kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В каждом предмете есть своя душа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по сказке М. Метерлинка "Синяя птица". В разработке представлены все этапы урока в соответствии с системно-деятельностным подходом, прописаны основные УУД.

Цель урока: на основе анализа текста выявить особенности предметов, окружающих нас в действительности, и дать им характеристику, как «живым».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В каждом предмете есть своя душа»

Технологическая карта урока

Тема урока: В каждом предмете есть своя душа. По пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»

Предмет: литература

Класс: 6

УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3- кН. Кн. 1 – М.: Баласс, 2012.

Цель урока: на основе анализа текста выявить особенности предметов, окружающих нас в действительности, и дать им характеристику, как «живым».

Цели

Планируемые результаты

Учения: научиться выявлять основные особенности неживых предметов, давать характеристику предметам, как «живым»,

Предметные: учиться использовать полученные знания для составления памятки бережного отношения к предметам.


Развития: овладеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую, формировать умение работать с текстом, умение строить высказывание.

Метапредметные: учиться самостоятельно формулировать проблему, анализировать пути ее достижения, учиться преобразовывать информацию, анализировать нужную информацию, строить собственные высказывания в устной и письменной форме.

Воспитания: формировать умение работать в команде, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, умение анализировать жизненную ситуацию с опорой на свой жизненный опыт.

Личностные: учиться работать в группах: договариваться о совместных действиях, принимать общее решение, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль. Воспитание волевых качеств, собственной жизненной позиции.

Задачи урока:

  • Показать тесную связь человека с природой, формировать чувство ответственности за её сохранность.

  • Развитие умений пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением

  • Развитие навыков самостоятельной работы с текстом

  • Развитие навыков самостоятельного решения творческой проблемы

  • Развитие речи и творческих способностей учащихся, развитие умений формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

  • Развитие умений создавать собственное высказывание

  • Развитие умений выступать перед одноклассниками

  • активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий

  • формирование через литературное произведение нравственных понятий, эмоционально-оценочного отношения к прочитанному

  • помочь учащимся осознать личностную значимость учебного материала.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: компьютер, видеопроектор, рабочие тетради, учебник, карточки самооценки

Этап урока

Цель этапа

Виды деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование умений и навыков

Время

Организационный

Подготовка учащихся к работе, мотивации на познавательную деятельность.


Приветствие.


Алгоритм работы с самооценкой.

Слушают


3 мин.

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Работа в группах.

Представьте ситуацию. Вы очень долго сидели за компьютером. Напишите небольшой текст от имени компьютера, как будто бы он имел душу.

2 минуты.


А другие предметы, окружающие нас, могут ли так сказать?

Я сейчас прочитаю вам отрывок, а вы скажите откуда он. «Простой деревянный стол держит себя так величественно, с таким достоинством, точно он мраморный. Циферблат стенных часов прищуривается и добродушно усмехается. Дверца открывается и оттуда выскакивают Души часов; держась за руки и весело смеясь, они начинают танцевать».

Мы продолжаем с вами изучение «Синей птицы».

Выборочно отвечают.

Дорогой друг. Я работаю уже целый день. Я устал. Иногда начинаю фыркать и зависать. Мне нужно немного отдохнуть. И не стучите так сильно по клавишам. Мне же больно.


Могут, любые предметы.









Из произведения М. Метерлинка «Синяя птица»











Самооценка

Личностные: умение анализировать жизненную ситуацию. Формирование эмоционально-оценочного отношения

5 мин.

Результат этапа

Мотивация на учебную деятельность. Учащиеся высказали свое мнение, дали оценку проблемной ситуации, сделали вывод.


Постановка проблемы, планирование деятельности

Формирование умений организации деятельности учащихся: формулировка проблем, составление плана.

Постановка проблемы, составление плана действий по решению этой проблемы.

Таким образом, если предметы могут танцевать, смеяться, говорить, то что это означает?

Из того, о чем мы говорили, сформулируйте тему урока.

Если в произведении Метерлинка у предметов есть душа, то есть ли душа у обычных предметов?

Какие ВОПРОСы на уроке перед нами стоят?









А какие же цели поставим для себя на уроке?



У предметов есть душа, как у человека.


«В каждом предмете есть душа»







Действительно ли у окружающих нас предметов есть душа, они живые? (компьютер иногда капризничает

Для чего автор использует прием одушевления предметов? С какой целью?

Может ли этот прием автора иметь место в современной жизни?


Изучить характеристики предметов в произведении.

Определить, какими качествами могут обладать предметы

Обобщить материал, сделать выводы.


Самооценка

Регулятивные: Умение организовывать сою деятельность: формулировать проблему, составить план действий по решению проблемы.

5 минут

Результат этапа

Поставлены основные вопросы урока, определен план по решению этой проблемы, организована работа в группах.


Открытие нового знания

Развитие умений по анализу материала, умение общаться в группах. Формирование умения выделять главное, обобщать и делать выводы.


Работа в группах Устное высказывание

Я предлагаю вам поработать - в группах над произведением «Синяя птица».

Откройте учебники на странице 105. Перед вами действующие лица феерии. Прочитайте только те, которые являются неодушевленными предметами

У вас на столе карточки с именами героев. Ваша задача в течение 3 минут найти в тексте характеристику данных героев.


































Открывают. Читают:

Души часов, хлеб, огонь, вода, молоко, сахар, Душа Света, насморк, звезды, Ночные Ароматы, Духи деревьев.







1 группа: Души часов, Душа Света.

2 группа: Хлеб, души караваев,

3 группа: огонь, молоко.

4 группа: Духи деревьев, Душа Воды.

5 группа: Духи звезд, сахар


Души часов, держась за руки и смеясь, танцуют.

Душа света – светозарная девушка несравненной красоты, проводник и советчик детей.

Хлеб – огромный живот. Важничает, переваливается с боку на бок.

Души караваев – скачут вокруг стола

Огонь гоняется по комнате, корчась от смеха.

Вода начинает петь тоненьким голосом, превращается в сверкающий фонтан. Душа воды – плаксивая девушка с распущенными волосами.

Молоко – высокая белая фигура, робкая и стыдливая. Постоянно боится скиснуть.

Сахар – слащавое, фальшивое существо, пободострастно улыбается. Постоянно угощает всех сладостями. Скромничает.

Духи деревьев прихварывают, злятся.

Духи тьмы и Ужасы несмелые, опасаются, сами бояться.

Звезды сверкают, водят хороводы.

Устные выступления групп.



Самооценка.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Перерабатывать информацию из одной формы в другую.

3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

4. Излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно.

5. Осуществлять анализ и синтез.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

8 минут

Результат этапа

Организована работа в группах по решению проблемы, выполнены соответствующие задания. Учащиеся из предложенных понятий выбрали основные, необходимые для дальнейшей работы. Выступили со своими предложениями, аргументировали свои ответы.


Систематизация знаний

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Работа с текстом

Устное высказывание

На основе ваших выступлений давайте сделаем вывод, какими качествами и действиями могут обладать предметы.

Составляется кластер.








Так какими действиями и качествами кого могут обладать предметы? Что у них есть?

Как называется такой прием в литературе?

На какой основной вопрос урока мы сейчас с вами ответили?


А для чего автор использует этот прием в своем произведении?




Вот пример того, как режиссеры видят некоторые предметы из сказки.

Видеофрагмент «Огонь»


Обратитесь к нашим вопросам урока. На какой вопрос мы ответили?

Предмет:

Танцевать

Дышать

Говорить

Плакать

Петь

Смеяться;

Веселый

Обидчивый

Боязливый

Важный

Мудрый

Добродушный

Робкий и т.д.


Человека. Есть душа.



Олицетворение.


Первый вопрос: действительно ли у предметов есть душа? Да есть.



Душа есть у конкретных героев, чтобы мы могли увидеть что-то необычное в обычных предметах, которые мы привыкли видеть каждый день.





С какой целью автор использует прием олицетворения?

Чтобы могли видеть необычное в обычном.


Самооценка.

