kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«В чём смысл жизни для Мцыри?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««В чём смысл жизни для Мцыри?»»

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»



Тема урока «В чём смысл жизни для Мцыри?»

Тема и идея художественного произведения



Цели:

Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 2

Рассказ ученика:

- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

В чем разница между героем поэмы и героем легенды ?(5м)

3. Сообщение темы урока

Слово учителя.

- В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот проблемный вопрос записан на доске).

И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.



4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.

1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?

Мцыри – это … (см. сноску в учебнике) .Слайд 3

Какое значение больше подходит Мцыри?

2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)



3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.



5. Усвоение новых знаний. Работа с текстом поэмы.

- В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю…»

Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске).

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.)

- Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе…

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем .Слайды4,5,6,7



Слово учителя.

Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

(гл. 6, 9, 10, 11.) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

(Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод)

- Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.) Слайды8,9

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

- Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)

- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

(Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".)(15 м)

6. Первичная проверка понимания. Работа по карточкам.

Закончите предложения, запишите их в тетрадь.(5м)

Для Мцыри жить – это значит:

  1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а…

  2. Не томиться в душных кельях, а…

  3. Не склоняться перед алтарём, а…

  4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а…

7. Итоги урока, выставление оценок.

Заполните таблицу: В чём смысл жизни

1)у монахов - 2)у Мцыри

1)Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

2)Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.

Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека.

Итог нашего урока –ответ на вопрос о смысле жизни Мцыри чем является-темой поэмы «Мцыри» или ее идеей.

Слайд11 Прочитайте определения и запишите в тетрадь.

Ответ на наш проблемный вопрос: «В чем смысл жизни для Мцыри?» является темой или идеей поэмы? (Ответы учащихся)







8. Домашнее задание:

Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри ».

Дополнительно В чём смысл жизни

у монахов

у Мцыри

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека
















Методическая литература.

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 8 класс, М. «Вако», 2010.

  2. Шадрин С.Б. Литература 8 класс: поурочные планы, «Учитель», 2011.

  3. Словарь литературоведческих терминов /Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003.

  4. Энциклопедия литературных героев, М., Аграф, 1997.



Интернет-ресурсы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4879c4f8-d271-4e63-8d66-d443fc6c318e/Zabolotskij.

PortretLermontova.jpg)

http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html



Самоанализ урока.

Урок проводился в 8-ом классе, где у учащихся наблюдается низкая техника чтения, слабая мотивация к обучению. Уровень качества знаний по предмету ниже среднего и очень низкая активность учащихся на уроке.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 8 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти, а также карточки с опорным материалом.

При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся.

Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока.

В ходе урока дети изучили и закрепили новый материал.

Активность и работоспособность ребят на уроке была хорошая, психологическая атмосфера на уроке - доброжелательная.

Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«В чём смысл жизни для Мцыри?»

Автор: Скобелина Татьяна Анатольевна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
    ["seo_title"] => string(93) "uroklitieraturypotiemieditianieviedomoistranyobrazghlavnoghoghieroiapoemymiuliermontovamtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "272735"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452056925"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока "А душу можно ль рассказать?" (По поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри")"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_a_dushu_mozhno_l_rasskazat_po_poemie_m_iu_lier"
    ["file_id"] => string(6) "383847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485366176"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока «А душу можно ль рассказать?» (По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_uroka_a_dushu_mozhno_l_rasskazat_po_poemie_m_iu_liermontova_mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "384581"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485531028"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "" Страницы мятежной жизни" к 200 летию М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(59) "stranitsy-miatiezhnoi-zhizni-k-200-lietiiu-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "169532"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423416705"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "М.Горький. «Песня о Соколе» "
    ["seo_title"] => string(29) "m-gor-kii-piesnia-o-sokolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "203120"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429428717"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства