Литературная гостиная, приуроченная к декаде самопознания , посвящённой педагогике творчества и любви . | Класс 5 «Б» Дата: 09.02.2016 г. |
Тема урока: | «Жизнь -бесценный дар» |
Цели: | формирование ценностного отношения учащихся к жизни. |
Результат воспитания : | Учащиеся смогут: - Раскрыть значение и многогранность понятия "жизнь" понять потребность в поиске смысла жизни; воспринять мир с любовью и радоваться жизни. |
Ключевые идеи: | Любовь, отношение к жизни с любовью. |
Основные понятия: | Умение правильно использовать время жизни, бескорыстное служение обществу, социальная и гражданская ответственность. |
Этапы урока | Виды работ,стратегии и новые подходы | Деятельность учителя: что я буду делать? | Деятельность учащихся | Ресурсы |
Орг. момент | Звучит песня « Не надо печалиться» (групповое пение) сл.Р.Рождественский, муз.А.Экимян | Позитивное высказывание (цитата урока) Жизнь длится лишь мгновение, сама по себе она -ничто. Ценность ее зависит от того, что удалось сделать.Только добро, творимое человеком , остается, и благодаря нему жизнь чего- нибудь стоит (Ж.Ж.Руссо). | В жизни мы часто слышим выражения: " Как удачно сложилась жизнь", "Жизнь преподнесла сюрприз", "Жизнь не задалась". Ребята, задумывались ли вы,что каждый из вас вкладывает в понятие "жизнь"? Что есть человеческая жизнь? Дайте свое определение слову "жизнь".(ответы учащихся) | постеры |
-Вдох-выдох, вдох-выдох! (Денис говорит, выполняет Адиль) -я слышу голос инструктора гимнастики: (Адиль) -чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от "отработанного воздуха".(Денис) | Ребята высказываются о жизни: -Жизнь- это прежде всего дыхание. "Душно" бывает в доме, "душно и в нравственной жизни. (Валерия) -Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни , избавиться, стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту.(Наталья) | -Надо быть открытым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, обогащает человека духовно. (ученики делают вывод) | стикеры |
Вызов | Глоссарий | Учитель: В жизни много прекрасных вещей, но она не поле, усыпанное розами.в жизни бывает всякое. Давайте озвучим завещание, написанное матерью Терезой. | Жизнь бесценна, береги её. Жизнь -это обещание, исполни её. Жизнь -это богатство, храни его. Жизнь- это возможность, не упусти её. Жизнь-это мечта, реализуй её. Жизнь- это вызов, прими его. Жизнь- это приключение, испытай его. Жизнь- это удача,поймай её. Жизнь драгоценна, не разрушай её. Жизнь -это красота, восхищайся ею. Жизнь -это долг, исполни его. Жизнь -это песня, спой её. | Далее учитель предлагает ученикам выбрать понравившуюся строчку из завещания и рассказать ,чем она ему понравилась, как он её понимает.(Ответы учащихся) |
Осмысление | Рассказывание истории (подарок учителя) | След на земле Старый мастер возвёл дом.Стоит , любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на сыром цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнил своё село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию- никто не помнит его. -Что ты оставил?- cпрашивают люди. - Есть ли у тебя сын или дочь? -Нет у меня ни сына, ни дочери,- отвечает. -Может быть, ты посадил дерево? - Нет, не посадил я дерева. -Может быть, взлелеял поле? - Нет, не взлелеял поле. - Ну, так значит, ты песню сложил? -Нет, и песни я не сложил. -Так кто же ты такой?Что ты делал всю свою жизнь? Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгнове-ние, когда оставил он след на ступеньке. Пошёл к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке - окаменевший след маленькой ножки."Вот и всё, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек.-Но ведь этого мало... Не так надо было жить! Не так..." | Вопросы для обсуждения: Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили? (Вадим) Как вы думаете, чем измеряется жизнь?(Исмаил) Что означает жизненная цель?(Адиль) Есть ли у вас жизненные цели?(Наталья) Какая самая главная цель в жизни?(Светлана) (Ответы учащихся) | слайды |
| Творческая деятельность, групповая работа. | Учитель: Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её нужно честно,совестливо,думая не только о себе, но и обо всём окружающем, часто задаваясь вопросами: " Зачем и для чего я живу? Что я дал людям? Что доброго я оставлю после себя?" Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы , по которой вы пойдёте вверх во взрослую жизнь. На каждой ступеньке напишите свои жизненные цели, затем все ответы помещаются в сосуд и остаются на хранение в школе. Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет, когда захотите, и взять этот сосуд из архива , прочитать то, что вы сейчас написали и подумать , а всё ли получилось , что я задумал, и может , я что-то ещё успею сделать. | Учитель предлагает учащимся просмотреть видеоролик под названием "Мама, очень хочется пить", посвященный детям, погибшим в Беслане.
| Видеоролик |
| Вопрос для обсуждения : | (Ответы учащихся) | Вот что сказал литовский поэт Эдуард Межелайтис по этому поводу: " А в жизни самое главное , наверное, жизнь сама".(Фатима) | У доски |
Согласны ли вы с этими словами? Почему? (Денис) Почему жизнь является бесценным даром?( Алина) (Ответы учащихся) | У доски |
| Вывод | Ценность жизни зависит от неё самой и от того , что человеку удалось сделать в течение жизни. И, как писал Н.Островский в своём романе " Как закалялась сталь", " Жизнь даётся один раз, и прожить её надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире... берегите и цените свою жизнь". | Публичные выступления учащихся | У доски |
| Заключение | -Самая большая ценность в мире- жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений , жизнь культуры, жизнь на всём протяжении- и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...(Людмила) | - А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.(Фатима) | под музыку песни"Не надо печалиться" сл. Р.Рождественский, муз .А. Экимян звучат слова Ш.А.Амонашвили " Свет есть невидимое Пламя, которое не горит, но зажигает всё, к чему оно прика- сается , и даёт жизнь" |
Рефлексия | Ученики читают стихотворение "Мечта" Я мечтаю стать художником, Чтобы картины нарисовать. Нарисую я маму и папу, А на папе смешную шляпу, воздушные шарики, небо, Поле с колосьями хлеба... Нарисую собаку и кошку, Что вместе смотрят в окошко, И лес нарисую, и речку с мостом, А в речке русалку с хвостом. Вот только хочу я узнать: Как же мне счастье нарисовать? Или, пока я мечтала, Уже его нарисовала? | Учитель: Ребята, спасибо за солидарность. Размышляйте о жизни, о своём месте в ней и о её предназначении, ищите смысл жизни, цените каждый её миг. А сегодняшняя встреча, возможно, стала для кого-то из вас маленьким шагом на пути к осмысленной , большой и прекрасной жизни. Любите себя, свою жизнь, жизнь окружающих вас людей и верьте, что всё у вас получится. Ведь любовь заряжает человека энергией, вдохновляет его на подвиги и помогает жить | Ученики становятся в круг , образуя солнышко,дарят друг другу лучики, где написаны добрые слова благодарности за жизнь . | В кругу. |