Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развитие мелкой моторики рук- важное условие формировании детской речи.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
В книжных магазинах можно приобрести разнообразную литературу по развитию мелкой моторики рук, но если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать свои пальчики, развивать грамматический строй и связную речь, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится вокруг Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет посильную помощь и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички с отрезанными головками. Пусть выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и т.д.
«Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все «съедите». Можно играть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок». Из яблок… (яблочный), из груши… (грушевый), из слив… (сливовый), из вишни… (вишневый), из моркови…, апельсина… Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? … (из апельсина) и т.д.
Игры по дороге из детского сада (в детский сад)
«Я заметил». «Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос и т.д.
Игра в свободную минутку
Игровое упражнение на слоговую структуру слов «Перепутались слова». Слова танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо) посаги (сапоги) и др.
Игра на обогащение словаря ребенка
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и др.
Игра на развитие грамматического строя речи
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто и т.д.» Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах.