Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности речи детей первой младшей группы. Консультация для воспитателей детского сада»
Возрастные особенности речи детей
первой младшей группы.
(консультация для воспитателя)
Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.
На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов, и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой» - открой, «сото» - высоко), а при стечении согласных – один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул); вставляют в слове лишние звуки («таньканчик» - стаканчик) и т.п.
Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в первой младшей группе – совершенствование произношения слов. Упражняя детей в правильном произношении слов (на занятиях и вне их), воспитатель широко использует прием речевого образца.
Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» - Можно?), так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» - Мама будет умываться).
Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных ( «Куда папа посола?» -Кудапапа пошел?), числе и падеже (« Вот лубасек» -вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» -Миша сидит икушает); “Кису каду паток» - Кису кладу в платок) и т.д.
Воспитатель в процессе бесед с детьми (вопросы педагога служат образцом для ответа), чтение сказок, рассказов, стихов, инценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т.д. помогает им овладевать грамматическим строем речи.
Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п,ль,б,бь,м,мь), губно – зубные(в,вь,ф,фь), переднеязычные(т,ть,д,дь,н,нь,сь,ль), заднеязычные(К,кь,г,гь,х,хь). Свистящие звуки(с,з,зь,ц), щипящие (ш,ж,ч,щ) и сонорные звуки (р,рь,л) ребенок обычно или пропускает, или заменяет (с-сь,фь; з-сь,в; ц – гь; ш – сь,ть; ж – сь,дь;ч –ть;щ-ть; р –ль; рь – ль; л-ль).
Поэтому основная задача воспитателя – проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. А следовательно, необходимо развивать и слуховое внимание.
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Консультация по инновационной деятельности Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)"
["seo_title"] => string(126) "konsultatsiiapoinnovatsionnoidieiatielnostichistaiariechsrannieghovozrastakonsultatsiiadliaroditielieidietieirannieghovozrasta"
["file_id"] => string(6) "324419"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1462461795"
}
}