Конспект урока математики с элементами экономики
«Математическая ярмарка»
2 класс
Учитель начальных классов
Малицкая Елена Владимировна
Цели: образовательные: (математические)
отрабатывать навыки решения задач разного вида,
отрабатывать вычислительные навыки (табличное умножение и деление на 2, 3, 4, 5, внетабличное умножение),
(экономические) познакомить учащихся с названиями денежных единиц России,
применение экономических знаний к задачам практической направленности.
развивающие: развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам, развивать любознательность, творческий поиск, интеллектуальные способности, формировать у каждого ребенка веру в свои силы, способности.
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к историческим корням нашего народа, его быту, традициям.
Оборудование: изображения старинных денежных знаков, таблица перевода старых денежных единиц в современные, карточки «Рассчитай, сколько и каких денег составляет каждая монета», таблица с изображением животных и их цен, задача №3 на карточках, пословицы.
1. Актуализация знаний, Цели урока.
- Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно. Нам предстоит путешествие в прошлое.
(Входят коробейники, скоморохи)
-Мы купцы смоленские,
Пряники ростовские,
Сахарные, на меду,
Дай в карманы накладу!
-А вот шоколад!
Возьмешь плитку – будешь рад!
Покупай шоколад!
-Ай да пирог! Этот пирог сам Лаврушечка испек!
Он горячий – губки жжет!
-Ай да блины!
Три дня как испечены.
По сей день в масле кипят!
Вкусные блиночки – разбирай, сыночки!
-Кому детское мыльце,
Отмыть свое рыльце?
Вот оно! Вот оно!
Душистое, чистое!
-Ай да сапоги!
Носи хоть на четыре ноги!
В воскресенье и субботу
Носи до седьмого поту!
-Вот так мяч!
Прыгает, скачет,
Упадет - не плачет!
-Посмотрите, товару у нас разного много. Покупайте. Не скупитесь!
-Вы на ярмарку пришли.
Мы задачки припасли.
Как задача будет решена –
У Вас пополнится казна.
- Мы попали на ярмарку, да не простую, а математическую. Товара разного много, но чтобы его купить, надо проявить смекалку, сообразительность, надо уметь хорошо и быстро считать и решать задачи.
За каждое, правильно выполненное задание, зарабатываете деньги – 1 копейку.
(Бумажные копейки лежат на столах).
Потом на эти деньги можно будет купить у коробейников сушки, баранки, конфеты, пряники.
Но в старину кроме рублей и копеек были и другие денежные знаки: полкопейки, гривенник, алтын, пятиалтынный, деньга, полтина, полушка.
(Демонстрация старинных денежных знаков)
Рубль представлял собой слиток серебра палочкообразной формы, длиной 14-20 см, с одной или несколькими вмятинами на «спинке» и весом примерно 200 г.
Покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в современные, пользуясь таблицей:
Полтина = 50 копеек
2 полтины = 1 рубль
Пятиалтынный=15коп.
Алтын = 3 копейки
Гривенник = 10 копеек
2 деньги = 1 копейка
4 полушки = 1 копейка
- Потренируемся в переводе денежных единиц,
Для этого выполним задание №1.
1. Рассчитай, сколько и каких денег составляет каждая монета:
1 деньга = 2 полушки
1 копейка = 2 деньги = …полушки
1 алтын = 3 копейки = … деньги = … полушек
1 гривенник = 10 копеек = … деньги = …полушек
1 пятиалтынный = 15 копеек = … алтынов = … деньги
Проверка. 1 ученик вставляет пропущенные числа на доске.
- Справились с заданием. Научились переводить старые денежные единицы в современные денежные знаки. За правильно выполненную работу зарабатываете копейку.
2. Закрепление изученного материала.
-Приглашаю приобрести мой товар, его почти задаром вам отдам.
Для этого вам необходимо хорошо знать таблицу умножения, деления, быстро и правильно считать.
Задание №2. Блицтурнир.
Ваша задача: определить стоимость покупки в современных денежных знаках. Записываем в тетрадь только решения задач. Работаем самостоятельно. 3 ученика на индивидуальных досках.
Конь Коза Баран Утка
2 полтины 2 полтины 8 алтынов 2 пятиалтынных
без гривенника
Проверка. Самопроверка. Самооценка.
- Молодцы! Товар продан. А мы с вами потренировались в решении задач, вспомнили таблицу умножения.
3. –А теперь побогаче товар. Задаром его не отдам. Задача труднее. Надо самостоятельно решить задачу №3.
1 ученик работает на индивидуальной доске.
3. Задача.
Продаются матрешки. Одна матрешка стоит 3 пятиалтынных без гривенника. Купи 2 матрешки.
Проверка. Ученик комментирует решение задачи. Самопроверка. Самооценка.
- Молодцы. Справились с задачей. Купили матрешек.
3. Домашнее задание.
- Сегодня был не совсем обычный урок, и домашнее задание тоже будет не совсем обычным. Дома вы постараетесь объяснить смысл пословиц.
- Объясни пословицы
- Не было ни гроша – да вдруг алтын
- Восьми гривен до рубля не хватает
- Пожалел алтын – потерял полтину
- Три денежки в день – куда хочешь, туда и день
- Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда
- Сделал на пятак, а испортил на гривенник
4. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, подведем итоги урока. Что нового узнали на уроке?
- Хорошо поработали на уроке, заработали денег. Давайте подсчитаем, сколько заработали.
- Возьмите из казны заработанные деньги и смело покупайте конфеты, сушки, пряники.
(Дети подходят к коробейникам и покупают конфеты, сушки, пряники).