Место урока в системе уроков: урок связан с предыдущими по теме «О смысле жизни» в произведениях Л.Н. Толстого «После бала», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», на которых велась работа с художественными средствами и их ролью в произведении, воспитании нравственности.
Тип урока урок – исследование
Приемы: 1) выразительное чтение;
2) работа с текстом;
3) письменная работа (схематизация, запись определений).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.Горький. «Песня о Соколе» »
Конспект урока в 7 классе
Тема: М.Горький. «Песня о Соколе»
Оформление: На доске записан эпиграф к уроку из рассказа М. Горького «Часы» (1896 г.): «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую».
Цель урока:Создать условия для полного восприятия текса и понимания его основной мысли: смысл жизни человека.
Задачи:
научить работать со словом в произведении;
через художественные средства выявить основную мысль произведения;
Место урока в системе уроков: урок связан с предыдущими по теме «О смысле жизни» в произведениях Л.Н. Толстого «После бала», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», на которых велась работа с художественными средствами и их ролью в произведении, воспитании нравственности.
Тип урока урок – исследование
Приемы: 1) выразительное чтение;
2) работа с текстом;
3) письменная работа (схематизация, запись определений).
Ход урока
Слово учителя: сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомиться с произведением М.Горького «Песня о Соколе». После прочтения вы ответите на вопросы, что поможет определить нам тему и цель нашего занятия. 1) Выразительное чтение «Песни» учителем (произведение читается нараспев, не спеша, речетативом).
2) Вопросы после прочтения:
А) Кто рассказывает «песню»? (хороший знакомый героя, чабан Рагим);
Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);
В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступле-ние, песня, заключение);
Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);
Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена).
Слово учителя : этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы. 3) Устное задание: найти в тексте олицетворения, эпитеты - яркие образные определения (олицетворения: море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают идр.; эпитеты: мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.)
- А теперь запишите в тетрадь определения:
олицетворение – это …
эпитет – это…
Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения. 4) Вопросы для учащихся:
А) Каково настроение автора и рассказчика? Найдите и зачитайте в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать").
Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же).
Устное задание: сравните 1-ый пейзаж с завершающим описанием произведения, сделайте вывод: (та же тишина. Но море странно чутко, живо, чувствуется в нем «много мощной, сдержанной силы»). Слово учителя: почему же произошло такое изменение в природе, в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы - песню-сказку о Соколе и Уже.
6) Вопросы для учащихся:
А) О чем спорят Уж и Сокол? (о смысле жизни).
Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? (можно, потому чтоу них несовместимые представления о правде жизни - на этом и строится диалог между Ужом и Соколом).
7) Дать определение антитезы– частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь. 8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые - мужественные, жадные - щедрые, гниение - горение).
9) Письменная работа: учащимся предлагается заполнить таблицу-схему с характеристиками героев, понятиями, связанными с этими героями (примеры ищут в тексте и дополняют обобщенными понятиями), выделить и подчеркнуть ключевые слова:
Сокол
Уж
Его стихия – … небо
Он пожил … славно
Он бился … храбро
Он познал …счастье
Стремление (куда?) … вверх
И поэтому главное
для него (что?) …взлет
Его стихия - ущелье,
где (как?) …темно, тепло и сыро, душно где пахнет (чем?) …гнилью
Слово учителя: можно ли противопоставить понятия, которые записаны в 2 столбика?
Рассказ учителя о символике в произведении.
Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо - символ счастья.
Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости. - Через символику произведения мы приходим к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами.
- Для чего делает это автор, что хотел этим сказать?
- Какие качества больше всего ценит в человеке Горький? (Можно напомнить учащимся о ранее изученных произведениях («Мцыри», «После бала» и др., касающихся темы урока).
- Вывод:основной идеей произведения является смысл человеческой жизни.
10) Рефлексия:
- Итак, давайте подведем итог нашего занятия:
1) В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером чего? (слова). Правильно. И он не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты.
2) Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока: гниение и горение).
3) Кто из героев выбрал горение? (Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества воплощены в образе Сокола).
4) Кому присуща форма жизни гниение? (гниение присуща Ужу). - Знаете, однажды М.Горький в письме к сыну Максиму написал такие слова: «Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ». 11) Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок