kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование пространственно – временных представлений - один из компонентов успешного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование пространственно – временных представлений

 как один из компонентов успешного обучения.

Сегодня школа нас приветливо встречает 

Распахнула двери, нас зовет к себе.

Первый раз в первый класс - это интересно.

Долго ждали, и вот этот час пришел. 

Новый мир ведь для нас, что там - неизвестно, 

Только верим, что все будет хорошо.

 

Добрый день, уважаемые родители. В начале своего выступления хочу поздравить вас с вступлением в новый период вашей жизни полный открытий, интересных событий, новых впечатлений (Слайд № 1,2). Совсем скоро вы поведёте ваших детей в первый класс. Вам предстоит заново пройти путь от начальной ступени образования до выпуска из школы. Всем нам хочется, чтобы нашим детям было легче и комфортней, чем нам на всех этапах жизни. Как же в домашних условиях построить платформу для школьных успехов и не только? Об этом сейчас и хочу с вами поговорить.

 Все  школьные  задания  даются  на основе  пространства  и  времени, поэтому формирование  у  ребенка  пространственно - временных представлений – одно  из  важнейших   условий  успеха  его  развития. Что же представляют из себя эти пространственно – временные представления?  В своей книге «Введение в нейропсихологию детского возраста»  Анна Владимировна Семенович - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии (Слайд № 3) так  определяет это понятие: «Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным  видам человеческой деятельности». Её слова являются подтверждением того, что одним из компонентов усвоения учебного материала современными школьниками является сформированность пространственно-временных  функций и представлений. В основе функций ориентировки в пространстве лежит тесная взаимосвязь двигательных, зрительных, кинестетических и осязательных ощущений.

В настоящее время установлено, что недостаточная сформированность пространственных функций обуславливает трудности детей при усвоении учебного материала по математике, русскому языку и при формировании навыков письма, при обучении чтению.

Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями устной и письменной речи показывает, что часто эти нарушения возникают из-за следующих проблем:

1)сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;

2)трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;

3)неспособность верно оценить пространственное расположение объектов;

4)затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;

5)трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.).

Эти недостатки пространственных представлений  сочетаются с ошибками и неточностями восприятия времени.

Также нарушения письменной речи, т. е. чтения и письма, являются следствием недостатков психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений, дети оказываются неготовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они долго  не  могут  ориентироваться  в  пространстве  листа,  путают  строчки  и  клеточки.

Умение определить размер и расстояние на глаз, сравнить предметы по величине, высоте, расположению в пространстве необходимо для успешного овладения  письмом.  Каждая  буква  алфавита  состоит  из  нескольких графических элементов. Особенностями русской графики является то, что все  буквы  состоят  из  ограниченного  количества  элементов.  Поэтому  в русском  алфавите  много букв, сходных  по  начертанию – их отличие заключается только в разнице между каким – либо одним элементом или в различном пространственном расположении одних и тех же элементов.(Слайд № 4)

Несформированность пространственных представлений проявляется в:

1)  замене букв, состоящих из одних и тех же элементов и сходных по написанию (З – Е);

2) зеркальности чтения и письма, когда ребенок производит действия не слева направо, а наоборот.

Практическая работа с учениками общеобразовательной школы показывает, что развитие пространственных и временных представлений представляет собой актуальную проблему. И эффективность ее решения связана с умением сочетать общение с ребёнком с формированием у него познавательных процессов и пространственно – временных представлений и графо - моторных навыков в том числе.  Значит  необходима система такого общения, в котором с учетом возрастных особенностей происходило бы общение родителей с детьми и одновременно шло бы развитие ребенка.                                                                                      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственно – временных представлений - один из компонентов успешного обучения.»

Формирование пространственно – временных представлений

как один из компонентов успешного обучения.


Сегодня школа нас приветливо встречает

Распахнула двери, нас зовет к себе .

Первый раз в первый класс - это интересно .

Долго ждали, и вот этот час пришел.

Новый мир ведь для нас, что там - неизвестно,

Только верим, что все будет хорошо.


Добрый день, уважаемые родители. В начале своего выступления хочу поздравить вас с вступлением в новый период вашей жизни полный открытий, интересных событий, новых впечатлений (Слайд № 1,2). Совсем скоро вы поведёте ваших детей в первый класс. Вам предстоит заново пройти путь от начальной ступени образования до выпуска из школы. Всем нам хочется, чтобы нашим детям было легче и комфортней, чем нам на всех этапах жизни. Как же в домашних условиях построить платформу для школьных успехов и не только? Об этом сейчас и хочу с вами поговорить.

Все школьные задания даются на основе пространства и времени, поэтому формирование у ребенка пространственно - временных представлений – одно из важнейших условий успеха его развития. Что же представляют из себя эти пространственно – временные представления? В своей книге «Введение в нейропсихологию детского возраста» Анна Владимировна Семенович - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии (Слайд № 3) так определяет это понятие: «Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам человеческой деятельности». Её слова являются подтверждением того, что одним из компонентов усвоения учебного материала современными школьниками является сформированность пространственно-временных функций и представлений. В основе функций ориентировки в пространстве лежит тесная взаимосвязь двигательных, зрительных, кинестетических и осязательных ощущений.

В настоящее время установлено, что недостаточная сформированность пространственных функций обуславливает трудности детей при усвоении учебного материала по математике, русскому языку и при формировании навыков письма, при обучении чтению.

Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями устной и письменной речи показывает, что часто эти нарушения возникают из-за следующих проблем:

  1. сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;

  2. трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;

  3. неспособность верно оценить пространственное расположение объектов;

  4. затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;

  5. трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.).

Эти недостатки пространственных представлений сочетаются с ошибками и неточностями восприятия времени.

Также нарушения письменной речи, т. е. чтения и письма, являются следствием недостатков психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений, дети оказываются неготовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки.

Умение определить размер и расстояние на глаз, сравнить предметы по величине, высоте, расположению в пространстве необходимо для успешного овладения письмом. Каждая буква алфавита состоит из нескольких графических элементов. Особенностями русской графики является то, что все буквы состоят из ограниченного количества элементов. Поэтому в русском алфавите много букв, сходных по начертанию – их отличие заключается только в разнице между каким – либо одним элементом или в различном пространственном расположении одних и тех же элементов.(Слайд № 4)

Несформированность пространственных представлений проявляется в:

1) замене букв, состоящих из одних и тех же элементов и сходных по написанию (З – Е);

2) зеркальности чтения и письма, когда ребенок производит действия не слева направо, а наоборот.

Практическая работа с учениками общеобразовательной школы показывает, что развитие пространственных и временных представлений представляет собой актуальную проблему. И эффективность ее решения связана с умением сочетать общение с ребёнком с формированием у него познавательных процессов и пространственно – временных представлений и графо - моторных навыков в том числе. Значит необходима система такого общения, в котором с учетом возрастных особенностей происходило бы общение родителей с детьми и одновременно шло бы развитие ребенка. При работе над пространственными представлениями затрагивается следующий круг вопросов: определение схемы собственного тела; правое и левое направления в пространстве (Слайд № 5,6,7); пространственные взаимоотношения предметов (Слайд № 8,9); схема тела, стоящего напротив (Слайд № 10); последовательность предметного ряда (Слайд № 11); последовательность числового ряда (слайд № 12); графическое обозначение направлений.

И говоря об осуществлении этого важного процесса можно отметить следующие особенности:

-следует обратить внимание на то, что пространственные ошибки чаще бывают у детей с явно выраженным преобладанием правополушарных функций, которые являются левшами и на леворуких детей, которые пользуются не той рукой, которая у них от природы ведущая. Как же определить ведущую руку у ребёнка. Просто попросите его подать Вам что-нибудь, какой рукой будет подавать ребёнок, та рука и является ведущей.

-направленность деятельности осуществляется по принципу «сверху вниз» и «слева на право», целью которой является формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе. При освоении телесного пространства можно пользоваться внешней опорой, т.е. маркировкой левой руки (сердечко, значок, веревочка)(Слайд № 8)

Развитие пространственно – временных представлений влияет на установление причинно – следственных связей, и работу с ними надо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми человек может столкнуться в повседневной жизни, т.е. начинать надо с того, что легче и доступней.

Умение ориентироваться в пространстве неразрывно связано с умением младших школьников работать в тетради. Многие учащиеся во время уроков испытывают затруднения при ориентировке в пространстве тетрадного листа. Например, они не могут пропустить нужное количество строчек между классной и домашней работой. Не могут выполнить упражнение, расположив материал по столбикам.

Дополнительные затруднения, как следствие неавтоматизированных пространственно-временных представлений, возникают у детей при реализации моторного акта, что выглядит как нарушение каллиграфии: при написании отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение их элементов. Страдает плавность ритмичность моторного акта письма. Ребенок должен уметь видеть начало строки, определять маленькую и большую строки, уметь разделить данную фигуру на несколько частей, уметь повторить рисунки по образцу и т.д.

Деление широкой строки на две части – очень важный момент, т.к. он поможет правильно выбрать высоту заглавных букв, а также букв: б, в, и определить нижнюю часть таких букв как: д, з, р, у, ф. Нижняя часть букв ц и щ находится выше середины линии, которая делит большую строку пополам.

При работе в тетради в клетку и выполняя практические задания, дети знакомятся со сторонами, углами, центром клеточки – квадратика, серединами сторон (верхней, нижней, левой, правой); Становление познавательной деятельности и развитие специальных школьных навыков и умений тесно взаимосвязано с процессом и качеством формирования пространственных представлений и формами их словесного обозначения, т.е. квазипространственных отношений. Эти отношения включают в себя понимание и использование:

- предложных конструкций;

- конструкций родительного падежа (мамина дочка – дочкина мама);(Слайд № 9)

- слов с суффиксами (носильщик – это человек, который носит багаж);

- сравнительных отношений (указка длиннее карандаша);

- логических инверсий (Колю ударил Петя. Кто драчун?);

- пространственных конструкций (Земля освещается Солнцем или Солнце освещается Землёй. Что верно?);

- временных конструкций (Перед ужином я посмотрел мультфильм. Что я сделал в начале?);

- предложений с «переходящими» глаголами (Ваня одолжил деньги Пете. Маша одолжила деньги у Кати. Кто кому должен?)

Работа над пониманием сложных конструкций:

- весна приходит перед летом или лето перед весной… (Слайд № 10)

- перед каким временем суток бывает …;(Слайд № 11)

- завтра будет среда, а что было позавчера ….(Слайд № 12)

Во время занятий по уточнению и развитию временных представлений у младших школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Для этого необходимо уточнять представления о сутках, неделе, месяцах, временах года. Также определяется временная последовательность каких – либо действий и событий. Формирование и расширение круга временных представлений предполагает расширение и активизацию словарного запаса, помогает школьникам более успешно осваивать учебный материал по теме «Времена глаголов».

Совершенствование навыков по определению временного и пространственного расположения предметов, объектов, возраста людей, времен года, времени суток постепенно создают основу для формирования звуко - слогового и морфемного анализа слова. Представления об очередности звуков и слогов в словах, последовательности слов в предложении, расположении слов с их переносами на строчках тетради становятся предпосылкой для преодоления нарушений письменной речи.

Формирование у ребенка пространственно - временных представлений – одно из важнейших условий успеха его развития. Ведь все школьные задания даются на основе пространства и времени, а значит и при проведении звукобуквенного анализа и синтеза, на этапе формирования лексико – грамматического строя и развития связной речи.

Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно – временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в системе пространственных координат, обеспечивается определенным уровнем развития зрительно – моторной координации и оптико – пространственных связей, т.е. совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно – кинестетического анализаторов. Этому способствуют упражнения с пальчиками, когда надо отстукивать определенным пальцем определенное количество раз.

На основе этого задания можно выполнять отстукивание с произнесением слогов со звуком, который необходимо автоматизировать в слогах.

Совершенствуя навыки в определении последовательности в пространстве и времени, школьники на Также можно использовать обыкновенный мяч, упражнения с которым помогут развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость движений, например рассказывать стихотворение и бить мячом о пол или о стену. Для развития координации движений можно рассказывать и запоминать стихи используя движения пальцев рук, т.е. рассказывать стихи руками. Такие книжки – игры развивают у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, внимание, речь, одним словом обогащают внутренний мир ребенка.

Сказки, из которых дети получают первые представления о времени и пространстве, а сказочные картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов так же помогут в формировании пространственно-временных представлений. Вспоминая сказку, ребенок воспроизводит временную последовательность эпизодов в ней. Поможет в этой работе раскрашивание картинок – эпизодов. Поиск и соотнесение картинок на листе бумаги развивают зрительно – пространственные представления, глазомер.

Использование игровых моментов, в общении с родителями являться колоссальным подспорьем развития речи детей и способствует активизации их познавательной деятельности

Список литературы по формированию пространственно - временных представлений:


  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научный редактор О.В.Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 180с.


  1. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос, 1999. – 256 с.


  1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие /Н.Я. Семаго.- М.: Айрис – пресс, 2007. - 112 с. – (Библиотека психолога образования).


  1. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителе, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2006.- 96 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).


  1. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 112 с. + 24 цветных наклейки.- (Серия «Мастер – класс логопеда»)


  1. Козырева Л.М. Развитие речи и внимания: Развивающие задания для логопедических занятий: Методическое пособие – Академия развития, 2007. – 126 с.


  1. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно – педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы: Научно – методическое пособие. –СПб.: КАРО, 2007 -272 с.


  1. И.В.Мальцева . Прописи для правшей и левшей.


  1. Акименко В.М. исправление звукопроизношения у детей: учебно – методическое пособие /В.М.Акименко. –Ростов н/Д: Феникс, 2008 -110 с.

  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. –СПб.: КАРО, 2003. -96 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Мелихова Оксана Анатольевна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Планета Знаний. Рабочая программа по математике, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "planieta-znanii-rabochaia-proghramma-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294797"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455721699"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "127227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415283395"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства