kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок: О чём говорит название «В дурном обществе»? (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература 5 класс

 

Тема урока: О чём говорит название «В дурном обществе»?

(повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Просмотр содержимого документа
«Урок: О чём говорит название «В дурном обществе»? (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)»

Литература 5 класс

Учитель русского языка и литературы О.Е.Харченко

Тема урока: О чём говорит название «В дурном обществе»?

(повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока



На данном уроке: говорят о человеке и его месте в обществе на примере повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.








































































































































2. Работа с текстом во время чтения.

























































- Мы подошли к новой, очень важной части нашего учебника. Как вы думаете, почему она важна? О чём говорит название?

(Название говорит о том, что человек должен понимать, что живёт среди людей)

- Давайте прочтём статью на стр. 24-26 (индивидуальная работа) и ответим на следующие вопросы:

- Почему человек должен понимать, что живёт среди людей?

-

- По какому принципу можно объединить литературу, изученную нами в разных разделах? О чём она рассказывает, на Ваш взгляд?

Информация для учителя:

(Связь прямая: литература помогает осознавать многогранность жизни, понимать людей, анализировать собственные поступки, говорит о вечных ценностях, о том, что мы в ответе за других.

- Как вы думаете, о чём расскажет нам повесть Короленко? (предполагаем по названию и по содержанию новой части учебника).

Формулируем тему урока: О чём говорит название «В дурном обществе?»


- Давайте, для того, чтобы раскрыть тему урока, попробуем заглянуть в прошлое самого писателя.

Владимир Галактионович Короленко (1853–1921) родился 27 июля 1853 года на Украине, в городе Житомире Волынской губернии. Учился сначала в частном пансионе, затем в житомирской гимназии. Когда Короленко исполнилось тринадцать лет, его отца перевели по службе в маленький уездный городок Ровно, где будущий писатель окончил с серебряной медалью реальную гимназию. Отец писателя, чиновник судебного ведомства, отличался высокой культурой и неподкупной честностью, что в глазах прочих чиновников делало его чудаком. Когда он умер (Короленко было 15 лет), семья осталась почти в нищете.

В детстве Короленко мечтал стать героем, пострадать за родной народ. Впоследствии он называл себя «маленьким романтиком». Известно, что однажды он помогал укрыться в заброшенном сарае

крепостному мальчику, бежавшему от злого пана.

В 1871 году Короленко переехал в Петербург и поступил в Технологический институт, но вскоре был вынужден оставить его, так как нечем было платить за учёбу. «В Петербург я приехал с семнадцатью рублями, – вспоминал писатель, – и два года прошло в трудовой борьбе с нуждой». Он раскрашивал ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой.

В 1874 году Короленко переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию, где слушает лекции великого учёного-ботаника К.А. Тимирязева. По поручению Тимирязева Короленко рисует для его лекций демонстрационные

таблицы и тем зарабатывает на жизнь.

В академии В.Г. Короленко сближается с революционно настроенной молодежью и участвует в составлении коллективного протеста студентов против порядков в академии. За это в 1876 году он был исключён из академии, арестован и выслан из Москвы. По прошествии года Короленко приезжает в Петербург (год жил в Вологодской губернии и в Кронштадте под надзором полиции), но в 1879 году он снова арестован по подозрению в печатании и распространении революционных воззваний и сослан в Вятскую губернию. В эти годы В.Г. Короленко начинает писать свои первые рассказы.

В ссылке Короленко был поставлен в тяжелейшие условия: полиция читает его письма, устраивает обыски, подслушивает разговоры. Но упорство, вера в свои силы, умение трудиться помогают молодому писателю. «...живём ли мы изо дня в день, как придётся, или есть у нас желание и сила поработать, над собой хотя бы, есть цель впереди? –Есть. Можно ли работать над собой, стремиться и «достигать» в этом направлении в нынешней обстановке? – Можно, можно везде, где есть люди», – писал Короленко сёстрам.

В 1880 году Короленко обвиняют в недозволенных отлучках с места ссылки и сажают в политическую тюрьму, потом отправляют на поселение в Пермскую губернию. 1 марта 1881 года был убит Александр

II. Политических ссыльных приводили к специальной присяге новому императору Александру III. Короленко присягать отказывается.

«Совесть запрещает мне...», «Я не мог поступить иначе» – так объясняет он родным свой отказ.

За это 11 августа 1881 года писателя опять арестуют, именуют «государственным преступником» и увозят в Сибирь. В декабре того же года он был доставлен в слободу Амгу, в Якутию. Здесь он живёт, шьёт сапоги, пашет землю, знакомится с жизнью якутского народа, изучает якутский язык и фольклор, работает над рассказами

«Убивец», «Сон Макара», повестью «В дурном обществе» (1881– 1885).

В 1885 году Короленко разрешили возвратиться в Европейскую Россию без права жительства в столичных городах. Он поселился в Нижнем Новгороде, где прожил более десяти лет. Здесь он и написал рассказ «Фёдор Бесприютный» (1885–886), а также свою знаменитую повесть «Слепой музыкант» (1886), рассказ «Река играет» (1891) и т.д.

Ссылки и тюрьмы не убили в Короленко его мужества и чувства справедливости. В 90-х годах семь крестьян-удмуртов из селения Мултан были обвинены в ритуальном убийстве и осуждены на каторжные работы. В.Г.Короленко вмешался в «мултанское дело», защищал крестьян в печати, писал резкие статьи, направленные против несправедливости царского суда, добился пересмотра дела и оправдания крестьян.

В 1896 году Короленко переезжает в Петербург, а с 1900 года живёт в Полтаве, продолжая следить за жизнью страны.

В 1902 году Короленко выступает с протестом против отмены выборов М. Горького в члены Академии наук. Как почётный академик по разряду изящной словесности Короленко участвовал в избрании Горького, но выборы были отменены по приказу царя Николая II, так как Горький был связан с революционными кругами. Появилось сообщение об отмене выборов, объявлено об этом было от лица Академии. Получилось, что все академики, в том числе Короленко, отменяли своё решение без какого-либо обсуждения. Короленко был возмущён, специально приехал в Петербург и вышел из состава Академии в знак протеста: «...моя совесть, как писателя, не может примириться с молчаливым признанием принадлежности мне взгляда, противоположного моему действительному убеждению...»

Эти и многие другие факты из жизни В.Г. Короленко, в том числе его многочисленные выступления в защиту крестьян, сделали писателя одним из самых уважаемых людей в России. Умер Короленко 25 декабря 1921 года в Полтаве. Он оставил о себе память как о благородном друге и защитнике всех угнетённых.

В заключение необходимо сообщить, что под названием Княжье-Вено писатель, как он указывает в автобиографии, изобразил город Ровно, где он учился в гимназии. В образе Васиного отца сказались многие характерные черты отца писателя, в первую очередь честность и неподкупность.



Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. (С шести лет, в самое важное время взросления, он был лишён материнской заботы). Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, (давайте вспомним, какие особенности у одиноко растущего в поле деревца? Его треплет ветер, рядом никого, но оно более сильное, независимое, раскидистое, чем деревья в лесу) - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. (Писатель описывает город Ровно, где прошло его детство) Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду (имеются в виду князья Любомирские) и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края (…)

Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами (имеются в виду Ровенские пруды. Их требовалось регулярно чистить, чем после Любомирских никто не занимался), и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». (Как вы думаете, что это такое?) Сонный инвалид (инвалидами в то время называли солдат, ушедших с действительной службы по старости или здоровью), порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты (ничего не происходит), лениво поднимает шлагбаум, и - вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. В (Почему?) О (местность не похожа на город?) Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. П (как вы думаете, что такое хатка?) Далее широкая площадь зияет В (почему зияет?) О в разных местах темными воротами еврейских "заезжих домов" П (Значит, сама площадь светлых оттенков) , казенные учреждения наводят уныние В (чем?) О своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. П Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. (…)

В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная униатская часовня. Это была родная дочь расстилавшегося в долине собственно обывательского города. Некогда в ней собирались, по звону колокола, горожане… Теперь … у нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. (Представили?)


- Что говорит Вася о себе и своем отце в начале главы «Развалины»?

- В главе «Я и мой отец» Вася признаётся, что «желал, но не мог

почувствовать родную душу» в собственном отце. Докажите, что

Вася, действительно, желал этого.

- Составьте литературный портрет пана Тыбурция. Какие противоречия вы увидели в его облике?

- Что мешало Васе и его отцу обрести друг друга? Почему все

попытки отца заняться воспитанием сына «кончались неудачей»?

- Докажите, что Вася вовсе не был ≪негодным мальчишкой≫.

- Обратите внимание на его воспоминания о матери. С какой целью

В.Г. Короленко четыре раза повторяет фразу «О да, я помнил её!»? – По какой причине автор пишет свою повесть от первого лица?

Информация для учителя.

Драма Васи и Васиного отца состоит в ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью Васиной матери. Вася временами хочет обрести в отце родного человека: ≪Временами что-то как будто подымалось у меня в груди; мне хотелось, чтоб он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди, и, быть может, мы вместе заплакали бы – ребёнок и суровый мужчина – о нашей общей утрате≫. Порой Васе становится ужасно жаль отца, однажды он даже сделал попытку броситься к нему, но отец постоянно отталкивает сына.

В.Г. Короленко сделал ряд тонких наблюдений над внутренним миром, чувствами человека. Васиного отца, безусловно, жаль. Он безумно любил свою жену, и теперь ему кажется, что он всё потерял. На дочь он обращает внимание, потому что она похожа на мать, сына не замечает совсем. («Он слишком любил её, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжёлое горе».) Почему отец так легко поверил, что Вася – «дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем»?

Может быть, легче было таким образом снять с себя ответственность.

Васиному отцу хотелось в тот момент одного: остаться наедине со своим горем; он не мог осознать, что двое сирот, маленьких детей, нуждаются в нём, особенно сын, который был постарше и всё уже понимал. Может быть, и ему, взрослому человеку, сломленному горем, стало бы легче вместе с детьми. Обвиняя Васю в эгоизме, не грешил ли этим он сам?

Его попытки заняться воспитанием сына заканчивались неудачей, потому что Вася чувствовал холодность и неискренность отца («... сознание, что он должен, но не может заняться мною, должен любить меня, но не находит для этой любви угла в своём сердце, ещё увеличивало его нерасположение»). При этом Вася вовсе не был эгоистом и негодным мальчишкой. Чтобы показать душевное состояние мальчика, В.Г. Короленко пишет повесть от первого лица, вводит в неё воспоминания Васи о матери, такие поэтичные и горькие. Четыре раза повторяет он фразу: «О да, я помнил её!», показывая таким образом, что рана в душе Васи не заживает, усиливая впечатление, произведённое детскими воспоминаниями на читателя. Внутренний мир

ребёнка, открытый читателю, скрыт от отца, не пожелавшего в него

проникнуть. В этом причина драматического разлада между отцом и сыном.

- Как вы думаете, насколько соотносятся образы Васи и его отца с семьёй В.Г. Короленко?

- Составьте литературный портрет отца Васи и сравните с портретом пана Тыбурция. Можно ли предположить между ними сходство, и если можно – то в чём?

III. Итог урока.

Мы определили общие черты между героями повести «В дурном обществе» и писателем В.Г. Короленко и его семьёй. Мы доказали, что самое главное для человека – забота о другом человеке, и это то, что объединяет прочитанную нами литературу.



IV. Домашнее задание

В качестве домашнего задания

Полностью прочитайте повесть В.Г. Короленко, подготовьтесь к выделению смыслов текста



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Харченко Ольга Евгеньевна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525157

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства