kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Заработанный рубль" конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Заработанный рубль.

Цели:1)сформировать знания о грузинской народной сказке «Заработанный рубль».

          2) Развивать речь, мышление, пополнение словарного запаса учащихся, умение излагать мысли на русском языке, анализировать, выделять главное.

          3) совершать нравственное воспитание (уважительное отношение к культуре других народов).

 Наглядность: кластер « Волк, лиса и заяц», флипчарт «Новая тема»,

 флипчарт «Словарная работа», флипчарт - завершение сказки 3-части, схема составления синквейна, рисунки сакли, избушки, юрты.

Тип урока: изучение нового материала.

 Метод: словесно-наглядный, поисковый, рефлексия, «аквариум»(рыбки и наблюдатели).                      

                            Ход урока.

 1.Организационная работа.

 2.Проверка домашнего задания: Сказка «Лев, волк и лиса». Работа с

кластером «Лев, волк  и лиса».Наблюдатели- Нуржантай, Тайман,Нурзат и Оразбек следят за ответами учащихся. 

  -Чему учит эта сказка?

   Ответы учащихся: 3.Новая тема.

 (Заработанный рубль)

1 ученик пересказывает содержание 1части сказки.                                                                          Вопросы для беседы:

Словарная работа:                                                                                                                              

 кузнец - ?ста

 хозяйство нажил – б?рін ?з е?бегіммен таптым

 ржавый – тот бас?ан                                                                                                                                                                      Стр. 55.Задание 2.   Что ему сказал отец перед смертью?                                                                                                           

  2 ученик  пересказывает   содержание 2-ой части сказки.

Словарная работа:                                                                                                                                                 

спину разогнуть не могу – очень устал                                                                                                                                                                                                                              

плечами пожал – білмедім деп иы?ын ?и?а?датты                                                                                    

Вопросы для беседы: стр.56.Задание 1.  Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? (Мать пожалела сына).

  2. Что она посоветовала сыну? Правильно ли она сделала? Правильный ли совет дала? 3 ученик пересказывает содержание 3-ей части сказки.                                                                                                                                                                                

 Словарная работа:

Вопросы для беседы:

стр.57.Задание 1.    Заработал ли деньги сын в 3-ий раз?

Ребята, каким образом мы достаем деньги?

     Схема синквейна

1.Одно существительное.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Предложение.

5. Синоним.

Итак, ребята, мы сегодня познакомились с грузинской народной сказкой

 « Заработанный рубль». Какой вывод мы для себя сделали? Мы узнали, что зарабатывать деньги - нелегкое дело. Надо работать от души, в поте лица, не жалея сил, чтобы зарабатывать деньги на хлеб, на одежду, и, как говорится в пословице: «До пота поработаешь- с аппетитом поешь».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Заработанный рубль" конспект урока »

Ажкеева Назгуль Тельмановна

ЗКО, Казталовский район, Бостандыкская СОШ

Учительница русского языка и литературы

Тема: Заработанный рубль.

Цели:1)сформировать знания о грузинской народной сказке «Заработанный рубль».

2) Развивать речь, мышление, пополнение словарного запаса учащихся, умение излагать мысли на русском языке, анализировать, выделять главное.

3) совершать нравственное воспитание (уважительное отношение к культуре других народов).

Наглядность: кластер « Волк, лиса и заяц», флипчарт «Новая тема»,

флипчарт «Словарная работа», флипчарт - завершение сказки 3-части, схема составления синквейна, рисунки сакли, избушки, юрты.

Тип урока: изучение нового материала .

Метод: словесно-наглядный, поисковый, рефлексия, «аквариум»(рыбки и наблюдатели).

Ход урока.

1.Организационная работа.

2.Проверка домашнего задания: Сказка «Лев, волк и лиса». Работа с

кластером «Лев, волк

умная

простой

и лиса».Наблюдатели- Нуржантай, Тайман,Нурзат и Оразбек следят за ответами учащихся.

наивный


-Чему учит эта сказка?

Ответы учащихся: Эта сказка учит нас быть внимательными, умными и уметь выходить из трудных ситуаций.

3.Новая тема.

Казахстан- многонациональная страна, где сегодня в дружбе и согласии проживают представители более 120 наций и народностей.

А сегодня, ребята, мы познакомимся с грузинской народной сказкой

« Заработанный рубль» и продолжим разговор о труде.

Все народы считают труд главным делом жизни. Без труда нет человеку счастья. «Все, что есть, от труда», - отмечается в пословицах. В пословицах и поговорках народ говорит о прилежных и трудолюбивых людях, мастерах-умельцах и плохих работниках, лентяях и болтунах. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает. О мастерах своего дела шутливо, но с восхищением говорят: «Хороший кузнец и лягушку подкует». О тех, кто работает плохо, отзываются с насмешкой: «У стряпухи Дарьи целый день аварии».

Таких пословиц и поговорок о труде, ребята, как я уже сказала, очень-очень много.

О труде также сложены песни, написаны стихотворения и сложены сказки.

Давайте перенесемся мысленно в небольшое грузинское село и заглянем в одну саклю. Сакля - это дом.

У нас, ребята, как называли раньше дом? Юрта. У русских- избушка, а вот у грузин дом называется саклей.

И давайте познакомимся с одной грузинской семьей. В этой семье рос сын. Вот какая с ним случилась история.

(Заработанный рубль)

1 ученик пересказывает содержание 1части сказки. Вопросы для беседы:

1.Что мы узнали из этой части?

2. Вы знаете кто такой кузнец? (Это человек, который обрабатывает металл).

3.Каким вырос сын кузнеца?

Словарная работа:

кузнец - ұста

хозяйство нажил – бәрін өз еңбегіммен таптым

ржавый – тот басқан Стр. 55.Задание 2. Что ему сказал отец перед смертью?

-Ребята, у каждого из нас есть самый дорогой, близкий человек.Это наши мамы. Она всегда переживает за нас, и порою, она, в порыве любви, не замечает наших ошибок; на все закрывает глаза, никакая беда ей не страшна, когда дети рядом с ней.Она болеет за каждый наш поступок.Недаром существует такая пословица:«Дети живут своими интересами, мать - детей заботами».( Как вы поняли значение этой пословицы?) И у нашего лентяя тоже была мама. Вот как она переживала за сына. Об этом мы узнаем из 2-ой части.

2 ученик пересказывает содержание 2-ой части сказки.

Словарная работа:

спину разогнуть не могу – очень устал

плечами пожал – білмедім деп иығын қиқаңдатты

Вопросы для беседы: стр.56.Задание 1. Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? (Мать пожалела сына).

2. Что она посоветовала сыну? Правильно ли она сделала? Правильный ли совет дала? Как вы думаете, ребята, какой надо было дать совет? ( Надо было отправить на работу, чтобы он почувствовал, как зарабатываются деньги.И вот, наконец, мать поняла свою ошибку. Как бы она не любила сына, всё-таки надо было работать, ведь это нужно именно для его будущего. Ведь люди живут не вечно. Когда-нибудь родители состарятся, а ему же придется добывать себе хлеб, т.е. он с детства должен быть приучен к труду .Вот об этом и говорится в 3-ей части.

3 ученик пересказывает содержание 3-ей части сказки.

Словарная работа:

пригоршню монет - бір уыс ұсақ ақша

не стерпел – шыдамады

выхватывать – жылдам алып шығара бастады

Вопросы для беседы:

стр.57.Задание 1. Заработал ли деньги сын в 3-ий раз?

2. Как поступил отец?

3. Что сделал сын? Почему ему было жаль своих денег?

4.Почему отцу важно было заставить сына работать?

5. Запишите в тетрадь слова отца (последние две строчки)

6.К какому виду сказок она относится ?

-А теперь скажите, как называется человек, который не любит трудиться? (Лентяй).

Давайте подберем к нему синонимы. (Лежебока, лодырь,лоботряс, тунеядец, бездельник).

О каком человеке мы сегодня говорили на уроке?

( О трудолюбивом или о ленивом?)

Словарная работа:

работа – жұмыс ( подбор синонимов) труд, работа

рубль – ақша ( подбор синонимов) тенге, деньги

трудолюбивый - ( подбор антонимов) ленивый

Ребята, каким образом мы достаем деньги? Зарабатываем. Давайте подберем к этому слову однокоренные слова: заработная плата, заработок (плата за работу), заработаться.

А какие деньги дороже? Чужие? (Нет, свои). Чужой-свой (антоним).

Подбор пословиц о труде (Кто не сможет привести примеры на русском языке, те пусть приведут примеры пословиц на казахском языке).

1.Ер дәулеті - еңбек ( Как вы понимаете значение этой пословицы?).

Богатство джигита – труд.

2.Бақыт кілті еңбекте. Ключи счастья в труде.

3. Жақсы жүмыс – жанға тыныс.

От хорошей работы на душе покой.

4.Жалқаулық аздырады, еңбек оздырады.

Труд прославляет, лень с пути сбивает.

5.Еріншек түске дейін ұйықтайды, кешке дейін есінейді.

Лодырь спит до обеда, зевает до вечера.

- А теперь,ребята, составим синквейн к сказке « Заработанный рубль». Выберите одно из следующих слов - лентяй, мама, рубль.

Схема синквейна

1.Одно существительное .

2. Два прилагательных .

3. Три глагола .

4. Предложение.

5. Синоним.

1.Лентяй.

2.Здоровый,сильный.

3.Жил, не работал, спал.

4.Здоровый лентяй не заработал ни копейки.

5.Лодырь.


1.Мама.

2.Добрая, ласковая.

3.Дала, не заснула, переживала.

4.Добрая мама переживала за сына.

5.Мать.

1.Рубль.

2.Бумажный, железный.

3.Заработал, повертел, бросил.

4.Отец бросил монеты в огонь.

5.Монета.

Итак, ребята, мы сегодня познакомились с грузинской народной сказкой

« Заработанный рубль» . Какой вывод мы для себя сделали? Мы узнали, что зарабатывать деньги - нелегкое дело. Надо работать от души, в поте лица, не жалея сил, чтобы зарабатывать деньги на хлеб, на одежду, и, как говорится в пословице: «До пота поработаешь- с аппетитом поешь».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Заработанный рубль" конспект урока

Автор: Ажкеева Назгуль Тельмановна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект интегрированного урока "Математическая ярмарка" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-matiematichieskaia-iarmarka"
    ["file_id"] => string(6) "101617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402423937"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока математики  на тему: "Формирование вычислительных умений и навыков"."
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokamatiematikinatiemuformirovaniievychislitielnykhumieniiinavykov"
    ["file_id"] => string(6) "305605"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457967024"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока математики по теме: "Приёмы письменного деления". "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priiomy-pis-miennogho-dielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "117968"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412966530"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Заваривание чая" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-zavarivaniie-chaia"
    ["file_id"] => string(6) "222764"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436791654"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства