kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Тема семьи и дружбы в повести В.Г. Короленко «Дурное общество»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок входит в систему уроков по изучению биографии В.Г. Короленко и его повести «Дурное общество» в 5 классе. Основная часть урока построена в виде репродуктивно-эвристической беседы. На уроке организовано творческое чтение с той целью, чтобы детальней охарактеризовать и проанализировать образы героев произведения. Подведение итогов урока организовано при помощи репродуктивной беседы, в которой ребята подводят итог о качествах, которые приобрел главный герой во время дружбы с младшими представителями «Дурного общества».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Тема семьи и дружбы в повести В.Г. Короленко «Дурное общество»"»

Конспект урока литературы

Тема: «Тема семьи и дружбы в повести В.Г. Короленко «Дурное общество»»


Тип урока: изучение нового материала

Цель: раскрыть тему семьи и дружбы через привлечение биографических фактов В.Г. Короленко и анализ повести «В дурном обществе».


Задачи:

1. Обучающие:

  • формировать представление о личности писателя;

  • выявить актуальность изучения произведения современными школьниками;

  • выявить отличия автора от рассказчика в художественном тексе;

  • совершенствовать умение анализировать художественный текст;

  • совершенствовать умение выделять основную мысль художественного текста;

  • актуализировать знания о средствах художественной выразительности (сравнениях, эпитетах).

2. Воспитательные:

  • активизировать интерес учащихся к чтению;

  • формировать нравственные убеждения школьников;

  • воспитывать уважительное отношение к классному коллективу при анализе и оценке устных ответов;

  • формировать аккуратность в оформлении письменных работ, записи в рабочей тетради по предмету;

  • воспитывать трудолюбие, работоспособность класса (через требование к качеству домашней работы, классной работы).

3. Развивающие:

  • развивать умение выразительно озвученно читать;

  • развивать способность к критическому мышлению при помощи организации взаимного оценивания письменной работы;

  • развивать творческое мышление, память, внимание, наблюдательность в процессе выполнения учебных заданий;

  • развивать внимание детей (при помощи установок, требований);

  • совершенствовать связную устную и письменную речи во время индивидуальных развернутых ответов по предмету;

  • развивать зрительное и слуховое внимания учащихся с помощью смены видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма).

Оборудование: проектор, интерактивная доска, слайд – презентация с ключевыми сведениями урока, компьютер, учебник (Литература. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 2 / [авт. – сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. – 16-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015. - 271 с.).

Список литературы: Г.И. Беленький. Литература. 6 класс: учебник в 2 ч. Ч. 2. — 16-е изд., стер. — М.: 2015. — С. 23-51.

Методическое обоснование: Урок входит в систему уроков по изучению биографии В.Г. Короленко и его повести «Дурное общество» в 6 классе. Учащиеся уже знакомы с фактами биографии писателя и прочитали повесть «Дурное общество» дома. Опорное повторение изученного материала было организовано при помощи репродуктивной беседы о жизни и творчестве писателя.

Учащиеся заранее подготовились к анализу и восприятию текста первых четырех глав повести. Основная часть урока построена в виде репродуктивно-эвристической беседы. На уроке организовано творческое чтение с той целью, чтобы детальней охарактеризовать и проанализировать образы героев произведения. Подведение итогов урока организовано при помощи репродуктивной беседы, в которой ребята подводят итог о качествах, которые приобрел главный герой во время дружбы с младшими представителями «Дурного общества».

Знания, полученные учениками на данном уроке, будут способствовать усвоению материала последующих уроков в системе изучения повести «Дурное общество».

План и хронометраж индивидуального урока литературы:

Этапы урока

Хронометраж

  1. Организационный этап

3 мин.

  1. Проверка домашнего задания

5 мин.

  1. Изучение нового материала

35 мин.

  1. Задание на дом

1 мин.

  1. Итог урока

1 мин.



Ход индивидуального урока литературы:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1. Организационный этап


Метод: слово учителя

Прием: приветственное, вводное, ведущее

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Мы приступаем к изучению творчества В.Г. Короленко и знакомимся с его повестью «В дурном обществе». Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему урока.

Образец письменной записи:

Двадцать шестое февраля

Классная работа

Тема семьи и дружбы в повести В.Г. Короленко «Дурное общество»


Дата, вид и тема урока на доске справа

2. Проверка домашнего задания

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

На дом вам было задано прочесть биографическую справку о Владимире Галактионовиче Короленко. Обратите внимание на слайд, на нем вы видите годы жизни и портреты писателя. Какие факты из жизни и творчества писателя вам запомнились больше всего? Почему?

