Цель: формирование ключевых компетенций: критической, информационной, коммуникативной, речевой через работу с художественным текстом.
Задачи:
1.образовательная: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пискарь», идейно-художественное своеобразие произведения; формировать навык работы с художественным текстом, проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа;
2.развивающая: формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы «здесь и сейчас»; развивать диалогическую и монологическую речь; развивать интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус; формировать нравственные качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции;
3.воспитательная: осмыслить на новом для обучающихся уровне понятия «честь» в сопоставлении с собственными представлениями и представлениями литературных героев; формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и микроколлективе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: тексты сказки; портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, карточки с заданиями по группам, раздаточный материал с пословицами для учащихся
1. Вступительное слово преподавателя.
Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чьё творчество относят к числу особо сложных.
Не секрет, что за именем скрывается противоречие.
(обращение к эпиграфу, размещенному на доске)
Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья. (Н.А. Некрасов)
Среди современных молодых людей бытует живучее представление о Салтыкове-Щедрине, как о трудном, сложном, « запутанном», однообразном писателе.
С другой стороны, события, происходящие в нашей стране, в мире, все больше и больше побуждают нас вспомнить желчную сатиру Щедрина, образы его сказок всплывают в памяти. И слова самого Щедрина: «Я литератор действующий!» - подтверждаются настоящим временем.
Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать собственное представление о великом мастере слова.
II. Подготовка к усвоению новых знаний.
Работа с названиями сказок.
• Перечислите название сказок Салтыкова- Щедрина
О чем сказки Щедрина? (Много политических терминов, то есть эти сказки связаны с политикой, жизнью общества, вопросами этики, морали человеческого общежития).
III. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени.
1) Что такое сказка? Что побудило Салтыкова-Щедрина создавать жанр сказки?
Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры, ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина посвящена определенному общественному явлению.
Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным? ( )
Какое это было время? (время «страшной эпохи». Почему «страшной»?)
«Уж очень худое время наступает», – замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 года. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются «борцами с изменой».
Прочитайте, как характеризовал это время Салтыков-Щедрин в сатирических очерках «Письма к тетеньке»: «Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых встают какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут – они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ – куда хочешь. Всем как-то все равно».
4) Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель-сатирик берется напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой.
Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент.
IV. Самостоятельный анализ художественного текста сказки
* Смысл заглавия сказки.
- В чем смысл заглавия сказки, значение эпитета «премудрый»
- Подберите синонимы к этому слову. (Умный, мудрый, башковитый, толковый и т.п.)
- А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.)
Салтыков-Щедрин называет своего героя «премудрым», но какой смысл вкладывает в это слово? (Иронический, насмешливый, язвительный.)
Какие эпизоды сказки вам запомнились, показались интересными?
С текстом сказки вы знакомы, поэтому, думаю, справитесь с заданием
«Лови ошибку»
Каждый из Вас находится в микрогруппе, которой предстоит попытаться исправить допущенные мною ошибки в тексте сказки
Карточка №1
Карточка №2
(Приложение №1 )
• Нравственные проблемы, поднимаемые Щедриным.
Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомним и приведём в соответствие автора, произведение и завет, взятый из этих произведений. (работа в группах, затем озвучиваем)
(на доске)
А.С. Пушкин «Горе от ума» «Угождай всем людям без изъятья»
А.С. Грибоедов «Мертвые души» «Береги честь смолоду»
Н.В. Гоголь «Капитанская дочка» «Береги копейку, она все прошибет»
* Жизненная позиция премудрого пескаря.
А какой наказ дали пескарю?
(«Гляди в оба.»)
• Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?
Задание: прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? Отметьте(затем озвучиваем)
(работа в группе)
Пословицы. Карточка №1
Пословицы. Карточка №2
(Приложение №2 )
Итак, главный мотив пескариного завета – предостерегающий от массы жизненных опасностей и невзгод, призывающий заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.
Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, равнодушных людей.) Каков их главный порок? (Равнодушие.)
В книге Б. Ясенского «Заговор равнодушных» есть слова: «Не опасайся друга – он может только предать. Не бойся врага – он может только убить. А бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства».
Что вы скажете об этой мысли?
- Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!
Так можем ли мы согласиться с тем, что «премудрые пескари» безвредны?
V. Итог урока. Рефлексия.
Какой нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.
Предполагаемый ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.
Можно ли назвать такое жалкое прозябание жизнью?
А Вы живете «действительною жизнью»?
«Действительно живет только тот, кто пользуется благами жизни открыто…, а не тот, кто урывками… крадет выбрасываемые на дорогу крохи…»
Домашнее задание
Повторить изученное, подготовиться к проверочной работе
Приложение №1
Карточка № 1
Пословицы
1. Хочешь жить – умей вертеться.
2. Моя хата с краю.
3. Иди вперед, а оглядывайся назад.
4. Берегись бед, пока их нет.
5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.
6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)
7. Береги себя пуще глазу.
8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)
9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)
10. Был, не был, а и след заглох.
Карточка №2
Пословицы
1. Береженого и Бог бережет
2. Будь ниже травы, тише воды.
3. Голова не карниз, не приставишь.
4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.
5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)
6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески. (мордовская)
7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил. (греческая)
8. Уши выше лба не растут.
9. С сильным не борись.
10. По рогожке следует протягивать ножки.
Приложение№2
Карточка №1
По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
«Лови ошибку»
« А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда не обернется – везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех больше; всякую рыбу он заглотать может, а его - никто.»
Карточка №2
По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
«Лови ошибку»
«И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»… Но этого было мало: он женился, имел детей, хотя у отца его семьи не было.»