kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа «Индивидуальное коррекционно- развивающее обучение учащегося 4- го класса с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа с календарно-тематическим планированием разработана для работы с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа «Индивидуальное коррекционно- развивающее обучение учащегося 4- го класса с ограниченными возможностями здоровья»»





Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»



«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

/______________ /


« _____» ______________2018 г


«УТВЕРЖДЕНО»


Приказ от « ____» ________2018г

№ ____________


Адаптированная рабочая программа

«Индивидуальное коррекционно- развивающее

обучение учащегося 4- го класса с ограниченными возможностями здоровья»


Ф.И.О. учителя- логопеда: _Петровских Марина Анатольевна


Год составления: 2018 год


Количество часов по программе: __60-90____

Количество учебных недель: ___31___

Количество часов в неделю: __2-3___



Рабочая программа составлена в соответствии с методическим рекомендациями:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2010.

  2. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль, Академия развития, 2009.

  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2009.

  4. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Перспективное планирование коррекции письма – Воронеж, ИП Лакоценина Н.А, 2012.




Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от « ___» _____2018 г.

№ ___________

Руководитель ШМО _______________

Подпись:__________________________



Лангепас 2018 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы: Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевым недоразвитием в освоении основной образовательной программы начального общего образования, устранение речевых нарушений обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа предназначена для индивидуальной логопедической работы с обучающимися четвертых- восьмых классов, имеющих следующие нарушения устной и письменной речи:

    • Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные несформированностью языковых и речевых средств языка.

Задачи программы:

1.Создание условий, способствующих освоению обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

2.Организация индивидуальных и групповых занятий с обучающимисяс нарушениями в речевом развитии.

3.Обеспечение своевременного выявления обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием.

4.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории школьников в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения и степенью его выраженности.

5.Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС:

    • личностных;

    • регулятивных (включающих также действия саморегуляции);

    • познавательных;

    • коммуникативных.

6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) школьников с логопедическими трудностями по вопросам речевого развития обучающихся.


Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  1. Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.).

  2. Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

  3. Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

  5. Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).

  6. Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

7)Должностной инструкции учителя-логопеда ЛГ МАОУ «СОШ №5»


Психолого-педагогическое обеспечение

  1. обеспечение дифференцированных условий в соответствии с результатами диагностики:

    • оптимальный режим учебных нагрузок;

    • вариативные формы получения специализированной помощи;

  2. обеспечение психолого-педагогических условий для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности:

    • коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

    • учёт индивидуальных особенностей обучающегося;

    • соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

    • использование современных педагогических технологий;

  3. обеспечение специализированных условий:

    • решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием;

    • использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

    • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;

    • комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

  1. обеспечение здоровьесберегающих условий:

    • оздоровительный и охранительный режим;

    • укрепление физического и психического здоровья;

  • профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

  • соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.


Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательных школ.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина). Данная методика позволяет:

-уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль;

-выстроить систему индивидуальной коррекционной работы;

-отслеживать динамику речевого развития обучающихся и оценить эффективность коррекционного воздействия.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями Л.М. Козыревой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Л.И. Тикуновой, Т.В. Игнатьевой, И.С. Лопухиной и общеобразовательной программы начальной школы по русскому языку (Т.Г. Рамзаева). Весь материал составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Принцип комплексного построения позволяет организовать обучение блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между компонентами речевой системы. Этот подход позволяет вести коррекционно-развивающую работу c обучающимися в следующих направлениях:

  • преодоление отклонений речевого и познавательного развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

  • создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

  • осуществление коррекционно-воспитательной работы (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).


Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся

в общеобразовательной школе с тяжелыми нарушениями речи


Для того чтобы понять, в чем состоит особенность работы с такими детьми по коррекции и развитию речи, необходимо знать специфику детей данной группы. Контингент данной группы составляют дети с различными сочетанными диагнозами: специфическое нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Клинические исследования рассматриваемой категории детей свидетельствуют, что развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы у большинства детей. Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного мозга, поэтому замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, не сформировано их специализированное участие в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития. Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. Как правило, у детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественного своеобразия и большая распространенность нарушений речи. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями протекания речевой деятельности в целом. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушения речи у этих детей носят системный характер и входят в структуру дефекта.

Особые трудности в освоении устной и письменной речи наблюдаются у детей с системным недоразвитием речи, них обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов, отмечаются нарушения устной и письменной речи. Недоразвитие фонематических процессов затрудняет становление навыков звукового анализа. При проведении звукового анализа отмечаются частые подмены его слоговым анализом. Словарный запас детей беден и мало дифференцирован. Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера. Речь бедна синтаксическими конструкциями. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов. Бедность словаря обусловлена низкой любознательностью обучающихся, недостаточным развитием интеллектуальных интересов, низкой осведомленностью, проявляемой в незнании многих общеупотребительных слов. Таким образом, с затруднениями развивается и монологическая речь. Трудности формирования навыка письма, с которыми сталкиваются не готовые к обучению в школе первоклассники, остаются непреодоленными и во втором классе. Дети не владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звукослоговой структуры. Не овладев навыками письма в том объеме, какой требуется, дети оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. К окончанию первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Часть из них не знают некоторых букв, медленно, по слогам читают слова, даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки. У детей быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок при чтении.

Форма организации учебного процесса – индивидуальные занятия (с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени выраженности речевого нарушения).

Образовательные технологии, применяемые на логопедических занятиях

  • Коррекционно-развивающие технологии – технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых и познавательных процессов: технология логопедического обследования, развитие фонематических процессов, развития лексико-грамматической стороны речи, формирования графомоторного компонента, слоговой структуры слова, связной речи, пространственно- временных представлений.

  • Здоровьесберегающие.

  • Информационно-коммуникационные.

  • Обучение сотрудничеству.

  • Дифференцированный подход к обучению.


Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в рамках реализации ФГОС

На логопедических занятиях формируются универсальные учебные действия:

-личностные;

-регулятивные (включающие также действия саморегуляции);

-познавательные;

-коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия (УУД) на логопедических занятияхреализуются через постановку воспитательных целей в соответствии с адекватными технологиями их реализации, а именно: через моделирование ситуации достижения, подбор соответствующего воспитательным целям смыслового содержания речевого материала, а также через прогнозирование адекватного эмоционального отклика на рассматриваемые на занятии нравственные категории.

РегулятивныеУУД на логопедических занятиях обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: планирование, прогнозирование, предвосхищение результата, контроль, коррекция, оценка.

Реализация регулятивных УУД в рамках логопедического занятия предполагает также наличие заданий, направленных на актуализацию и «открытие» нового знания, обсуждение плана работы (картинного, в виде символов, опорных схем, вербального устного или письменного и т.п.). Подобные виды работ особенно важны с точки зрения совершенствования произвольной регуляции поведения, совершенствования функций переключения внимания.

Познавательные УУД на логопедических занятиях включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия на логопедических занятиях включают в себя: самостоятельное формулирование познавательной цели;поиск необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические универсальные действия на логопедических занятиях включают в себя: анализ и синтез, сравнение объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Постановка и решение проблемы на логопедических занятиях включает в себя: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К коммуникативным УУД на логопедических занятиях относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем- логопедом и сверстниками, разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Особенность логопедической работы в новых условиях ФГОС состоит в том, что она направлена на оказание помощи школьникам, испытывающим трудности в достижении предметных результатов. Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения универсальных учебных действий.

Перспективный план работы с обучающихся, имеющими речевое недоразвитие

Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи (перераспределяются часы на изучение отдельных тем).

Коррекционная работа с обучающимися 4-х классов осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда и обучающихся. Восполнение пробелов в развитии познавательных процессов и всех компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа. На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения.

