kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вопросы, которые задают тексты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого занятия по факультативному курсу "Смысловое чтение".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вопросы, которые задают тексты"»

Занятие по факультативному курсу «Смысловое чтение».

«Вопросы, которые задают тексты»

(Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде).

Цель: формирование навыка работы с информацией, содержащейся в текстах в явном виде.

Прогнозируемые результаты:

- обучающиеся научатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, подписи, сноски и т.д.);

- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта высказывать свою точку зрения.

Ход занятия

1. Мотивация

Прозвенел звонок.

Нам пора начать урок!

Необычный день у нас!

И гостями полон класс!

Что гостям сказать нам надо?

Все: ВИДЕТЬ ВАС МЫ ОЧЕНЬ РАДЫ!


- Ребята, я предлагаю поприветствовать друг друга и гостей аплодисментами.

- Скажите, где ещё мы используем аплодисменты?

- А случайно ли мы начали наше занятие с аплодисментов? К чему бы это?

- Конечно, нет. Сегодня мы с вами поговорим о театре, почитаем о театре.

- Но сначала оттветьте мне на вопрос:

- Как вы понимаете высказывание великого педагога и мыслителя Яна Каменского(1592–1670): «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать!» (Важно понять, о чем прочитал).


- В текстах, которые мы читаем, содержится различная информация. Она может быть представлена как в неявном, так и в явном виде. Сегодня мы продолжим учиться извлекать информацию, содержащуюся в текстах в явном виде. Для этого, чтобы извлечь из текста нужную информацию, текст нужно понять.


2. Актуализация

- Какие умения необходимы ученику, чтобы понять текст?

УМЕНИЯ

Внимательно читать

Отвечать на ???

Задавать ???

- Чему мы будем учиться сегодня на занятии? (Отвечать на вопросы и задавать вопросы к тексту, т.е. извлекать информацию, содержащуюся в явном виде).

- На каких еще уроках вам нужны эти умения? (математика, история, география и т.д..)


3. Тема, цель занятия

- А какова же тема нашего занятия? Чтобы ответить на этот вопрос, надо выполнить упражнение на внимание.

Возьмите рабочие листы, которые лежат у вас на столах и выполните упражнение 1.


Упражнение 1. За 2 минуты зачеркните в строчках повторяющиеся буквы. Букву, которая встречается один раз, выпишите в столбец буква.





буква

1.

К К З У А В З А З У А

В

2.

А К З Г Г З А Г К З К О

О

3.

А А О Л Л К П О К Л А

П

4.

З Д В В Г Б Б З В Г Д Р

Р

5.

О В Г Б З В Г Б В Г З З

О

6.

А А С О Л Л К О К Л А

С

7.

А А Ы О Л Л К О К Л А

Ы




буква

1.

У У В К А В З В А З А

К

2.

А К З Г Г З А Г К З К О

О

3.

А А О Л Л К Т О К Л А

Т

4.

З Д В В Г Б Б З В Г Д О

О

5.

Р В Г Б З В Г Б В Г З З

Р

6.

А А Ы О Л Л К О К Л А

Ы

7.

А А Е О Л Л К О К Л А

Е




буква

1.

К К В З А В У В А У А

З

2.

Н К З Г Г З Н Г К З К А

А

3.

А А О Л Л К Д О К Л А

Д

4.

З Д В В Г Б Б З В Г Д А

А

5.

Ю В Г Б З В Г Б В Г З З

Ю

6.

А А Т О Л Л К О К Л А

Т




буква

1.

К К В Т А В З В А З А

Т

2.

А К З Г Г З А Г К З К Е

Е

3.

А А О Л Л Е К О Е Л А

К

4.

З Д В В Г Б Б З В Г Д С

С

5.

Т В Г Б З В Г Б В Г З З

Т

6.

А А Ы О Л Л К О К Л А

Ы


- Проверим, какие буквы выписали. Проверь себя:

- И так, тема нашего занятия «Вопросы, которые задают тексты». (Вычленение из текста информации, заданной в явном виде).


Записываем в рабочие листы число 24 октября и тему Вопросы, которые задают тексты. (Вычленение из текста информации, заданной в явном виде).


4. Развитие внимания. Упражнение 2. Развитие внимания.

- Внимательно прочитай текст «Театр». Во время чтения ярко представляйте образы понятий, о которых говорится в тексте. Я даю вам 3 минуты. «Театр»

Театр зародился ещё в глубокой древности. А слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «зрелище, место для зрелищ». Театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Это здание большое и красивое.

Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа с одним антрактом*.

Самое большое помещение театра – это зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – сцена, которая закрывается занавесом. А против сцены – ряды стульев и кресел.

Театры бывают различного назначения.

___________________________________________________________________________________

Антракт* - перерыв между действиями спектакля. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.

Театральная афиша* - красочный яркий плакат, на котором содержится информация о предстоящих спектаклях в театре.


Виды театров, которые существуют сегодня (список не полный):









Д раматический театр Оперы и балета Театр зверей









Театр теней Кукольный театр Уличный театр

- А теперь выполним задания к тексту.


Задание 1. Переверните листочки. Больше не заглядывай в текст. Отметьте в колонке «знак» галочкой только те слова, которые встречались в тексте. Время выполнения задания 1 минута.


Слова из текста

Знак

٧

Слова из текста

Знак

٧

В глубокой древности


Штора


Из английского языка


Диваны


Здание


Цирк


Спектакль


Сцена



Проверь себя:

Слова из текста

Знак

٧

Слова из текста

Знак

٧

В глубокой древности

٧

Штора


Из английского языка


Диван


Здание

٧

Цирк


Спектакль

٧

Сцена

٧


Самооценка:

- Получилось, потому что…

- Не получилось, потому что…

Вывод: мы выполнили упражнение, которое помогает нам развивать внимание.


- Еще раз прочитайте текст более медленно и более внимательно. (Чтение вслух)


5. Понимание информации, заданной в явном виде: нахождение ответа словами из текста.

Задание 2. Возьмите текст в руки. Затем прочитайте вопросы к тексту. Ответьте на эти вопросы словами из текста (подчеркни ответ в тексте):

Читают текст, находят ответы, подчеркивают одной чертой. (Самостоятельная работа – 5 минут)

  1. Когда зародился театр?

  2. Из какого языка пришло слово ТЕАТР и что оно обозначает?

  3. Сколько идёт обычно спектакль в театре?


- Выполним проверку.

- С какой информацией работали? (В явном виде, мы нашли ответы в предложениях текста.)


6. Понимание информации, представленной в сносках, подписях к рисункам


Задание 3. Ответьте на вопросы:

- Что такое антракт?

- Где вы узнали эту информацию? (В сноске)

- Какие виды театров существуют? (Драматический, кукольный, уличный, оперы и балета, зверей, теней и т.д.)

- Откуда вы получили эти сведения? (Из надписи к картинкам.)

- Где еще, кроме самого текста может располагаться информация в явном виде? (в сносках и подписях к рисункам).


8. Сообщение о театрах города Саратова.

- Посмотрите, как много различных театров. Какие они интересные и разнообразные. У нас, к сожалению, поблизости театров нет, ччтобы мы могли пойти, когда захотим. А вот в Саратове есть. И не один:

Драмтеатр имени Слонова;

Театр магии и фокусов «Самокат»;

Кукольный театр «Теремок»;

ТЮЗ имени Киселёва, в котором идут постановки по произведениям, изучаемым по школьной программе. На осенних каникулах можно посетить ТЮЗ.


- Без чего нельзя попасть в театр? (Билет)


9. Физминутка.

Раздать билеты на спектакль и дать задание занять места в соответствии с местом, которое там указано.


10. Формирование умения составлять вопросы к тексту в явном виде.

- Сейчас вам предстоит поработать с информацией, которая находится в билете.

- О чем нам может рассказать билет в театр?

- Мы будем учиться задавать вопросы, содержащие явную информацию.

- Какие слова помогут нам задать вопросы? Наши вопросы-помощники:



- Как правильно сформулировать вопрос?

- Предлагаю вам поработать в парах. (3-4 минуты)


Задание 1. Придумайте и запишите 3 вопроса к тексту билета на нахождение явной информации. Обязательно подчеркивайте ответ на свой вопрос в тексте.


- Выполним проверку. Один из пары будет задавать вопрос участникам других пар. Они будут находить ответы в тексте.


1. Какой адрес у театра? (Адрес театра улица Киселёва дом1)

2. Сколько стоит билет на спектакль? (400 рублей)

3. Назовите дату спектакля. (4 ноября 2023 года)

4. Назовите время начала спектакля. (В 11.00)

5. Название спектакля. («Конёк-горбунок»)

6. Автор литературного произведения, по мотивам которого поставлен спектакль. (П.П. Ершов)


7. В каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).


8. А есть ли в билете информация о правилах поведения в театре?


Памятка «Правила поведения в театре».

1. После третьего звонка вход запрещен. (рассказать о звонках) Звонки ориентируют зрителя, сколько осталось до начала представления и не пора ли занимать свои места. Первый звонок дают за 15 минут до начала представления, после него открывают двери в зал. Второй звучит за пять минут до начала спектакля, после третьего закрывают двери в зал, и начинается представление.

