kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Премудрый пискарь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование ключевых компетенций: критической, информационной, коммуникативной, речевой через работу с художественным текстом.

Задачи:

1.образовательная: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пискарь», идейно-художественное своеобразие произведения; формировать навык работы с художественным текстом, проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа;

2.развивающая: формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы «здесь и сейчас»; развивать диалогическую и монологическую речь; развивать интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус; формировать нравственные качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции;

3.воспитательная: осмыслить на новом для обучающихся уровне понятия «честь» в сопоставлении с собственными представлениями и представлениями литературных героев; формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и микроколлективе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тексты сказки; портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, карточки с заданиями по группам, раздаточный материал с пословицами для учащихся

1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чьё творчество относят к числу особо сложных.

Не секрет, что за именем скрывается противоречие.

(обращение к эпиграфу, размещенному на доске)

Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья. (Н.А. Некрасов)

Среди современных молодых людей бытует живучее представление о Салтыкове-Щедрине, как о трудном, сложном, « запутанном», однообразном писателе.

С другой стороны, события, происходящие в нашей стране, в мире, все больше и больше побуждают нас вспомнить желчную сатиру Щедрина, образы его сказок всплывают в памяти. И слова самого Щедрина: «Я литератор действующий!» - подтверждаются настоящим временем.

Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать собственное представление о великом мастере слова.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Работа с названиями сказок.

• Перечислите название сказок Салтыкова- Щедрина

О чем сказки Щедрина? (Много политических терминов, то есть эти сказки связаны с политикой, жизнью общества, вопросами этики, морали человеческого общежития).

III. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени.

1) Что такое сказка? Что побудило Салтыкова-Щедрина создавать жанр сказки?

Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры, ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина посвящена определенному общественному явлению.

Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным? ( )

Какое это было время? (время «страшной эпохи». Почему «страшной»?)

«Уж очень худое время наступает», – замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 года. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются «борцами с изменой».

Прочитайте, как характеризовал это время Салтыков-Щедрин в сатирических очерках «Письма к тетеньке»: «Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых встают какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут – они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ – куда хочешь. Всем как-то все равно».

4) Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель-сатирик берется напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой.

Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент.

IV. Самостоятельный анализ художественного текста сказки

* Смысл заглавия сказки.

- В чем смысл заглавия сказки, значение эпитета «премудрый»

- Подберите синонимы к этому слову. (Умный, мудрый, башковитый, толковый и т.п.)

- А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.)

Салтыков-Щедрин называет своего героя «премудрым», но какой смысл вкладывает в это слово? (Иронический, насмешливый, язвительный.)

Какие эпизоды сказки вам запомнились, показались интересными?

С текстом сказки вы знакомы, поэтому, думаю, справитесь с заданием

«Лови ошибку»

Каждый из Вас находится в микрогруппе, которой предстоит попытаться исправить допущенные мною ошибки в тексте сказки

Карточка №1

Карточка №2

(Приложение №1 )

• Нравственные проблемы, поднимаемые Щедриным.

Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомним и приведём в соответствие автора, произведение и завет, взятый из этих произведений. (работа в группах, затем озвучиваем)

(на доске)

А.С. Пушкин «Горе от ума» «Угождай всем людям без изъятья»

А.С. Грибоедов «Мертвые души» «Береги честь смолоду»

Н.В. Гоголь «Капитанская дочка» «Береги копейку, она все прошибет»

* Жизненная позиция премудрого пескаря.

А какой наказ дали пескарю?

(«Гляди в оба.»)

• Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?

Задание: прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? Отметьте(затем озвучиваем)

(работа в группе)

Пословицы. Карточка №1

Пословицы. Карточка №2

(Приложение №2 )

Итак, главный мотив пескариного завета – предостерегающий от массы жизненных опасностей и невзгод, призывающий заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.

Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, равнодушных людей.) Каков их главный порок? (Равнодушие.)

В книге Б. Ясенского «Заговор равнодушных» есть слова: «Не опасайся друга – он может только предать. Не бойся врага – он может только убить. А бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства».

Что вы скажете об этой мысли?

- Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!

Так можем ли мы согласиться с тем, что «премудрые пескари» безвредны?

V. Итог урока. Рефлексия.

Какой нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.

Предполагаемый ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

Можно ли назвать такое жалкое прозябание жизнью?

А Вы живете «действительною жизнью»?

«Действительно живет только тот, кто пользуется благами жизни открыто…, а не тот, кто урывками… крадет выбрасываемые на дорогу крохи…»

Домашнее задание

Повторить изученное, подготовиться к проверочной работе

Приложение №1

Карточка № 1

Пословицы

1. Хочешь жить – умей вертеться.

2. Моя хата с краю.

3. Иди вперед, а оглядывайся назад.

4. Берегись бед, пока их нет.

5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.

6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)

7. Береги себя пуще глазу.

8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)

9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)

10. Был, не был, а и след заглох.

Карточка №2

Пословицы

1. Береженого и Бог бережет

2. Будь ниже травы, тише воды.

3. Голова не карниз, не приставишь.

4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.

5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)

6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески. (мордовская)

7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил. (греческая)

8. Уши выше лба не растут.

9. С сильным не борись.

10. По рогожке следует протягивать ножки.

Приложение№2

Карточка №1

По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

«Лови ошибку»

« А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда не обернется – везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех больше; всякую рыбу он заглотать может, а его - никто.»

Карточка №2

По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

«Лови ошибку»

«И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»… Но этого было мало: он женился, имел детей, хотя у отца его семьи не было.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Премудрый пискарь". »

Тема: Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

Цель: формирование ключевых компетенций: критической, информационной, коммуникативной, речевой через работу с художественным текстом.

Задачи:

1.образовательная: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пискарь», идейно-художественное своеобразие произведения; формировать навык работы с художественным текстом, проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа;

2.развивающая: формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы «здесь и сейчас»; развивать диалогическую и монологическую речь; развивать интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус; формировать нравственные качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции;

3.воспитательная: осмыслить на новом для обучающихся уровне понятия «честь» в сопоставлении с собственными представлениями и представлениями литературных героев; формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и микроколлективе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тексты сказки; портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, карточки с заданиями по группам, раздаточный материал с пословицами для учащихся

1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чьё творчество относят к числу особо сложных.

Не секрет, что за именем скрывается противоречие.

(обращение к эпиграфу, размещенному на доске)

Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья. (Н.А. Некрасов)

Среди современных молодых людей бытует живучее представление о Салтыкове-Щедрине, как о трудном, сложном, « запутанном», однообразном писателе.

С другой стороны, события, происходящие в нашей стране, в мире, все больше и больше побуждают нас вспомнить желчную сатиру Щедрина, образы его сказок всплывают в памяти. И слова самого Щедрина: «Я литератор действующий!» - подтверждаются настоящим временем.

Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать собственное представление о великом мастере слова.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Работа с названиями сказок.

• Перечислите название сказок Салтыкова- Щедрина

О чем сказки Щедрина? (Много политических терминов, то есть эти сказки связаны с политикой, жизнью общества, вопросами этики, морали человеческого общежития).

III. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени.

1) Что такое сказка? Что побудило Салтыкова-Щедрина создавать жанр сказки?

Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры, ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина посвящена определенному общественному явлению.

Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным? ( )

Какое это было время? (время «страшной эпохи». Почему «страшной»?)

«Уж очень худое время наступает», – замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 года. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются «борцами с изменой».

Прочитайте, как характеризовал это время Салтыков-Щедрин в сатирических очерках «Письма к тетеньке»: «Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых встают какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут – они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ – куда хочешь. Всем как-то все равно».

4) Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель-сатирик берется напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой.

Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент.

IV. Самостоятельный анализ художественного текста сказки

* Смысл заглавия сказки.

- В чем смысл заглавия сказки, значение эпитета «премудрый»

- Подберите синонимы к этому слову. (Умный, мудрый, башковитый, толковый и т.п.)

- А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.)

Салтыков-Щедрин называет своего героя «премудрым», но какой смысл вкладывает в это слово? (Иронический, насмешливый, язвительный.)

Какие эпизоды сказки вам запомнились, показались интересными?

С текстом сказки вы знакомы, поэтому, думаю, справитесь с заданием

«Лови ошибку»

Каждый из Вас находится в микрогруппе, которой предстоит попытаться исправить допущенные мною ошибки в тексте сказки

Карточка №1

Карточка №2

(Приложение №1 )

• Нравственные проблемы, поднимаемые Щедриным.

Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомним и приведём в соответствие автора, произведение и завет, взятый из этих произведений. (работа в группах, затем озвучиваем)

(на доске)

А.С. Пушкин «Горе от ума» «Угождай всем людям без изъятья»

А.С. Грибоедов «Мертвые души» «Береги честь смолоду»

Н.В. Гоголь «Капитанская дочка» «Береги копейку, она все прошибет»

* Жизненная позиция премудрого пескаря.

А какой наказ дали пескарю?

(«Гляди в оба...»)

• Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?

Задание: прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? Отметьте(затем озвучиваем)

(работа в группе)

Пословицы. Карточка №1

Пословицы. Карточка №2

(Приложение №2 )

Итак, главный мотив пескариного завета – предостерегающий от массы жизненных опасностей и невзгод, призывающий заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.

Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, равнодушных людей.) Каков их главный порок? (Равнодушие.)

В книге Б. Ясенского «Заговор равнодушных» есть слова: «Не опасайся друга – он может только предать. Не бойся врага – он может только убить. А бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства».

Что вы скажете об этой мысли?

- Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!

Так можем ли мы согласиться с тем, что «премудрые пескари» безвредны?

V. Итог урока. Рефлексия.

Какой нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.

Предполагаемый ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

Можно ли назвать такое жалкое прозябание жизнью?

А Вы живете «действительною жизнью»?



«Действительно живет только тот, кто пользуется благами жизни открыто…, а не тот, кто урывками… крадет выбрасываемые на дорогу крохи…»

Домашнее задание

Повторить изученное, подготовиться к проверочной работе



Приложение №1

Карточка № 1

Пословицы

1. Хочешь жить – умей вертеться.

2. Моя хата с краю.

3. Иди вперед, а оглядывайся назад.

4. Берегись бед, пока их нет.

5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.

6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)

7. Береги себя пуще глазу.

8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)

9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)

10. Был, не был, а и след заглох.



Карточка №2

Пословицы

1. Береженого и Бог бережет

2. Будь ниже травы, тише воды.

3. Голова не карниз, не приставишь.

4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.

5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)

6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески. (мордовская)

7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил. (греческая)

8. Уши выше лба не растут.

9. С сильным не борись.

10. По рогожке следует протягивать ножки.



Приложение№2

Карточка №1

По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

«Лови ошибку»

« А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда не обернется – везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех больше; всякую рыбу он заглотать может, а его - никто.»



Карточка №2

По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

«Лови ошибку»

«И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»… Но этого было мало: он женился, имел детей, хотя у отца его семьи не было.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Премудрый пискарь".

Автор: Киселева Татьяна Владимировна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193928


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства