Выступление на педагогическом совете «Методы и приемы работы с детьми при рассматривании картин».
Выступление на педагогическом совете «Методы и приемы работы с детьми при рассматривании картин».
Рассказывание по картине является эффективным видом работы по формированию связной речи. Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Детям этого возраста для составления серии предлагается 2 – 3 картинки. К четырем годам объем серии увеличивается до 4 – 5 картинок. Их сюжеты должны отражать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Методы и приемы работы с детьми при рассматривании картин».»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65 комбинированного вида»
Выступление на педагогическом совете
«Методы и приемы работы с детьми при рассматривании картин».
Подготовила воспитатель:
Титова Е. А.
г. Саранск,2019
Рассказывание по картине является эффективным видом работы по формированию связной речи. Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Детям этого возраста для составления серии предлагается 2 – 3 картинки. К четырем годам объем серии увеличивается до 4 – 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т. д.) В пятилетнем возрасте ребенку можно предлагаться до 6 картинок в серии по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ёжик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей).
При возрасте детей шесть-семь лет целесообразнее использовать серии картинок из 6 – 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий; использование сказочных ситуаций из литературных произведений, не знакомых детям).
Во всех случаях не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой. Также не рекомендуется использовать картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений.
Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных картинок позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять задание.
Составлению рассказа по серии должна предшествовать подготовительная работа.
Предварительная работа
Здесь используют беседы с детьми о событиях настоящих, предшествующих и последующих, формируют у детей элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец, учат по-разному начинать рассказы, знакомят с многообразием форм зачинов, сжато и лаконично передать суть происходящего, предлагать разнообразные варианты окончания рассказа.
Желательно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до четырех лет 5 – 6 минут, для детей до пяти лет – не более 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут.
Наглядные методы.
Серии сюжетных картинок являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется в детском саду для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.
Работа детей с серией картинок всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). После беседы воспитатель сам рассказывает о сюжете на картинках, иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей).
Дети учатся:
- раскладывать серию картинок слева направо в одну линию;
- находить основных героев и общие объекты на всех картинках;
- находить, определять, перечислять и обобщать место и время происходящих действий на картинках;
- выделять сквозных героев на каждой конкретной картинке, определять цели их действий;
- выстраивать последовательность действий с любой картинки.
Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке
Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления.
В старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.
Образец рассказа
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода сюжетных картин или отдельных персонажей; образец дается по одной из предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его) ; может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа
Формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:
место действия;
время действия;
наличие действующих лиц;
наличие других предметов и лиц;
признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью;
наличие результата (положительного или отрицательного):
Вначале называется герой или герои, затем излагаются события (завязка, по возможности объясняется, когда и где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная и причинная связь между двумя-тремя эпизодами (кульминация, после чего следует окончание рассказа (развязка) .
В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план и контролировать следование ему рассказчиками.
План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением.
Коллективное составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.
Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами (серии сюжетных картинок в рассказывании на свободную тему). Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании много эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего, воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Мотивация
Очень важно педагогу создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании.
Примеры мотивации:
для детей трех лет: пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности;
для детей четырех-пяти лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому – либо герою (например, Лунтик, Динозаврик, Гончик хочет разобраться в картинках);
дети пяти-семи лет с удовольствием используют мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в «сыщиков»).
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).
Методика применения различных приемов и самый выбор их претерпевает изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д.
Важно помнить, что успешность обучения зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса.
Обязательным принципом обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин является то, чтобы педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения, учитывал сферу развития общения малышей друг с другом и с взрослыми, учитывал их особенности, опираться на их индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.