7 минут

Результат этапа

Систематизация и обобщение знаний. Учащиеся из предложенных понятий выбрали основные, необходимые для дальнейшей работы. Выступили со своими предложениями, аргументировали свои ответы. Обобщили результаты и сформулировали общие качества неодушевленных предметов.


Применение знаний

Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия

Работа с текстом, работа в группах

Устное высказывание

Так можно ли увидеть необычное в обычном. Попробуем ответить на наш последний вопрос. Для этого я предлагаю вам поработать в группах. Вы в случайном порядке вытащите карточку с названием предмета и попробуете одушевить его. Составить ремарку, как обычный предмет может проявлять себя в жизни. Составить свой кластер живых действий и качеств данного предмета. В течение 3 минут выполняете задание и по 1 минуте на защиту ваших работ.


Таким образом, мы можем сделать вывод, что каждый предмет может быть живым, иметь эмоции, двигаться.

На какой главный вопрос мы ответили?


Как в сказке главные герои относятся к предметам?

А как нам нужно относиться к предметам, чтобы они служили дольше, помогали нам?


В группах в течение 3 минут обсудите, как можно сберечь душу предметов. Каждая группа составляет свои рекомендации, памятка обращения с предметом, для своего предмета.

На защиту 1 минута.












1 группа: компьютер

2 группа:

Мобильный телефон

3 группа: дверь (пинают

4 группа: телевизор

5 группа: шкаф









Может ли этот прием быть в жизни?







Очень бережно. Предметы им за это помогают (сахар, душа света






В группах обсуждают. Высказывают.





Самооценка.

12 минут

Результат этапа

Составлены рекомендации для бережного отношения к предметам.


Рефлексия

Сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания и применять их в жизни.


Посмотрите, как герои обращаются с предметами.

Видеофрагмент.

Точка зрения автора и ваша совпадают?


Смотрят, отвечают.




Познавательные УУД: строить рассуждения, умение давать оценку своей деятельности

Коммуникативные УУД: 1. Формулировать собственное мнение

2. Оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать текст

3. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Регулятивные УУД: самостоятельно делать выводы.

5 минут

Результат этапа

Просмотрен видеоролик, сделаны выводы по теме урока.


Итог урока

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Самооценка результатов деятельности

Беседа, самооценка

Каков был план урока?

Удалось ли раскрыть нам основные понятия? (в сопоставлении с планом)

Остались ли для вас нераскрыты какие-то определения, вопросы? Если да, почему?

Какова была основная цель? Удалось ли нам достичь цели урока, решить поставленную проблему


Инструктаж по системе самооценки

Отвечают














Заполняют бланки самооценки


5 минут

Результат этапа

Учащиеся по критериям оценили свою деятельность на уроке. Сделаны выводы по итогу урока.


Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения


Домашнее задание будет творческое, по группам.

Вам нужно будет сделать буклет, отражающий важность бережного отношения к предметам.

Слушают, записывают.


2 минуты




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
В каждом предмете есть своя душа

Автор: Булатова Ксения Евгеньевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Родительское собрание "Каждый ребенок есть однажды случившееся чудо." "
    ["seo_title"] => string(79) "roditiel-skoie-sobraniie-kazhdyi-riebienok-iest-odnazhdy-sluchivshieiesia-chudo"
    ["file_id"] => string(6) "108721"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403814784"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Открытое логопедическое занятие "ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ""
    ["seo_title"] => string(77) "otkrytoie-loghopiedichieskoie-zaniatiie-zhivyie-i-niezhivyie-slova-priedmiety"
    ["file_id"] => string(6) "315139"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459840770"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "С любовью к Вам, Учитель!"
    ["seo_title"] => string(24) "s_liuboviu_k_vam_uchitel"
    ["file_id"] => string(6) "480379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539276325"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Гигиена души и тела "
    ["seo_title"] => string(23) "gighiiena-dushi-i-tiela"
    ["file_id"] => string(6) "164502"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422641065"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "презентация к внеклассному мероприятию "Мы славим Россию" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-my-slavim-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "201895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429133038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства