Цели:
Обучающие:
• учить, познавать отечественную и мировую классику;
• обогатить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве двух поэтов.
Развивающие:
• развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся;
• развитие умения работать с научно - популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме;
• развитие у учащихся готовности и способности к ведению диалога культур (т. е. формирование социокультурной компетенции);
Воспитательные:
• приобщать молодежь к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту;
• способствовать воспитанию интереса к познанию творчества двух великих поэтов.
Оборудование, наглядность:
Портреты Абая и А. С. Пушкина, слайды, видеоматериалы, проектор, проекционная доска, записи музыки «Вальс» Штрауса, «Сюита» Баха.
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует.
Они жрецы единых муз.
Единый пламень их волнует. А.С.Пушкин
Преподаватель: Добрый день, уважаемые преподаватели и дорогие студенты!
Сегодня в нашей литературной гостиной мы будем говорить о двух великих поэтах, о Пушкине и Абае. Светочи поэзии, наша слава, гордость, непревзойденное достижение казахской и русской культуры, личности, ставшие подлинным символом национальной души казахского и русского народов.
И Пушкин, и Абай - неповторимые великие личности, сделавшие своими произведениями огромный вклад в мировую литературу. Они во многом схожи. Еще в 1994 году в беседе с писателем Ролланом Сейсенбаевым Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал: « Мы называем Абая великим не потому, что он сын казахского народа, а потому, что он действительно велик. Мне бы очень хотелось, чтобы Абая узнали по-настоящему и в других странах, чтобы другие народы знали его как человека, который принадлежит не только казахскому народу, не только казахстанцам. Он сам и все его творчество принадлежит всему миру как достижение развития человеческой мысли».
И как бы продолжением этого желания Президента является то, что 2006 год по общему согласию двух президентов - В. Путина и Н. Назарбаева был объявлен Годом Пушкина в Казахстане и Годом Абая в России. И это замечательно. Народы двух соседних дружественных стран должны хорошо знать двух великих своих сыновей - Пушкина и Абая, и их великие творения.
В созвездии блистательных имён
Явились Гении, своё представив слово.
И каждый был талантом наделён,
Так непохожим на талант другого
Ведущий -Сегодня их имена неразделимы. Случайно ли это? Что связывает людей, живших на земле в разные годы и по этой естественной причине не имевших возможности общаться лично?
Удивительные и прекрасные имена – Пушкин и Абай! Кем они стали для нас? Время не отделяет, а приближает нас к ним. Думать о них, говорить о них – счастье. Они с нами, они наши современники, они те, кто всегда идет впереди и ведет за собой других, освещая факелом чувства и разума дорогу в будущее. Пушкин и Абай – выдающиеся поэты, гении. Великие сыны русского и казахского народов. У них были разные жизненные пути, но судьба – одна.
Бессмертен тот, чья муза без конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
А.С.Пушкин
-Понятно, что гении приходят в мир незаметно, а с Пушкиным было иначе. В день его рождения, 6 июня 1799 года, по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «ура». Делалось это не в честь новорожденного Сашеньки. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I. Поэтому был перезвон колоколов. Но есть в этом совпадении символичное судьбоносное для русской культуры. Мальчика с глазами цвета чистого, лазурного неба нарекли Александром Сергеевичем Пушкиным.
А.С.Пушкин – солнце русской поэзии. Для каждого человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, советчик. В его произведениях мы можем найти ответы на все наши вопросы.
Ведущий 2
А.Кунанбаев
10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области в кочевьях рода Тобыкты у правителя рода Кунанбая родился сын Ибрагим. Ласковое имя Абай, данное матерью, позже стало известно всему миру. «К стихам стремятся смертные равно, но лишь избранника венчают славой». Таким избранником стал Абай Кунанбаев – выдающийся поэт, мыслитель, просветитель – демократ, основоположник казахской национальной письменной литературы, переводчик. Его бесценное наследие опубликовано на 60 языках народов мира. «Народу отдал я любовь», - эти слова могут быть эпиграфом ко всему творчеству поэта.
Поэт, поэзия
Годы бегут. Множество событий, лиц уносятся в безмолвную бездну забвения. Уходит многое, но он остается. Он, родившийся 215 лет назад, не только не отдалялся, но и становился все ближе, роднее, понятнее нам. Время показало, что упования поэта были весьма скромными, когда он говорил: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой!». Но слова Пушкина прошли не только во все уголки «Руси великой», их услышали на всех материках планеты Земля. Слишком высоко он ценил назначение – быть поэтом. Потому-то он и бессмертен. Потому-то время и не властно над ним.
Стихотворение « Памятник» (Ирина)
Абай посвятил немало задушевных, проникновенных произведений роли и значению поэзии в жизни человека и общества. Художественное слово имело исключительное значение в жизни казахского народа. В условиях кочевой жизни не могли развиваться такие виды искусства, как живопись, архитектура, театр. Поэтому поэтическое слово ценилось необычайно высоко. Ценил их и Абай. Он считал стихотворную речь, поэзию - «властителем языка», высшим родом искусства.
Стихотворение «Поэзия – властитель языка» ( Айнаш).
О значении языка, о роли родного языка в жизни народа говорил Абай. Родной язык понятен любому, а талантливые строки выдающегося поэта и мыслителя заставляют трепетать сердце каждого человека.
Стихотворение «Издали зовет…» (Камила)
Дружба, юность.
Ах, юность удалая!
Житье в то время было нам,
Когда, погибель презирая,
Мы все делили пополам.
А.С.Пушкин высоко ценил дружбу. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Еще учась в лицее, Пушкин установил товарищеские связи со многими лицеистами, а с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером его связывала искренняя, глубокая дружба. В Царском Селе Пушкин знакомится с Чаадаевым. Дружба с Чаадаевым – одно из светлых воспоминаний молодости. С его именем Пушкин связывал и собственные вольнолюбивые мечты.
Стихотворение «К Чаадаеву (Улмекен)
А вот еще другая сторона его поэзии. Отличаясь общительным характером, Пушкин всегда был душой общества, его остроумные шутки передавались из уст в уста. Свои остроумные высказывания Пушкин часто облекал в эпиграммы – короткие поэтические произведения, высмеивающие конкретное лицо, дружеские или, наоборот, очень едкие.
Эпиграмма на графа Воронцова.
Полумилорд, полукупец
Полумудрец, полуневежда.
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец.
Будущее молодого поколения заботило Абая. В нем он видел продолжателей дела просвещения народа, которому он сам служил. В своих стихах-обращениях Абай призывает молодежь к труду, к знаниям.
Часто не о скоте думает молодежь.
Тратя в забавах дни, и до беды дойдешь.
В юности прежде всего надо учиться нам,
Если ж учиться нельзя, честным трудом проживешь.
Молодость, по мнению Абая, лучшая пора в жизни человека, когда у него формируются наиболее ценные качества личности. Молодости свойственны порывы к благородству и красоте, отзывчивости, человечности, искренней и честной дружбе. Именно к этому зовет Абай юные сердца.
Стихотворение « К порывам юные сердца зову…» (Айтгуль)
Философские размышления
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
Философская лирика – это подведение итогов бытия в этом мире. Пушкин посвящает свои стихи таким проблемам, как цель и смысл жизни, жизнь и смерть, отношение к религии.
Отношение к окружающей действительности и внутренний мир Абая с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его лирике. Философские раздумья о смысле жизни, о счастье человека, его нравственные идеалы не оставляют нас равнодушными.
Стихотворение «Не исцелить, сердце болит…» (Мадина)
Произведения «Слова назидания» были написаны Абаем в пожилом возрасте. В нём он размышляет о смысле жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки, пропагандирует высоконравственные качества человека.
«Слова…» написаны просто, доступно и интересно. Послушайте некоторые из них.
«Слово третье» «Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусливости ещё и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете».
«Слово восемнадцатое»
«Красивым и сильным делает человека его ум, образованность, честь и обаяние».
«Слово тридцать первое»
«Для того, чтобы запомнить советы и следовать им, нужно соблюдать четыре условия.
Первое: Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет.
Второе: Надо принимать умные слова сердцем, всей душой так, словно утоляешь ими жажду.
Третье: Следует по нескольку раз повторять услышанное, чтобы закрепить его в памяти.
Четвёртое: Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои ценные свойства»