kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Горький. «Песня о Соколе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для полного восприятия текса и понимания его основной мысли: смысл жизни человека.

Задачи:

  1. научить работать со словом в произведении;
  2. через художественные средства выявить основную мысль произведения;
  3. воспитание позитивных, нравственных качеств личности;
  4. совершенствовать умение анализировать.

Место урока в системе уроков:              урок связан с предыдущими по теме «О смысле жизни» в произведениях Л.Н. Толстого «После бала»,                  М.Ю. Лермонтова «Мцыри», на которых велась работа с художественными средствами и их ролью в произведении, воспитании нравственности.

Тип урока   урок – исследование

Приемы:    1) выразительное чтение;

                    2) работа с текстом;

                    3) письменная работа (схематизация, запись определений).   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Горький. «Песня о Соколе» »

Конспект урока в 7 классе



Тема: М.Горький. «Песня о Соколе»

Оформление: На доске записан эпиграф к уроку из рассказа М. Горького «Часы» (1896 г.):  «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую,  мужественные и щедрые - вторую».

Цель урока: Создать условия для полного восприятия текса и понимания его основной мысли: смысл жизни человека.

Задачи:

  1. научить работать со словом в произведении;

  2. через художественные средства выявить основную мысль произведения;

  3. воспитание позитивных, нравственных качеств личности;

  4. совершенствовать умение анализировать.

Место урока в системе уроков: урок связан с предыдущими по теме «О смысле жизни» в произведениях Л.Н. Толстого «После бала», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», на которых велась работа с художественными средствами и их ролью в произведении, воспитании нравственности.

Тип урока   урок – исследование

Приемы:    1) выразительное чтение;

2) работа с текстом;

3) письменная работа (схематизация, запись определений).

Ход урока

Слово учителя: сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомиться с произведением М.Горького «Песня о Соколе». После прочтения вы ответите на вопросы, что поможет определить нам тему и цель нашего занятия.
1) Выразительное чтение «Песни» учителем (произведение читается нараспев, не спеша, речетативом).

2) Вопросы после прочтения:

А) Кто рассказывает «песню»?  (хороший знакомый героя, чабан Рагим);

Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);

В) Как построено произведение?  Какие части его можно выделить? (вступле-ние, песня, заключение);

Г) Что объединяет начало и конец произведения?  (пейзаж);

Д) Что кажется необыкновенным в описании природы?  (природа одухотворена).

Слово учителя : этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.
3) Устное задание: найти в тексте олицетворения, эпитеты - яркие образные определения (олицетворения: море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др.; эпитеты: мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.)

- А теперь запишите в тетрадь определения:

олицетворение – это …

эпитет – это…

Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.
4) Вопросы для учащихся:

А) Каково настроение автора и рассказчика? Найдите и зачитайте в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать").

Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же).

  1. Устное задание: сравните 1-ый пейзаж с завершающим описанием произведения, сделайте вывод: (та же тишина. Но море странно чутко, живо, чувствуется в нем «много мощной, сдержанной силы»). 
    Слово учителя: почему же  произошло такое изменение в природе,  в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы - песню-сказку о Соколе и  Уже.

6) Вопросы для учащихся:

А) О чем спорят Уж и Сокол? (о смысле жизни).

Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? (можно, потому что у них несовместимые представления о правде жизни - на этом и строится диалог между Ужом и Соколом).

7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.
8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые - мужественные, жадные - щедрые, гниение - горение).

9) Письменная работа:  учащимся предлагается заполнить таблицу-схему с характеристиками героев, понятиями, связанными с этими героями (примеры ищут в тексте и дополняют обобщенными понятиями), выделить и подчеркнуть ключевые слова:

Сокол

Уж

Его стихия – … небо

Он пожил … славно

Он бился … храбро

Он познал …счастье

Стремление (куда?) … вверх

И поэтому главное

для него (что?) …взлет

Его стихия - ущелье,

где (как?) …темно, тепло и сыро, душно где пахнет (чем?) …гнилью

Для него небо - … пустое место

Афоризмы: «Рожденный ползать – летать не может!..», «Земли творенье – землей живу я».

Стремление (куда?) … вниз

И поэтому главное

для него (что?) … падение


Слово учителя: можно ли противопоставить понятия, которые записаны в 2 столбика? 


Рассказ учителя о символике в произведении.

Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо - символ счастья.

Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.
- Через символику произведения мы приходим к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами.

- Для чего делает это автор, что хотел этим сказать?

- Какие качества больше всего ценит в человеке Горький? (Можно напомнить учащимся о ранее изученных произведениях («Мцыри», «После бала» и др., касающихся темы урока).

- Вывод: основной идеей произведения является смысл человеческой жизни.

10) Рефлексия:

- Итак, давайте подведем итог нашего занятия:

1)  В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером чего? (слова). Правильно. И он не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты.

2) Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока: гниение и горение).

3) Кто из героев выбрал горение? (Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества воплощены в образе Сокола).

4) Кому присуща форма жизни гниение? (гниение присуща Ужу).
- Знаете, однажды М.Горький в письме к сыну Максиму написал такие слова: «Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ».
11) Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок

12) Оценивание работы учащихся.




Приложение


Сокол

Уж

Его стихия – …

Он пожил …

Он бился …

Он познал …

Стремление (куда?) …

И поэтому главное

для него (что?) …

Его стихия – … ,

где (как?) … ,

где пахнет (чем?) …

Для него небо - …

Афоризмы:



Стремление (куда?) …

И поэтому главное

для него (что?) …



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
М.Горький. «Песня о Соколе»

Автор: Гечер Светлана Михайловна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства