Мотивационно- целевой этап Цель: активизация учащихся. Развитие логического мышления. | Проверка готовности к уроку. Играет музыка. Приветствие. Начинаем урок литературного чтения. Прослушайте стихотворение. Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ, Но с рожденья любят дети волшебство и мир прекрас. Что наш маленький народ, в мир волшебный унесёт? Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо- сказки! Презентация Слайд 1 | Фронтальная. Учащиеся под звуки музыки прослушивают стихотворение. | Проверяют готовность к уроку. Слушают стихотворение и досказывают слово. Отвечают на вопросы, строят предположения. |
Этап актуализации знаний Цель: расширить и обобщить знания, обучающихся о литературных жанрах и их признаках. | Вопросы учителя. - Что такое сказка? - Вы все любите читать сказки. Это очень интересно. В них происходят чудеса и приключения. - На какие две группы можно разделить все сказки? - А какие народные сказки вы уже читали? - Каких писателей сказочников вы знаете? - Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке? - Определите тему урока. - Какие учебные задачи будем решать на уроке? | Фронтальная. Моделирование учебно - проблемной ситуации. | Слушают вопрос учителя, рассуждают, отвечают на вопросы -Рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. - Авторские и народные. - Обучающиеся отвечают на вопросы, приводят примеры. Планирование учебной деятельности. |
Этап изучения нового знания Цель: -Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока. научить детей слушать аудиозапись, внимательно следить за сюжетом произведения, познакомить с героями сказки. | Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой В. Г. Сутеева из его сборника «Сказки и картинки». Презентация Слайд 2 - Иллюстрации к своим сказкам Владимир Сутеев рисовал сам. - Рассмотрите их на слайде Презентация Слайд 3 А тему сегодняшней сказки вы определите сами, выполнив задания. - Первое задание «Зоркий глаз» - Каждый ряд получает свою таблицу с буквами. Среди этих букв надо найти слово, называющее предмет на рисунке под таблицей. - Что изображено на рисунке? (дождь, гриб, звери) - Найдите эти слова, закрасьте нужные клетки красным карандашом. Презентация Слайд 4 Приложение 1 (карточки) Внимательно выполняйте задание! Следите за посадкой! - Кто нашел слово, покажите готовность проверять. - Проверим вашу работу. Внимание на слайд. Презентация Слайд 5 - Прочитайте слова еще раз: дождь, гриб, звери. - Поработайте в паре. Составьте из этих слов предложение. Слова можно переставлять, можно добавлять другие слова. (Звери спрятались от дождя под грибом) Как вы думаете, о чем будет эта сказка? - Мы вместе определили тему сказки В. Сутеева. - Ребята, а как вы думаете, может ли хватить всем героям сказки места под одним грибом? - Давайте узнаем, что же произошло в лесу. - Внимание на экран. Приложение 2 Физкультминутка. -Отдохнём? Встали. Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. - Сели за парты. | Фронтальная. Беседа. Парная. Групповая работа. Работа в паре. Проблемный вопрос. | Обучающиеся рассматривают портрет писателя и обложки его книг. Работа в группе. Работа с таблицей, поиск слов. - составление предложений -определение темы сказки Обучающиеся высказывают свое мнение, предположения. Прослушивание аудио и просмотр книги с виртуальной книжной полки. Выполняют упражнения за учителем. |
Этап включения нового знания в систему знаний | Подготовка к выборочному чтению сказки «Под грибом». - А теперь попробуйте ответить на мои вопросы по содержанию сказки, выборочно читая текст. - А чтобы прочитать без ошибок, потренируемся читать трудные слова. а) чтение трудных слов -Прочитайте на экране слова сначала по слогам, а затем целыми словами: спря-тать-ся спрятаться пе-ре-жи-да-ет пережидает по-тес-ни-лись потеснились про-мок-ла промокла ма-лень-кий маленький не-множ-ко немножко Презентация Слайд 6 | б) словарная работа. -В сказке встретились выражения, значения которых я совсем не поняла. Объясните значения выражений: дождь пережидает… кое-как уместился…. вода ручьём течёт… потеснитесь немножко… Физкультминутка для глаз Приложение 3 Презентация Слайд 7 А теперь пробуйте прочитать эту сказку по цепочке. -Молодцы, ребята! Выборочное чтение сказки «Под грибом». -Найдите в тексте и прочитайте: -Кто первым нашёл грибок? (муравей). -Прочитайте, как это произошло. -Кто у муравья попросил убежища? (Бабочка). -Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью. С какой интонацией будем читать? (Жалобно, с мольбой в голосе) -Кто прибежал за Бабочкой? (Мышка) -Прочитайте её просьбу. -Кто из героев употребил в своей речи «волшебное слово»? (Воробей, сказал «пожалуйста»). Прочитайте. -Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц, Лиса, Лягушка) - Викторина по сказке Приложение 4 | Фронтальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа. Работа в паре. | Тренируются в чтении трудных слов. Осмысливают непонятные слова. Высказывают предположения о значении этих слов. Объясняют непонятные слова -ждёт, когда кончится дождик -еле, чуть-чуть… -льётся струйкой… -подвиньтесь ближе друг к другу Смотрят на слайд и следят за указкой учителя Перечитывают текст, рассуждают, отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении прочитанного произведения. |
Этап самоконтроля | Рабочий лист - Ребята, перед вами рабочий лист, в котором даны задания. Вам необходимо выбрать правильный ответ для каждого задания. Приложение 5 Презентация Слайд 8 Ребята, вы закончили выполнять задания. Я предлагаю вам обменяться листами и провести взаимопроверку. Ключ правильных ответов представлен на слайде. Презентация Слайд 9 - Оцените работу соседа по парте условным знаком: красный – выполнено верно, синий- есть ошибки. - Кто справился с работой? -Молодцы! | Индивидуальная работа. Взаимопроверка (взаимооценка) | Обучающиеся самостоятельно выполняют задания рабочего листа. Обучающиеся оценивают работу друг друга. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Вот и подходит к завершению наш урок. - С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке? - Кто ее автор? - Какая главная мысль произведения? - Каким качеством обладают друзья –герои сказки? - Так почему же всем героям сказки хватило место под одним грибом? - Давайте вспомним, а какие изменения в природе происходят после дождя? - Я предлагаю вам оставить впечатления о нашем уроке на полянке, на которой рос гриб. Необходимо выбрать цветочек и украсить им полянку. Цветок КРАСНОГО цвета - я доволен своей работой на уроке, Цветок ЖЕЛТОГО цвета - на уроке я работал неплохо, Цветок СИНЕГО цвета - на уроке мне было трудно. Приложение 6 Презентация слайд 10 | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Обучающиеся отвечают на вопросы. Ответ на проблемный вопрос. Обучающиеся выражают свои эмоции, выбирая цвет настроения. |
Домашнее задание | В память о нашей встрече я дарю вам раскраски по сказке В.Г. Сутеева «Под грибом». Предлагаю вам их дома раскрасить, а завтра мы соберём цветной мультфильм по этому произведению. Приложение 7 -Предлагаю вам выбрать задание по интересам: 1. Прочитать сказку и подобрать пословицы о дружбе. 2. Прочитать сказку и подготовься рассказать ее своим друзьям. 3. Прочитать сказку и ответить на вопросы учебника. Презентация слайд 11 | Вариативность домашнего задания. | Обучающиеся выбирают домашнее задание. |