Учащиеся заранее подготовились к анализу и восприятию текста первых четырех глав повести. Основная часть урока построена в виде репродуктивно-эвристической беседы. На уроке организовано творческое чтение с той целью, чтобы детальней охарактеризовать и проанализировать образы героев произведения. Подведение итогов урока организовано при помощи репродуктивной беседы, в которой ребята подводят итог о качествах, которые приобрел главный герой во время дружбы с младшими представителями «Дурного общества».
Знания, полученные учениками на данном уроке, будут способствовать усвоению материала последующих уроков в системе изучения повести «Дурное общество».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
1. Организационный этап | Метод: слово учителя Прием: приветственное, вводное, ведущее Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы приступаем к изучению творчества В.Г. Короленко и знакомимся с его повестью «В дурном обществе». Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему урока. | Образец письменной записи: Двадцать шестое февраля Классная работа Тема семьи и дружбы в повести В.Г. Короленко «Дурное общество» | Дата, вид и тема урока на доске справа |
2. Проверка домашнего задания | Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа На дом вам было задано прочесть биографическую справку о Владимире Галактионовиче Короленко. Обратите внимание на слайд, на нем вы видите годы жизни и портреты писателя. Какие факты из жизни и творчества писателя вам запомнились больше всего? Почему? | Образец устного ответа: Больше всего мне запомнился тот факт, что В.Г. Короленко был знаком с А.П. Чеховым, которому он прислал свою книгу «Очерки и рассказы». Также запомнилось, что писатель прошёл трудную школу жизни: сблизившись с революционно настроенной молодёжью, он был сослан в Сибирь, где и начал работу над своими первыми рассказами. Главным делом жизни В.Г. Короленко после ссылки стало отстаивание человеческих прав. | Слайд 2: |
| Хорошо, дома вы также прочитали повесть В.Г. Короленко «В Дурном обществе», которая имеет и другое название – «Дети подземелья». Понравилась ли она вам? Почему? Какие герои вам запомнились больше всего? Какие эмоции у вас остались после прочтения? | Образец устного ответа: Мне понравилась повесть. Проблема социального неравенства, поднятая В.Г. Короленко, позволила каждому задуматься уже в юном возрасте о взрослых проблемах. Произведение учит проявлять милосердие и доброту и к своим близким, и к тем, кто оказался в трудной ситуации. | |
3. Изучение нового материала | Метод: беседа; слово учителя Прием: эвристическая беседа; ведущее слово, инструктивное слово, информативное слово, оценочное слово От чьего лица ведётся повествование в повести? Как вы думаете, почему автор избрал именно такую форму повествования? | Образец устного ответа: Повествование ведётся от лица Васи. Для автора важны не только события, которые описываются в повести, но ещё более важно то, что переживает главный герой, как под влиянием этих переживаний он изменяется, взрослеет. Это наилучший способ узнать и понять рассказчика. | |
| Верно, в повести вместо автора выступает рассказчик, который сам участвует в событиях. Повесть имеет подзаголовок – «Из детских воспоминаний моего приятеля»: повзрослевший Вася вспоминает о том, что он пережил в детстве. | | |
| Как вы думаете, можно ли сказать, что в повести есть факты автобиографичности? Какие события жизни писателя нашли своё отражение в этом произведении? | Автобиографичность данной повести состоит в том, что в ней описываются взаимоотношения отца и Васи, подобные взаимоотношениям автора со своим отцом. | |
| Прочитайте первый абзац на 27ой странице и подумайте: какие факты жизни Васи мы узнаём уже из первых строк повести и каким образом они перекликаются с жизнью самого автора? | Метод: творческое чтение Прием: комментированное чтение Образец ответа: Мы узнали, что Вася был одинок при живом отце и никогда не получал ласки от него, так же, как и сам В.Г. Короленко. | |
| Охарактеризуйте взаимоотношения Васи с отцом. Какими они были? | Отец Васи очень любил его мать, пока она была жива и не замечал Васю. После её смерти, не смирившись с горечью утраты, отец вовсе отдалился от сына. | |
| Как одиночество мальчика повлияло на его поведение? | Образец устного ответа: Вася начал бродяжничать и сбегать из дома, он выслушивал замечания и делал по-своему. | |
| Какие эпитеты мы встречаем при описании Васи? Как его называли горожане, отец, Януш? Приведите примеры из 2 главы. | Образец устного ответа: Януш корит Васю за то, что тот является слушателем пана Тыбурция – одного из изгнанных Янушем из старого замка. Отец и жители называют мальчика бродягой, негодным, дурным, испорченным мальчишкой, отпетым маленьким разбойником, уличным мальчишкой. | |
| Является ли мальчик таковым на самом деле? Какие поступки говорят об этом? | Образец устного ответа: Нет, Вася не является разбойником и негодным мальчишкой. Вася добрый мальчик, который очень любит свою сестрёнку. Он осуждает Януша за изгнание людей из старого замка, сочувствует им. | |
| Какая встреча, по вашему мнению, оказалась судьбоносной и изменила Васю? | Образец устного ответа: Васю изменила встреча с Валеком и Марусей, между ними завязалась крепкая дружба. | |
| А как вы понимаете значение слова дружба? Подберём к нему синонимы, составив небольшую схему. Запишите слово дружба по середине, от него проведите несколько стрелок, указав под ними свои ассоциации со словом «дружба», как показано на слайде. (анимация) Озвучим получившееся. | Образец письменной записи: Дружба – взаимопонимание, поддержка, доверие, помощь, любовь, добро. | Слайд 2: |
| Верно. Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов. Дружба всегда обогащает людей. Казалось бы, у Васи есть всё, чего нет у Валека и Маруси. Но именно дружба с Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» (по словам отца), бродяжки превратиться в доброго и верного товарища. Давайте вспомним, как это произошло. | | |
| Как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу? | Образец устного ответа: Вася собрал отряд из трёх мальчишек, чтобы пойти на гору к часовне. В то время как другие ребята испугались, Вася пробрался в часовню через окно, где и повстречал ребят. | |
| Почему назревшая между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека? | Образец устного ответа: Васю обескуражило присутствие Маруси, оба мальчика, понимая, что положение весьма неудобное, решили продолжить диалог более мирно. | |
| Каким увидел Вася Валека в первый раз? Прочтём описание внешности Валека на 42 странице со слов: «Это был мальчик лет девяти…» | Метод: творческое чтение Прием: комметированное чтение | |
| Ребята, описание внешности героя в художественном произведении называют портретом. Он позволяет судить не только о герое, но и об отношении к нему самого рассказчика. Запишем определение портрета в тетрадь. | Письмо | Слайд 3: |
| Попробуем составить портрет Маруси. Выделите в 4 главе эпитеты и сравнения, которые подбирает рассказчик, описывая Марусю, и запишите в тетрадь. Пример указан на слайде. Проверим. Озвучьте получившееся. | Образец письменной записи: Эпитеты: бледное, крошечное создание; маленькие ручонки; крохотная, грустная фигурка. Сравнения: создание, напоминавшее цветок; шатаясь, как былинка; головка покачивалась, как головка полевого колокольчика; смех звучал, как самый маленький серебряный колокольчик. | Слайд 4: |
| Ребята, почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека о Марусе: «Серый камень высосал из неё жизнь?» Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень» высасывало румянец, блеск глаз и живость движений девочки? Что символизирует собой «серый камень»? | Образец устного ответа: Серый камень - это символ нищеты и лишений, серой и безрадостной жизни. Серый камень убивает Марусю в прямом и переносном смысле. Жизнь в каменном подземелье вредна здоровью, болезнь Маруси прогрессирует, а нищета не позволяет её вылечить. | |
| Подберём к словосочетанию «серый камень» ассоциации, составив еще одну схему. Пример вы можете видеть на слайде. (анимация) Озвучим получившееся. | Образец письменной записи: «Серый камень» - холод, нищета, страх, болезнь, ужас, безжалостность, чёрствость, несправедливость. | С лайд 6: |
| Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Вася живет по законам своего сердца. Именно здесь, в «дурном обществе», Вася находит настоящих друзей. Ребята, какие синонимы мы можем подобрать к слову «дурной»? | Образец устного ответа: Дурной - плохой, не удовлетворяющий предъявляемым требованиям; вызывающий отвращение, безнравственный. | |
| Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи? | Образец устного ответа: Нельзя сказать, что Валек и Маруся относятся к «дурному обществу». Они оказались в сложной жизненной ситуации, но это не делает их безнравственными и злыми. Им приходится воровать только для того, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на своё бедственно положение, Валек и Маруся умеют заботиться друг о друге и тех, кто их окружают, они настоящие друзья. | |
| Чему, по-вашему мнению, научило Васю общение с Валеком и Марусей? | Васе в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей. Вася по натуре был человеком добрым и верным. Он не только постоянно дарил ребятам лакомства, но и вносил оживление в их скучную, безрадостную жизнь. Он затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни. | |
4. Задание на дом | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктивное Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо письменно в 5-7 предложениях порассуждать над вопросом: что думают о Васе окружающие и каков он на самом деле? | Письмо | Слайд 7: |
5. Итог урока | Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с четырьмя двумя главами повести В.Г. Короленко. Выяснили, что главному герою было недостаточно отцовской любви, именно по этой причине Вася начал бродяжничать и посещать места, в которых обитало «дурное общество». Также мы выяснили, что дружба с Валеком и Марусей показала нам положительную сторону Васи, его доброту и отзывчивость. На следующем уроке мы продолжим анализ повести. Спасибо за работу, отдыхайте. | | |