Н.В. Гоголь "Тарас Бульба".Разработка урока боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи
Н.В. Гоголь "Тарас Бульба".Разработка урока боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи
Урок из серии изучения произведенияН.В, Гоголя "Тарас Бульба". Целью урока является углубление понятия родины, идейно-художественный анализIII (IV) главы повести, развитие навыков анализа художественного произведения, мышления, речи; воспитание чувства любви к Родине, желания служить отчизне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для Гоголя Запорожская Сечь достойна самой возвышенной поэтизации. Это сразу же становится ясным хотя бы потому, как Тарас, выезжая в Сечь, «приосанился, стянул на себе покрепче пояс и гордо провел руками по усам». Это ясно и по описанию предместья и по великолепной жанровой сцене, где, подобно художнику-живописцу, Гоголь смелой кистью набросал фигурку запорожца, спавшего на самой середине дороги («Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения»). Автор как бы приглашает нас полюбоваться запорожцем и воскликнуть вместе с Тарасом: «Эх, как важно развернулся! Фу ты, какая важная пышная фигура!»
2. Анализ ІІІ (І V)главы.
- Расскажите о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Почему автор с восторгом восклицает: “Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!”
- Какие качества, ставшие литературно-этической нормой, вырабатывала в казаках Сечь? (будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей, не знай пощади врагу; будь верен товариществу, береги казацкую честь, больше всего люби на свете мать - Отчизну).
Подтвердите это текстом.
- Как чувствуют себя Остап и Андрий в Сечи? Можно ли говорить здесь о каком-то отличии братьев друг от друга? (оба производят впечатление настоящих казаков, смелы и удачливы. Только Андрий более впечатлителен: не может забыть страшного обряда казни).
- Нарисуйте словесные портреты Андрия и Остапа. Сравните с иллюстрациями Кибрика.
Проекция на экран портретов Остапа и Андрия (иллюстрации Е.А.Кибрика)
- Соответствует ли ваше представление о героях иллюстрациям художника? (Портрет Остапа: лицо честного, мужественного человека, твердый спокойный взгляд из-под соколиных бровей, волевой, энергичный подбородок. Портрет Андрия: нет броской красоты, но в нем словно бы скрыто таинственное очарование Востока. В это лицо хочется всматриваться. И в то же время чуть сжатые тонкие губы, прозрачные, слегка прищуренные глаза делают лицо Андрия непроницательным, чужим, холодным, даже жестким)
- Чем можно объяснить такое отношение художника к героям повести?
ІV. Домашнее задание: перечитать главы V, УI, IХ, выразительное чтение эпизода «Смерть Андрия», составить киноленту видений Андрия в последнюю ночь среди своих (гл.V, полный текст)