2. В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.


Задание 2. (Данное задание повышенного уровня сложности. В тексте билета содержится противоречивая информация).

- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберётесь до здания театра в 11.05? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.

Ответ на задание. Нет, вы не посмотрите спектакль, если доберётесь до здания театра в 11.05, так как после третьего звонка вход воспрещен.


11. Итог занятия.

- Подошло время подводить итоги. Я предлагаю вам прочитать текст и вставить в него пропущенные слова. Если выполните задание правильно, у нас получится памятка по работе с текстом, которой мы будем пользовать на следующих занятиях.


Выполняем задание коллективно.

В тексте информация даётся в ____________и неявном виде. Чтобы понять содержание текста, его надо ______________прочитать. Информация в явном виде располагается не только в тексте, но и в____________, ___________под рисунками, в таблицах, схемах. Чтобы правильно задать вопрос к тексту, надо слово из предложения заменить вопросом-______________ (Кто? Что? Какой? Чей? Где? Когда? Почему? Зачем? Как?)

Слова-подсказки: внимательно, явном, сносках, вопрос, подписях, помощником.


12. Домашнее задание.

- Важные люди в театре – это актёры. Каких актёров вы знаете?

- Есть у вас любимые актёры?

- А этот человек вам знаком? (Это выдающийся оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938). В феврале текущего года исполнилось 150 лет со дня его рождения).

Чтение текста про Ф. Шаляпина. Придумать и записать 3 вопроса на нахождение явной информации.


13. Оценка работы на занятии.

Ребята, в театре в конце представления по серии и номеру билета бывает розыгрыш лотереи. Наше занятие подходит к концу. Я тоже решила провести розыгрыш «Счастливый билетик».

- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.

- У кого оказался выигрышный билет? (Ответы).

- К кому ты должен обратиться для получения выигрыша? (Ответы).

- Я являюсь организатором сегодняшней лотереи. Проходи для получения приза.

- Ребята, давайте поаплодируем нашему победителю.

- А теперь номер ещё одного счастливчика.

(Все ребята, тоже получат поощрительные призы).


14. Рефлексия

- Как вы считаете, необходимо ли ученику умение работать с текстами? Почему? В чем польза?

- Какую цель ставили? Достигли ли вы цели?

- Оцените себя по лестнице успеха:

















Рабочий лист

Дата ___________________

Тема ______________________________________________________________________________


Упражнение 1. За 2 минуты зачеркните в строчках повторяющиеся буквы. Букву, которая встречается один раз, выпишите в столбец буква.




буква

1.

К К З У А В З А З У А


2.

А К З Г Г З А Г К З К О


3.

А А О Л Л К П О К Л А


4.

З Д В В Г Б Б З В Г Д Р


5.

О В Г Б З В Г Б В Г З З


6.

А А С О Л Л К О К Л А


7.

А А Ы О Л Л К О К Л А





буква

1.

У У В К А В З В А З А


2.

А К З Г Г З А Г К З К О


3.

А А О Л Л К Т О К Л А


4.

З Д В В Г Б Б З В Г Д О


5.

Р В Г Б З В Г Б В Г З З


6.

А А Ы О Л Л К О К Л А


7.

А А Е О Л Л К О К Л А





буква

1.

К К В З А В У В А У А


2.

Н К З Г Г З Н Г К З К А


3.

А А О Л Л К Д О К Л А


4.

З Д В В Г Б Б З В Г Д А


5.

Ю В Г Б З В Г Б В Г З З


6.

А А Т О Л Л К О К Л А





буква

1.

К К В Т А В З В А З А


2.

А К З Г Г З А Г К З К Е


3.

А А О Л Л Е К О Е Л А


4.

З Д В В Г Б Б З В Г Д С


5.

Т В Г Б З В Г Б В Г З З


6.

А А Ы О Л Л К О К Л А



Упражнение 2. Внимательно прочитай текст «Театр». Во время чтения ярко представляйте образы понятий, о которых говорится в тексте.

Театр.

Театр зародился ещё в глубокой древности. А слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «зрелище, место для зрелищ». Театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Это здание большое и красивое.

Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа с одним антрактом*.

Самое большое помещение театра – это зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – сцена, которая закрывается занавесом. А против сцены – ряды стульев и кресел.

Театры бывают различного назначения.

___________________________________________________________________________________

Антракт* - перерыв между действиями спектакля. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.


Виды театров, которые существуют сегодня (список не полный):









Д раматический театр Оперы и балета Театр зверей









Театр теней Кукольный театр Уличный театр

Задание 1. Переверните листочки. Больше не заглядывай в текст. Отметьте в колонке «знак» только те слова, которые встречались в тексте. Время выполнения задания 1 минута.


Слова из текста

Знак

٧

Слова из текста

Знак

٧

В глубокой древности


Штора


Из английского языка


Диваны


Здание


Цирк


Спектакль


Сцена




Задание 2. Возьмите текст в руки. Затем прочитайте вопросы к тексту. Ответьте на эти вопросы словами из текста (подчеркни ответ в тексте):

  1. Когда зародился театр?

  2. Из какого языка пришло слово ТЕАТР и что оно обозначает?

  3. Сколько идёт обычно спектакль в театре?


Задание 3. Ответьте на вопросы:

- Что такое антракт?

- Где вы узнали эту информацию?

- Какие виды театров существуют?

- Откуда вы получили эти сведения?

- Где еще, кроме самого текста может располагаться информация в явном виде?


Упражнение 3. Придумайте и запишите 3 вопроса к тексту билета на нахождение явной информации. Обязательно подчеркивайте ответ на свой вопрос в тексте.



Задание 1. Памятка «Правила поведения в театре».

1. ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


2. ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




Упражнение 4. Прочитать текст и вставить в него пропущенные слова. Используйте слова для справок.

В тексте информация даётся в ____________и неявном виде. Чтобы понять содержание текста, его надо ______________прочитать. Информация в явном виде располагается не только в тексте, но и в____________, ___________под рисунками, в таблицах, схемах. Чтобы правильно задать вопрос к тексту, надо слово из предложения заменить вопросом-______________ (Кто? Что? Какой? Чей? Где? Когда? Почему? Зачем? Как?)


Слова для справок: внимательно, явном, сносках, вопрос, подписях, помощником.




Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение вслух текста о выдающемся оперном певце Фёдоре Ива́новиче Шаля́пине (февраль 1873–1938).

Фёдор Иванович Шаляпин  — великий российский певец, получивший мировое признание, актёр, обладающий огромным талантом, волей и трудолюбием. Он был наделён от природы прекрасным по тембру голосом  — басом, который был богат разнообразными звуковыми оттенками.

С юношеских лет Фёдора Шаляпина влекло к искусству. Он пел в хоре, потом ему начали поручать небольшие роли в оперных спектаклях. Своим появлением на сцене Шаляпин внёс в оперное искусство полную гармонию между музыкальной и психологической характеристикой образа. До него это не удавалось ни одному оперному певцу. Первую сольную роль в опере «Евгений Онегин» Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

Фёдор Иванович был не только великим певцом, но и великим актёром. Уже на репетициях он полностью перевоплощался в создаваемый им образ. Прекрасно владея искусством грима, он всегда гримировал себя сам.

В опере Шаляпин участвовал не только как артист, но и как режиссёр. В 1918–1921 годах Фёдор Иванович Шаляпин является художественным руководителем Мариинского театра. Шаляпин создал целую галерею гениальных образов оперного репертуа́ра: царь Борис Годунов, Иван Сусанин, царь Иван Грозный и другие. Фёдор Иванович Шаляпин оставил неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.


- Придумайте и запишите 3 вопроса к тексту билета на нахождение явной информации. Обязательно подчеркивайте ответ на свой вопрос в тексте.




























«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать!»

Я. Каменский





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Вопросы, которые задают тексты"

Автор: Гаврюшина Ольга Николаевна

Дата: 11.06.2024

Номер свидетельства: 652580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Слова которые отвечают на вопросы кто? что? "
    ["seo_title"] => string(48) "slova-kotoryie-otviechaiut-na-voprosy-kto-chto-1"
    ["file_id"] => string(6) "171208"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423652758"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по теме "Обобщение сведений о типах текста". "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obobshchieniie-sviedienii-o-tipakh-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "106449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403015796"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Задания к текстам для 6 класса в трех уровнях сложности "
    ["seo_title"] => string(63) "zadaniia-k-tiekstam-dlia-6-klassa-v-triekh-urovniakh-slozhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "136015"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417016374"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок в 9 классе Сжатое изложение по тексту Ю.Лотмана "Круги совести""
    ["seo_title"] => string(76) "urok-v-9-klassie-szhatoie-izlozhieniie-po-tiekstu-iu-lotmana-krughi-soviesti"
    ["file_id"] => string(6) "274581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424146"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Лабораторная работа: «Использование функций преобразования текста в MS Excel» "
    ["seo_title"] => string(80) "laboratornaia-rabota-ispol-zovaniie-funktsii-prieobrazovaniia-tieksta-v-ms-excel"
    ["file_id"] => string(6) "137244"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417297176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства