Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры
Дата:14.12.15 г
Класс: 9
Цель урока: Систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкине, о его значении в мировой литературе.
развивать широту мышления, память, речь; развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;
воспитывать гражданственность; формировать эстетическую и художественную культуру учащихся.
Задачи урока:
проследить биографию А.С.Пушкина в картинах русских художников,
увидеть поэта в живописи и музыке,
воспитывать в детях добрые чувства, способность видеть лучшие стороны человеческой натуры.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока
Орг момент.
Добрый день. Присаживайтесь. Тема нашего урока Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры.
Исходя из темы, можно вывести то, что мы сегодня должны
Знать | Уметь |
Жизнь и творчество Пушкина | Анализировать, применять полученные раннее знания |
Следовательно, у нас сегодня с вами какой вид урока? (обощающий)
Начать наш урок я бы хотела со слов известного русского поэта, литературного и театрального критика Аполло́на Алекса́ндровича Григо́рьева, который отметил:
“А.С. Пушкин – наше все!”
И сегодня в конце урока мы с вами должны будем или подтвердить высказывание григорьева или опровергнуть
Итак. Начнем!!!
Творчество А.С.Пушкина – это чистейший нравственный родник, припадая к которому, мы черпаем вдохновение и силы жить и любить. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения.
Весь Путь Пушкина в бессмертие, в жизнь после смерти, был озарён светом любви и добра. И мы, прикасаясь к его поэзии, загораемся этим огнём, этой энергией, которая даёт нам силы жить, любить, творить добро. Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии великого поэта А.С.Пушкина.
ЗАЖЕЧЬ СВЕЧУ
Для поведения сегодняшнего урока, мы с вами разделились на команды.
Блиц-опрос в команде
Правило: Соседу справа ответили, соседа слева спросили
Кому принадлежат слова: «Победителю-ученику от побежденного учителя (Жуковскому)
Кого на дуэль вызвал А.С.Пушкин.(Дантес)
Имя жены А.С. Пушкина. (Наталья Гончарова)
Сколько лет работал А.С. Пушкина над произведением «Евгений Онегин» (7 л.4 мес. 17 дн)
Где родился А.С. Пушкин(В Москве)
Стихотворение, посвященное А. Керн. (Я помню чудное мгновенье)
Фамилия Гончаровой во втором замужестве (Ланская)
Причина смерти А.С. Пушкина (Смертельное ранение на дуэли)
Какой известный писатель заметил Пушкина на публичном экзамене в Лицее (Державин)
Главный герой одноименного романа в стихах (Евгений Онегин)
ЗАДАНИЕ №1
Первое задание для вас будет разгадывание кроссворда
Вопросы к кроссворду
Произведения УНТ, которые любил слушать А. С. Пушкин в исполнении няни и бабушки
Товарищ А. С. Пушкина в детские и юношеские годы
Она научила маленького А. Пушкина говорить по - русски
Название острова из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Название учебного заведения, в котором учился Пушкин
Кем приходится Арина Родионовна А.С. Пушкину
Оценивать правильность вашего кроссворда будут ваши соперники. Поменяйтесь кроссвордами.
Критерии оценивания у вас на раздаточных листах
Количество правильных ответов | Оценка |
6 слов | 5 |
5 слов | 4 |
4 слова | 3 |
3 слова | 2 |
************
Стихи Пушкина легки и мелодичны. Многие из них положены на мелодию и занимают значительное место в музыке. Романсы, написанные на стихи А.С.Пушкина, – это маленькие драматические пьесы, в которых от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя. Это, например, романсы “Зимняя дорога”, “На холмах Грузии”, “Я вас любил… ”и многие другие.
Давайте мы прикоснемся к завораживающему романсу «Я вас любил » в исполнении Лебедевой Карины.
Или аудиозапись в исполнении ________________
- Скажите, пожалуйста, какую сферу нашей жизни мы затронули сейчас?( Музыку)
- Какой сделаем вывод? (Сегодня Пушкин, благодаря своим произведениям, живет в музыке)
***********
На первых уроках знакомства с Пушкиным, мы с вами обращались к картинам известных художников. Сейчас вашему вниманию представлен фото-тест. Вам нужно соотнести картину и ее название.
***************
Многие литературные критики обращались к творчеству Пушкина, исследовали и изучали его. Великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский рассматривая творчество Пушкина, сказал об одном из его произведений, что это «энциклопедия русский жизни».
О каком произведении идет речь? – Роман в стихах Евгений Онегин
СВОЯ ИГРА ПО РОМАНУ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
А теперь я предлагаю вашему вниманию «Свою игру» по произведению Евгений Онегин. Ваша задача выбрать спикера команды и по очереди, выбирая блок и номер вопроса, ответить на него.
Если вы не отвечаете на вопрос, на него может ответить команда соперников и получить ваши баллы.
На оценочных листах у вас есть таблица для записи ваших баллов за игру. Вписывайте туда баллы и подсчитаете в конце.
Следить за накоплением баллов в командах будет и независимое жюри,
в лице Фатеевой Ю.Ю.
А первой будет выбирать блок вопросов команда, которая ответит на мой вопрос. Команда, которая знает ответ, подает звуковой сигнал УТОЧКАМИ
- Годы жизни А.С. Пушкина (1799-1837)
**************
Имя поэта рано сделалось известным мировому читателю. Переводы его стихотворений появились в 1823 году и были высоко оценены критикой и читателями. Его стихи знал весь мир, его произведения говорили на разными языками.
Великий казахский поэт Абай Кунанбаев перевел произведение Евгений Онегин на казахский язык. Отрывок из письма Татьяны к Онегину вам представит Миллер Анжела
НХС Письмо Татьяны к Онегину на казахском языке
***************
Какой принцип лежит в основе романа в стихах? (Принцип зеркальности или повествовательной симметрии)
Объясните, пожалуйста , что это такое, что это значит.
Сюжет 1-7 глав. | Сюжет 8 главы. |
Влюбленная Татьяна. Недоступный Онегин. Письмо Татьяны. Свидание в саду. | Влюбленный Онегин. Недоступная Татьяна. Письмо Онегина. Свидание на светском рауте. |
События зеркально отражены |
Так как было письмо Татьяны к Онегину, следовательно, и Онегин написал письмо Татьяне.
НХС Штейнбах Сергей представит вашему вниманию письмо Онегина к Татьяне
*****************
Что мы знаем о жизни Онегина после смерти Ленского (После дуэли с Ленским Онегин уезжает путешествовать
НХС Никитина Ю. и М. расскажут нам о путешествии Онегина
Задание: в карта указать путь следования Онегина.
Время выполнения 2 мин
Проверка на слайде
А теперь подведем итог урока.
Посчитайте свои баллы за игру.
Выбираем победителя игры.
Ставим отдельный балл за свою игру и к нему прибавляем выше поставленные баллы. Выводим средний балл группе за весь урок
Д/З
Никитина М., Никитина Ю, Миллер А, Лысенко К. Маралбаева А., Серкибаева К. – жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
Остальные Составить Кроссворд по Пушкину
Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались на уроке?
С какими школьными предметами пересекался наш урок?
А зачем мы занимались такими разными видами работ на уроке?
Мы начали урок со слов Григорьева «Пушкин – наше все». Мы опровергли или подтвердили его слова?
Заключение
Пусть в нас, как в будущем рассказ,
Живёт поэзия повсюду.
И Пушкин – с нами, Пушкин – в нас,
И мы уже причастны к чуду!
Пусть огонёчек этой свечи, зажжённый на уроке, никогда не гаснет в ваших сердцах, как не гаснет память о великом русском поэте А.С.Пушкине. Пушкин состоялся как человек и как поэт. Вот почему он вечен даже после своей смерти. Вот это и есть самостояние человека, бессмертие его души. И величие! Вот почему, покидая, Пушкин не покинул нас, оставляя, он не оставил нас. Он – Пушкин!
…И пусть эта свеча зажжет в ваших сердцах факел любви и доброты, мира и надежды, радости и успехов, с которыми вам идти по жизни. Будьте добрее и терпимее друг к другу, обращайтесь почаще к стихотворениям Пушкина, чтобы пробуждались в вас «чувства добрые» и появлялись лирические экспромты, может быть, похожие на эти…