Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Ппроведение данного тренинга способствует повторению приёмов, используемых в обучении и совершенствованию умений педагогов в рассказывании по серии картин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Рассказывание по серии картин"»
МБДОУ «ТОТЕМСКИЙ ДЕСКИЙ САД №1 «РОСИНКА»
тренинг для педагогов
«РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЕРИИ КАРТИН»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
САБУРОВА М.В.
ТОТЬМА
2018 ГОД
Цель тренинга: совершенствование умений педагогов рассказывания по серии картин.
Содержание тренинга:
Изучение основ рассказывания по серии картин.
Закрепление знаний о структуре сюжетного рассказа.
Повторение приёмов, используемых в обучении рассказыванию.
Отработка способов составления рассказа по серии картин.
Форма работы:
Информационный блок.
Упражнения.
Творческие задания.
Упражнение «Приветствие».
Цель: сформировать эмоциональное состояние, используя выразительные средства.
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу и поздоровается с ним, и так далее, пока все не поприветствуют друг друга по кругу.
Инфомационный блок
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Большое значение придаётся формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
Рассказ – это самостоятельное составленное развёрнутое изложение какого-либо факта, события. Ребёнок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. Рассказывание по восприятию влияет на развитие ребёнка, в том числе и сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Упражнение 1 - выбрать правильный ответ:
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.
Сюжетный рассказ – передача событий, происходящих в определённой последовательности с каким-нибудь героем.
Творческий рассказ – описание событий, предшествующих изображённым; момент, зафиксированный на картине; и последующие за ним события.
Рассказывание по серии картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картин. Кроме того, ребёнку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображённых предметов, установить связи между объектом, персонажами.
Сюжетному рассказу присуща своя структура.
Упражнение 2 – найди правильное определение:
Начало – экспозиция, экспедиция, эксплуатация, эволюция, эвакуация, экспроприация.
Конец – развязка, разгадка, разгрузка, разминка, раскладка, разлиновка, разнарядка.
Экспозиция – начало: называется герой, описание его внешнего вида.
Завязка (кульминация) – середина: описание непосредственных событий, когда и где происходило.
Развязка – окончание: результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою.
Для дошкольников можно выделить три категории сюжетных рассказов:
- рассказ по восприятию (о том, что видит ребёнок в момент рассказа);
- рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
- рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).
Благодарным стимулом для рассказывания является картинка: она организует детское внимание, будит мысль, оживляет воспоминания ребёнка, легко и свободно вовлекает его в рассказывание. Картинка как зрительный раздражитель привлекает внимание коллектива. Дети легко объединяются при её рассматривании, охотно, наперебой стараются рассказать, что они знают.
Подбирая сюжетные картинки, всё более усложнённые по содержанию, богатые по действию, педагог создаёт стимул к усложнению рассказа, к установлению простейшей цепи в развёртывании действия.
В обучении рассказыванию применяются специфические приёмы, назначение которых – получить от ребёнка связное высказывание.
Упражнение 3 – перечислить приёмы обучения:
Вводная беседа
Образец рассказа, частичный образец
Дублёр рассказа (второй вариант рассказа)
Разбор образца рассказа
План рассказа
Воспроизведение плана детьми (подг.гр.)
Коллективный разбор плана
Коллективное составление рассказа
Составление рассказа по частям
Указания (подробно или кратко, менять голос…)
Окончание детьми рассказа, начатого педагогом
Подсказ вариантов
Оценка (как педагогом, так и детьми)
В работе с дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Очень важно - учить детей не только видеть то, что изображено на картине, «но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания. Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий — последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор. Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы. Развитие связной речи на занятиях занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.).
Правильному построению рассказа способствует самостоятельное раскладывание набора картинок каждым ребёнком, раскладывание при частью закрытой серии. Это помогает детям чувствовать логику изложения, развивать воображение. Название выражает суть рассказа и является одним из критериев связной речи, поэтому детей нужно учить нахождению смыслового заголовка.
Творческое задание 1 - составить рассказ:
1 вариант – предлагается разложить картинки в такой последовательности, чтобы получился рассказ.
2 вариант – вся серия картинок на доске. Первая картинка открыта, вторая, третья, четвёртая картинка закрыты. Предлагается по такому расположению составить рассказ. После составления рассказа открывается вторая картинка, снова составляется рассказ по данному расположению и т.д.
3 вариант – серия картин из четырёх: три первые закрыты, последняя открыта. Попробуйте составить рассказ, когда знаете, чем закончились события. Составляется рассказ, затем открывается первая картинка. Теперь знакомы все герои рассказа, снова придумывается рассказ.
4 вариант – серия из четырёх картинок, открываются первая и четвёртая картинки, вторая и третья закрыты. Придумать рассказ, дать ему название. Затем открываются все картинки, снова составляется рассказ.
В дошкольном возрасте детей учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребёнка, воспитываться умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.
Творческое задание 2 - «Оживи фигуры и составь рассказ»
Используя прием коллективного рассказывания и приема указания, технологии ТРИЗ и РТВ, составить сюжетный рассказ.
На карточках – разнообразные фигуры – предлагается придумать «на что похоже и оживить их». Поочерёдно, составляя предложения, ожившие фигуры выставляются на магнитную доску, и получается сюжетный рассказ.
Овладение связной речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребёнка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.