Образец устного ответа:

Больше всего мне запомнился тот факт, что В.Г. Короленко был знаком с А.П. Чеховым, которому он прислал свою книгу «Очерки и рассказы». Также запомнилось, что писатель прошёл трудную школу жизни: сблизившись с революционно настроенной молодёжью, он был сослан в Сибирь, где и начал работу над своими первыми рассказами. Главным делом жизни В.Г. Короленко после ссылки стало отстаивание человеческих прав.

Слайд 2:



Хорошо, дома вы также прочитали повесть В.Г. Короленко «В Дурном обществе», которая имеет и другое название – «Дети подземелья». Понравилась ли она вам? Почему? Какие герои вам запомнились больше всего? Какие эмоции у вас остались после прочтения?

Образец устного ответа:

Мне понравилась повесть. Проблема социального неравенства, поднятая В.Г. Короленко, позволила каждому задуматься уже в юном возрасте о взрослых проблемах. Произведение учит проявлять милосердие и доброту и к своим близким, и к тем, кто оказался в трудной ситуации.


3. Изучение нового материала

Метод: беседа; слово учителя

Прием: эвристическая беседа; ведущее слово, инструктивное слово, информативное слово, оценочное слово

От чьего лица ведётся повествование в повести? Как вы думаете, почему автор избрал именно такую форму повествования?

Образец устного ответа:

Повествование ведётся от лица Васи. Для автора важны не только события, которые описываются в повести, но ещё более важно то, что переживает главный герой, как под влиянием этих переживаний он изменяется, взрослеет. Это наилучший способ узнать и понять рассказчика.



Верно, в повести вместо автора выступает рассказчик, который сам участвует в событиях. Повесть имеет подзаголовок – «Из детских воспоминаний моего приятеля»: повзрослевший Вася вспоминает о том, что он пережил в детстве.




Как вы думаете, можно ли сказать, что в повести есть факты автобиографичности? Какие события жизни писателя нашли своё отражение в этом произведении?

Автобиографичность данной повести состоит в том, что в ней описываются взаимоотношения отца и Васи, подобные взаимоотношениям автора со своим отцом.



Прочитайте первый абзац на 27ой странице и подумайте: какие факты жизни Васи мы узнаём уже из первых строк повести и каким образом они перекликаются с жизнью самого автора?


Метод: творческое чтение

Прием: комментированное чтение

Образец ответа:

Мы узнали, что Вася был одинок при живом отце и никогда не получал ласки от него, так же, как и сам В.Г. Короленко.



Охарактеризуйте взаимоотношения Васи с отцом. Какими они были?

Отец Васи очень любил его мать, пока она была жива и не замечал Васю. После её смерти, не смирившись с горечью утраты, отец вовсе отдалился от сына.



Как одиночество мальчика повлияло на его поведение?

Образец устного ответа:

Вася начал бродяжничать и сбегать из дома, он выслушивал замечания и делал по-своему.



Какие эпитеты мы встречаем при описании Васи? Как его называли горожане, отец, Януш? Приведите примеры из 2 главы.

Образец устного ответа:


Януш корит Васю за то, что тот является слушателем пана Тыбурция – одного из изгнанных Янушем из старого замка. Отец и жители называют мальчика бродягой, негодным, дурным, испорченным мальчишкой, отпетым маленьким разбойником, уличным мальчишкой.



Является ли мальчик таковым на самом деле? Какие поступки говорят об этом?

Образец устного ответа:

Нет, Вася не является разбойником и негодным мальчишкой. Вася добрый мальчик, который очень любит свою сестрёнку. Он осуждает Януша за изгнание людей из старого замка, сочувствует им.



Какая встреча, по вашему мнению, оказалась судьбоносной и изменила Васю?

Образец устного ответа:

Васю изменила встреча с Валеком и Марусей, между ними завязалась крепкая дружба.



А как вы понимаете значение слова дружба? Подберём к нему синонимы, составив небольшую схему. Запишите слово дружба по середине, от него проведите несколько стрелок, указав под ними свои ассоциации со словом «дружба», как показано на слайде. (анимация)

Озвучим получившееся.

