Метод: словесно-наглядный, поисковый, рефлексия, «аквариум»(рыбки и наблюдатели).
Ход урока.
1.Организационная работа.
2.Проверка домашнего задания: Сказка «Лев, волк и лиса». Работа с
кластером «Лев, волк и лиса».Наблюдатели- Нуржантай, Тайман,Нурзат и Оразбек следят за ответами учащихся.
-Чему учит эта сказка?
Ответы учащихся: 3.Новая тема.
(Заработанный рубль)
1 ученик пересказывает содержание 1части сказки. Вопросы для беседы:
Словарная работа:
кузнец - ?ста
хозяйство нажил – б?рін ?з е?бегіммен таптым
ржавый – тот бас?ан Стр. 55.Задание 2. Что ему сказал отец перед смертью?
2 ученик пересказывает содержание 2-ой части сказки.
Словарная работа:
спину разогнуть не могу – очень устал
плечами пожал – білмедім деп иы?ын ?и?а?датты
Вопросы для беседы: стр.56.Задание 1. Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? (Мать пожалела сына).
2. Что она посоветовала сыну? Правильно ли она сделала? Правильный ли совет дала? 3 ученик пересказывает содержание 3-ей части сказки.
Словарная работа:
Вопросы для беседы:
стр.57.Задание 1. Заработал ли деньги сын в 3-ий раз?
Ребята, каким образом мы достаем деньги?
Схема синквейна
1.Одно существительное.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Предложение.
5. Синоним.
Итак, ребята, мы сегодня познакомились с грузинской народной сказкой
« Заработанный рубль». Какой вывод мы для себя сделали? Мы узнали, что зарабатывать деньги - нелегкое дело. Надо работать от души, в поте лица, не жалея сил, чтобы зарабатывать деньги на хлеб, на одежду, и, как говорится в пословице: «До пота поработаешь- с аппетитом поешь».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Метод: словесно-наглядный, поисковый, рефлексия, «аквариум»(рыбки и наблюдатели).
Ход урока.
1.Организационная работа.
2.Проверка домашнего задания: Сказка «Лев, волк и лиса». Работа с
кластером «Лев, волк
умная
простой
и лиса».Наблюдатели- Нуржантай, Тайман,Нурзат и Оразбек следят за ответами учащихся.
наивный
-Чему учит эта сказка?
Ответы учащихся: Эта сказка учит нас быть внимательными, умными и уметь выходить из трудных ситуаций.
3.Новая тема.
Казахстан- многонациональная страна, где сегодня в дружбе и согласии проживают представители более 120 наций и народностей.
А сегодня, ребята, мы познакомимся с грузинской народной сказкой
« Заработанный рубль» и продолжим разговор о труде.
Все народы считают труд главным делом жизни. Без труда нет человеку счастья. «Все, что есть, от труда», - отмечается в пословицах. В пословицах и поговорках народ говорит о прилежных и трудолюбивых людях, мастерах-умельцах и плохих работниках, лентяях и болтунах. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает. О мастерах своего дела шутливо, но с восхищением говорят: «Хороший кузнец и лягушку подкует». О тех, кто работает плохо, отзываются с насмешкой: «У стряпухи Дарьи целый день аварии».
Таких пословиц и поговорок о труде, ребята, как я уже сказала, очень-очень много.
О труде также сложены песни, написаны стихотворения и сложены сказки.
Давайте перенесемся мысленно в небольшое грузинское село и заглянем в одну саклю. Сакля - это дом.
У нас, ребята, как называли раньше дом? Юрта. У русских- избушка, а вот у грузин дом называется саклей.
И давайте познакомимся с одной грузинской семьей. В этой семье рос сын. Вот какая с ним случилась история.
(Заработанный рубль)
1 ученик пересказывает содержание 1части сказки. Вопросы для беседы:
1.Что мы узнали из этой части?
2. Вы знаете кто такой кузнец? (Это человек, который обрабатывает металл).
3.Каким вырос сын кузнеца?
Словарная работа:
кузнец - ұста
хозяйство нажил – бәрін өз еңбегіммен таптым
ржавый – тот басқан Стр. 55.Задание 2. Что ему сказал отец перед смертью?
-Ребята, у каждого из нас есть самый дорогой, близкий человек.Это наши мамы. Она всегда переживает за нас, и порою, она, в порыве любви, не замечает наших ошибок; на все закрывает глаза, никакая беда ей не страшна, когда дети рядом с ней.Она болеет за каждый наш поступок.Недаром существует такая пословица:«Дети живут своими интересами, мать - детей заботами».( Как вы поняли значение этой пословицы?) И у нашего лентяя тоже была мама. Вот как она переживала за сына. Об этом мы узнаем из 2-ой части.
2 ученик пересказывает содержание 2-ой части сказки.
Словарная работа:
спину разогнуть не могу – очень устал
плечами пожал – білмедім деп иығын қиқаңдатты
Вопросы для беседы: стр.56.Задание 1. Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? (Мать пожалела сына).
2. Что она посоветовала сыну? Правильно ли она сделала? Правильный ли совет дала? Как вы думаете, ребята, какой надо было дать совет? ( Надо было отправить на работу, чтобы он почувствовал, как зарабатываются деньги.И вот, наконец, мать поняла свою ошибку. Как бы она не любила сына, всё-таки надо было работать, ведь это нужно именно для его будущего. Ведь люди живут не вечно. Когда-нибудь родители состарятся, а ему же придется добывать себе хлеб, т.е. он с детства должен быть приучен к труду .Вот об этом и говорится в 3-ей части.
3 ученик пересказывает содержание 3-ей части сказки.
Словарная работа:
пригоршню монет - бір уыс ұсақ ақша
не стерпел – шыдамады
выхватывать – жылдам алып шығара бастады
Вопросы для беседы:
стр.57.Задание 1. Заработал ли деньги сын в 3-ий раз?
2. Как поступил отец?
3. Что сделал сын? Почему ему было жаль своих денег?
4.Почему отцу важно было заставить сына работать?
5. Запишите в тетрадь слова отца (последние две строчки)
6.К какому виду сказок она относится ?
-А теперь скажите, как называется человек, который не любит трудиться? (Лентяй).
Давайте подберем к нему синонимы. (Лежебока, лодырь,лоботряс, тунеядец, бездельник).
О каком человеке мы сегодня говорили на уроке?
( О трудолюбивом или о ленивом?)
Словарная работа:
работа – жұмыс ( подбор синонимов) труд, работа
рубль – ақша ( подбор синонимов) тенге, деньги
трудолюбивый - ( подбор антонимов) ленивый
Ребята, каким образом мы достаем деньги? Зарабатываем. Давайте подберем к этому слову однокоренные слова: заработная плата, заработок (плата за работу), заработаться.
А какие деньги дороже? Чужие? (Нет, свои). Чужой-свой (антоним).
Подбор пословиц о труде (Кто не сможет привести примеры на русском языке, те пусть приведут примеры пословиц на казахском языке).
1.Ер дәулеті - еңбек ( Как вы понимаете значение этой пословицы?).
Богатство джигита – труд.
2.Бақыт кілті еңбекте. Ключи счастья в труде.
3. Жақсы жүмыс – жанға тыныс.
От хорошей работы на душе покой.
4.Жалқаулық аздырады, еңбек оздырады.
Труд прославляет, лень с пути сбивает.
5.Еріншек түске дейін ұйықтайды, кешке дейін есінейді.
Лодырь спит до обеда, зевает до вечера.
- А теперь,ребята, составим синквейн к сказке « Заработанный рубль». Выберите одно из следующих слов - лентяй, мама, рубль.
Схема синквейна
1.Одно существительное .
2. Два прилагательных .
3. Три глагола .
4. Предложение.
5. Синоним.
1.Лентяй.
2.Здоровый,сильный.
3.Жил, не работал, спал.
4.Здоровый лентяй не заработал ни копейки.
5.Лодырь.
1.Мама.
2.Добрая, ласковая.
3.Дала, не заснула, переживала.
4.Добрая мама переживала за сына.
5.Мать.
1.Рубль.
2.Бумажный, железный.
3.Заработал, повертел, бросил.
4.Отец бросил монеты в огонь.
5.Монета.
Итак, ребята, мы сегодня познакомились с грузинской народной сказкой
« Заработанный рубль» . Какой вывод мы для себя сделали? Мы узнали, что зарабатывать деньги - нелегкое дело. Надо работать от души, в поте лица, не жалея сил, чтобы зарабатывать деньги на хлеб, на одежду, и, как говорится в пословице: «До пота поработаешь- с аппетитом поешь».