Просмотр содержимого документа
«"Вечно живая сказка"»
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАМАНГАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №34
Р а з р а б о т к а у р о к а
Вечно живая сказка. 190 лет.
для 5 классов по литературе
Ледёнева Мария Вячеславовна
2019-2020 учебный год
Вечно живая сказка. 190 лет – «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина
Цель: формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
- расширить знания обучающихся о творчестве А.С. Пушкина;
- развивать у учащихся интерес к литературе, классическому искусству;
4. Н.А. Римский-Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане".
Сказки – это проверка памяти, поддерживаемая детьми и внуками
(Алексей Калин Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
(А. С. Пушкин)
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2.Целеполагание урока.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. А отправляемся мы в это путешествие по особому случаю.
Именины! Именины!
У Володи? Шуры? Нины?
У девчонок? У мальчишек?
Нет, у наших добрых книжек!
Догадались, о чём будем говорить на уроке?
- Вы согласны, что дни рождения бывают не только у людей, но и у книг?
3. Актуализация знаний.
Как и у людей, у книг бывают разные судьбы. Некоторые, не успев появиться, быстро забываются. Другие идут с нами по жизни, передаются из поколения в поколение и отмечают юбилеи.
Одним из великих людей, оставившим великое наследие, считается Александр Сергеевич Пушкин.
Его произведения живут в каждом из нас, вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников на новые произведения. Его сказки радуют нас своим волшебством, каждая из них является жизненным уроком. Подтверждением этому является следующее стихотворение:
Люблю я Пушкина творенье,
И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было, и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет!
(Нателла Якимов)
Пушкиным написано семь сказок и одна поэма-сказка. Попробуем вместе вспомнить эти сказки. 1. Жених (1825);
2. Сказка о попе и о его работнике Балде (1830);
3. Сказка о медведихе (1830-1831); 4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831);
5. Сказка о рыбаке и рыбке (1833);
6. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1833); 7. Сказка о золотом петушке (1834);
8. Руслан и Людмила (поэма, 1817-1820).
4. Введение в новую тему.
Тема нашего урока - «Вечно живая сказка», посвящена юбилейному произведению.
Попробуем вместе вычислить данное произведение.
Это – «Сказка о царе Салтане». Это произведение создано великим поэтом в 1831 году, впервые издано через год, в 1832 году. Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. В 2016 году сказка отмечает свой 185-летний юбилей.
На уроке мы попробуем понять, почему «Сказка о царе Салтане» стала и осталась популярной среди взрослых и детей.
Первоначально поэт при написании сказки хотел чередовать стих с прозой. Но потом он оставил эту идею, и у него получилась прекрасная стихотворная сказка, сказка в стихах, которая читается и запоминается легко.
Что толкнуло Пушкина написать данную сказку?
В 1831 году в Царском Селе происходил «поединок сказочников», соперниками в котором были А.С.Пушкин и В.А.Жуковский. В результате этого поединка Пушкин написал «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Жуковский написал «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Для создания сказки о Берендее Александр Сергеевич передал Жуковскому свою запись, услышанную от няни.
Велика роль няни Арины Родионовны в жизни поэта. Благодаря ей, Пушкин полюбил сказки. С её слов поэт записал несколько сказочных сюжетов. Один из них стал основой сказки о Салтане.
5. Физкультминутка
Сказка Пушкина - очень своеобразна. Александр Сергеевич создал свою сказку на фольклорном материале, она перекликается с народной сказкой. Но она из народной превращается в литературно-психологическую, в литературно-бытовую, в литературно-философскую. В пушкинскую сказку входит автор, который становится действующим лицом. Именно присутствие автора – отличительный признак литературной сказки, в то время как в народной сказке автор отсутствует. Пушкин привносит в народную сказку авторский лиризм, свои душевные движения.
Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с большим интересом изучал народные обычаи, нравы, поверья. Он даже приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.
Вот что писал он в ноябре 1824 года своему брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»
- Обратите внимание на название сказки, что вы в нём замечаете?
а) Сказка имеет длинное название, самое длинное из всех его произведений. Это свидетельствует о подражании лубочным (народным) повествованиям.
б) По названию сказки можно узнать о действующих лицах сказки.
- Но не только эти три героя присутствуют в этой сказке. Давайте вспомним всех персонажей сказки.Это царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, корабельщики, 1-ый гонец, 2-ой гонец, корабельщики, белка, коршун, тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор.
У нас получилось три группы действующих лиц: мужчины, женщины, животные. Некоторым героям мы симпатизируем, к некоторым у нас складывается отрицательное отношение. Следовательно, всех действующих лиц можно разделить на 2 группы: положительных и отрицательных.
- А теперь мне хочется, чтобы вы доказали, что эта сказка - волшебная.
В сказке происходят чудесные превращения и присутствуют три чуда (здесь - ответы детей о чудесных превращениях и о чудесах).
Сейчас мы послушаем музыку, сопровождающую все три чуда. Автор видеоролика нам представил музыкальный рассказ Римского-Корсакова.
Я думаю, что вы согласны с тем, что нам больше нравятся именно волшебные сказки, чем сказки бытовые и сказки о животных. Вот почему нам близка сказка Пушкина!
Многие строчки и отрывки из сказок Пушкина стали крылатыми фразами, они часто используются в нашей повседневной речи. Оказывается, «Сказка о царе Салтане» лидирует по количеству крылатых выражений. В современном русском языке из этой сказки используется 60 выражений, из «Сказки о рыбаке и рыбке» - около 40 выражений, из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» - около 20 крылатых выражений.
- Давайте-ка вместе попробуем привести примеры крылатых выражений из нашей сказки.
«Кабы я была царица», «А во лбу звезда горит», «А комар – то злится, злится», «Белка песенки поёт и орешки все грызет», «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой», «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт», «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом», За морем житьё не худо», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!», «Блещут маковки церквей», «Кабы я была царица», «Полет шмеля», «Ядра чистый изумруд», «Три девицы под окном», «Сказка о царе Салтане», «Гвидон», «Царь Салтан», «Буян» и т. д.
«Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой. В ней использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик с образом Василисы Премудрой.
Чертами народности отмечена и поэтическая речь: звучит мягко, задушевно, полна слов разговорного и просторечного языка, полна эпитетов, сравнений, повторов, слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:
…белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…
Встречаются народные поговорки, пословицы:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Ещё одно совпадение с народной сказкой: «Сказка о царе Салтане» заканчивается не моралью, а весёлым пиром.
К столетнему юбилею Пушкина Николай Римский-Корсаков на сюжет его сказки написал оперу «Сказка о царе Салтане». А художник Михаил Врубель, который выступил художником-постановщиком премьерного показа данной оперы, очарованный сказкой, музыкой и образом героини, в 1900 году написал картину "Царевна-Лебедь".
ПОСТАНОВКИ И ЭКРАНИЗАЦИИ
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — ОПЕРА Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА(ЛИБРЕТТО В. И. БЕЛЬСКОГО; ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ — 1900).
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — МУЛЬТФИЛЬМ (1943, «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»).
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ (1966, «МОСФИЛЬМ»; РЕЖИССЁР А. Л. ПТУШКО).
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — МУЛЬТФИЛЬМ (1984, «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»).
Интересен мультфильм про царя Салтана, который был создан в 1943 г. студией "Союзмультфильм" в черно-белом варианте, а через 41 год появился цветной римейк этого мультика.
Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, на уроке мы открыли для себя что-то новое. Мир пушкинских сказок – это мир тайн, чудес.
Мы ещё раз осознали, что «Пушкин – чудо России. Он единственный, воистину любимый…». Так сказала русская писательница и поэтесса Тэффи о великом поэте, так говорим мы.
Мы читаем и перечитываем сказки А.С.Пушкина. Мы благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.