Открытый классный час по гражданской обороне на тему: "Жизнь - бесценный дар"
Открытый классный час по гражданской обороне на тему: "Жизнь - бесценный дар"
Открытый классный час, проведенный в 4-Б классе, учителем начальных классов МОШ І-ІІІ ступеней №11 Карпенко И.А. (День ГО)
Тема: «Жизнь – бесценный дар»
Цель: формирование ценностного отношения учащихся к жизни, познакомить с видами чрезвычайных ситуаций, правилами поведения людей в условиях стихийных бедствий, воспитывать любовь к природе, желание охранять её, способствовать возникновению у детей чувства ответственности за экологическую чистоту.
Оборудование:
- детские рисунки на тему «Жизнь – бесценный дар»;
- портреты героев-пожарных, погибших во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
- фонограмма песни;
- запись звучания метронома, «взрыва», сигналов оповещения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час по гражданской обороне на тему: "Жизнь - бесценный дар"»
-И с вами сегодня опять я-бессменная ведущая «Экологического вестника».
Как хорошо на свете жить,
Смеяться плакать и любить,
Идти по снегу босиком
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Тот бесконечный ценный дар,
Который нам от бога дан.
Наша сегодняшняя передача посвящена теме «Жизнь – бесценный дар». Мы будем обсуждать сегодня поведение в чрезвычайных ситуациях, узнаем, как сохранить самое ценное, что есть у человека – жизнь.
-В жизни мы часто слышим выражение: «Как удачно сложилась жизнь», «Жизнь преподнесла сюрприз», «Жизнь не задалась».
- А задумывались ли вы, что есть человеческая жизнь?
(работа в парах, затем уч-ся выборочно зачитывают свои мысли.)
- В словаре Даля дано такое определение этому слову:
«Жизнь – существование отдельной личности». У каждого человека своё понимание жизни потому, что все мы разные. Каждый со своими взглядами, представлениями и правилами жизни.
- Как вы думаете, почему тема нашей передачи «Жизнь – бесценный дар»?
(метод «микрофон», ответы уч-ся)
Учитель-ведущий: Н. Островский «Как закалялась сталь»:
«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, мог сказать: «Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире»
Надо спешить жить. Ведь или какая-либо нелепая трагическая случайность могут прервать её. Берегите и цените свою жизнь.
- К сожалению, наша жизнь полна неприятных неожиданностей, различных стихийный бедствий, которые могут угрожать нашей жизни.
Я попрошу экспертов, присутствующих в нашей студии поделиться информацией поэтому вопросу.
Итак, вопрос экспертам: какие ситуации можно отнести к чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени?
-Предоставляем слово эксперту в области аварий-……:
1-ый учащийся: Авария - ЧС, происходящее по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам, а также из-за случайных и внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
-2-ой учащийся:
Крупная авария (производственная, транспортная катастрофа) - авария, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
-3-ий учащийся:
Опасное природное явление - ЧС природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и функционирования экономики.
-4-ый учащийся:
Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
5-ый учащийся:
Экологическое бедствие - ЧС, вызванное изменением под действием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, и заключающееся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.
-6-ой учащийся:
Экологическая катастрофа - экологическое бедствие особо крупных масштабов и наиболее тяжких последствий, как правило сопровождающееся необратимыми изменениями природной среды.
Учитель-ведущий: Вопрос сидящим в этой студии:
-Какие природные стихийные бедствия вы знаете?
(составление ассоциативного куста «Стихийные бедствия – сообщение учащихся об этих стихийных бедствиях):
Учащиеся-эксперты:
-Землетрясение – это мощные проявления внутренних сил Земли, вызывающие подземные удары и колебания земной поверхности. Они влекут за собой тяжелые последствия – разрушения зданий и сооружений, под обломками которых могут оказаться люди. Сопровождаются пожарами, утечкой газа из поврежденных труб.
-Наводнение – это значительные затопления местности, возникающие в результате подъема воды в реке, озере, море. Они могут привести к затоплению населенных пунктов, посевов, гибели людей и животных.
-Селевые потоки – это потоки с гор смеси воды, песка, глины, щебня, камней.
-Оползни – скользящее смещение масс горных пород в результате насыщения их подземными водами со всеми постройками и сооружениями под влиянием силы тяжести.
Вызываются сильными дождями. Они приводят к разрушению населенных пунктов, уничтожению сельскохозяйственных угодий.
- Снежные заносы и обвалы – возникают в результате длительного снегопада, вызывают нарушение транспортного сообщения, повреждение линий электропередач, сильно влияют на хозяйственную деятельность.
-Пожары – причина их возгорания неосторожные действия людей, несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности в местах работы и отдыха – разведение костров и небрежное обращение с ними.
-Ураган — ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.
-Cмерч представляет собой сильный вихрь в виде воронки, спускающейся от нижней границы облаков. Смерч разрушает жилые и производственные здания, рвёт линии электроснабжения и связи, выводит из строя технику, нередко приводит к человеческим жертвам.
Учитель-ведущая: - А сейчас – музыкальная пауза.
Жить – это очень хорошо,
А весело жить, с улыбкой – еще лучше.
(физкультминутка «Если весело живется…»)
Итак, после непродолжительной музыкальной паузы мы продолжаем нашу передачу.
Учитель-ведущий: Каждая чрезвычайная ситуация характеризуется своеобразием последствий, причиняемых здоровью людей и народному хозяйству. Наиболее тяжкие последствия приносят природные катастрофы и стихийные бедствия. По числу пострадавших и разрушительному действию, тайфуны и сильные землетрясения (8 и более баллов) сравнимы с ядерными взрывами.
- Следующий раздел передачи посвящен плану действий в экстремальных ситуациях.
Метод «Микрофон»: - Какой план действий человека в экстремальных ситуациях?
Учащиеся-эксперты:
1. Оповещение о стихийных бедствиях, авариях, катастрофах с помощью завывания сирен, прерывистые гудки предприятий и сигналы транспортных средств – это сигнал «Внимание всем!»
2. Далее необходимо включить теле и радиоприемники, слушать экстренные сообщения местных органов или штабов Гражданской обороны.
3.Дальше действовать в соответствии с их указаниями.
-Советы наших экспертов:
- При наводнении- сигнал "Внимание всем!", передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав его, нужно включить радио или телевизор (местную программу) и прослушать новости. Обычно сообщается об ожидаемом времени затопления, его территории, порядке действий населения и порядке эвакуации.
Затем надо быстро собраться и взять с собой пакет с документами и деньгами, аптечку, запас продуктов, белье и туалетные принадлежности, запасной комплект теплой верхней одежды и обуви.
Нужно прибыть в установленное время на эвакуационный пункт для регистрации и переезда в безопасное место.
- Если ураган (буря, смерч) застал Вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами. Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию, закройте краны на газовых сетях. От торнадо люди успешно прячутся в оборудованных подвалах и погребах.
Если ураган, буря или смерч застали Вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт, деревьев, рек, озер и промышленных объектов.
-Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие подручные средства. Старайтесь быстрее укрыться в подвалах, погребах и противорадиационных укрытиях, имеющихся в населенных пунктах. Не заходите в поврежденные здания, так как они могут обрушиться при новых порывах ветра.
-При снежной буре укрывайтесь в зданиях. Если Вы оказались в поле или на проселочной дороге, выходите на магистральные дороги, которые периодически расчищаются и где большая вероятность оказания Вам помощи.
-При пыльной буре закройте лицо марлевой повязкой, платком, куском ткани, а глаза очками. При поступлении сигнала о приближении смерча необходимо немедленно спуститься в укрытие, подвал дома или погреб, либо укрыться под кроватью и другой прочной мебелью.
При угрозе оползней, селевых потоках оповещение проводится в установленном порядке посредством сирен, радио- и телевещания, а также при помощи местных систем оповещения
Учитель-ведущий: Следующий раздел нашего экстренного выпуска «Аварии и катастрофы», и их характеристика, и возможные последствия.
- Среди присутствующих в студии есть специалисты по этому вопросу. Предоставляем им слово.
Уч-ся-эксперты:
-Химическая авария – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийнохимически опасных веществ в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.
-Опасность химической аварии для людей и животных заключается в нарушении нормальной жизнедеятельности организма и возможности отдаленных генетических последствий, а при определенных обстоятельствах – в летальном исходе при попадании АХОВ в организм через органы дыхания, кожу, слизистые оболочки, раны и вместе с пищей.
-На некоторых объектах народного хозяйства осуществляется производство, использование, хранение взрывчатых веществ. Нарушение правил технологии их производства, хранения и перевозок, недисциплинированность персонала являются причиной создания аварийных ситуаций, катастроф.
Учитель-ведущий:
- Так и случилось на Чернобыльской АЭС.
Чернобыль – небольшой город под Киевом, находится на реке Припять.
Ту мирную, тихую весеннюю ночь на берегу Припяти никто не забудет. Это была волшебная украинская ночь, теплая и ласковая. Дружно распускались листья на деревьях. Природа оживала.
(звук взрыва)
- И в эту красивейшую ночь с 25 на 26 апреля 1986, когда все люди мирно спали, на Чернобыльской АЭС случилась большая трагедия – раздался взрыв и загорелся 4 энергоблок атомной станции. Мирный атом вышел из-под контроля и стал разносить на земную поверхность невидимый яд – радиацию. Она расползлась по селам, городам, отравляя все на своем пути: воздух, воду, почву…
Чернобыль – черная боль на нашей земле. Зона отчуждения – 2600 м2 радиационно-опасных земель.
(учащиеся рассматривают фото Чернобыля, участников ликвидаторов).
- А в это время…
Первыми кинулись на борьбу с пожаром в 4-м энергоблоке пожарные: Виктор Кибенюк, Николай Иващук, Владимир Тимура под руководством лейтенанта Владимира Правика. Они понимали смертельную опасность, но по-другому поступить не могли.
Виктору Кибенюку пожарному из Макеевки, было только 24 года. Их было шестеро. Они погибли, ликвидируя пожар на ЧАЭС.
- Давайте почтим память всех погибших ликвидаторов последствий взрыва на Чернобыльской атомной станции.
(стук метронома, минута молчания)
Не снимут боль ни мрамор, ни гранит,
И никакие в мире обелиски.
Так пусть навечно память сохранит
Нам образы ушедших наших близких.
Учитель-ведущий: -Одним из видов чрезвычайных ситуаций является и терроризм. Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.
Вопрос к нашим экспертам:
-Что делать в экстремальной ситуации?
Учащийся-эксперт: Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам. Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг. Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.
Учитель-ведущий: -Наш популярный раздел передачи: «Советы психолога»
Что нужно сделать, чтобы успокоиться:
-глубоко вздохните, начните дышать спокойно;
поговорите с собой, “про себя”, называя себя по имени несколько раз;
Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга. Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов. Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.
Учитель-ведущий: - К сожалению, и сейчас, в наше время, гибнут люди в результате военных действий, всевозможных террористических актов. Чтобы с нами не случилось беды, нужно соблюдать правила безопасности.
-Какие правила вы знаете безопасности в условиях военных действий вы знаете?
(- Не поднимать ничего с земли;
(демонстрация иллюстраций мин)
- при обнаружении взрывоопасных предметов – не брать их, а сообщить о них взрослым).
- Как себя следует вести при попадании в зону обстрела?
(метод «Микрофон»)
-Я хочу Вам всем пожелать, чтобы таких ситуаций в вашей жизни не возникло.
ІІІ.Итог классного часа
- Дорогие гости студии, телезрители, наша передача подошла к своему завершению. Предоставляю слово нашим юнкорам.
1-ученик:
Как прекрасен этот мир! Посмотри!
А солнышко вокруг сияет.
Как хорошо на свете жить!
И летний дождик поливает.
И детям хочется дружить.
2-ученик:
Ведь это жизнь! Она прекрасна!
В ней сказка есть и есть мечта.
Жизнь бесконечна, светлая и ясная.
И жить так – хочется всегда!
Учитель-ведущий: Я хочу присоединится к пожеланиям мира, счастья для всех присутствующих в студии. Мира и добра вам!
Подарки гостям нашей студии-голуби мира и добра!
(учащиеся всем классом исполняют песню А. Ермолаева «Мир, который нужен мне.», дарят бумажных голубей, выполненных в технике «оригами» гостям).
Учитель-ведущий: Наша передача подошла к своему завершению. Мне остается только пожелать всем сидящим в этой студии мира и благополучия, чтобы ваша жизнь никогда не омрачилась чрезвычайными ситуациями и проблемами. До новых встреч в нашей студии. Будьте здоровы и счастливы.