Урок является одним из звеньев работы по формированию системы читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); а также по формированию умения составлять план текста и краткий пересказ с опорой на иллюстративный ряд.
На данном уроке представлена работа по развитию устной речи учащихся, их образного и логического мышления, аналитико-синтетических умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В. Сутеев "Под грибом" »
Урок литературного чтения в 1 классе (образовательная модель «Школа XXI века»)
Тема: В. Сутеев «Под грибом».
Цели: 1. Познакомить с содержанием произведения В. Сутеева «Под грибом»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); начать работу по формированию умения составлять план текста и краткий пересказ с опорой на иллюстративный ряд; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения (правильностью, выразительностью, беглостью).
2. Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать.
3. Воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения, любознательность, внимательность, наблюдательность, активность.
Ход урока.
Организация начала урока.
Прозвенел и смолк звонок,
Сядем тихо на урок.
Фонетическая разминка.
- Начнем урок с речевой разминки.
- Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
На доске открывается картинка гриба.
- Где растут грибы?
- Давайте представим, что мы с вами пошли на прогулку в лес собирать грибы.
- Прочитайте стихотворение про себя.
Мы шли, шли, шли,
Белый гриб нашли!
Раз грибок, два грибок -
Положили в кузовок!
- О чем оно?
- А теперь прочитаем вслух.
- Первую строчку читаем плавно, чтобы показать, как долго мы шли.
- Вторую строчку читаем с восклицательной интонацией, показывая радость.
- Третью строчку – с интонацией перечисления.
- Четвертую – радостно, с восторгом.
- Мы гуляли по лесу, но вдруг набежала тучка, пошел дождик. Дождь необычный – буквенный.
На доске – тучка с «капельками»-буквами.
- Если поставить буквы в правильном порядке, то мы прочитаем фамилию автора сказки, с которой сегодня познакомимся. (Сутеев)
Подготовка к восприятию.
1. Рассказ об авторе.
На доске – портрет автора.
- С некоторыми произведениями этого автора мы уже знакомы. Персонажи Сутеева – чаще всего зверята. Хочу напомнить, что Владимир Григорьевич Сутеев не только талантливый детский писатель, но и художник (иллюстрировал не только свои сказки, но и книги Дж. Родари, Чуковского, Маршака, Михалкова), режиссер, автор более 40 мультфильмов. Известное выражение «талантливый человек талантлив во всем» как нельзя лучше относится к Владимиру Сутееву.
2. Беседа о прочитанных произведениях.
- На доске вы видите обложки книг Владимира Сутеева. Прочитайте названия книг.
С какими произведениями вы уже знакомы?
- На этом знакомство с произведениями этого автора не заканчивается. Впереди нас ждут новые приключения его персонажей.
3. Приём «Выскажи предположение»:
- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Под грибом».
- Что может произойти в сказке с таким названием?
4. Словарная работа.
- В сказке вам встретятся незнакомые слова и выражения.
Кое-как уместился (еле-еле, едва)
Потеснитесь немножко (подвиньтесь ближе друг к другу)
Дождь пережидает (ждет, когда кончится дождь)
Первичное восприятие произведения.
- Послушайте сказку В. Сутеева «Под грибом» в исполнении артистки Клары Румянцевой.
- Постарайтесь запомнить героев сказки.
Учащиеся прослушивают аудиозапись текста.
- Назовите всех героев сказки.
- Какими вы себе их представляете?
(Вместе с ответами детей – демонстрация рисунков Сутеева).
- А вот такими их представил художник нашего учебника (с. 36-37)
- Вам тоже стать художниками и выполнить рисунок для книжки-самоделки. Чтобы лучше узнать героев сказки, нам необходимо подробнее познакомиться с текстом.
Повторное чтение. Аналитико-синтетическая работа над произведением.
Чтение по частям.
Вопросы:
1 часть.
- Кто первым нашел гриб?
- Кто попросил убежища у муравья?
- Что чувствовала бабочка?
- С какой интонацией она обратилась к муравью?
- Прочитайте ее слова с нужной интонацией.
- Сразу ли муравей пустил бабочку под грибок?
- Почему?
- Почему муравей поменял свое решение?
- Как вы оцениваете поступок муравья?
2 часть.
- Кто прибежал вслед за бабочкой?
- Как вы понимаете слова мышки «вода с меня ручьем течет»?
- Могли муравей и бабочка не пустить мышку?
3 часть.
- Какое «волшебное слово» помогло воробью попасть под грибок?
4 часть.
- Почему звери не признались лисе, что заяц прячется под грибом?
5 часть.
Проблемный вопрос:
- Почему же все героям хватило места под грибом?
Синтез:
- Как поступили герои, которые сидели уже под грибом, по отношению к тем, кто просил у них приюта?
- Как вы оцениваете их поступки?
Работа в группах:
Обсуждение вопросов: Что могло бы случиться с героями сказки, если бы они не нашли убежища под грибом?
- Почему в сказке Сутеева счастливый конец?
- Чему учит нас сказка?
(выступления представителей групп)
Работа с картинным планом.
- Перед вами иллюстрации Сутеева к сказке. Картинки перепутались, расположите их в правильном порядке. Составьте по каждой картинке 2-3 предложения.
Просмотр мультфильма «Грибок-теремок», созданного по сказке В.Сутеева «Под грибом».
Итог урока.
- Завтра мы продолжим работу с этой сказкой. Вы узнали, что Владимир Сутеев был не только писателем, но и мультипликатором. Дома попробуйте создать свой рисунок к сказке – лучшие картинки мы используем для коллективной книжки-самоделки.