Образец письменной записи:

Дружба – взаимопонимание, поддержка, доверие, помощь, любовь, добро.

Слайд 2:


Верно. Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов. Дружба всегда обогащает людей. Казалось бы, у Васи есть всё, чего нет у Валека и Маруси. Но именно дружба с Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» (по словам отца), бродяжки превратиться в доброго и верного товарища. Давайте вспомним, как это произошло.




Как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу?

Образец устного ответа:

Вася собрал отряд из трёх мальчишек, чтобы пойти на гору к часовне. В то время как другие ребята испугались, Вася пробрался в часовню через окно, где и повстречал ребят.



Почему назревшая между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?

Образец устного ответа:

Васю обескуражило присутствие Маруси, оба мальчика, понимая, что положение весьма неудобное, решили продолжить диалог более мирно.



Каким увидел Вася Валека в первый раз? Прочтём описание внешности Валека на 42 странице со слов: «Это был мальчик лет девяти…»

Метод: творческое чтение

Прием: комметированное чтение




Ребята, описание внешности героя в художественном произведении называют портретом. Он позволяет судить не только о герое, но и об отношении к нему самого рассказчика. Запишем определение портрета в тетрадь.

Письмо


Слайд 3:


Попробуем составить портрет Маруси. Выделите в 4 главе эпитеты и сравнения, которые подбирает рассказчик, описывая Марусю, и запишите в тетрадь. Пример указан на слайде.

Проверим. Озвучьте получившееся.

Образец письменной записи:

Эпитеты: бледное, крошечное создание; маленькие ручонки; крохотная, грустная фигурка.

Сравнения: создание, напоминавшее цветок; шатаясь, как былинка; головка покачивалась, как головка полевого колокольчика; смех звучал, как самый маленький серебряный колокольчик.

Слайд 4:


Ребята, почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека о Марусе: «Серый камень высосал из неё жизнь?» Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень» высасывало румянец, блеск глаз и живость движений девочки? Что символизирует собой «серый камень»?

Образец устного ответа:

Серый камень - это символ нищеты и лишений, серой и безрадостной жизни. Серый камень убивает Марусю в прямом и переносном смысле. Жизнь в каменном подземелье вредна здоровью, болезнь Маруси прогрессирует, а нищета не позволяет её вылечить.



Подберём к словосочетанию «серый камень» ассоциации, составив еще одну схему. Пример вы можете видеть на слайде. (анимация)

Озвучим получившееся.

Образец письменной записи:

«Серый камень» - холод, нищета, страх, болезнь, ужас, безжалостность, чёрствость, несправедливость.

С лайд 6:



Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Вася живет по законам своего сердца. Именно здесь, в «дурном обществе», Вася находит настоящих друзей.

Ребята, какие синонимы мы можем подобрать к слову «дурной»?

Образец устного ответа:

Дурной - плохой, не удовлетворяющий предъявляемым требованиям; вызывающий отвращение, безнравственный.



Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи?

Образец устного ответа:

Нельзя сказать, что Валек и Маруся относятся к «дурному обществу». Они оказались в сложной жизненной ситуации, но это не делает их безнравственными и злыми. Им приходится воровать только для того, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на своё бедственно положение, Валек и Маруся умеют заботиться друг о друге и тех, кто их окружают, они настоящие друзья.



Чему, по-вашему мнению, научило Васю общение с Валеком и Марусей?


Васе в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей. Вася по натуре был человеком добрым и верным. Он не только постоянно дарил ребятам лакомства, но и вносил оживление в их скучную, безрадостную жизнь. Он затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни.


4. Задание на дом

Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктивное

Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо письменно в 5-7 предложениях порассуждать над вопросом: что думают о Васе окружающие и каков он на самом деле?

Письмо


Слайд 7:

5. Итог урока

Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с четырьмя двумя главами повести В.Г. Короленко. Выяснили, что главному герою было недостаточно отцовской любви, именно по этой причине Вася начал бродяжничать и посещать места, в которых обитало «дурное общество». Также мы выяснили, что дружба с Валеком и Марусей показала нам положительную сторону Васи, его доброту и отзывчивость. На следующем уроке мы продолжим анализ повести. Спасибо за работу, отдыхайте.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Тема семьи и дружбы в повести В.Г. Короленко «Дурное общество»"

Автор: Ваганова Екатерина Александровна

Дата: 24.08.2022

Номер свидетельства: 612091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства