Логопедическая работа в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ строится с учётом особенностей их развития. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм логопедической работы в нашей школе является проведение «Логопедической недели». При её проведении решались следующие задачи:
создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
развитие и коррекция познавательных и психических процессов, развитие интереса к логопедическим занятиям, умения правильно красиво говорить, выражать свои мысли, навыка самостоятельности, активности, инициативности;
воспитание доброжелательности, умения взаимодействовать друг с другом, воспитание навыка сотрудничества.
В течение всей нашей логопедической недели проводились мероприятия – викторины: «Всё и обо всём, угадай-ка!». Далее всё проходило согласно намеченному плану. Считаю, что проведение «Логопедической недели» активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы очень важна для детей с ОВЗ. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказываться, способствует развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению. Предлагаю вашему вниманию собственную разработку логопедического дня недели – понедельника, открытия недели.
На предварительной линейке ответственные ребята с руководителем недели объявляют и показывают небольшую сценку.
Логопед:
Ребята, со следующей недели мы с вами отправимся в «Страну Грамоты и Правильной речи». Речь человека – это важнейшая функция. Мы познаём мир, мыслим, и мысли свои выражаем словом. А вот как мы владеем словом, далеко не каждый может сказать: «Хорошо!»
Ученик:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
(Входит Буратино и плачет.)
Логопед:
Почему ты, Буратино, плачешь?
Буратино:
Я очень хочу попасть в «Стлану Гламоты и Плавильной лечи», штобы научица там плавильно, говолить и писать, а есё я не знаю ни одной скологоволки и хочу стать умным.
Логопед:
Ребята, поможем Буратино, научим его правильно говорить, возьмём его с собой в «Страну Грамоты и Правильной речи»? (Дети хором отвечают.)
(Выбегает Злая Ошибка под громкую музыку)
Ошибка Злая:
Ха-ха-ха! Его вы никогда уже не научите, потому что я, Ошибка Злая. Всех ошибок я начальница, всегда всех путаю. Вот и Буратино, путаю, а он идёт у меня на поводу (девочка показывает картинку фразеологизма с надписью - действовать по чьей-либо указке, не самостоятельно, быть зависимым в своих поступках от кого-либо.)
А если, я, ещё только захочу… Все слова и буквы проглочу, заменю и переставлю, вот так-то! Ага…., видимо не зря я сегодня пришла сюда. Вижу даже, что многие из вас уже хорошо запутаны мною. Ну-ка, все, повторяйте за мной: «Тяйник», «Суба», «Ыба», «Зук», «РУблю дрОва».
(Входит Звуковичок)
Звуковичок:
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, Я – Звуковичок. Услышал, что вы собрались в « Страну Грамоты и Правильной речи», а за Ошибкой Злой повторяете неправильно. Это очень даже не хорошо! В этой стране, где все учатся выговаривать и говорить правильно, а также правильно и верно высказывать свои мысли, я решил вам помогать. А ты, Злая Ошибка, не морочь ребятам голову (мальчик показывает картинку фразеологизма с надписью - значит: дурачить, забивать голову пустяками, сбивать с толку), а уходи прочь отсюда, а не то я тебе…. (Грозит рукой.) Ребята, давайте повторим правильно все слова, которые сейчас говорила Ошибка Злая. (Дети отвечают - «Чайник», «Шуба», «РЫба», «Жук», «РублЮ дровА».) Теперь я уверен, что Ошибка Злая вас больше не запутает, и мы будем говорить всегда красиво, смело и неторопливо!
Ученики:
(Исполняют песню «Маленькая страна»)
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она! 2 раза
План «Логопедической недели»
ПОНЕДЕЛЬНИК
Открытие «Логопедической недели»
на переменах:
КОНКУРС - «Логопедический грамотей» - «Почтовый ящик» (Д/З - приносят - письмо другу, подруге.)
КОНКУРС - «Логопедический знаток» (3-4-перемены – руководитель проводит логопедические игры, где определяется знаток)
КОНКУРС - «Логопедический всезнайка» (5 перемена и всё остальное время - руководитель готовит заранее подборку занимательного материала по логопедии, а ребята разгадывают ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы и т. п. - на стенде.)
после обеда:
Викторина «Всё и обо всём, угадай-ка!»
«Школьный кинотеатр» (Просмотр коротких мультфильмов из серии «Наш друг пиши, читай» 1 выпуск и «Слонёнок и письмо»)
ВТОРНИК
на переменах:
КОНКУРС - «Логопедический грамотей» - «Почтовый ящик» (Д/З - письмо мини-сочинения по теме: «Если бы я был волшебником…»)
КОНКУРС - «Логопедический певец» (3- музыкальная переменка – ребята поют частушки, приготовленные (дома) заранее.)
КОНКУРС - «Логопедический скороговорщик» (4- читальная переменка – ребята читают приготовленные заранее наизусть скороговорки вместе с иллюстрациями к этим скороговоркам.)
КОНКУРС - «Логопедический всезнайка» (5 перемена и всё остальное время – на протяжении всей недели определяется логопедический знаток, ребята разгадывают ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы и т. п. на стенде)
после обеда:
Викторина «Всё и обо всём, угадай-ка!»
«Школьный кинотеатр» (Просмотр короткого мультфильма из серии «Наш друг пиши, читай» 2 выпуск)
СРЕДА
на переменах:
КОНКУРС - «Логопедический грамотей» - «Почтовый ящик» (1-2 перемены ребята с учителями пишут - синквейн по теме: «Логопедия» – от каждого класса, обязательно)
КОНКУРС - «Логопедический зубрилка» (3- 4 читательские переменки – ребята читают стихи – наизусть, приготовленные (дома) заранее.)
КОНКУРС - «Логопедический всезнайка» (5 перемена и всё остальное время – на протяжении всей недели определяется логопедический знаток, ребята разгадывают ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы и т. п. на стенде)
после обеда:
Викторина «Всё и обо всём, угадай-ка!»
«Школьный кинотеатр» (Просмотр коротких мультфильмов из серии «Наш друг пиши, читай» 3 выпуск и «Проделкин в школе»)
ЧЕТВЕРГ
на переменах:
КОНКУРС - «Логопедический грамотей» - «Почтовый ящик» (Д/З - письмо мини-сочинения по теме: «Неделя моей мечты»)
КОНКУРС - «Логопедический рассказчик» (3-4 читательские переменки – ребята передают содержание коротких рассказов, приготовленные (дома) заранее.)
КОНКУРС - «Логопедический всезнайка» (5 перемена и всё остальное время – на протяжении всей недели определяется логопедический знаток, ребята разгадывают ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы и т. п. на стенде)
после обеда:
Викторина «Всё и обо всём, угадай-ка!»
«Школьный кинотеатр» (Просмотр короткого мультфильма «Приключения запятой и точки»)
ПЯТНИЦА
Закрытие «Логопедической недели» (подведение итогов по всем конкурсам и мероприятиям, награждения)
КОНКУРС - «Логопедический грамотей»
КОНКУРС - «Логопедический знаток»
КОНКУРС - «Логопедический певец»
КОНКУРС - «Логопедический скороговорщик»
КОНКУРС - «Логопедический зубрилка»
КОНКУРС - «Логопедический рассказчик»
КОНКУРС - «Логопедический всезнайка»
Викторина № 1 «Всё и обо всём, угадай-ка!
Цель: создание условий для проявления и развития языковых способностей, коммуникативного и познавательного потенциала у детей, имеющих речевые нарушения.
Задачи:
образовательная: закрепить знаний, полученные на логопедических занятиях;
коррекционно-развивающая: развивать и корригировать недостаток познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения, речи;
воспитывающая: воспитывать умения правильно красиво говорить, бережное, уважительное отношение к слову.
Логопед:
«Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь. (Давид Самойлов Москва, 1915)
Ребята, вы должны помнить правило: чтобы красиво разговаривать нужно правильно все звуки выговаривать! А для этого вы должны научиться следить за своей речью, поправлять себя, ходить с удовольствием к нашим логопедам на занятия, особенно тем, у кого ещё не получается говорить красиво и правильно и выполнять все рекомендующие упражнения для этого. В умении красиво и правильно говорить всегда помогает нам разминка. Существуют различные разминки для языка, губ, челюсти и т.п. Сейчас я предлагаю выполнить музыкальную разминку! Я буду включать отрывки из песен, а вы должны угадать, о каком упражнении идёт речь и выполнить его вместе со мной - («Улыбочка» - удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны, «Иголочка» - улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало, «Качели» - рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам, «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, «Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба). (Дети отгадывают, отвечают и выполняют.)
Логопед:
А сейчас, чтобы оценить ваши старания,
Предлагаю пройти испытания!
(Ребята делятся на две команды, задания по командам.)
Задание 1. «Угадай общие буквы и составь из них слово».
Ребята, перед вами карточки, на которых изображены предметы. Вам нужно назвать предметы и определить, какие буквы встречаются в ваших словах больше трёх раз, а затем собрать из них слово. (Материал: сороконожка, браслет, самовар, стрела (С-Р-О-А===роса)- 1 к.); морковка, картошка, помидор, кукуруза - (Р-К-О-А===кора – 2 к.).
Задание 2. «Угадай концовку скороговорки и доскажи её».
1-к.Шла Саша по шоссе ……. (и сосала сушку).
2-к.Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка …………(чертили чёрными чернилами чертёж.)
1-к.Ехал Грека через реку …………. (видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку – рак за руку Грека цап.)
2-к.Расскажите про покупки. ….
(Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.)
Задание 3. «Найди в слове слово и скажи его».
В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их, кажется, что перед тобой одно слово, а если присмотришься, то увидишь, что внутри спрятаны ещё другие слова. Например: в слове волк, спрятано слово — вол. А ну-ка, угадай-ка в своих словах другие затаившиеся слова.
Победа — Тапочки —
Тумбочка — Удочка —
Рыбак — Осадки —
Машина — Трубил —
Бусы – Черемуха
Задание 4. «Угадай-ка, вопрос на засыпку».
1-к. А Из чего состоит любое сказанное слово?
1) из букв;
2) из цифр;
3) из звуков.
2-к. А Что мы видим, читая книгу?
1) звуки;
2) буквы;
3) числа.
1-к. В Про кого так говорят «Седьмая вода на киселе»?
1) гости;
2) соседи;
3) дальние родственники.
2-к. В Про кого так говорят «Без царя в голове»?
1) умный;
2) несмышлёный;
3) красивый.
2-к. Б Каким цветом мы закрасим первый звук в слове гном?
1) синим;
2) красным;
3) зелёным.
1-к. Б Какими звуками заканчиваются слова: гномик, дом, звук, ключик, логопед?
1) гласными;
2) твёрдыми согласными;
3) мягкими согласными.
Задание 5. «Угадай-ка загадки».
1-к. Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт,
Переставишь ударенье -
И на двери он висит. (Замок, замок)
2-к. Если первый слог ударный,
Мы посуда для питья
Переставьте ударенье –
И чертите нас, друзья. (Кружки, кружки)
1-к. Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье -
И в мишень стрелять
Мы будем. (Стрелки, стрелки)
2-к. Для неё, как Эвридики
Я куплю цветы... гвоздики
А себе в набор для инструментов
Я куплю ещё и хвостики
Или правильно как будет?… гвоздики.
Физминутка
Логопед:
Поставьте ударение в ваших именах.
У кого ударный слог первый в своём имени?
(Встают, называют все гласные, делают упражнение на дыхание «Задуть свечу».)
У кого ударный слог второй в своём имени?
(Встают, считаются от 10 до 1- обратным счётом, делают упражнение на дыхание «Шарик лопнул» с произнесением звука Ш.)
Задание 6. «Угадай-ка, человека по профессии».
1Он художник, а она… (художница).
2Он портной, а она…(портниха).
1Он ткач, а она… (ткачиха).
2Он продавец, а она… (продавщица).
1Он директор, а она… (директор).
2Он врач, а она… (врач).
1Он инженер, а она… (инженер).
2Он судья, а она… (судья).
1Он строитель, а она… (строитель).
2Он писатель, а она… (писательница).
Задание 7. «Угадай-ка, название сказки и её автора ».
Задание 8. «Угадай-ка, пословицу по первому слову».
Язык до (Киева доведёт).
Слово не воробей, (вылетит - не поймаешь).
Готовь сани летом, (а телегу зимой).
Не откладывай на завтра (того, что можешь сделать сегодня).
Гусь свинье (не товарищ).
Старый друг…(лучше новых двух).
Задание 9. «Угадай, какие ошибки допустил художник».
Задание 10. «Угадай, какие звуки поменялись местами».
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд. (Лёд)
Тает снег. Течёт ручей
На ветвях полно врачей. (Грачей)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб весной не мёрзли шапки. (Лапки)
На болоте нет дорог
Я по кошкам (кочкам) прыг да скок.
Литература:
1. Конспект логопедического праздника с презентациеи Путешествие в страну...
aret.ru›…konspekt-logopedicheskogo-prazdnika-s…v…
2. Логопедические игры для детей
logoped18.ru›logopedic…logopedicheskie-igry.php
3. ЛОГОПЕД.РУ: Логопедические игры. - LOGOPED.RU
logoped.ru›igry.htm
4. Методическая разработка по логопедии по теме: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ...
nsportal.ru›Детский сад›Логопедия›…/logopedicheskie-igry
5. Распутай слоги | Слоговые анаграммы
logoped18.ru›Распутай слоги
6. «Слово» - Иван Бунин
rupoem.ru›bunin/molchat-grobnicy-mumii.aspx
7. Шла Саша по шоссе и сосала сушку
skorogovor.ru›…Шла-Саша-по-шоссе…сосала-сушку.php
8. Язык до Киева доведёт - Пословицы и поговорки
poslovic.net›news/jazyk…kieva_dovedjot/2012-12-06…
9.
Оценка результатов
Тип задания | Критерии оценки | Команда №1 | Команда №2 |
1. «Угадай общие буквы и составь из них слово». | При полном ответе - 3б. | | |
2. «Угадай концовку скороговорки и доскажи её». | За каждую правильную скороговорку -1б. | | |
3. «Найди в слове слово и скажи его». | При полном ответе - 3б. | | |
4. «Угадай-ка, вопрос на засыпку». | За каждый правильный вопрос по 2б. | | |
5. «Угадай-ка загадки». | При полном ответе - 3б. | | |
6. «Угадай-ка, человека по профессии». | При полном ответе - 3б. | | |
7. «Угадай-ка, название сказки и её автора ». | За каждую отгаданную сказку и названного автора по 2б. | | |
8. «Угадай-ка, пословицу по первому слову». | За каждый ответ - 1б. | | |
9. «Угадай, какие ошибки допустил художник». | При полном ответе - 3б. | | |
10. «Угадай, какие звуки поменялись местами». | При полном ответе - 3б. | | |
Итоги | | | |