kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вечно живая сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рассчитана на учеников 5 го класса. Здесь раскрыты все цели урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вечно живая сказка"»

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


НАМАНГАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №34


Р а з р а б о т к а у р о к а

Вечно живая сказка. 190 лет.

для 5 классов по литературе

Ледёнева Мария Вячеславовна









2019-2020 учебный год

Вечно живая сказка. 190 лет – «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина

Цель: формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

- расширить  знания  обучающихся  о  творчестве  А.С. Пушкина;

- развивать у учащихся интерес к литературе, классическому искусству;

- развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение;

- воспитывать любовь к русской сказке, к  поэтическому  слову, уважение к творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование  урока:

1. О.А. Кипренский  «Портрет  А.С. Пушкина» (репродукция).

2. Выставка книг  А.С. Пушкина.

3. Выставка рисунков детей к сказке.

4. Н.А. Римский-Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане".

Сказки – это проверка памяти, поддерживаемая детьми и внуками

(Алексей Калин Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

                                                                        (А. С. Пушкин)





Ход  урока

I. Организационный момент.

 Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Целеполагание урока.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. А отправляемся мы в это путешествие по особому случаю.

     Именины! Именины!

     У Володи? Шуры? Нины?

     У девчонок? У мальчишек?

     Нет, у наших добрых книжек!

Догадались, о чём будем говорить на уроке?

- Вы согласны, что дни рождения бывают не только у людей, но и у книг?

3. Актуализация знаний.

Как и у людей, у книг бывают разные судьбы. Некоторые, не успев появиться, быстро забываются. Другие идут с нами по жизни, передаются из поколения в поколение и отмечают юбилеи.

Одним из великих людей, оставившим великое наследие, считается Александр Сергеевич Пушкин.

Его произведения живут в каждом из нас, вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников на новые произведения. Его сказки радуют нас своим волшебством, каждая из них является жизненным уроком. Подтверждением этому является следующее стихотворение:

     Люблю я Пушкина творенье, 

     И это вовсе не секрет. 
     Его поэм, стихотворений 
     Прекрасней не было, и нет! 
     С мальства его читаем сказки, 
     В них жар души, природы краски. 
     Добро цветёт в них, злоба чахнет. 
     В них русский дух, в них Русью пахнет!

                                     (Нателла Якимов)

Пушкиным написано семь сказок и одна поэма-сказка. Попробуем вместе вспомнить эти сказки.
1. Жених (1825);

2. Сказка о попе и о его работнике Балде (1830); 

3. Сказка о медведихе (1830-1831); 
4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831);

  1. 5. Сказка о рыбаке и рыбке (1833);

  2. 6. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1833);
    7. Сказка о золотом петушке (1834);

  3. 8. Руслан и Людмила (поэма, 1817-1820).

4. Введение в новую тему.

Тема нашего урока - «Вечно живая сказка», посвящена юбилейному произведению.

Попробуем вместе вычислить данное произведение.

Это – «Сказка о царе Салтане». Это произведение создано великим поэтом в 1831 году, впервые издано через год, в 1832 году. Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. В 2016 году сказка отмечает свой 185-летний юбилей.

На уроке мы попробуем понять, почему «Сказка о царе Салтане» стала и осталась популярной среди взрослых и детей.

Первоначально поэт при написании сказки хотел чередовать стих с прозой. Но потом он оставил эту идею, и у него получилась прекрасная стихотворная сказка, сказка в стихах, которая читается и запоминается легко.

Что толкнуло Пушкина написать данную сказку?

В 1831 году в Царском Селе происходил «поединок сказочников», соперниками в котором были А.С.Пушкин и В.А.Жуковский. В результате этого поединка Пушкин написал «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Жуковский написал «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Для создания сказки о Берендее Александр Сергеевич передал Жуковскому свою запись, услышанную от няни.

Велика роль няни Арины Родионовны в жизни поэта. Благодаря ей, Пушкин полюбил сказки. С её слов поэт записал несколько сказочных сюжетов. Один из них стал основой сказки о Салтане.

5. Физкультминутка

Сказка Пушкина - очень своеобразна. Александр Сергеевич создал свою сказку на фольклорном материале, она перекликается с народной сказкой. Но она из народной превращается в литературно-психологическую, в литературно-бытовую, в литературно-философскую. В пушкинскую сказку входит автор, который становится действующим лицом. Именно присутствие автора – отличительный признак литературной сказки, в то время как в народной сказке автор отсутствует. Пушкин привносит в народную сказку авторский лиризм, свои душевные движения.

Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с большим интересом изучал народные обычаи, нравы, поверья. Он даже приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.

Вот что писал он в ноябре 1824 года своему брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу запи­ски, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

- Обратите внимание на название сказки, что вы в нём замечаете?

а) Сказка имеет длинное название, самое длинное из всех его произведений. Это свидетельствует о подражании лубочным (народным) повествованиям.

б) По названию сказки можно узнать о действующих лицах сказки.

- Но не только эти три героя присутствуют в этой сказке. Давайте вспомним всех персонажей сказки.Это царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, корабельщики, 1-ый гонец, 2-ой гонец, корабельщики, белка, коршун, тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор.

У нас получилось три группы действующих лиц: мужчины, женщины, животные. Некоторым героям мы симпатизируем, к некоторым у нас складывается отрицательное отношение. Следовательно, всех действующих лиц можно разделить на 2 группы: положительных и отрицательных.

- А теперь мне хочется, чтобы вы доказали, что эта сказка - волшебная.

В сказке происходят чудесные превращения и присутствуют три чуда (здесь - ответы детей о чудесных превращениях и о чудесах).

Сейчас мы послушаем музыку, сопровождающую все три чуда. Автор видеоролика нам представил музыкальный рассказ Римского-Корсакова.

 Я думаю, что вы согласны с тем, что нам больше нравятся именно волшебные сказки, чем сказки бытовые и сказки о животных. Вот почему нам близка сказка Пушкина!

Многие строчки и отрывки из сказок Пушкина стали крылатыми фразами, они часто используются в нашей повседневной речи. Оказывается, «Сказка о царе Салтане» лидирует по количеству крылатых выражений. В современном русском языке из этой сказки используется 60 выражений, из «Сказки о рыбаке и рыбке» - около 40 выражений, из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» - около 20 крылатых выражений.

- Давайте-ка вместе попробуем привести примеры крылатых выражений из нашей сказки.

«Кабы я была царица», «А во лбу звезда горит», «А комар – то злится, злится», «Белка песенки поёт и орешки все грызет», «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой», «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт», «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом», За морем житьё не худо», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!», «Блещут маковки церквей», «Кабы я была царица», «Полет шмеля», «Ядра чистый изумруд», «Три девицы под окном», «Сказка о царе Салтане», «Гвидон», «Царь Салтан», «Буян» и т. д.

«Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой. В ней использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик с образом Василисы Премудрой.

Чертами народности отмечена и поэтическая речь: звучит мягко, задушевно, полна слов разговорного и просторечного языка, полна эпитетов, сравнений, повторов, слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

           

…белочка при всех

                 Золотой грызет орех,

                 Изумрудец вынимает,

                 А скорлупку собирает…

Встречаются народные поговорки, пословицы:

                 Но жена не рукавица:

                 С белой ручки не стряхнешь

                 Да за пояс не заткнешь.

Ещё одно совпадение с народной сказкой: «Сказка о царе Салтане» заканчивается не моралью, а весёлым пиром.

К столетнему юбилею Пушкина Николай Римский-Корсаков на сюжет его сказки написал оперу «Сказка о царе Салтане». А художник Михаил Врубель, который выступил художником-постановщиком премьерного показа данной оперы, очарованный сказкой, музыкой и образом героини, в 1900 году написал картину "Царевна-Лебедь".

ПОСТАНОВКИ И ЭКРАНИЗАЦИИ

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — ОПЕРА Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА(ЛИБРЕТТО В. И. БЕЛЬСКОГО; ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ — 1900).

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — МУЛЬТФИЛЬМ (1943, «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»).

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ (1966, «МОСФИЛЬМ»; РЕЖИССЁР А. Л. ПТУШКО).

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — МУЛЬТФИЛЬМ (1984, «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»).

Интересен  мультфильм про царя Салтана, который был создан в 1943 г. студией "Союзмультфильм" в черно-белом варианте, а через 41 год появился цветной римейк этого мультика.

Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, на уроке мы открыли для себя что-то новое. Мир пушкинских сказок – это мир тайн, чудес.

Мы ещё раз осознали, что «Пушкин – чудо России. Он единственный, воистину любимый…». Так сказала русская писательница и поэтесса Тэффи о великом поэте, так говорим мы.

Мы читаем и перечитываем сказки А.С.Пушкина. Мы благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Вечно живая сказка"

Автор: Леденева Мария Вячеславовна

Дата: 13.07.2020

Номер свидетельства: 554722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Вечно живой Пушкин"
    ["seo_title"] => string(21) "vechno_zhivoi_pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "548604"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1588498900"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ и АВТОРСКОЕ НАЧАЛО в сказке Х.К. Андерсона «Снежная королева» "
    ["seo_title"] => string(87) "fol-klornyie-motivy-i-avtorskoie-nachalo-v-skazkie-kh-k-andiersona-sniezhnaia-korolieva"
    ["file_id"] => string(6) "115644"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412063086"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Орыс тілі пәнінен 5 сыныпқа арналған " Что за прелесть эти сказки!" тақырыбындағы қысқа мерзімді сабақ жоспары"
    ["seo_title"] => string(80) "orys_tili_p_ninien_5_synypk_a_arnalg_an_chto_za_prieliest_eti_skazki_tak_yrybynd"
    ["file_id"] => string(6) "457952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518846098"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Викторина в летнем лагере  "Солнышко" СШ № 16 села Садовое - "В гостях у сказки" "
    ["seo_title"] => string(83) "viktorina-v-lietniem-laghierie-solnyshko-ssh-16-siela-sadovoie-v-ghostiakh-u-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "102626"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402538217"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока на тему "Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Премудрый пискарь". "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-na-tiemu-analiz-skazki-m-ie-saltykova-shchiedrina-priemudryi-piskar"
    ["file_id"] => string(6) "193928"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427712552"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства