kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Артикуляционная гимнастика- лучшее средство развития речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Артикуляционная гимнастика- лучшее средство развития речи"»


Детский сад «Березка» р.п. Чишмы
















«Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи»

Практическая консультация для педагогов ДОУ








Подготовила:

учитель-логопед

Лебедева Елена Сергеевна








Чишмы

2017 -2018 учебный год





Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли. 
(С. Давидович)


Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.



Современные дети начинают очень поздно говорить. Основными причинами этого являются:

1. Сверхзаботливость родителей. Когда ребенок долгожданный, родители готовы все делать за него сами: даже говорить. Ведь речь является средством передачи окружающим своих желаний и требований. А у этих детей начинать разговаривать нет стимула, так как их с полузвука понимают! А что не понятно, можно и жестами объяснить;



2. В настоящее время многие родители мало внимания уделяют своим детям, так как заняты на работе. Им некогда заниматься с ребенком, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То есть стимулировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку… Так что вместо мамы и папы у ребенка главный «источник» информации – телевизор или компьютер. А они блокируют внимание, перегружают мозг ребенка;

3. У позднородящих матерей дети чаще обычного появляются слабыми, с разными патологиями, которые чаще всего сказываются на их психическом развитии. И в том числе на речи;

4. У детей, появившихся на свет преждевременно, могут развиться серьезные проблемы со зрением, бывает сниженный слух, двигательные нарушения (мелкая моторика, внимание, умение ориентироваться в пространстве). Потому у недоношенных малышей обнаруживается весь спектр речевых патологий. Им очень трудно догнать в развитии своих здоровых сверстников.

5. Ребенок входит в группу риска:
— Малыш получал черепно-мозговую травму, часто падал, тяжело болел в первые годы жизни.
— Ребенок из неполной, неблагополучной семьей.
— Левши: у них более развито правое полушарие головного мозга. А центры речи и письма находятся, наоборот — в левом. Левшей в мире — до 15 %.
— У кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.
— Дети в двуязычных семьях.
-Сложная беременность: у мамы были токсикозы, обострения хронических заболеваний, анемия, нарушения работы почек, печени, эндокринные заболевания.
— Внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша.
— Тяжелые роды, асфиксия (нехватка воздуха), синдромы дыхательных расстройств и прочие причины, из-за которых ребенку потребовалась искусственная вентиляция легких.
— Хирургические операции до 3 лет. Было переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного. «Затянувшаяся желтушка». Высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему.
— Нарушение темпов роста и развития в 1-й год жизни.

Обращаем Ваше внимание, что мальчики традиционно начинают позднее разговаривать, чем девочки.

Что можем сделать мы с вами? Как мы можем помочь нашим детям?

Самое первое, самая простое, приносящее видимый результат – это артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение

объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного

произнесения звуков.


Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.


Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на 2 вида упражнений: статические и динамические. Названия этих упражнений условные, но необходимо, чтобы дети их запоминали. Это повышает интерес к занятиям и экономит время.

Статические подготовительные упражнения (артикуляционные позы).

  • Для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «окошечко» и т.д.

  • Для языка: «Лопаточка» («Блинчик»), «Иголочка», «Горка», «Чашечка» («Ковшик»), «Язычок на верхней губе», «Грибок» и т.д.


Динамические упражнения (артикуляционные движения).

  • Для губ: «Открывание и закрывание рта на счёт до 5», «Улыбка» - «Трубочка», «Заборчик» - «окошечко» и другие чередования.

  • Для языка: «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Маляр», «дятел», «Весёлая лошадка», «Грибок растёт» («Гармошка»), «Индюк-болтун» и др.


                          


Рекомендации к проведению упражнений:

1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

2.  Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3.    Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

4. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

5. Статические упражнения выполняются по 10-12 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

6. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

7. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

8.  Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

9.    К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

10.  В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.



Организация работы.

  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  • Дети должны хорошо видеть лицо воспитателя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

  • Воспитатель должен находиться напротив детей лицом к ним. Перед детьми стоят индивидуальные зеркала для самоконтроля.

  • Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение.

  • Упражнение делают дети, а воспитатель их контролирует.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполнения движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести его к отказу выполнять упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язычок уже научился быть широким…»), подбодрите его и успокойте, что со временем все получится.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

Для красочного и забавного оформления занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение сказочных и стихотворных текстов.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению  детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. Необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основные качества голоса (силу, высоту); уточнять произношение гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)

Во 2-ой младшей группе детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции:

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.

— Нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.

— Язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Выполняются:

— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);

— упражнения для развития подвижности нижней челюсти;

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»).

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.

Чаще выполняются  упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)

Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».

В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка.

Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, дети сами становятся активными участниками этой сказки, и звуки преображаются.   Приведу пример некоторых считалок и сказок.

Считалка:

Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри. Улыбаемся на «три».

На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.

 




Сказка «Язычок и Змейка»

Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и отодвигать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)


Артикуляционная гимнастика-сказка

«У бабушки с дедушкой»

Жили-были дедушка и бабушка.

Толстые внуки приехали к ним в гости. (Надуваем щёки.)

С ними – худые, лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (упр. «Улыбка»)

Поцеловать они их потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

Утром проснулись – в улыбочку губы. (Упр. «Улыбка»)

Чистим мы верхние, нижние зубы. (Упр. «Почистим зубки»)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Право и влево, внутри и снаружи. (Соответствующие движения широким

языком.)

Губы сожмем мы, и рот прополощем, (поочередное надувание щек – губы непропускают воздух.)

И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы.)

Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней

губе.)

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. (Подуть на широкий язык.)

Блинчик жуем, завернем и прикусим, (жуем распластанный язык, потом

прикусываем его, завернув за нижние зубы.)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Упр. «Вкусное варенье».)

Чашки поставим, чтоб чаю налили. (Упр. «Чашечка».)

На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем. (Кончиком языка облизать губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверюшкой. (Упр. «Катушка».)

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем. (Упр. «Иголка».)

Бабушка швы на машинке строчила («иголка» двигается вперед – назад)

И на зигзаг ее переключила. («Иголка» двигается влево – вправо.)

Петли иголкой она обметала, (кончик языка описывает круг за губами)

Пуговки круглые попришивала. (Кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот.)

Дедушка сделал для внуков качели,

Все мы на них покачаться успели. (Упр. «Качели».)

После качелей мы в прятки играли, (широкий язык убирается под верхнюю губу)

Прятались на чердаке и в подвале. (Широкий язык под нижнюю губу.)

Дедушка скачет на лошадке ловко,

Звонко стучат по дороге подковки. (Упр. «Лошадка».)

Вот замедляет лошадка шажочки, (упр. «Лошадка» в медленном темпе с

натягиванием подъязычной связки)

И на опушке мы видим грибочки. (Упр. «Грибок».)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл-бл-бл-ла». (Упр. «Индюк».)

И ушла.

Вот и закончился день, пора спать.

Завтра опять мы будем гулять.


Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что слизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.

Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.

Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:

• Улучшить подвижность артикуляционных органов.

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

• Увеличить амплитуду движений.

• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем

развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.


Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос

артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ, которая является

основой правильного звукопроизношения. Необходимо Вам ежедневно

включать в свой план работы артикуляционную гимнастику.







Литература:

1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.,

1989 г.

2. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с

дошкольниками. – М., 2003 г.

3. Ж. «Логопед» № 3, 2013 г.

4. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

5.Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.

6.Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54

7.Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

8.Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

9.Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

10.Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

11.Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.

12.Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.



Материалы сайтов:

http://www.boltun-spb.ru/art.html

http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/115-zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi-logopedicheskie.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Артикуляционная гимнастика- лучшее средство развития речи"

Автор: Лебедева Елена Сергеевна

Дата: 15.10.2017

Номер свидетельства: 432457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Инновационные речевые технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(107) "innovatsionnyieriechievyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "283636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453867194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Комплекс  упражнений  для  развития  основ  связной  речи   детей  среднего  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(91) "komplieksuprazhnieniidliarazvitiiaosnovsviaznoiriechidietieisriednieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "308885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458693271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Влияние развития мелкой моторики на формирование элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(124) "vliianiierazvitiiamielkoimotorikinaformirovaniieeliemientarnykhmatiematichieskikhpriedstavlieniiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "285709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454239492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства