kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание ситуации успеха на занятиях по коррекции речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это  выступление  на  городском семинаре "Психолого-педагогические аспекты создания  "ситуаций  успеха".

Как  сделать  успешной коррекцию  речи  у  старших  дошкольников  и  младших  школьников? Понятно,  что  успех - это результат, к  которому  мы  приходим  вместе  с ребёнком,  это  чистая,  выразительная, грамотная  речь.Но  процесс  исправления нарушенного произношения  звуков, недоразвития  фонематики и  грамматического строя -  бывает  длительным,  сложным  и  трудным. В  своём  выступлении я  рассказала  о  подходах,  методах и  приёмах как  традиционных,  так  и  редко  используемых на  занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на занятиях по коррекции речи »


Ситуации успеха на занятиях по коррекции речи


Сегодня я предлагаю вам рассмотреть понятие "успех" ещё в одном аспекте - с точки зрения логопеда - коррекционного педагога, исправляющего нарушения речи дошкольника. Не секрет, что всё меньше становится детей, которые без проблем, успешно к 5 годам приходят к чистой речи. И увеличивать их количество - это одна из составляющих работы всего педагогического коллектива совместно с родителями.

Но сегодня подробнее остановлюсь на создании ситуации успеха для детей, занимающихся в старшем дошкольном возрасте на логопедическом пункте нашей прогимназии. Мы исправляем нарушенное звукопроизношение, корректируем фонематический слух и звукослоговую наполняемость - и это порой длительная, не всегда легкая деятельность для старшего дошкольника.

Успех в этом случае для дошкольника понимаю как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому мы стремились, совпал с ожиданиями, надеждами - мы приходим к грамотной, разборчивой, выразительной речи. Но как сделать успешным то состояние, которое он испытывает "в процессе", на пути к хорошему результату. Если понятие «успех» принято понимать как результат, то под «ситуацией успеха» понимается сочетание условий, которые его обеспечивают.Как создать ситуацию успеха для дошкольников, речь которых нуждается в коррекции? Назову некоторые моменты, помогающие это сделать:

- игровые и развивающие задания для детей подбираю такой степени сложности, чтобы они соответствовали возможностям. Иначе возникает либо состояние скуки, так как задания чрезмерно легки, либо состояние тревожности, так как сложность заданий превышает актуальный уровень развития способностей.

- искренне хвалю его даже за скромный (проме- жуточный) успех;

- использую поощрение так, чтобы недостаток который мы исправляем - выглядел исправимым,

а дело, которым я хочу его увлечь - выполнимым;

-ребёнку должно быть интересно выполнять то, что от него требуется на данном этапе;

- в игровых заданиях, речевом материале принцип дидактики сочетаю с занимательностью, шуткой, юмором - подбираю соответствующие по содержанию и настроению стихи, потешки, скороговорки.

Известно, что игры стимулируют все виды активности, самостоятельности, творчества. Приведу такой пример. На этапе закрепления поставленного звука в предложении провожу игры "Исправь ошибку". Предлагаю и вам найти и исправить ошибки - речевой материал конечно "для взрослых".


  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

  • Пришел, увидел, купил (Победил).

  • У каждого своя голова на шее (Плечах).

  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).

  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).

  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.


Не все дети одновременно усваивают материал занятий, правила игр, поэтому помогаю затрудняющимся в процессе игровой ситуации, но эта помощь должна быть по возможности скрытой от других. У всех должно создаваться впечатление равноценности их участия в игре. Ребёнку можно помочь, если упростить материал игры, сократить объём мыслительных операций, напомнить последовательность выполнения задания. Упрощение содержания работы позволяет им не чувствовать себя ущемлёнными, играть наравне с другими, не терять интереса. Для того чтобы интерес к игре не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил.

Вы легко назовёте сейчас игры, которые помогают ребенку развивать мелкую моторику. Это и пазлы, и шнуровки, и конструктор, и мозаика, и природный материал. Хорошим тренажёром может стать обыкновенный шестигранный карандаш.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Предлагаю вам, коллеги, взять карандаши и присоединится к игре:

Гладит карандаш ладошки, поиграем с ним немножко:

- перетирание в ладонях;

- пальчики здороваются ( правая, левая рука, одновременно)

- сгибание щепоти с карандашом;

- сжимание руки в кулак - карандаш между указательным-мизинцем и средним-безымянным;

- встряхнуть кистями.

Можно выполнять под счет, под музыку, координировать движения и речь (проговаривать слоги или слова с закрепляемым звуком)

Плюсы этого комплекса - доступность предмета /карандаша/, задействованность в упражнениях менее нагружаемых в повседневной жизни пальчиков - безымянного и мизинчика.

Игра с буквами: угадай на ощупь.

Предлагаю поиграть сейчас нам, взрослым. В игре использую обычные пластмассовые буквы из наборов " Азбука", "Алфавит".

Участникам игры предлагаю встать в круг, руки завести за спину

и получить от ведущего букву, которую ему положат в ладони.

Знакомые с буквами дети обычно угадывают не видя её, обследуя тактильно. Далее по правилам игры каждый предполагает : "Я думаю, что у меня буква ...." И только после этого проверяет себя - смотрит на букву, даёт самооценку "Я прав!" или "Я ошибся"

В единое коррекционно-образовательное пространство вовлечены и родители, стремлюсь к установлению доверительных, партнерских взаимоотношений с ними. Особо важным (и в соответствии с ФГОС тоже) в настоящее время является реализация принципа открытости образовательного учреждения для родителей, приветствую у себя на занятиях мам и других членов семьи, демонстрирую приёмы, которые помогают закреплять дома изученное.

А нам сейчас предлагаю всем вместе придумать синквейн - пятистишие, создаваемое по определённым правилам, доступным даже старшим дошкольникам и младшим школьникам. Один из вольных переводов слова синквейн - пять удач - перекликается с темой дня.

Правила составления синквейна




Существительное , которое нужно осмыслить - тема.

Два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Три действия (глагола) , которые возможны с этим понятием.

Фраза из четырёх слов, передающее отношение к теме.

Вывод, итог, синонимичный первому слову.


1.Семинар.

2.Ответственный и тревожный.

3.Информирует, показывает, обучает.

4.Встреча коллег и единомышленников!

5.Коммуникация.

Желаю всем успешной коммуникации!









 

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Создание ситуации успеха на занятиях по коррекции речи

Автор: Маркина Наталия Николаевна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Развитие познавальтельных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релакса "
    ["seo_title"] => string(175) "razvitiie-poznaval-tiel-nykh-sposobnostiei-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-v-komnatie-rielaksa"
    ["file_id"] => string(6) "217969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433554075"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Совершенствование познавательных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации "
    ["seo_title"] => string(189) "soviershienstvovaniie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-v-komnatie-rielaksatsii"
    ["file_id"] => string(6) "217970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433554566"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект  НОД "Полёт в космос" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-nod-poliot-v-kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "166667"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422980374"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конструкт НОД "Яблоки для ежика" "
    ["seo_title"] => string(34) "konstrukt-nod-iabloki-dlia-iezhika"
    ["file_id"] => string(6) "166689"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422981397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства