Консультация по инновационной деятельности Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)
Консультация по инновационной деятельности Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)
Чистая речь с раннего возраста
(консультация для родителей детей раннего возраста)
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь благодаря речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых - родителей, членов семьи), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка.
Говорим чисто
Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет.
Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и; согласные: м, п, б, к, гидр. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими с, з, звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков ш, ж, ч, щ, звуки л, рь,р.
Как дышит? Как слышит?
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко — и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак-лак, том — дом.
Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание.
Помогите ребенку говорить
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление СЛОВ, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов («апиед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос малышей: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно, другие — крикливо. Нужно обратить внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Как известно, дети младшего дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, предложите ему послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он. Ребенок вам отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребенок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.
«Чудеса в мешке»
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребенку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать.
Цель: добиться, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.
«Магазин»
Наглядный материал: игрушки, (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).
Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Ребенок отвечает. «А ты будешь покупателем. Кем выбудешь?» - «Покупателем», -отвечает ребенок. «Что делает продавец?» -«Продает». - «Что делает покупатель?» - «Покупает».
Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называет их. Затем он приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Взрослый соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Отдавая ребенку игрушку, нужно спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка.
И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Нужно следить за тем, чтобы ребенок старался правильно произносили звуки в словах, отчетливо выговаривать слова.
«Поедем или нет?»
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Ребенок по очереди вынимает из коробки картинки; называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривал слова с этим звуком.
«Лесная прогулка»
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.
Расставить игрушки на столе и попросить ребенка назвать их. Затем предложить ребенку отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыш выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину и отвозит в определенное заранее место. Нужно следить, чтобы ребенок верно отбирал предметы, внятно и громко называл их, правильно произносить при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
«Повторюшки»
Цель: учить ребенка говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.
МАДОУ «Детский сад №104»
Консультация по инновационной деятельности
Чистая речь с раннего возраста
(консультация для родителей детей раннего возраста)
Воспитатели: Мишина И.А.
Садовникова Е.Н.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация по инновационной деятельности Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)»
Чистая речь с раннего возраста
(консультация для родителей детей раннего возраста)
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь благодаря речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых - родителей, членов семьи), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка.
Говорим чисто
Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет.
Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и; согласные: м, п, б, к, гидр. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими с, з , звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков ш, ж, ч, щ, звуки л, рь,р.
Как дышит? Как слышит?
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко — и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак-лак, том — дом.
Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание.
Помогите ребенку говорить
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление СЛОВ, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов («апиед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос малышей: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно, другие — крикливо. Нужно обратить внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Как известно, дети младшего дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, предложите ему послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он. Ребенок вам отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребенок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.
«Чудеса в мешке»
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребенку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать.
Цель: добиться, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.
«Магазин»
Наглядный материал: игрушки, (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.). Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Ребенок отвечает. «А ты будешь покупателем. Кем выбудешь?» - «Покупателем», -отвечает ребенок. «Что делает продавец?» -«Продает». - «Что делает покупатель?» - «Покупает».
Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называет их. Затем он приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Взрослый соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Отдавая ребенку игрушку, нужно спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка.
И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Нужно следить за тем, чтобы ребенок старался правильно произносили звуки в словах, отчетливо выговаривать слова.
«Поедем или нет?»
Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Ребенок по очереди вынимает из коробки картинки; называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривал слова с этим звуком.
«Лесная прогулка»
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Расставить игрушки на столе и попросить ребенка назвать их. Затем предложить ребенку отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыш выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину и отвозит в определенное заранее место. Нужно следить, чтобы ребенок верно отбирал предметы, внятно и громко называл их, правильно произносить при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
«Повторюшки»
Цель: учить ребенка говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.
МАДОУ «Детский сад №104»
Консультация по инновационной деятельности
Чистая речь с раннего возраста
(консультация для родителей детей раннего возраста)