Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Выполнила Туваева Е М
Цель: Продолжать формировать у детей умение рассказывать по картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М. : Просвещение, придерживаясь плана.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь.
- воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие
животные»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».
Материалы и оборудование: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М. : Просвещение)
Ход деятельности
1. Организационный момент:
Воспитатель: Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднимают руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (поворот)
Воспитатель: Ребята, а что это за шар? (Солнце)
2. Основная часть:
Беседа.
Воспитатель интересуется у детей, что они знают о зайцах :
Воспитатель: Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость».
Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание :
Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка? (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)
Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает:
- Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?
Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)
Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»
В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)
Затем воспитатель дает образец рассказа :
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.
Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.
Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
Воспитатель: Ребята давайте с вами отдохнём
Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)
3. Рефлексия:
В конце занятия воспитатель проводит игру «Волк и зайцы».
Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а воспитатель - «волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».
Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).
Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)