kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.Г. Короленко. "В дурном обществе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - показать «внутреннее движение» героя; провести синтез и углубление знаний об образе главного героя; раскрыть тему нравственного взросления юных героев; подготовить к написанию домашнего сочинения. Учащиеся должны научиться выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.Г. Короленко. "В дурном обществе".»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся


Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, суворовцы. Сегодня у нас с вами заключительный урок по повести Короленко “В дурном обществе”. Мы разделились на три команды. I команда будет представлять жизнь детей из благополучной и обездоленной семей (Вася, Валек, Маруся, Соня). II команда - Два отца: Тыбурций и судья. III команда – Какие уроки нравственности мы можем извлечь из этого произведения. (Ваша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения).


Проявление интереса к материалу изучения

Актуализация

знаний

Когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

- Для чего нужно обращать внимание на все это?

Образ литературного героя - одно из художественных средств его характеристики.

Слайд: (Из чего состоит образ литературного героя). При создании образа литературного героя I и II команда должна обратить внимание на портретную характеристику: не только на внешний вид, но и зачитать из учебника внутренние переживания, поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимику; отношение других действующих лиц к данному герою; обстановку.


- Внешний вид, одежда…

- Нет

- На поступки, на отношение к окружающим людям…


-Чтобы понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…

Целеполагание.


Определите тему урока.

Цель урока - показать «внутреннее движение» героя; провести синтез и углубление знаний об образе главного героя; раскрыть тему нравственного взросления юных героев; подготовить к написанию домашнего сочинения. Учащиеся должны научиться выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста.


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.


Практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Вспомогательные вопросы для I команды.

ВАСЯ.

Каким ощущал себя Вася до встречи с Валеком и Марусей? - Каким мы видим Васю в начале повести?

Каким он стал? Каким мы видим его в конце повести?

Первая встреча с «детьми подземелья». С кем познакомился Вася в развалинах? Почему не произошла драка?

Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие, воруют, чтобы прожить?

 Что Вася смог своей дружбой дать детям подземелья?

































ВАЛЕК

  • Почему Валек проникся доверием к Васе?

  • Найдите в тексте и зачитайте описание Валека.

  • Каким образом Валек помогает Васе становиться лучше?

  • Как Вася заботится о своей сестре?

  • Почему Вася, твердо знающий, что «воровать нехорошо», не может осудить своих новых друзей, назвать их «дурными»?

  • Осуждаете ли Вы Валека за воровство? Почему?

  • Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?








МАРУСЯ:

Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует автор при описании Маруси?










Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи? Прочитайте, как изменилось состояние Маруси с появлением куклы.






Как вы думаете, почему Вася не смог забрать у больной девочки куклу. Ведь он знал, что, если вовремя он не принесёт куклу домой, то его ждет наказание.




Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?












ВАСЯ

Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания героя нет в повести. Вася – смелый мальчик, честный, добрый, он умеет держать слово. В этот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. В эпизоде с куклой главный герой показан как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрение ради того, чтобы его маленькая подружка могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни.

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.


«Я же рос, как дикое деревце в поле».

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

«С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…».

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

«Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…».


Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.

Глава «Кукла» — кульминация повести.

Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.


ВАЛЕК

Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека».

Что дала дружба с Васей Валеку и Марусе?

Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными: Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей.


МАРУСЯ

«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...». Смех, как колокольчик.

В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой. Маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет.


«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».


«Как только я вынул куклу из рук лежащей девочки в забытье девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как-будто не видя меня, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место».


Вася сравнивал Марусю со своей сестрой, которой тоже было четыре года: «моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодная. За ней ухаживал брат Валек.

Первичное закрепление.

III команда делает вывод.

Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Почему у Валека и Маруси не было настоящих друзей?

Какие чувства вызывает у вас понятие «серый камень»?

Как вы понимаете, что такое общество?

А что такое «дурное общество»?

А какие поступки мы считаем добрыми?

А злыми?

Как вы думаете, где существуют добро и зло - во внешнем окружающем нас мире или в душе человека?

Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?


Исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света.

Цицерон.

Шукшин говорил: «Не было бы на земле хороших людей, жизнь давно бы прекратила своё существование».



На примере повести Короленко показал, чтобы голод,   безвыходность,  одиночество исчезло из жизни детей.

Он хотел, чтобы мы глазами Васи увидели страшный мир обездоленных детей. Чтобы мы, встретив таких детей на улице, протянули им руку помощи, были к ним милосердны.

Вывод: Если бы люди жили по законам человеческого сердца, поступали, как велит им совесть, то не было бы серых камней.

Вы до сих пор считаете Валека и Марусю «дурным обществом»? Ученики: Нет. Вася живет по законам своего сердца и откликается на сердечное участие, тепло и внимание того, кого называют «дурным обществом».

Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

«Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

«Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.

Как мы можем назвать дорогу, которой шел Вася? (Дорога добра, милосердия, сострадания, любви).

Мы сделали вывод, что Вася изменился, стал милосердным, отзывчивым, стал по-другому относиться к людям. Какое понятие объединяет все названные качества? (Нравственность).

Перечислите еще раз качества, которыми должен обладать нравственный человек?

Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь.

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.




Создание проблемной ситуации.

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней.

Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? 

Чем они в основном занимались? 

Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? 

  • На что прежде всего автор обратил наше внимание. 

  • Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба?

  • Сравните поведение Тыбурция и судьи по отношению к детям.

































Драма Васи и его отца.

Портрет судьи.

Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?

Каково мнение о нем в городе?

А что с этим судьей происходит дома? 

Какие законы он нарушает? Обратимся к тексту. Прочитайте, как судья становится преступником.

Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. 

В чем заключается драма Васи и его отца? 

Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом?


В первой главе автор подробно описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом «некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... а малый, очень это была крупная ссора!» Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя «старым беззубым зверем в его последней берлоге», не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего «родового гнезда». Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.



Васин отец - судья. Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.

Честный, даже графа засудил, а старухе Иванихе велел стул принести.

Он отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству и сам нарушает законы, значит, становится преступником.

Какие законы он нарушает? (Нравственные.)

-На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)

Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости. Сначала отец не замечал сына из-за большой любви к жене, а когда она умерла, - из-за большого горя.

-В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына).

Тыбурций рассказал судье о Васином участии в жизни Маруси и Валека, а также - с какой целью Вася взял куклу. Отец по-другому взглянул на сына и понял свою ошибку.







Закрепление материала.

III группа.

Действительно ли это общество оказалось «дурным» для Васи?

Пан Тыбурций произносит загадочные слова: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». Как вы понимаете эти слова?

Докажите, что жизнь Васи стала намного счастливей. (Чтение отрывка).

Как изменились отношения Васи с отцом?

Милосердие, проявленное Васей, затронуло душу отца, заставило его открыться навстречу сыну.

Вывод: встреча с Валеком и Марусей изменила всю жизнь Васи, помогла ему обрести любовь отца, тепло и уют в семье, дом, которого ему так не хватало. Но в этом заслуга и самого Васи. Он прошел длинную дорогу от одинокого, замкнутого в своем горе ребенка до человека, который остро чувствует боль других людей, готов даже на самопожертвование, чтобы помочь своим друзьям, скрасить последние дни жизни бедной девочки.


Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы.

























Домашнее задание: Написать сочинение на тему: История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.






Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово.

ЧЕСТЬ, МУЖЕСТВО, СМЕЛОСТЬ, ВЕРНОСТЬ СЛОВУ, ВЁЛ СЕБЯ, КАК РАЗВЕДЧИК – эти качества присущи Васе. Вам, как защитникам Отечества, они пригодятся.

Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

« Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества. «Голод», «холод», «боль», «страх», «ужас», «безжалостность», «черствость», «равнодушие», «жестокость», «бесчувствие», «несправедливость»

Вася понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют), потому что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)

-Что такое милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В.Г. Короленко. "В дурном обществе".

Автор: Бусыгина Екатерина Александровна

Дата: 28.09.2019

Номер свидетельства: 521214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока на тему "Тема семьи и дружбы в повести В.Г. Короленко «Дурное общество»""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_tema_semi_i_druzhby_v_povesti_v_g_korolenko_durnoe_obshch"
    ["file_id"] => string(6) "612091"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1661330535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Презентация к уроку по литературе в 5 классе по повести В.Г.Короленко " дурном обществе""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_po_litieraturie_v_5_klassie_po_poviesti_v_g_korolienko_d"
    ["file_id"] => string(6) "461134"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1520595128"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "план - конспект урока "В дурном обществе" "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-konspiekt-uroka-v-durnom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "173426"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423993687"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Кроссворд по повести В.Г.Короленко  “В дурном обществе“"
    ["seo_title"] => string(51) "krossvordpopoviestivgkorolienkovdurnomobshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "310017"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1458909608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок: О чём говорит название «В дурном обществе»? (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_o_chiom_govorit_nazvanie_v_durnom_obshchestve_povest_v_g_korolenko_v_durnom"
    ["file_id"] => string(6) "525157"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572543365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства