воспитывать любовь к литературе и русской культуре.
Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, альбом «А.С.Пушкин», книга о Пушкине.
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Чтение учителем отрывка из стихотворения «Осень».
Вопросы к учащимся:
- Ребята, кому принадлежат данные слова?
Ответы детей.
Формулировка темы и целей урока:
- Как вы думаете, почему наш урок начался именно со стихотворения Пушкина? Какой будет тема нашего урока?
Дети формулируют тему, учитель корректирует, записывает на доске.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что вам уже известно о нем?
- Какие страницы биографии А. С. Пушкина вам известны?
Ответы учащихся.
III. Работа над темой урока.
1. Сообщения учащихся о Пушкине (опережающее домашнее задание).
Литературный монтаж. Жизнь и творчество А. С. Пушкина.
А.С. Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. В его родословной скрестились несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории. Пушкин очень гордился своим 600-летним дворянством.
Детство Пушкина прошло в Москве. Нелюбимый ребенок в семье, он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать. В доме царила литературная атмосфера: отец и дядя сочиняли сами и общались с известными русскими писателями Дмитриевым, Карамзиным.
Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском Лицее. Программа Лицея была, по сути дела, университетской, с приоритетом гуманитарных наук, устав его впитал идеи передовой педагогической мысли своего времени. Лицейское воспитание способствовало развитию дарования Пушкина. Еще лицеистом он был принят в литературное общество «Арзамас».
Июнь 1817 года. Пушкин был выпущен из Лицея в чине коллежского секретаря (чиновника 10-го класса) и определен в Коллегию иностранных дел. Директор Лицея граф Энгельгардт надел на указательный палец поэта чугунное кольцо – символ братства лицеистов.
1817 – 1820 годы. Это был калейдоскопический период в жизни Пушкина. Юного поэта охватила неутомимая жажда изведать мир и общество. Он находился в развитии, в движении. Здесь было все: поэтические свершения, дружба, знакомства, развлечения, кутежи, театры.
1819 год. Пушкин становится членом литературно-театрального общества «Зеленая лампа», а руководит этим обществом «Союз благоденствия», тайная организация декабристов (1818 – 1821 гг.), основанная в Москве, на базе «Союза спасения». Собираясь у братьев Тургеневых на Фонтанке, члены общества много говорили о революциях, о тиранах, о военных поселениях, о политических событиях. Без уроков у Тургеневых не могло быть стихотворения Пушкина «Деревня» и оды «Вольность». Оба произведения были напечатаны Герценом только в 1856 году за границей.
26 марта 1820 года Пушкин закончил последнюю песнь «Руслана и Людмилы», вручил ее В. А. Жуковскому и получил от него портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».
14 апреля 1820 года царь отдал приказ произвести у поэта обыск и арестовать. Царь выбирал между Соловками и Сибирью. Стараниями друзей ссылка была заменена переводом по службе в Екатеринославль. 5 мая участь Пушкина была решена.
Петербург, Киев, Екатеринославль, Северный Кавказ, Крым, Бахчисарай, Симферополь, Кишинев, Каменка – такова карта южной ссылки Пушкина. «Счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского», – вспоминал Пушкин. Считают, что Мария Раевская долгое время была вдохновительницей музы поэта, к ней обращено посвящение «Полтавы». Со старшей ее сестры, Екатерины, в замужестве графини Орловой, Пушкин писал Марину Мнишек в «Борисе Годунове», младшему, Николаю Раевскому, поэт посвятил «Кавказского пленника». Но резкую черту в судьбе поэта провел их старший брат Александр.
«Кавказский пленник» – первая из «южных поэм», которая поставила Пушкина во главе всей современной русской литературы, принесла славу первого поэта.
Весна 1823 года. Новым начальником Юга России был назначен М. С. Воронцов, центром края стала Одесса. Пушкин был причислен к канцелярии Воронцова. Одесский год был заполнен работой над первыми главами романа «Евгений Онегин», поэмой «Бахчисарайский фонтан». Бывая на балах и обедах у графа Воронцова, спесивого вельможи, поэт полюбил его жену. Соперником поэта в этой любви оказался Александр Раевский. Он сыграл какую-то темную роль в высылке Пушкина из Одессы.
Июль 1824 года. Пушкин был отстранен от службы и направлен в Михайловское под надзор родителей. Первая Михайловская осень была плодотворной для поэта. В 1825 году он написал трагедию «Борис Годунов» и ею совершил реформу в русской драматургии. За два года михайловской ссылки Пушкин прочел, по его выражению, «12 телег книг», написал более сотни художественных произведений. Пушкин умел побеждать обстоятельства. В роковой день 14 декабря 1825 года он писал шуточную поэму «Граф Нулин». В этой ссылке в деревне молодой Пушкин стал Пушкиным великим.
Позже появятся стихотворения «Стансы», «В Сибирь», «Арион» (1827), «Друзьям» (1828). В них он призывал к миру и братству, в них говорил о своем видении общественного блага: законность, просветительство и милость, человечность. Но милости и прощения не было в искалеченных страхом сердцах. Примирительная интонация и призыв к взаимному прощению были не поняты.
Декабрь 1828 года. Пушкин увидел на балу шестнадцатилетнюю Наташу Гончарову, в апреле 1829 года посватался, получил полуотказ и уехал на Кавказ в действующую армию. Там шла русско-турецкая война, но участвовать в боях ему не разрешили.
Осень 1830 года. Накануне женитьбы Пушкин приехал в Болдино по имущественным делам. Настроение смутное и странное. Он пишет самое трагическое стихотворение – «Бесы», пророчит гибель семейного очага. Болдинская осень, начавшаяся с «гробового видения», становится чудом, какого не знала история. Таких трех месяцев хватило бы на несколько десятилетий. Пушкин готовился к крупному перелому в жизни, как готовятся к смерти.
Женщин он знал как никто, и выбор сделал безошибочно. Его пленяла женственность Натальи Гончаровой. 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения состоялось венчание первого поэта России и первой русской красавицы. В области идеала они абсолютно дополняли друг друга, в области земной жизни - исключали. Полюбив и избрав первую красавицу, поэт понимал, чем может грозить ему этот выбор. Он избрал ту судьбу, что была связана с этой женщиной.
30-е годы. У зрелого Пушкина есть три цикла: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», сказки. В его творчестве проза начинает превалировать над поэтическими жанрами. Он настойчиво экспериментирует. Между тем над поэтом сгущались тучи. 30-е годы для Пушкина стали периодом поисков социального положения. С одной стороны, он пытается стать профессиональным литератором, с другой – осмыслить себя как представителя родовой аристократии. Из записок современника Пушкина Д'Аршиака:
- Государь недоволен Пушкиным, – говорила нам Идалия Полетика, – я это верно знаю. Бенкендорф только ищет повода, чтобы убрать его из Петербурга...
- Чем это вызвано? – спросил д'Антес.
- О, очень многим, – заметил муж Идалии. – Книга о Пугачеве, памфлет на Уварова, эпиграммы на лучших представителей власти и знати, оскорбительные попытки подать в отставку – все это вооружило против него двор. У него такие мощные враги, с которыми ему едва ли удастся справиться... Уваров, Бенкендорф, Нессельроде, если хотите, сам император. Терпеть его больше не станут, но способы освободиться от него еще не окончательно продуманы. Дело может быть поставлено так, что он будет устранен не каким-либо приказом властей...
27 января 1837 года на Черной речке заструилась кровь поэта...
Заключительное слово учителя.
- В заключение можно привести слова литературоведа, исследователя творчества А. Пушкина В. Непомнящего.
«Художник живет не для себя, талант дается как величайшее бремя и величайшая ответственность. Этот дар нужно оплачивать своей судьбой, и он стремился соответствовать своему гигантскому дару. Были грехи и ошибки, но все это преодолевалось жизнью высокой души. Ему было дано в каждой ситуации своей жизни видеть символически общезначимый смысл, выражать в словах духовный опыт в качестве урока для всех, имеющих уши».
2. Рефлексия.
- Что я знал о Пушкине?
- Что нового я узнал о нем?
3. Работа в группах.
Задание: проиллюстрировать материал урока фрагментами из произведений А.С. Пушкина. Например, одна из групп работает над следующими вопросами: прочитайте стихотворения, относящиеся к лицейскому периоду, и определите их основную тематику, подберите цитаты, подтверждающие ваш вывод, почему многие из этих стихотворений посвящены 19 октября?
Вторая группа работает над стихотворениями, относящимися к вольнолюбивой (гражданской) лирике, называет слова, подтверждающие их отношение к гражданской лирике.
Третья группа читает стихотворения пейзажной лирики, находит эпитеты.
А четвертая группа находит стихотворения любовной лирики, определяет художественно-изобразительные средства.
4. Ответы учащихся (группы представляют свои ответы).
5. Обобщение ответов учителем:
- Лирика Пушкина очень многообразна и тесно связана с теми событиями, которые происходили в его жизни. Может быть, поэтому она и находит отклик в наших сердцах. Но каждому нравится свое. Кому-то – стихи о природе, кому-то – о любви. На следующий урок вы подготовите задания (домашнее задание):
- письменно ответить на вопрос « Какой из видов лирики Пушкина мне ближе всего и почему?»;
- подготовить устное сообщение «Лирика как род литературы, ее виды»;
- подготовить выразительное чтение стихотворений «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» (учащиеся объединяются в группы по желанию, при необходимости учитель направляет и корректирует их выбор).
Персональное задание (дается сильным ученикам, которые создают свои творческие группы; рассчитано на время изучения всей темы):
- составление сценария внеклассного мероприятия и его подготовка и проведение;
- создание электронного пособия к уроку в виде презентации «Мой Пушкин».