Содержание коррекционно-развивающей работы

  1. формирование дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным характеристикам;

  2. активизация и закрепление представлений о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

  3. проведение дифференциации всех звуков и букв;

  4. закрепление в активном словаре слов-терминов: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие, свистящие, шипящие, словосочетание, предложение;

  5. уточнение и расширение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, развития номинативного, предикативного, атрибутивного словаря;



Содержание коррекционно-воспитательной работы

  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  1. устойчивости внимания;

  2. наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

  3. способности к запоминанию;

  4. способности к переключению;

  5. навыков и приемов самоконтроля;

  6. познавательной активности;

  7. произвольности общения и поведения.

  1. Формирование полноценных учебных умений:

  1. планирование предстоящей деятельности;

  2. принятие учебной задачи;

  3. активное осмысление материала;

  4. выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

  5. контролирование хода своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

  6. работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

  7. применение знаний в новых ситуациях;

  8. анализ, оценка собственной деятельности.

  1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  1. умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

  2. умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  3. умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

  4. умения четко, целенаправленно, последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

  1. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  1. ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  2. ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало связного высказывания);

3) применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях: например: «Мы составляли предложения»;

  1. обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

  2. пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

  3. развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведения итога занятия;

  4. формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

  5. проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей;

  6. соблюдение речевого этикета при обращении;

  7. составление устных связных высказываний.


Профилактическая и консультативная деятельность


Логопедом школы осуществляется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.

На индивидуальных консультациях родителям обучающихся логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации коррекционного процесса. Логопед информирует родителей о достижениях ребенка в речевом развитии. Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются необходимые рекомендации по коррекции и развитию речи учащихся.


  1. Взаимодействие логопеда с педагогами школы


Развитие речи детей - это общая задача всего коллектива школы. Несогласован­ность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком мо­гут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.

Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы пред­полагает реализацию комплексного подхода в деятельности педагогов школы: логопеда, учителей, психолога, педагогов доп. образования. Только систематическое взаимодействие педагогов школы по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровож­дения ребенка с учетом следующих показателей: психологических особенностей, инвалидизирующего заболевания, этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у обучающихся, предпола­гает такую организацию взаимодействия специалистов, при которой создаются условия для опти­мального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся:

  • речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства обще­ния и познания;

  • организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и про­цессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональ­ные;

  • обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

  • систематическое развитие предпосылок речевого развития;

  • развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодей­ствовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей дея­тельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов школы к коррекции речи выступают:

  • закреплять речевые навыки, полученные на коррекционно- развивающих занятиях;

  • предупреждать и преодолевать вторичные нарушения, обусловленные проблемами в развитии речи;

Взаимодействие учителя- логопеда с педагогами школы осуществляет на мероприятиях по внеурочной и внеклассной деятельности. Логопед дает педагогу рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности по организации индивидуальной работы с детьми. Кроме того, логопед помогает учителю организовать образовательный процесс с учетом особенностей развития его познавательных процессов, эмоцио­нально-волевой и коммуникативной сферы.

В одних случаях работа педагога предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других - педагог содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях. Совместное решение общих образовательно- коррекционно - развивающих задач педагогов и логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми.

Конкретное содержание совместной работы логопеда и педагогов может быть определено, исходя из предпосылок развития правильной речи детей младшего школьного возраста.

  1. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Взаимодействие логопеда с родителями, как с участниками коррекционно – развивающего процесса, значительно повышает результативность коррекционной и профилактической работы.

Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями обучающихся: родительские собрания, консультации (групповые и индивидуальные), мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей, с целью обучения их приемам закрепления речевых навыков. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивной формой, такой как сайт учреждения, где выставлена вся необходимая информация для родителей детей, посещающих общеобразовательную школу.

Мониторинг логопедической работы учащихся

Контроль результатов уровня сформированности компонентов речевой системы у детей с нарушениями речи не оценивается по пятибальной шкале. Отслеживание результатов у учащихся осуществляется через мониторинг (обследование устной речи, письма и письменной речи), который проводиться три раза в год (в сентябре- проведение первичного обследования, в декабре- промежуточное обследование, в мае- итоговое обследование), по результатам мониторинга заполняется необходимая документация: протокол обследования устной речи, протокол ошибок письма, рабочий журнал учета обследования устной и письменной речи учащихся.

«Коррекционно- развивающее обучение учащегося 4-го года обучения с несформированностью языковых и речевых средств языка » Анна П.

«Коррекционно- развивающее обучение учащегося 4-го года обучения с несформированностью языковых и речевых средств языка»- это курс индивидуальных занятий, который рассчитан на 60 часов в год ( 2 часа в неделю).

Цель: предупреждать неуспеваемость, обусловленную различными нарушениями устной речи.

Задачи:

- Обогащать словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире.

- Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

-Вызывать отсутствующие звуки.

- Формировать умение различать речевые звуки на уровне звука, слога.

- Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков.

- Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове.

- Развивать навыки употребления существительных с уменьшительно- ласкательным значением.

- Совершенствовать в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными, личного местоимения с глаголами.

- Формировать умение составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам, заканчивать одним – двумя словами предложение, начатое логопедом.

Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно- развивающих занятий учащегося четвертого года обучения

п/п

Кол-во занятий по плану

Тема занятия

Деятельность учащихся

Примеча

ние

1 четверть (12 часов)


1.

20.09.2018

Звук и буква А. Осень.

Знакомство с буквой А. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Формирование представлений об осени, ее признаках.


2.

21.09.2018

Осень. Описательный рассказ.

Продолжать формировать представление об осени и ее признаках. Закреплять употребление предлогов НА, С. Учить составлять простой описательный рассказ. Развивать слуховое и зрительное внимание и память, мелкую моторику, физиологическое дыхание.


3.

27.09.2018

Звук и буква У. Овощи.

Знакомство с буквой У. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.


4.

28.09.2018

Овощи. Предлоги НА, С.

Закрепить обобщающее понятие овощи. Различать и использовать единственное и множественное число существительных. Формировать умение правильно употреблять предлоги НА, С. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.


5.

04.10.2018

Звук и буква М. Фрукты.

Уточнение артикуляционного уклада звука М. Знакомство с буквой М. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.


6.

05.10.2018

Звук МЬ. Буква М.

Произношение и различение звуков М-МЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильно обозначать на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.


7.

11.10.2018

Звук и буква О. Ягоды.

Продолжить знакомство с буквой О. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Употребление Р.п. мн.ч. существительных – составление предложений со словом «много». Уточнение и расширение словаря по теме.


8.

12.10.2018

Звуки и буквы А, У, О, М. Закрепление

Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.


9.

18.10.2018

Звук СЬ.

Буква С.

Произношение и различение звуков С-СЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.


10.

19.10.2018

Звуки С, СЬ. Повторение.

Закрепить произношение и различение звуков С-СЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.


11.

25.10.2018

Звук ХЬ. Буква Х. Обувь. Предлоги В, ИЗ.

Произношение и различение звуков Х-ХЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Формировать умение правильно употреблять предлоги В,ИЗ.


12.

26.10.2018

Звук и буква Ш. Посуда.

Уточнение артикуляционного уклада звука Ш. Знакомство с буквой Ш. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.


2 четверть (15 часов)

13.

08.11.208

Звуки и буквы С, Х, Ш.

Закрепить правильное произношение согласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание.


14.

09.11.2018

Звук и буква Л. Зима. Приметы зимы.

Правильное произношение звука Л. Знакомство с буквой Л. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Формировать представление о зиме, ее признаках..


15.

15.11.2018

Звуки Л,ЛЬ. Повторение. Рассказ о зиме.

Закрепить произношение и различение звуков Л-ЛЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Составление рассказа по картинному плану.


16.

16.11.2018

Звук Ы. Буква Ы. Зимующие птицы.

Уточнение артикуляционного уклада звука Ы. Знакомство с буквой Ы. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.


17.

22.11.2018

Звук Нь, буква Н. Детёныши домашних животных.

Произношение и различение звуков Н-НЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильно обозначать на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Образование мн.ч. и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.


18.

23.11.2018

Звуки Р, Рь.

Закрепить произношение и различение звуков Р-РЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Расширение и активизация словаря по теме.


19.

29.11.2018

Звуки К, Кь.

Закрепить произношение и различение звуков К-КЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.


20.

30.11.2018

Звук Ть. Буква Т. Предлоги В, НА, ЗА, ОКОЛО, ПОД

Произношение и различение звука ТЬ изолированно, в слогах, словах на слух и правильное обозначение на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать пространственные представления и умение ориентироваться относительно своего тела. Учить правильно использовать во фразовой речи предлоги В, НА, ЗА, ОКОЛО, ПОД. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.


21.

06.12.2018

Звук И. Буква И. Продукты питания.

Уточнение артикуляционного уклада звука И. Знакомство с буквой И. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.


22.

07.12.2018

Звук И. Буква И. Предлоги В, С, НА.

Продолжить знакомство с буквой О. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Употребление Р.п. мн.ч. существительных – составление предложений со словом «много». Учить правильно использовать во фразовой речи предлоги В, НА, С. Уточнение и расширение словаря по теме.


23.

13.12.2018

Звуки З, Зь. Буква З.

Закрепить произношение и различение звуков З-ЗЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.


24.

14.12.2018

Звуки В, Вь. Буква В.

Закрепить произношение и различение звуков В-ВЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание.


25.

20.12.2018

Звук и буква Ж. Профессии.

Уточнение артикуляционного уклада звука Ж. Знакомство с буквой Ж. сопоставление звука и буквы. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме


26.

21.12.2018



Звуки и буквы Ж-Ш. Дифференциация.

Учить различать звуки Ж-Ш изолированно, в слогах, словах на слух и правильно обозначать на письме. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.


27.

27.12.2018


Звуки и буквы З,В,Ж,Ш. Повторение.

Закрепить правильное произношение согласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание.


3 четверть (19 часов)

28.

17.01.2019

Промежуточная диагностика

Обследование состояния устной и письменной речи. Анализ результатов по проведённому коррекционному процессу за 1 полугодие 2017-2018 уч.г.


29.

18.01.2019


Звуки и буквы З,В,Ж,Ш. Повторение.

Закрепить правильное произношение согласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание.


30.

24.01.2019

Звуки Б, Бь. Буква Б.

Закрепить произношение и различение звуков Б-БЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Закрепить правильное употребление предлогов ПО,К, ОТ с глаголами.


31.

25.01.2019

Звуки Г, Гь. Буква Г. Описательный рассказ «Весна».

Закрепить произношение и различение звуков Г-ГЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Тв.п. имен существительных. Составление простого описательного рассказа по картине. Развитие связной речи.


32.

31.01.2019

01.01.2019



Звуки Д, Дь. Буква Д.

Закрепить произношение и различение звуков Д-ДЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Предлоги над, под, из-под. Составление предложений из слов в начальной форме.


33.

07.02.201908.02.2019


Звук и буква Й. Женские профессии.

Понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Уточнение артикуляционного уклада звука Й. Знакомство с буквой Й. Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.


34.

14.02.201915.02.2019

Буква Ь. Буква Ъ. Мягкость и твёрдость согласных.

Закрепление представлений о мягкости согласных. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям. Дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука. Притяжательные местоимения мой, мое, моя с существительными.


35.

21.02.2019

Образование гласных 1 и 2 ряда. Цветущие комнатные растения.

Уточнение артикуляционного уклада звуков. Знакомство с двойной ролью букв Я, Ё,Ю,Е. развивать фонематические процессы, дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв Я, Ё,Ю,Е. познакомить с позициями, когда йотированные гласные обозначают 1 и 2 звука, учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать внимание, память, мышление. Уточнение и расширение словаря по теме.


36.

22.02.2019

Буквы Е, Ё. Ударение.

Уточнение артикуляционного уклада звука Е. Знакомство с буквой Е, Ё. Дать понятие об ударении. Учить правильно ставить ударение. Работать над ритмико-слоговой структурой слова. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Активизация и расширение словаря по теме.


37.

28.02.2019


Дифференциация гласных

О-Ё, Э-Е.

Уточнение артикуляционного уклада звуков. Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.


38.

01.03.2019

Буква Я. Перелетные птицы.

Уточнение артикуляционного уклада звука Я. Знакомство с буквой Я. Закрепление представлений о мягкости согласных. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.


39.

07.03.2019


Дифференциация гласных

А-Я.

Уточнение артикуляционного уклада звуков. Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.


40.

14.03.2019

Дифференциация гласных

А-Я. Повторение.

Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Закрепить понятие ударения. Активизация словаря по теме.


41.

15.03.2019

Буква Ю. Сезонные одежда и обувь.

Уточнение артикуляционного уклада звука Ю. Знакомство с буквой Ю. Закрепление представлений о мягкости согласных. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме.


42.

21.03.2019

Дифференциация У-Ю. Предлоги

В, ИЗ.

Уточнение артикуляционного уклада звуков. Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.


43.

22.03.2019

Дифференциация У-Ю. Повторение.

Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Закрепить ударение. Активизация и расширение словаря по теме.


4 четверть (14 часов)

44.

04.04.2019

Звук и буква Ц. Деревья.

Уточнение артикуляционного уклада звука Ц. Знакомство с буквой Ц. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. Образование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ец,-иц.


45.

05.04.2019


Звук и буква Ц. Деревья и растения весной.

Продолжить знакомство с буквой Ц. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Образование притяжательных прилагательных.


46.

11.04.201912.04.201918.04.201919.04.2019

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Буквы Е,Ё,Ю,Я. Повторение.

Уточнение артикуляционного уклада звуков. Закрепить знакомство с двойной ролью букв Я, Ё,Ю,Е. развивать фонематические процессы, дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв Я, Ё,Ю,Е. познакомить с позициями, когда йотированные гласные обозначают 1 и 2 звука, учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.


47.

25.04.2019

Звук и буква Ч.Животные жарких стран.

Уточнение артикуляционного уклада звука Ч. Знакомство с буквой Ч. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме


48.

26.04.2019

Звук и буква Щ. Детёныши животных жарких стран.

Уточнение артикуляционного уклада звука Щ. Знакомство с буквой Щ. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и расширение словаря по теме. Образование притяжательных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.


49.

03.05.201910.05.2019


Звуки и буквы Ч, Щ.

Закрепить правильное произношение гласных звуков и зрительный образ букв. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, правильное речевое дыхание. Закрепление представлений о мягкости согласных.


50.

16.05.2019


Звуки Ф, Фь.

Закрепить произношение и различение звуков Ф-ФЬ изолированно, в слогах, словах на слух. Продолжать развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, речевое дыхание. Активизация и расширение словаря по теме.


51.

17.05.2019


Звук и Буква Э. Лето.

Уточнение артикуляционного уклада звука Э. Знакомство с буквой Э. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Уточнение и формирование представления о признаках лета, отличие от других времен года.


52.

23.05.2019

24.05.2019



Дифференциация гласных Е-Э.

Уточнение артикуляционного уклада звуков. Продолжить знакомство с двойной ролью букв , учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.


Всего: 60 часов


















































































































































Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу третьего года обучения

Учащийся должен знать и уметь:

-ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. определять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;

- пользоваться различными способами словообразования;

- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между фонемой и значением);

- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

























































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Петровских Марина Анатольевна

Дата: 01.02.2019

Номер свидетельства: 498062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Адаптированная программа по алтайскому языку"
    ["seo_title"] => string(46) "adaptirovannaia_programma_po_altaiskomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "595902"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640251690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Адаптированная программа по алтайской литературе"
    ["seo_title"] => string(49) "adaptirovannaia_programma_po_altaiskoi_literature"
    ["file_id"] => string(6) "595903"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640252846"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Педагогические технологии,применяемые при работе с детьми с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(78) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-primieniaiemyie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "227366"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440693827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства