Ученики познакомятся со своеобразным укладом жизни казаков. Имеется связь с историческими источниками.
Урок русской литературы в 7 классе
Тема: Запорожская Степь, её обычаи и нравы (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
Цели: 1)познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, дать исторический комментарий; раскрыть мастерство Н.В.Гоголя в изображении природы; 2) способствовать развитию самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, историческими источниками; 3) воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, к культурным традициям других народов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…» и украинских народных танцев, репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя. Ребята, вспомните, как работал Н.В.Гоголь над повестью, к каким источникам обращался.(Труды по истории, украинское народное творчество: танцы, песни). А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба», назвал Гоголя «царём степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую оценку.
Звучит фонограмма народной песни «Ах ты, степь широкая…». Ученица читает наизусть отрывок из повести (со слов «Степь чем далее, тем становилась…» до «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!.»)
2. Работа с текстом. Анализ пейзажа.
1) Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?
(Зелёная, девственная пустыня; зелёно-золотой океан).
2) Что подчёркивается словами «пустыня», «океан»?
(Огромные, неизмеримые пространства).
3) Кроме зелёного, есть ли другие цвета в описании степи? Найдите предложение, в котором говорится об этом. («Вся поверхность степи представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).
4) Какие художественные средства использует писатель? (Метафора, гипербола).
5) А какие звуки можно услышать в степи? (Птичьи свисты, крик гусей).
6) Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи? В каких строчках? Есть ли что-то общее в образе степи у Гоголя и в песне «Ах ты, степь широкая…».
7) Есть ли ещё в повести описание степи? Как меняется степь вечером? (Темнеет, цветочный аромат становится сильнее, лёгкий ветер, тишина, раздаются свист сусликов и трещание кузнечиков).
8) Какие художественные средства помогают поэту нарисовать вечернюю степь? (Эпитеты, метафоры, сравнения). Какие три самых главных эпитета, которые можно отнести к слову «степь»? (Бесконечная, вольная, прекрасная).
3. Сообщение учащегося «Из истории Запорожской Степи».
-Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Степи?
4. Работа с текстом.
1) Какая картина предстала перед глазами путников, когда они приблизились к Запорожской Степи? (Пересказ эпизода «Запорожец на дороге»).
2) Что ещё они видят? (Залихватский танец, в котором участвуют и молодые, и старые).
Прослушивание фонограммы танца «Казачок». Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца»).
3) Какие слова можно использовать при описании этого танца? (Весёлый, задорный).
4) Какие слова встречаются в тексте и при описании танца, и при описании степи? (Вольный, воля).
5. Работа с тетрадями.
- Вам было задано к уроку сделать выписки из текста по темам «Занятия казаков» и «Взаимоотношения казаков». Какие законы, запреты существовали в казачьей республике? (Обсуждение).
6. Работа с иллюстративным материалом.
- Посмотрим, какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти всё пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть Запорожскую Сечь и разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся?
7. Сообщение ученика «Из истории создания картины».
1) В чём сходство в работе писателя и художника над своими творениями?
2)Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести?
3) Что общего в представлениях Гоголя и Репина о запорожцах?
4) Послушайте фрагмент из письма Репина: « Весёлый народ… Недаром про них Гоголь писал, всё это правда! Чертовский народ! Никто на свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, ничему не подчинилось…»
8. Вывод.
-Вспомнив всё сказанное, скажите какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите «Запорожская Сечь»? Конечно, в Запорожской Степи многое привлекает: товарищество казаков, политическое устройство, равные права, быт, народное творчество, но до сих пор существуют неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то даже называет их сборищем безнравственных гуляк, воров, разбойников. У вас тоже сложилось своё мнение, и вам нужно им поделиться.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание: 1. Ответить на вопрос: «Что меня привлекает и что отталкивает в жизни Запорожской Степи? 2. Перечитать главы 5-9, подготовить пересказ эпизода «Запорожцы в бою».