Урок подходит к любому УМК ( И.Н.Сухих, Т.Ф.Курдюмовой, В.Я. Коровиной, Б. А.Ланина), построен с учетом методики построения урока по ФГОС, ученики работают в группах, анализируют прочитанное, обобщают полученные сведения, делают самостоятельно выводы. На уроке формируются навыки групповой работы, навыки исследовательской деятельности, навыки смыслового чтения, начальные навыки публичного выступления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вводный урок "Литература - искусство слова" »
Вводный урок по литературе в 5 классе.
Подходит для вводного урока к любой программе (Б.А.Ланина, Т.Ф.Курдюмовой, И.Н.Сухих, В.Я. Коровиной)
Тема.Литература - искусство слова.
Цель: Познакомить учащихся с новым предметом – литературой, выявить ее особенности, замотивировать учащихся на потребность чтения.
( Показать, что чтение качественной литературы помогает нам познать мир во всем его многообразии, заставляет размышлять, помогает общению и т.д.)
Оборудование: Раздаточный материал: отрывок из сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда» - «В плену у колдуна», цветная бумага, листы для записей.
Слайд№1 с изображением нот, аудиозапись «Вокализа» С.В.Рахманинова, слайд№2 - иллюстрации к книге Дениса Гордеева и Ники Гольц, книга О.Уайльда «Сказки». Определение слова «искусство» - слайд № 3.
Прогнозируемые результаты.
Личностные: осознание значимости изучения литературы и чтения для своего дальнейшего развития.
Метапредметные: анализ текста, смысловое чтение, умение обобщать полученную информацию.
Предметные: Дать основные понятия, которые будут использоваться на уроках литературы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
Посмотрите на слайды и ответьте на вопрос «Что было вам представлено?»
Слайд с изображением нот (включаем аудиозапись с «Вокализом» С.В.Рахманинова)
Слайд с иллюстрациями Д.Гордеева, Ники Гольц
Книга О.Уайльда «Мальчик-звезда».
Примерные ответы: музыкальное произведение, иллюстрации , книга с текстами.
-Что объединяет все эти предметы? Обычно ученики могут ответить, что музыка, иллюстрации – это предметы из области искусства, с художественным текстом возникает проблема.
- По каким признакам вы определили, что музыка, живопись, здесь – иллюстрация, относятся к области искусства? Работают с определением «искусство» (слайд №3). Творчество, образы, изображение мира,автор – выделение ключевых слов.
3. Мотивация учебной деятельности.
- Литература – искусство? С помощью чего создается тот или иной образ героя?
На эти вопросы нам предстоит ответить, поработав с отрывком из сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда». Учитель выразительно читает отрывок.
(на столах распечатан отрывок. Со слов «Они прошли много улиц и подошли наконец к маленькой калитке… и до слов «старик ушел и запер дверь темницы на ключ и закрепил железной цепью»).
4. Лаборатория. Работа по группам.
1 группа «Художники, работают с текстом и цветной бумагой». Делают коллаж, отвечают на вопрос: «Какие цвета использует писатель в данном отрывке, какие цвета встречаются в большем количестве? Зачем так тщательно Уайльд описывает сад старика?»
2 группа. Рассказ о старике. Вопросы: «Что вы можете рассказать о старике, чем он занимается?»
3 группа. Какие вопросы у вас возникли, когда вы услышали этот отрывок? Запишите 3-5 вопросов.
4 группа. Что вы можете сказать, какой мир представлен здесь? Реальный, фантастический, аргументируйте свой ответ.
5 группа. Что вы можете сказать о главном герое, что можно понять о нем из этого отрывка.
Работа в группах – 10 минут. Выступление – по 3 минуты на каждое.
4. Систематизация и обобщение изученного.
- Что мы узнали, поработав с этим отрывком?
Примерные ответы: о героях, какие они, какой у них характер, предположили о роде занятий старика ( в этом нам помогли предметы, представленные в тексте),почувствовали отношение автора к происходящему ( в этом нам помог цвет: Большинство темных цветов, темень (темница), мрак – подчеркивают мрачный, злобный характер старика; маки, волшебное кольцо, потайная дверь – указывают на род его занятий).
- С помощью чего мы узнали так много информации?
Внимательного чтения, внимательного отношения к слову.
- С помощью чего создаются образы?Особый мир?
С помощью слова.
- Возвратимся к началу урока. Ответим на вопросы. Выводим определение, записываем его в тетрадь.
Литература - искусство слова.
Яков Козловский писал о словах в своем стихотворении:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
- С помощью слов можно воздействовать на читателя, делиться с ним горестями и радостями, заставить его задуматься.
5. Рефлексия.
- Захотелось ли вам прочитать полностью сказку О.Уайльда?
- На какие вопросы вы хотите найти ответ?
- Оцените мастерство автора (для сильных учащихся)
- Что показалось вам легким на уроке, что вызвало затруднение?
6. Домашнее задание ( по выбору)
Согласны ли вы с высказыванием американского писателя и поэта Ричарда Бротигана: «Слова – это цветы из ничего».
или представить свою любимую, мастерски написанную книгу (обязательно сказать, в чем ее ценность, над чем она заставляет задуматься)
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(170) "Вводный урок литературы в 9 классе "Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека""
["seo_title"] => string(80) "vvodnyi_urok_litieratury_v_9_klassie_litieratura_kak_iskusstvo_slova_i_ieie_rol_"
["file_id"] => string(6) "373519"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1482752854"
}
}