогах, словах на слух и правильно обозначать на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. | | 27. | 27.12.2018 | Звуки и буквы З,В,Ж,Ш. Повторение. | Закрепить правильное произношение согласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание. | | 3 четверть (19 часов) | 28. | 17.01.2019 | Промежуточная диагностика | Обследование состояния устной и письменной речи. Анализ результатов по проведённому коррекционному процессу за 1 полугодие 2017-2018 уч.г. | | 29. | 18.01.2019 | Звуки и буквы З,В,Ж,Ш. Повторение. | Закрепить правильное произношение согласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание. | | 30. | 24.01.2019 | Звуки Б, Бь. Буква Б. | Закрепить произношение и различение звуков Б-БЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Закрепить правильное употребление предлогов ПО,К, ОТ с глаголами. | | 31. | 25.01.2019 | Звуки Г, Гь. Буква Г. Описательный рассказ «Весна». | Закрепить произношение и различение звуков Г-ГЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Тв.п. имен существительных. Составление простого описательного рассказа по картине. Развитие связной речи. | | 32. | 31.01.2019 01.01.2019 | Звуки Д, Дь. Буква Д. | Закрепить произношение и различение звуков Д-ДЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Предлоги над, под, из-под. Составление предложений из слов в начальной форме. | | 33. | 07.02.201908.02.2019 | Звук и буква Й. Женские профессии. | Понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Уточнение артикуляционного уклада звука Й. Знакомство с буквой Й. Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 34. | 14.02.201915.02.2019 | Буква Ь. Буква Ъ. Мягкость и твёрдость согласных. | Закрепление представлений о мягкости согласных. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям. Дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука. Притяжательные местоимения мой, мое, моя с существительными. | | 35. | 21.02.2019 | Образование гласных 1 и 2 ряда. Цветущие комнатные растения. | Уточнение артикуляционного уклада звуков. Знакомство с двойной ролью букв Я, Ё,Ю,Е. развивать фонематические процессы, дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв Я, Ё,Ю,Е. познакомить с позициями, когда йотированные гласные обозначают 1 и 2 звука, учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать внимание, память, мышление. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 36. | 22.02.2019 | Буквы Е, Ё. Ударение. | Уточнение артикуляционного уклада звука Е. Знакомство с буквой Е, Ё. Дать понятие об ударении. Учить правильно ставить ударение. Работать над ритмико-слоговой структурой слова. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Активизация и расширение словаря по теме. | | 37. | 28.02.2019 | Дифференциация гласных О-Ё, Э-Е. | Уточнение артикуляционного уклада звуков. Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. | | 38. | 01.03.2019 | Буква Я. Перелетные птицы. | Уточнение артикуляционного уклада звука Я. Знакомство с буквой Я. Закрепление представлений о мягкости согласных. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 39. | 07.03.2019 | Дифференциация гласных А-Я. | Уточнение артикуляционного уклада звуков. Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. | | 40. | 14.03.2019 | Дифференциация гласных А-Я. Повторение. | Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Закрепить понятие ударения. Активизация словаря по теме. | | 41. | 15.03.2019 | Буква Ю. Сезонные одежда и обувь. | Уточнение артикуляционного уклада звука Ю. Знакомство с буквой Ю. Закрепление представлений о мягкости согласных. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. | | 42. | 21.03.2019 | Дифференциация У-Ю. Предлоги В, ИЗ. | Уточнение артикуляционного уклада звуков. Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. | | 43. | 22.03.2019 | Дифференциация У-Ю. Повторение. | Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Закрепить ударение. Активизация и расширение словаря по теме. | | 4 четверть (14 часов) | 44. | 04.04.2019 | Звук и буква Ц. Деревья. | Уточнение артикуляционного уклада звука Ц. Знакомство с буквой Ц. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. Образование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ец,-иц. | | 45. | 05.04.2019 | Звук и буква Ц. Деревья и растения весной. | Продолжить знакомство с буквой Ц. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Образование притяжательных прилагательных. | | 46. | 11.04.201912.04.201918.04.201919.04.2019 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Буквы Е,Ё,Ю,Я. Повторение. | Уточнение артикуляционного уклада звуков. Закрепить знакомство с двойной ролью букв Я, Ё,Ю,Е. развивать фонематические процессы, дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв Я, Ё,Ю,Е. познакомить с позициями, когда йотированные гласные обозначают 1 и 2 звука, учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. | | 47. | 25.04.2019 | Звук и буква Ч.Животные жарких стран. | Уточнение артикуляционного уклада звука Ч. Знакомство с буквой Ч. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме | | 48. | 26.04.2019 | Звук и буква Щ. Детёныши животных жарких стран. | Уточнение артикуляционного уклада звука Щ. Знакомство с буквой Щ. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. Образование притяжательных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных. | | 49. | 03.05.201910.05.2019 | Звуки и буквы Ч, Щ. | Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание. Закрепление представлений о мягкости согласных. | | 50. | 16.05.2019 | Звуки Ф, Фь. | Закрепить произношение и различение звуков Ф-ФЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Активизация и расширение словаря по теме. | | 51. | 17.05.2019 | Звук и Буква Э. Лето. | Уточнение артикуляционного уклада звука Э. Знакомство с буквой Э. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и формирование представления о признаках лета, отличие от других времен года. | | 52. | 23.05.2019 24.05.2019 | Дифференциация гласных Е-Э. | Уточнение артикуляционного уклада звуков. Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. | | Всего: 60 часов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу третьего года обучения Учащийся должен знать и уметь: -ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. определять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения; - пользоваться различными способами словообразования; - правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между фонемой и значением); - передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
|