Просмотр содержимого документа
«Звук и буква Цц. Слоги и слова с буквой Цц»
Конспект урока чтения в 1 классе.
Тема: «Звук и буква Цц. Слоги и слова с буквой Цц».
Цели:
- познакомить учащихся с гласным звуком «ц»;
-учить выделять его в словах, при чтении обозначать буквой;
- развитие сознательного, плавного чтения по слогам, переход к чтению целыми словами;
- выработка умения пересказывать содержание прочитанного с помощью вопросов учителя, навыка выборочного чтения, умения проникать в смысл прочитанного;
- развивать внимание, фонематический слух, речь учащихся;
-воспитывать чувство взаимопомощи, любовь к природе;
- углубление знаний учащихся о времени года «Весна»;
- мотивация к учению.
Оборудование:
Таблица с цветными буквами, кассы, предметные картинки, карточки с буквами, со слогами, предложение, учебник.
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Многое хочу узнать.
- Дорогие ребята! Сегодня в нашем классе необычный день. У нас в гостях учителя из других классов. И я надеюсь, что им у нас понравится, и вы сумеете показать, чему научились.
На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
II. Подготовительные упражнения.
1. Чтение букв по таблице (таблица на доске)
- Посмотрите на доску.
Е
Р
О
Л
У
З
У
И
Ж
Ё
Т
Ю
М
З
А
К
Я
М
а) Прочитайте буквы по строчкам (хором с учителем)
б) По столбикам (выборочно)
в) Прочитайте гласные буквы (2 чел.)
г) Прочитайте согласные буквы (2 чел.)
д) Прочитайте буквы одинаковые по цвету (2 чел.)
- Молодцы!
2. Чтение слогов на одном дыхании.
- Что образуют между собой гласные и согласные. (Слоги)
- Прочитаем слоги, за моей указкой на одном дыхании.
(Учитель показывает, дети читают за указкой).
Чтение со слабыми по карточкам.
лу, си, ра, ню, па, те, лё, ко, мя.
- Молодцы! Что мы сейчас с вами читали? (Слоги)
3. Игра с кассой.
- Откройте кассы.
- Сейчас я вам буду называть слова, а вы показывайте мне ту букву, с которой начинается это слово.
арбуз игла груша
ослик шмель слонёнок
кошка волк бабочка
жук
- Молодцы!
4. Работа с кассой.
- Продолжим работу с кассой.
- А теперь я вам буду предлагать слог, а вы мне называть другой слог, да так, чтобы получилось слово. Для того чтобы вы назвали мне правильный слог, вам помогут картинки, которые на доске. Слоги мы будем составлять в кассах.
- Посмотрите на доску.
- Прочитайте мой слог. (кла)
- Добавьте свой слог опираясь на название картинки и составьте в кассе. (ку)
- Прочитаем вместе по слогам – (ку-кла).
- Сверим по картинке. Правильно составили?
- Прочитайте следующий мой слог. (ры)
- Добавьте свой слог и составьте в кассе. (ба)
- Прочитаем вместе по слогам – (рыба).
- Посмотрите на следующее слово.
- Сколько слогов в этом слове, посчитайте. (3 слога)
- Прочитайте мой первый слог. (ру)
- 2 слог добавляет и составляет в кассе 1 ряд. (баш)
- 3 слог добавляет и составляет в кассе 2 ряд. (ка)
- Читаем вместе по слогам – вместе – ру,
1 ряд - баш,
2 ряд – ка (рубашка).
- Сверим по картинке.
- И у нас осталось последнее слово.
- Сколько слогов в этом слове, посчитайте. (3 слога)
- Какие слоги известны? (1 и 3 слог). Назовите их.
1 слог – ля
2 ?
3 слог - ка
- Добавьте свой слог опираясь на название картинки и составьте в кассе. (гуш)
- Прочитаем вместе по слогам – (ля-гуш-ка).
- Сверим по картинке. Правильно составили?
- Молодцы!
5. Работа по букварю.
- А теперь поработаем с учебником. Кассы закройте, положите на край стола. Откройте учебники, где ваши закладки, проверим д/з.
(Спросить 3-4 человек выборочно)
Беседа по рассказу.
- О ком прочитали в рассказе? (Мы прочитали о детях.)
- Куда ходили дети? (Дети ходили на болото.)
- Как звали детей? (Детей звали: Люба, Коля и Валя.)
- Что нашла Люба? (Люба нашла клюкву.)
- Ребята, кто из вас знает, что такое клюква? (Клюква – это ягода.)
- Молодцы! Закройте учебники.
6. Итог. Оценивание ребят за домашнее задание.
III. Новая тема.
- Сегодня мы ребята будем знакомиться с новой буквой и новым звуком. А принесла нам её гостья. А кто она? Догадайтесь, послушав загадку.
Загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
- Что это за гостья?(Весна) – (Картинка на доске)
- Она пришла не одна, а со своими спутниками. (Картинки на доске)
- Что это за спутники? (Месяцы)
- Сколько их у весны? (3.)
- А прочитайте какие? (Март, Апрель, Май)
- Ребята, а кто мне скажет, какой сейчас идёт месяц? (Апрель)
- А какой по счёту он у Весны? (2)
- Каждый месяц принёс вам задание.
1. Начинает месяц Март.
- Выберите лишнюю букву. (Буквы на доске)
И Ц Е Я
- Почему буква Ц лишняя?
(Букву Ц мы ещё не учили, она нам незнакомая).
- Сегодня мы с ней и познакомимся.
- А теперь узнаем её звук. Выполним задание. На доске предложение. Прочитайте его сначала глазками про себя, а затем в слух.
На небе светит яркое
- А последнее слово вам нужно добавить.
- Кто догадался какое слово? (Солнце)
- Посчитайте сколько слогов в слове.
- Назовите 1 слог. (солн)
- А кто напечатает маркером на доске этот слог. (Дети пишут на доске)
- Назовите 2 слог. (це)
- 2 слог заполним знакомыми буквами. (-е)
- Прочитаем это слово. (Учитель ведёт указкой, дети читают)
- А как звучит звук в пустом окошечке? (ц)
Артикуляция звука Ц.
- Какой это звук по произношению? (согласный)
-
Ц ц
Что подарил нам Март? (солнце) - (на доске картинка)
- Нам Март принёс какую букву? (букву Ц).
(Учитель вписывает в пустую клетку букву Ц.)
На доске солнце с буквой Ц.
- Какая это буква? (согласная)
- Молодцы!
2. А следующий месяц пришёл Апрель.
- У Апреля своё задание. Он просит вас отдохнуть. Встать и сделать физминутку.
Физминутка
Апрель, апрель, на дворе капель.
Кап-кап-кап-кап (хлопки в ладоши)
Капли звонко так летят
Кап-кап-кап-кап (щелчки пальцами)
Прыгай этак и вот так (лёгкие прыжки)
На дворе большие лужи (ходьба на месте, ноги выше)
Больше, дети нету стужи
Мы пойдём гулять (обычный шаг на месте)
Солнце красное встречать (руки поднять вверх)
Веселилась детвора
Весне, солнышку ура! (руки подняты, хлопки в ладоши)
- Тихо сядем на места.
- Раз солнышко светит, что происходит со снегом?
(Снег тает, получается вода)
(Капельки с буквами прикрепляю к солнышку на доске.)
Ц ц
Чтение слогов.
- Почитаем слоги. (Учитель ведёт указкой, дети читают слоги).
- А из слогов, что мы составляем? (Слова)
Составление слов.
- Посмотрите на доску. Слова разбились и рассыпались на слоги.
(Слоги на доске)
- Как же нам их собрать?
- Какая есть подсказка?
- Как будем группировать слоги? (По геометрическим фигурам)
- С каких начнём?
(Дети составляют слова на доске)
о
тец
ло
мо
о
рец
дец
гу
- А вы знаете, кто такой кузнец?
(Кузнец – это человек, который куёт железо, подковывает лошадей.)
- Правильно! Молодцы!
Работа с учебником.
- А теперь мы с вами переходим к работе с учебником.
- Откройте учебники, где ваши закладки и перейдём на следующую страничку.
- Какую букву мы изучили? (Мы изучили букву Ц)
а) Чтение слогов на стр. 118. (Читают сильные дети)
б) Чтение слов слева. (Читают сильные дети)
- А сейчас я прочитаю текст, вы внимательно меня послушайте и ответьте на мой вопрос: «Кем работает отец?»
(Чтение текста учителем, после чего дети отвечают на вопрос учителя.)
в) Чтение слов прописью. (Читают сильные дети)
г) Чтение самостоятельно.
д) Чтение «по цепочке».
- О ком говорится в рассказе? (В рассказе говорится об отце)
- Кем он работает? (Он работает кузнецом)
- Что он любит? (Он любит машины)
- А почему он молодец? (Хорошо работает)
- Вот и вы молодцы. Сегодня на уроке хорошо занимались…. (назвать имена учащихся), я вам поставила оценки. (Оценивание).
- Ребята, а каким месяцем заканчивается Весна? Назовите. (Май)
- А что Май нам приносит? (Что ещё бывает Весной? Какие изменения в природе происходят Весной?)
(Птицы прилетают, появляются цветы, травка зеленеет, на деревьях распускаются листочки) – картинки на доске.
- А есть птица в названии, которой есть звук «Ц»
- Кто знает, что это за птица? (Скворец) – картинка на доске.
- Ребята, нам пора подвести итог.
Наш урок заканчивается, а Весна продолжается.
IV. Итог.
- Скажите, что нового вы узнали на уроке?
- С каким звуком мы познакомились на уроке?
- А с какой буковкой познакомились?
- Какая это буква? (Согласная)
- В память о нашем уроке Весна вам приготовила подарки.
(Учитель детям раздаёт мини-открытки)
Домашнее задание.
Броня, Оля, Илья, Катя Ф. и Никита – читают слова на стр. 118;
Алёша, Артём, Катя З. и Артём А. – читают текст;
Всем – найти слова со звуком «Ц»
- А где мы можем встречать слова с буквой «Ц»?
Игра «Выделение звука в словах»
- А сейчас я вам буду показывать картинки, а вы назовите место расположения звука «Ц»: кольцо, солнце, цепь, заяц.
- Урок окончен. Всем спасибо!
Е
Р
О
Л
У
З
У
И
Ж
Ё
Т
Ю
М
З
А
К
Я
М
ЛУ СИ РА
НЮ ПА ТЕ
ЛЁ КО МЯ
КУ КЛА
РЫ БА РУ
БАШ КА
ЛЯ ГУШ
КА
И Ц Е ЯНа небесветитяркое
мо ло дец
куз нец
о гу ре
о тец
па лец
за яц
Самоанализ урока чтения в 1 кл.
В 1 классе 10 учащихся, на сегодняшний день - 9 учащихся.
Все дети имеют диагноз олигофрения в разной степени дебильности.
К концу учебного года учащиеся 1 класса должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Исходя из этого, я поставила перед собой цели урока:
- познакомить учащихся с гласным звуком «ц»;
-учить выделять его в словах, при чтении обозначать буквой;
- развитие сознательного, плавного чтения по слогам, переход к чтению целыми словами;
- выработка умения пересказывать содержание прочитанного с помощью вопросов учителя, навыка выборочного чтения, умения проникать в смысл прочитанного;
- развивать внимание, фонематический слух, речь учащихся;
-воспитывать чувство взаимопомощи, любовь к природе;
- углубление знаний учащихся о времени года «Весна»;
- мотивация к учению.
Данный урок относится к теме: «Звук и буква Цц. Слоги и слова с буквой Цц».
По чтению хорошо занимаются: Катя З, Артём П, Артём А.
Средние – Алёша, Никита.
Слабые – Катя Ф, Оля, Бронислав, Илья.
Тип урока комбинированный. С самого начала урока я психологически настраиваю детей на работу. Для этого использую небольшие стихотворения, которые активизируют и увлекают детей, создают благоприятную рабочую обстановку в классе.
На разминке развиваются и закрепляются такие навыки, как осознанное, правильное чтение, четкость произношения. На основе специальных упражнений, с учетом межпредметных связей корригирую внимание, память и мыслительную деятельность.
Одновременно осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к группе детей (во время чтения слогов, проверки д/з, словарной работе, дачи д/з.). То есть сильным и слабым учащимся даются разноуровневые задания.
В ходе урока использую различные формы, методы и приемы. Это дидактические игры (игра с кассой и по картинкам «Выделение звука в словах», игра «Добавь свой слог», «Выбери лишнюю букву», «Составь слова по слогам, опираясь на геометрические фигуры»), беседы по прочитанному, работа с книгой, использование загадок. Развитие связной речи (беседа о Весне), развитие зоркости, проблемная ситуация «Найди лишнюю букву».
На уроке я использовала различные виды чтения (выборочное, самостоятельное, чтение «по цепочке», выразительное чтение), прием многократного перечитывания.
В ходе урока стараюсь задействовать всех учащихся, воспитываю положительную мотивацию к учению через выполнение доступных заданий, индивидуальный подход, дозировку заданий, темп урока и возможность получить хорошие оценки.
Для этого использовала различные наглядные пособия (таблица с цветными буквами, предметные картинки, карточки с буквами и слогами, мини-открытка и т. д.).
Все задания я подобрала с учетом умственного развития детей своего класса и подчинила их триединой цели урока. Каждое задание заставляет детей мыслить, включать в работу все анализаторы.
На данном уроке много времени уделяю развитию внимания, правильному чтению. Смена видов деятельности способствует снижению утомляемости, поддержанию высокогоуровня активности и работоспособности детей на протяжении всего урока.
На уроке была проведена физкультминутка, которая направлена на снятие напряжения, расслабление.
Считаю, что с заданиями учащиеся успешно справились. Урок достиг поставленной цели.