Развивать и корригировать крупную моторику, координацию движений.
Развивать и корригировать графомоторные навыки.
Развивать умение действовать по инструкции.
Воспитательные:
Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
Воспитывать интерес к учебным занятиям, чувство ответственности к своим обязанностям.
Воспитывать умение работать, сотрудничая с педагогами и друг с другом.
Здоровьесберегающие:
Планировать объем материала с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии;
Оборудование: карточки-задания, картинки с профессиями, листы с домашним заданием, ручки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагоги приветствуют детей, рассказывают об особенностях предстоящего занятия, предлагает детям настроиться на работу и вспомнить о правилах поведения на занятии.
Учащиеся здороваются, рассказывают,как правильно сидеть во время урока.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Создать благоприятный психологический климат.Создать настрой на учебную деятельность.
2. Сообщение темы и цели занятия
Учитель:
- У нас сегодня необычное занятие. Занятие-путешествие. А вот куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете из стихотворения.
Дефектолог читает стихотворение:
В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело. С детства точно знаем все мы: Книги, чашки, стол и дом Создал человек трудом. Вот о тех, кто создаёт, Строит, учит иль поёт, Мы сейчас поговорим, И свой урок им посвятим. Тема наша вам ясна? О профессиях она.
Дети прослушивают стихотворение.
- И сегодня мы совершим путешествие по удивительному миру профессий, в котором вам предстоит выполнить много интересных заданий.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Развивать и корригировать слуховое и зрительное внимание. Развивать слухо-речевую и зрительную кратковременную память. Развивать логическое мышление. Нацеливать на основную работу.
3. Основная часть - повторение и систематизация.
Задание: “Закончи предложение” (допиши действие).
Учитель. Раздаёт карточки – задания с незаконченным предложением, в котором написано название профессии. Следует закончить предложение, дописав “действие” к названию данной профессии.
Учащиеся дописывают предложение.
Учитель. Проверка выполненного задания.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Актуализировать и обобщить представления по теме, расширять словарный запас, закрепить понятие слов, обозначающие название действий, закреплять знания о предложении, работать над связной речью.
1. Поднять глаза вверх, пытаясь увидеть брови (удерживать 7-10 сек.).
2. Опустить глаза вниз, пытаясь увидеть подбородок(7-10 сек.)
3. Увидеть левое ухо без поворота головы (7-10) сек.)
4. То же, что и в пункте 3, но увидеть правое ухо.
После данных упражнений следует сделать медленные круговые движения головы с закрытыми глазами.
Дети выполняют упражнения глазодвигательной гимнастики.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Снять напряжение с глаз, переключить внимание, укреплять глазные мышцы.
Задание: “Составь слово из слогов”.
Учитель раздает“слоги”, из которых нужно составить слово(название профессии).
Учащиеся выполняют задание: составляют слово из слогов.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Закреплять умение составлять слово из слогов, расширять словарный запас, развитие логического мышления, внимания.
Задание: “Исправь ошибку”.
Дефектолог предлагает найти и исправить ошибки в действиях людей различных профессий, зачитывает предложения.
Повар лечит детей. (Нет, повар готовит еду, а детей лечит врач.)
Ветеринар рисует картины.
Водитель стрижет людей.
Художник строит дом.
Маляр печёт хлеб.
Кондуктор тушит пожары.
Учащиеся выполняют задание - исправляют ошибки.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Развивать лексико-грамматические конструкции языка, учить правильному согласованию слов в предложении, развивать умение точно употреблять слова в речи, развивать связную речь, логическое мышление.
Динамическая пауза.
Учитель имитирует действия и читает стихотворение:
Учащиеся выполняют упражнения по подражанию.
Мы в профессии играли - Вмиг мы летчиками стали! В самолете полетали И шоферами вдруг стали! Руль теперь в руках у нас - Быстро едет дружный класс! А теперь на стройкемы, Кладем ровно кирпичи. Раз-кирпич и два, и три - Строим дом мы, посмотри! Вот закончена игра, Вновь учится нам пора.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Предупреждение и профилактика нарушений осанки.
Задание: “Вставить пропущенные гласные буквы”. “Загадки по профессиям”.
Учительраздаёт карточки со словами – названиями профессий, в которые нужно вставить буквы, затем прочитать это слово, проверить.
Затем следует отгадать загадки и поднять карточку с названием профессии, которая является отгадкой.
Дети вставляют буквы, зачитывают слова.
Отгадывают загадки. Поднимают карточки с отгадками.
Встать прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. Сделать короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом, сильный вдох – слабый выдох, лучше через рот, чем через нос. Выдох на ладошки, затем теплыми ладошками на несколько секунд следует прикрыть глаза.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Снятие напряжения с глаз, предупреждение кислородного голодания.
Викторина по теме “Профессии”.
Дефектолог:
Назовите профессии своих родителей
Есть мужские и женские профессии (шахтер, горничная). Но большинство профессий общие. Нужно изменить название профессии:
Художник - художница
Учитель -
Певец –
Артист –
Портной –
Укротитель -
Что бы было, если бы не было учителей…врачей…парикмахеров….
Задание на смекалку: “Назовите профессию”
Самая зеленая: садовод, лесник, цветовод…
Самая сладкая: кондитер, продавец в кондитерском магазине…
Самая волосатая: парикмахер…
Самая смешная: клоун, аниматор…
Самая отважная: пожарный, каскадер, летчик…
Задание: “Узнай по описанию” (с использование перевёрнутых картинок с профессиями на доске). Учащиеся отгадывают профессию по описанию, после чего педагог переворачивает картинку на доске и дети проверяют свой ответ.
- У меня к вечеру разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк. К кому я должен обратиться?
- Огонь вырвался из-под власти человека. Он взвивается, раздувается порывами ветра, словно огненный Змей Горыныч. Человеку трудно справляться с силой бушующего огня. Но есть люди, чья профессия –бороться с огнём. Кто они?
- Я отправилась в книжный магазин, чтобы купить другу в подарок книгу. В магазине мне помог….
- Этот волшебник приготовил нам в кафе из обыкновенных продуктов вкусное блюдо, оригинально его украсил. Было очень красиво и аппетитно. Кто же этот волшебник?
- Вокруг нас жилые дома, школы, магазины, детские сады. Для нас их создали люди с огромным трудолюбием, немалой физической силой, умелыми руками и с желанием трудиться. Своим трудом они приносят нам радость. Что же это за люди?
После выполнения задания, педагог переворачивает карточку со словом “МОЛОДЦЫ!”
А кем хотите быть вы?
Учащиеся отвечают, кем хотят стать, когда вырастут.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
- Стимулирование общей и умственной работоспособности, выравнивание эмоционального состояния, снятие напряжения с глаз.
- Развитие логического мышления, внимания, сообразительности, воображения, расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматических конструкций языка, связной речи.
4. Подведение итогов занятия и оценка деятельности.
Беседа педагогов с детьми. Вручение медалей.
Вот наше занятие подходит к концу. Мы хотим попросить вас вспомнить, какие задания мы сегодня выполняли и какие из них вам особенно понравились? Как вы думаете, эта тема важна для вас?
Учащиеся обдумывают вопросы и отвечают на них.
- Молодцы, старались, выполнили все задания, показали хорошие знания о профессиях, заслужили награду.
Прекрасных профессий на свете не счесть. И в каждой профессии слава и честь. Сегодня ты школьник, а завтра рабочий, Художник, ученый, моряк или зодчий. Для каждого новое дело найдется, Кто с детства всерьез за работу берется.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Развивать долговременную память и умение подводить итоги. Развивать умение объективно оценивать свою деятельность.
5. Домашнее задание.
Учитель раздает листы с домашним заданием “Назови профессию”.
На листах необходимо дописать по действию название профессии.
Дети выполняют задания дома.
Задачи, решаемые на данном этапе:
Закрепление знаний о профессиях.
Игра «Самая- самая…» называем профессию.
самая зелёная профессия (садовник, лесник)
самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
самая волосатая (парикмахер)
самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
самая смешная (клоун)
самая умная (учёный, профессор)
А сейчас мы с вами поиграем в «Бюро находок»
В коробке лежат предметы (вилка и ложка, ножницы, бинт, мел, кисточка, краски, нитки, конверт). Дети должны определить на ощупь предмет и сказать, кто потерял?
Игра «Кто так говорит?»
сейчас мы с вами поиграем еще в одну в игру, которая
называется «Кто так говорит», для этого у меня напечатаны на листочках фразы, которые произносят люди разных профессий. Я подойду к каждому из вас, а вы вытянете свой билетик, прочитаете фразу в слух и ответите, человек с какой профессией произносит эту фразу.
•Кому добавки?» (повар).
•«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
•«Большое спасибо за покупку» (продавец).
•«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
•«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
•«Тема сегодняшнего урока «Сложение и вычитание» (учитель).
•«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
«Я рулю» (шофёр)
Игра «Что будет, если …?».
Если бы не было строителей, то … .
Если бы не было водителей, то … .
Если бы не было парикмахеров, то … .
Если бы не было дворников, то … .
Если бы не было учителей, то … .
Если бы не было милиционеров, то … .
Если повара перестанут готовить пищу, то … .
Если врачи перестанут лечить людей, то … .
Если все водители откажутся сесть за руль, то … .
Если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог, то … .
Закрепление. Итоги
Сегодня мы с вами очень много говорили о разных профессиях, наше занятие подходит к концу, и я хочу проверить, что нового вы узнали и какие профессии запомнили. Для этого сейчас я вам раздам карточки, а вы внимательно посмотрите и определите, люди каких профессий изображены, напишите. А затем, выберите для себя кем бы вы хотели стать в будущем и раскрасьте это изображение.
А потом мы проверим, правильно ли вы ответили и сравним с ответами на экране.
А теперь скажите, кто какую профессию выбрал для себя?
-Что ты можешь рассказать о этой профессии.
-Итак, скажите пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!
Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться в полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается ваш основной труд?