Просмотр содержимого документа
«"Артикуляционная гимнастика- лучшее средство развития речи"»
Детский сад «Березка» р.п. Чишмы
«Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи»
Практическая консультация для педагогов ДОУ
Подготовила:
учитель-логопед
Лебедева Елена Сергеевна
Чишмы
2017 -2018 учебный год
Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)
Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Современные дети начинают очень поздно говорить. Основными причинами этого являются:
1. Сверхзаботливость родителей. Когда ребенок долгожданный, родители готовы все делать за него сами: даже говорить. Ведь речь является средством передачи окружающим своих желаний и требований. А у этих детей начинать разговаривать нет стимула, так как их с полузвука понимают! А что не понятно, можно и жестами объяснить;
2. В настоящее время многие родители мало внимания уделяют своим детям, так как заняты на работе. Им некогда заниматься с ребенком, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То есть стимулировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку… Так что вместо мамы и папы у ребенка главный «источник» информации – телевизор или компьютер. А они блокируют внимание, перегружают мозг ребенка;
3. У позднородящих матерей дети чаще обычного появляются слабыми, с разными патологиями, которые чаще всего сказываются на их психическом развитии. И в том числе на речи;
4. У детей, появившихся на свет преждевременно, могут развиться серьезные проблемы со зрением, бывает сниженный слух, двигательные нарушения (мелкая моторика, внимание, умение ориентироваться в пространстве). Потому у недоношенных малышей обнаруживается весь спектр речевых патологий. Им очень трудно догнать в развитии своих здоровых сверстников.
5. Ребенок входит в группу риска: — Малыш получал черепно-мозговую травму, часто падал, тяжело болел в первые годы жизни. — Ребенок из неполной, неблагополучной семьей. — Левши: у них более развито правое полушарие головного мозга. А центры речи и письма находятся, наоборот — в левом. Левшей в мире — до 15 %. — У кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью. — Дети в двуязычных семьях. -Сложная беременность: у мамы были токсикозы, обострения хронических заболеваний, анемия, нарушения работы почек, печени, эндокринные заболевания. — Внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша. — Тяжелые роды, асфиксия (нехватка воздуха), синдромы дыхательных расстройств и прочие причины, из-за которых ребенку потребовалась искусственная вентиляция легких. — Хирургические операции до 3 лет. Было переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного. «Затянувшаяся желтушка». Высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему. — Нарушение темпов роста и развития в 1-й год жизни.
Обращаем Ваше внимание, что мальчики традиционно начинают позднее разговаривать, чем девочки.
Что можем сделать мы с вами? Как мы можем помочь нашим детям?
Самое первое, самая простое, приносящее видимый результат – это артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цельартикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на 2 вида упражнений: статические и динамические. Названия этих упражнений условные, но необходимо, чтобы дети их запоминали. Это повышает интерес к занятиям и экономит время.
Для губ: «Открывание и закрывание рта на счёт до 5», «Улыбка» - «Трубочка», «Заборчик» - «окошечко» и другие чередования.
Для языка: «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Маляр», «дятел», «Весёлая лошадка», «Грибок растёт» («Гармошка»), «Индюк-болтун» и др.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
4. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
5. Статические упражнения выполняются по 10-12 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
6. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
7. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
8. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
9. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
10. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.
Организация работы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Дети должны хорошо видеть лицо воспитателя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Воспитатель должен находиться напротив детей лицом к ним. Перед детьми стоят индивидуальные зеркала для самоконтроля.
Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение.
Упражнение делают дети, а воспитатель их контролирует.
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполнения движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести его к отказу выполнять упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язычок уже научился быть широким…»), подбодрите его и успокойте, что со временем все получится.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.
Для красочного и забавного оформления занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение сказочных и стихотворных текстов.
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. Необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основные качества голоса (силу, высоту); уточнять произношение гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)
Во 2-ой младшей группе детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции:
— Нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
— Язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.
Выполняются:
— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов);
— упражнения для развития подвижности нижней челюсти;
— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);
— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»).
В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения: «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».
В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, дети сами становятся активными участниками этой сказки, и звуки преображаются. Приведу пример некоторых считалок и сказок.
Считалка:
Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри. Улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Сказка «Язычок и Змейка»
Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата.
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и отодвигать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. ( Щелкать языком.)
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»
Жили-были дедушка и бабушка.
Толстые внуки приехали к ним в гости. (Надуваем щёки.)
С ними – худые, лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (упр. «Улыбка»)
Поцеловать они их потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
Утром проснулись – в улыбочку губы. (Упр. «Улыбка»)
Чистим мы верхние, нижние зубы. (Упр. «Почистим зубки»)
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Право и влево, внутри и снаружи. (Соответствующие движения широким
На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем. (Кончиком языка облизать губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал, как будто с живою зверюшкой. (Упр. «Катушка».)
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем. (Упр. «Иголка».)
Бабушка швы на машинке строчила («иголка» двигается вперед – назад)
И на зигзаг ее переключила. («Иголка» двигается влево – вправо.)
Петли иголкой она обметала, (кончик языка описывает круг за губами)
Пуговки круглые попришивала. (Кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот.)
Дедушка сделал для внуков качели,
Все мы на них покачаться успели. (Упр. «Качели».)
После качелей мы в прятки играли, (широкий язык убирается под верхнюю губу)
Прятались на чердаке и в подвале. (Широкий язык под нижнюю губу.)
Дедушка скачет на лошадке ловко,
Звонко стучат по дороге подковки. (Упр. «Лошадка».)
Вот замедляет лошадка шажочки, (упр. «Лошадка» в медленном темпе с
натягиванием подъязычной связки)
И на опушке мы видим грибочки. (Упр. «Грибок».)
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: «Бл-бл-бл-ла». (Упр. «Индюк».)
И ушла.
Вот и закончился день, пора спать.
Завтра опять мы будем гулять.
Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что слизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили.
Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.
Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем
развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос
артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ, которая является
основой правильного звукопроизношения. Необходимо Вам ежедневно
включать в свой план работы артикуляционную гимнастику.
Литература:
1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.,
1989 г.
2. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с
дошкольниками. – М., 2003 г.
3. Ж. «Логопед» № 3, 2013 г.
4. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
5.Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
6.Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54
9.Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
10.Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
11.Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
12.Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.