kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический совет "Формирование речевых навыков через игровую деятельность детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитателям повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры для развития речевого общения

Структура педсовета:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета;
  2. Результаты тематической проверки
  3. Сообщение из опыта работы по развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками через сюжетно-ролевые игры
  4. Консультация методиста по планированию сюжетно-ролевых игр
  5. Консультация воспитателя «Взаимосвязь игры и общения»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Формирование речевых навыков через игровую деятельность детей" »

Педсовет №2

«Формирование речевых навыков через игровую деятельность детей»

Структура педсовета:

  1. Выступление методиста «Игра и речь дошкольников»

  2. Выступление заместителя директора по УВР «Результаты тематической проверки»

  3. Отчеты воспитателей «Результаты промежуточной диагностики по игровой деятельности»

  4. Выступление воспитателя по обобщению опыта

  5. Деловая игра

  6. Решение педсовета

ХОД ПЕДСОВЕТА

  1. Выступление методиста «Игра и речь дошкольников»

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В сюжетной игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

О значении игры для умственного, личностного и социального развития ребенка было написано немало интересных книг. Здесь нас прежде всего будет интересовать значение игры дошкольников для их речевого развития.

Рассматривая речевое развитие ребенка, отметим значение постепенного «освобождения» содержания высказываний от конкретной, воспринимаемой ситуации. Такой переход дается дошкольникам непросто. Им, очень трудно говорить о том, чего они не видят и не воспринимают. Мы говорили о том, что взрослым нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации и начал говорить без опоры на предметы и действия с ними. А вот в игре такой переход происходит как бы сам по себе, без всяких усилий. Высказывания детей, включенные в игру, хотя и опираются на определенные конкретные предметы, никакого отношения к этим предметам не имеют. А происходит это вот как:

Саша берет в руку карандаш, машет им в воздухе и говорит: «Я Змей-Горыныч, всех заколдую, вот моя волшебная палочка, она всех превратит в каменных». Казалось бы, никакого отношения обычный карандаш к Змею-Горынычу не имеет. И все-таки этот нехитрый предмет помогает Саше переселиться в другой, сказочный мир и оторваться в своем воображении и в своих высказываниях от того, что он видит и держит в руках.

Таня мнет руками носовой платок в пустой тарелке и говорит своей подружке: «Я белье стираю, это мой тазик, а вот порошок, сейчас постираю и пойду с тобой, дочка, гулять, ты пока подожди и поиграй сама». Очевидно, что столь конкретный план действия (постираю, а потом гулять с дочкой пойду) не имеет никакого отношения к манипуляциям Тани с носовым платком. Но именно этот платок помогает девочке взять на себя роль мамы, совершать и планировать характерные для мамы действия.

Конечно же, ни карандаш, ни носовой платок сами по себе не могут перенести ребенка в воображаемую ситуацию. Основным и решающим условием перехода от конкретной, воспринимаемой ситуации в мнимую, воображаемую является речь ребенка. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Известный советский психолог Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.

Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень. речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. В одном очень интересном психологическом исследовании, проделанном А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович, прослежена история двух близнецов, которые существенно отставали в своем речевом развитии. Они росли в изоляции от других детей, и в результате у них выработался свой собственный, понятный только им язык, основанный на жестах и звукосочетаниях. Их речь не была отделена от предметных действий; они могли говорить только о том, что видели и что делали, хотя речь взрослых они понимали достаточно хорошо. Выяснилось, что эти дети совсем не умели играть. Они не могли принять новое игровое значение предмета и делать с ним что-либо «понарошку». Им говорили, что ножик это как будто веник, и показывали, как им можно подметать. Обычно дети 3—5 лет охотно принимают новые значения предметов и легко совершают подобные игровые действия. Но наши близнецы, взяв ножик в руки, начинали точить карандаши или что-то резать. Взрослый в игре называл ложку топором и предлагал «понарошку» срубить дерево, но дети удивлялись и не могли понять, как это ложка может быть топором... Они не могли изменять значение предмета и действовать с ним в соответствии с этим новым значением. А ведь эта способность и есть основа ролевой игры.

Для исправления такого положения обоих близнецов поместили в разные группы детского сада. Теперь они не были оторваны от игровой деятельности других детей, как это было раньше, и должны были вступить в разнообразные речевые контакты со сверстниками. Через три месяца ситуация резко изменилась, у близнецов появилась богатая речь, которой они сопровождали свою игру.

Например, игра в стройку — погрузка и перевозка кубиков, складывание дома, снова перевозка и т. д. — сопровождалась постоянными комментариями совершаемых действий и планированием будущих действий: «Сейчас нагружу кирпичи и отвезу на стройку... Вот мой грузовик, а там будет стройка. Все, я поехал дж-дж-дж. Давай, сгружай кирпичи...» и пр. Суть изменений, происшедших в игре близнецов, заключалась в том, что они оказались теперь в состоянии оторваться от непосредственной ситуации и подчинить свои действия игровому замыслу, сформулированному в речи.
Итак, речь и игра дошкольников очень тесно связаны.

  1. Выступление заместителя директора по УВР Справка «Результаты тематической проверки»

  2. Отчеты воспитателей «Результаты промежуточной диагностики по игровой деятельности»

  3. Выступление воспитателя подготовительной к школе группе (из опыта работы)

Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация обстановки в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели...), «Окошечки» - (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу...), «Дед Мазай» (здравствуй дедушка Мазай из корзинки вылезай), «Золотые ворота» - (тра- та та, тра-та-та открываем ворота..), «Бояре» - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли..)

У детей в шесть-семь лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Ребенок интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.

Предложить можно детям поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Путешественники», «Дочки-матери», «Больница» и при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа.

Например игра «Светофор». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре «загорится» красный свет. И машины остановятся, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре – зеленый свет, машины двинулись). Спрашиваю детей: « О чем и как вы скажите?» Дети высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаю детей на новые высказывания.

Активно использую дидактические игры.

· «Потерялся поясок» – упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.

· «Кто как двигается» - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.

· «У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т. д.

Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.

При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог ( спрашивать, отвечать, объяснять…), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого использую беседы на разнообразные темы: «Любимая детская телепередача», «Твоя семья», «Как ты провел выходной», «Твой лучший друг» т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.

  1. Деловая игра

Первый гейм

Вопросы для команд

  • Какие виды игр знаете?

  • Время отведенное в игре в режиме дня.

  • Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.

  • Назвать структуру дидактической игры.

  • Назвать виды творческих игр.

  • Назвать отличия творческих игр от игр с правилами.

  • Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей.

  • На границе, каких возрастов возникает сюжетно-ролевая игра.

  • Как высказывался Макаренко А.С. о игре?

  • Что такое игра?

Второй гейм

Заморочки из бочки

Команды вытягивают бочонки из мешка.

Задание 1. Придумать и рассказать биографию какого-либо предмета.

Задание 2. После того как дети примут на себя роли, придумайте содержание, которое способствует вхождению в роль.

Третий гейм

Ты мне я тебе

Команды предлагают придумать применение обычному и необычному предмету в игре (мяч, ручка, бутылочка, палочка, кубик).

Музыкальная пауза

Всем присутствующим предлагаю отдохнуть. Пропеть на различные знакомые мотивы песенку “В лесу родилась елочка”.

Четвертый гейм

Темная лошадка

Наука, профилактика, здоровый образ жизни - старшая медицинская сестра Горшунова Л.Е.

  • Из бросового материала изготовить игрушки

  • Где можно использовать эту игрушку

Пятый гейм

Гонка за лидером

  • Конкурс капитанов: написать рекомендации, которые Вы хотели бы дать команде соперника.

  • Подведение итогов, награждение.



Решение педсовета:

    1. Привлечь родителей к обогащению развивающей среды. Ответственный методист.

    2. Провести конкурс предметно-развивающей среды. Ответственный методист.

.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогический совет "Формирование речевых навыков через игровую деятельность детей"

Автор: Бобрешова Ирина Станиславовна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Роль сюжетно-ролевой игры в социальном становлении ребенка"
    ["seo_title"] => string(66) "rol_siuzhietno_rolievoi_ighry_v_sotsial_nom_stanovlienii_riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "351355"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477161282"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игры по формированию грамматического строя речи у младших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "ighry_po_formirovaniiu_ghrammatichieskogho_stroia_riechi_u_mladshikh_doshkol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "422011"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546616"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Консулитация по инновационной деятельности "Внедрение ИКТ для развития изобразительной деятельности дошкольников""
    ["seo_title"] => string(127) "konsulitatsiia-po-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-vniedrieniie-ikt-dlia-razvitiia-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "308095"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458497737"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223214"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411306"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства