kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вводный урок "Литература - искусство слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подходит к любому УМК ( И.Н.Сухих, Т.Ф.Курдюмовой, В.Я. Коровиной, Б. А.Ланина), построен с учетом методики построения урока по ФГОС, ученики работают в группах, анализируют прочитанное, обобщают полученные сведения, делают самостоятельно выводы. На уроке формируются навыки групповой работы, навыки исследовательской деятельности, навыки смыслового чтения, начальные навыки публичного выступления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок "Литература - искусство слова" »

Вводный урок по литературе в 5 классе.

Подходит для вводного урока к любой программе (Б.А.Ланина, Т.Ф.Курдюмовой, И.Н.Сухих, В.Я. Коровиной)


Тема. Литература - искусство слова.

Цель: Познакомить учащихся с новым предметом – литературой, выявить ее особенности, замотивировать учащихся на потребность чтения.

( Показать, что чтение качественной литературы помогает нам познать мир во всем его многообразии, заставляет размышлять, помогает общению и т.д.)

Оборудование: Раздаточный материал: отрывок из сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда» - «В плену у колдуна», цветная бумага, листы для записей.

Слайд№1 с изображением нот, аудиозапись «Вокализа» С.В.Рахманинова, слайд№2 - иллюстрации к книге Дениса Гордеева и Ники Гольц, книга О.Уайльда «Сказки». Определение слова «искусство» - слайд № 3.

Прогнозируемые результаты.

Личностные: осознание значимости изучения литературы и чтения для своего дальнейшего развития.

Метапредметные: анализ текста, смысловое чтение, умение обобщать полученную информацию.

Предметные: Дать основные понятия, которые будут использоваться на уроках литературы.


ХОД УРОКА


1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

Посмотрите на слайды и ответьте на вопрос «Что было вам представлено?»

Слайд с изображением нот (включаем аудиозапись с «Вокализом» С.В.Рахманинова)

Слайд с иллюстрациями Д.Гордеева, Ники Гольц

Книга О.Уайльда «Мальчик-звезда».

Примерные ответы: музыкальное произведение, иллюстрации , книга с текстами.

-Что объединяет все эти предметы? Обычно ученики могут ответить, что музыка, иллюстрации – это предметы из области искусства, с художественным текстом возникает проблема.

- По каким признакам вы определили, что музыка, живопись, здесь – иллюстрация, относятся к области искусства? Работают с определением «искусство» (слайд №3). Творчество, образы, изображение мира,автор – выделение ключевых слов.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Литература – искусство? С помощью чего создается тот или иной образ героя?

На эти вопросы нам предстоит ответить, поработав с отрывком из сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда». Учитель выразительно читает отрывок.

(на столах распечатан отрывок. Со слов «Они прошли много улиц и подошли наконец к маленькой калитке… и до слов «старик ушел и запер дверь темницы на ключ и закрепил железной цепью»).

4. Лаборатория. Работа по группам.

1 группа «Художники, работают с текстом и цветной бумагой». Делают коллаж, отвечают на вопрос: «Какие цвета использует писатель в данном отрывке, какие цвета встречаются в большем количестве? Зачем так тщательно Уайльд описывает сад старика?»

2 группа. Рассказ о старике. Вопросы: «Что вы можете рассказать о старике, чем он занимается?»

3 группа. Какие вопросы у вас возникли, когда вы услышали этот отрывок? Запишите 3-5 вопросов.

4 группа. Что вы можете сказать, какой мир представлен здесь? Реальный, фантастический, аргументируйте свой ответ.

5 группа. Что вы можете сказать о главном герое, что можно понять о нем из этого отрывка.

Работа в группах – 10 минут. Выступление – по 3 минуты на каждое.

4. Систематизация и обобщение изученного.

- Что мы узнали, поработав с этим отрывком?

Примерные ответы: о героях, какие они, какой у них характер, предположили о роде занятий старика ( в этом нам помогли предметы, представленные в тексте),почувствовали отношение автора к происходящему ( в этом нам помог цвет: Большинство темных цветов, темень (темница), мрак – подчеркивают мрачный, злобный характер старика; маки, волшебное кольцо, потайная дверь – указывают на род его занятий).

- С помощью чего мы узнали так много информации?

Внимательного чтения, внимательного отношения к слову.

- С помощью чего создаются образы?Особый мир?

С помощью слова.

- Возвратимся к началу урока. Ответим на вопросы. Выводим определение, записываем его в тетрадь.

Литература - искусство слова.

Яков Козловский писал о словах в своем стихотворении:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

- С помощью слов можно воздействовать на читателя, делиться с ним горестями и радостями, заставить его задуматься.

5. Рефлексия.

- Захотелось ли вам прочитать полностью сказку О.Уайльда?

- На какие вопросы вы хотите найти ответ?

- Оцените мастерство автора (для сильных учащихся)

- Что показалось вам легким на уроке, что вызвало затруднение?

6. Домашнее задание ( по выбору)

Согласны ли вы с высказыванием американского писателя и поэта Ричарда Бротигана: «Слова – это цветы из ничего».

или представить свою любимую, мастерски написанную книгу (обязательно сказать, в чем ее ценность, над чем она заставляет задуматься)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Вводный урок "Литература - искусство слова"

Автор: Некрасова Ольга Сергеевна

Дата: 21.06.2015

Номер свидетельства: 220825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Вводный урок литературы в 9 классе "Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(80) "vvodnyi_urok_litieratury_v_9_klassie_litieratura_kak_iskusstvo_slova_i_ieie_rol_"
    ["file_id"] => string(6) "373519"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482752854"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока литературы на тему: "Стальное колечко" К. Г. Паустовский "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-stal-noie-koliechko-k-g-paustovskii"
    ["file_id"] => string(6) "240708"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445094301"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа спецкурса  "Основы теории литературы". 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-spietskursa-osnovy-tieorii-litieratury-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120553"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413734700"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Методическая разработка урока на тему: "Пластилиновая живопись. Смешивание цветов.""
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaiarazrabotkaurokanatiemuplastilinovaiazhivopissmieshivaniietsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "272902"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452085044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства