kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество А. С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1. Тема: Жизнь и творчество А. С. Пушкина

Цели: проанализировать главные этапы жизненного и творческого пути поэта, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

развивать умение правильно составлять высказывания;

воспитывать любовь к литературе и русской культуре.

Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, альбом «А.С.Пушкин», книга о Пушкине.

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество А. С. Пушкина »

Урок 1. Тема: Жизнь и творчество А. С. Пушкина

Цели: проанализировать главные этапы жизненного и творческого пути поэта, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

развивать умение правильно составлять высказывания;

воспитывать любовь к литературе и русской культуре.

Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, альбом «А.С.Пушкин», книга о Пушкине.

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Чтение учителем отрывка из стихотворения «Осень».

Вопросы к учащимся:

- Ребята, кому принадлежат данные слова?

Ответы детей.

Формулировка темы и целей урока:

- Как вы думаете, почему наш урок начался именно со стихотворения Пушкина? Какой будет тема нашего урока?

Дети формулируют тему, учитель корректирует, записывает на доске.

II. Актуализация опорных знаний.

- Что вам уже известно о нем?

- Какие страницы биографии А. С. Пушкина вам известны?

Ответы учащихся.

III. Работа над темой урока.

1. Сообщения учащихся о Пушкине (опережающее домашнее задание).

Литературный монтаж. Жизнь и творчество А. С. Пушкина.

А.С. Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. В его родословной скрестились несколько ветвей, уходящих в глу­бины русской истории. Пушкин очень гордился своим 600-лет­ним дворянством.

Детство Пушкина прошло в Москве. Нелюбимый ребенок в се­мье, он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать. В доме царила литературная атмосфера: отец и дядя сочиняли сами и общались с известными русскими писателями Дмитриевым, Карамзиным.

Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском Лицее. Програм­ма Лицея была, по сути дела, университетской, с приоритетом гуманитарных наук, устав его впитал идеи передовой педагоги­ческой мысли своего времени. Лицейское воспитание способство­вало развитию дарования Пушкина. Еще лицеистом он был при­нят в литературное общество «Арзамас».

Июнь 1817 года. Пушкин был выпущен из Лицея в чине кол­лежского секретаря (чиновника 10-го класса) и определен в Кол­легию иностранных дел. Директор Лицея граф Энгельгардт надел на указательный палец поэта чугунное кольцо – символ брат­ства лицеистов.

1817 – 1820 годы. Это был калейдоскопический период в жиз­ни Пушкина. Юного поэта охватила неутомимая жажда изведать мир и общество. Он находился в развитии, в движении. Здесь было все: поэтические свершения, дружба, знакомства, развлече­ния, кутежи, театры.

1819 год. Пушкин становится членом литературно-театрально­го общества «Зеленая лампа», а руководит этим обществом «Союз благоденствия», тайная организация декабристов (1818 – 1821 гг.), основанная в Москве, на базе «Союза спасения». Собираясь у бра­тьев Тургеневых на Фонтанке, члены общества много говорили о революциях, о тиранах, о военных поселениях, о политических событиях. Без уроков у Тургеневых не могло быть стихотворения Пушкина «Деревня» и оды «Вольность». Оба произведения были напечатаны Герценом только в 1856 году за границей.

26 марта 1820 года Пушкин закончил последнюю песнь «Руслана и Людмилы», вручил ее В. А. Жуковскому и получил от него порт­рет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

14 апреля 1820 года царь отдал приказ произвести у поэта обыск и арестовать. Царь выбирал между Соловками и Сибирью. Стара­ниями друзей ссылка была заменена переводом по службе в Екатеринославль. 5 мая участь Пушкина была решена.

Петербург, Киев, Екатеринославль, Северный Кавказ, Крым, Бах­чисарай, Симферополь, Кишинев, Каменка – такова карта южной ссылки Пушкина. «Счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского», – вспоминал Пуш­кин. Считают, что Мария Раевская долгое время была вдохнови­тельницей музы поэта, к ней обращено посвящение «Полтавы». Со старшей ее сестры, Екатерины, в замужестве графини Орловой, Пушкин писал Марину Мнишек в «Борисе Годунове», младшему, Николаю Раевскому, поэт посвятил «Кавказского пленника». Но резкую черту в судьбе поэта провел их старший брат Александр.

«Кавказский пленник» – первая из «южных поэм», которая поставила Пушкина во главе всей современной русской литературы, принес­ла славу первого поэта.

Весна 1823 года. Новым начальником Юга России был назна­чен М. С. Воронцов, центром края стала Одесса. Пушкин был при­числен к канцелярии Воронцова. Одесский год был заполнен ра­ботой над первыми главами романа «Евгений Онегин», поэмой «Бахчисарайский фонтан». Бывая на балах и обедах у графа Во­ронцова, спесивого вельможи, поэт полюбил его жену. Соперни­ком поэта в этой любви оказался Александр Раевский. Он сыграл какую-то темную роль в высылке Пушкина из Одессы.

Июль 1824 года. Пушкин был отстранен от службы и направ­лен в Михайловское под надзор родителей. Первая Михайловская осень была плодотворной для поэта. В 1825 году он написал траге­дию «Борис Годунов» и ею совершил реформу в русской драматур­гии. За два года михайловской ссылки Пушкин прочел, по его выра­жению, «12 телег книг», написал более сотни художественных произведений. Пушкин умел побеждать обстоятельства. В роковой день 14 декабря 1825 года он писал шуточную поэму «Граф Нулин». В этой ссылке в деревне молодой Пушкин стал Пушкиным великим.

Позже появятся стихотворения «Стансы», «В Сибирь», «Арион» (1827), «Друзьям» (1828). В них он призывал к миру и братству, в них говорил о своем видении общественного блага: законность, просветительство и милость, человечность. Но милости и проще­ния не было в искалеченных страхом сердцах. Примирительная интонация и призыв к взаимному прощению были не поняты.

Декабрь 1828 года. Пушкин увидел на балу шестнадцатилет­нюю Наташу Гончарову, в апреле 1829 года посватался, получил полуотказ и уехал на Кавказ в действующую армию. Там шла русско-турецкая война, но участвовать в боях ему не разрешили.

Осень 1830 года. Накануне женитьбы Пушкин приехал в Болдино по имущественным делам. Настроение смутное и странное. Он пишет самое трагическое стихотворение – «Бесы», пророчит ги­бель семейного очага. Болдинская осень, начавшаяся с «гробового видения», становится чудом, какого не знала история. Таких трех месяцев хватило бы на несколько десятилетий. Пушкин готовил­ся к крупному перелому в жизни, как готовятся к смерти.

Женщин он знал как никто, и выбор сделал безошибочно. Его пленяла женственность Натальи Гончаровой. 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения состоялось венчание первого поэта России и первой русской красавицы. В области идеала они абсо­лютно дополняли друг друга, в области земной жизни - исклю­чали. Полюбив и избрав первую красавицу, поэт понимал, чем может грозить ему этот выбор. Он избрал ту судьбу, что была связана с этой женщиной.

30-е годы. У зрелого Пушкина есть три цикла: «Повести Белки­на», «Маленькие трагедии», сказки. В его творчестве проза начина­ет превалировать над поэтическими жанрами. Он настойчиво экспе­риментирует. Между тем над поэтом сгущались тучи. 30-е годы для Пушкина стали периодом поисков социального положения. С одной стороны, он пытается стать профессиональным литератором, с дру­гой – осмыслить себя как представителя родовой аристократии. Из записок современника Пушкина Д'Аршиака:

- Государь недоволен Пушкиным, – говорила нам Идалия Полетика, – я это верно знаю. Бенкендорф только ищет повода, чтобы убрать его из Петербурга...

- Чем это вызвано? – спросил д'Антес.

- О, очень многим, – заметил муж Идалии. – Книга о Пуга­чеве, памфлет на Уварова, эпиграммы на лучших представителей власти и знати, оскорбительные попытки подать в отставку – все это вооружило против него двор. У него такие мощные враги, с которыми ему едва ли удастся справиться... Уваров, Бенкен­дорф, Нессельроде, если хотите, сам император. Терпеть его больше не станут, но способы освободиться от него еще не окончательно продуманы. Дело может быть поставлено так, что он будет устранен не каким-либо приказом властей...

27 января 1837 года на Черной речке заструилась кровь поэта...

Заключительное слово учителя.

- В заключение можно привести слова литературоведа, исследо­вателя творчества А. Пушкина В. Непомнящего.

«Художник живет не для себя, талант дается как величайшее бремя и величайшая ответственность. Этот дар нужно оплачивать своей судьбой, и он стремился соответствовать своему гигантскому дару. Были грехи и ошибки, но все это преодолевалось жизнью высокой души. Ему было дано в каждой ситуации своей жизни видеть символически общезначимый смысл, выражать в словах духовный опыт в качестве урока для всех, имеющих уши».

2. Рефлексия.

- Что я знал о Пушкине?

- Что нового я узнал о нем?

3. Работа в группах.

Задание: проиллюстрировать материал урока фрагментами из произведений А.С. Пушкина. Например, одна из групп работает над следующими вопросами: прочитайте стихотворения, относящиеся к лицейскому периоду, и определите их основную тематику, подберите цитаты, подтверждающие ваш вывод, почему многие из этих стихотворений посвящены 19 октября?

Вторая группа работает над стихотворениями, относящимися к вольнолюбивой (гражданской) лирике, называет слова, подтверждающие их отношение к гражданской лирике.

Третья группа читает стихотворения пейзажной лирики, находит эпитеты.

А четвертая группа находит стихотворения любовной лирики, определяет художественно-изобразительные средства.

4. Ответы учащихся (группы представляют свои ответы).

5. Обобщение ответов учителем:

- Лирика Пушкина очень многообразна и тесно связана с теми событиями, которые происходили в его жизни. Может быть, поэтому она и находит отклик в наших сердцах. Но каждому нравится свое. Кому-то – стихи о природе, кому-то – о любви. На следующий урок вы подготовите задания (домашнее задание):

- письменно ответить на вопрос « Какой из видов лирики Пушкина мне ближе всего и почему?»;

- подготовить устное сообщение «Лирика как род литературы, ее виды»;

- подготовить выразительное чтение стихотворений «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» (учащиеся объединяются в группы по желанию, при необходимости учитель направляет и корректирует их выбор).

Персональное задание (дается сильным ученикам, которые создают свои творческие группы; рассчитано на время изучения всей темы):

- составление сценария внеклассного мероприятия и его подготовка и проведение;

- создание электронного пособия к уроку в виде презентации «Мой Пушкин».

IV. Оценка ответов учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Жизнь и творчество А. С. Пушкина

Автор: Юсупова Нурие Ваитовна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Творчество Пушкина "
    ["seo_title"] => string(21) "tvorchiestvo-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "115827"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412146118"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Жизнь и творчество Пушкина А. С."
    ["seo_title"] => string(32) "zhizn_i_tvorchestvo_pushkina_a_s"
    ["file_id"] => string(6) "545236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1585931179"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "В небе вечности сверкай- Пушкин и Тукай" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-niebie-viechnosti-svierkai-pushkin-i-tukai"
    ["file_id"] => string(6) "126118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415117166"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина «Великая сила любви» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-konfierientsiia-po-tvorchiestvu-a-s-pushkina-vielikaia-sila-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "118905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413290331"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока на тему "А.С.Пушкин.Основные этапы жизни и творчества поэта" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-na-tiemu-a-s-pushkin-osnovnyie-etapy-zhizni-i-tvorchiestva-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "117888"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412952526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства