-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать близко к тексту небольшие по объёму и разные по жанру тексты;
-понимать структуру построения рассуждения;
-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
-участвовать в учебном диалоге;
-принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе;
-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
-проявлять самостоятельность в групповой работе;
-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности.
Предметные УУД:
Осознанно воспринимать содержания текстов басен.
Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Определять особенности языка жанра: наличие морали, сходство со сказкой о животных (действуют животные, но они символизируют определённые человеческие качества), нравоучительный характер.
Участвовать в диалоге при обсуждении произведений.
Осознавать характеры и человеческие недостатки, представленные в басне.
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения, передавая характеры персонажей.
Анализировать средства выразительности.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
1.Из биографии Крылова.
-Это было давным – давно. В тяжёлой толстой книге, которую не открывали, должно быть, много десятилетий, дети обнаружили маленький, аккуратно сложенный конвертик из тонкой бумаги. Надпись на листке гласила: «От Ивана Андреевича лично дадено, как подарок в незабвенный день 2-го фебруария года 1838-го». Осторожно развернув конвертик, ребята обнаружили в нём сухой лавровый листик. Эта находка их очень взволновала, от своей бабушки дети узнали, что этот лавровый венок подарил умнейший человек, удивительный и таинственный, человек – загадка. Это …. И.А.Крылов.
-Кому, ребята, будет посвящён наш сегодняшний урок? (Дети называют тему урока.)
-Давайте для начала вспомним некоторые страницы из его жизни. И ещё кое-что узнаем об этом человеке.
1-)В каком году и в каком городе родился Иван Андреевич Крылов? (В Москве, в 1769 году.)
2)-Где прошли его детские годы? (На Урале и в Твери)
3)-Легко ли жилось маленькому Ивану и почему? (В семье Крыловых было тяжёлое материальное положение, умер отец, который был армейским офицером. И Иван был вынужден работать с 14 лет.)
4)-Любил ли учиться маленький Ваня? И имел ли такую возможность? (Возможность учиться не имел. Но учился и любил это дело)
-Из милости Крылов учился у домашних учителей семьи Львовых, богатых и обеспеченных соседей. Брал уроки французского языка у гувернёра детей губернатора. С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Переехав в Петербург, Крылов активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецкии по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Вот такой разносторонний человек был И.А.Крылов. До самой старости он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий язык, брал уроки английского.
5)-Исходя из выше сказанного, попробуйте догадаться, кроме писателя, баснописца, кем был ещё Крылов, зная его способности к языкам? (Переводчиком)
-Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже. Впервые они появились в печати, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны. Кто-то из вас, ребята, быть может, знает это имя? (Нави Волырк). Прочтите это имя справа налево, и всё поймёте. Запишите этот псевдоним в своих рабочих тетрадях.
2. Крылов - баснописец.
-В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник нашему герою . Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери. Как вы думаете, почему звери и кто это может быть? (Звери – герои его басен. Медведь, Лиса, Мартышка, Осёл. Соловей, Свинья и т.д.)
- А что же такое басня? (Дети отвечают, дополняют ответы друг друга.)
-Только ли животные могут быть героями басен? (Нет. Это могут быть растения, предметы, вещи.)
-Порадовали меня своими ответами.
-Как вы сказали, басни носят поучительный характер. А чему васнаучили басни Крылова? (Ответы детей)
-Что высмеивается в баснях? (Человеческие пороки) (Дети перечисляют.)
-Да. Человеческие пороки мешают нам жить достойно. Крылов, который любил всё русское – русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство - был философом и мудрецом, мечтал видеть нас счастливыми, свободными. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. И за всё это, за доброту наименовал народ великого баснописца Дедушкой Крыловым,выразив этим своё уважение и любовь к нему.
-Не только народ любил т уважал Ивана Андреевича. Его ценили и великие люди того времени, например, Пушкин, Гоголь, и потомки. В прошлом 2014 году отмечали 170-летие Крылова. К этому юбилею Михаил Исаковский, поэт 20 века, написал следующие строчки о всенародном любимце.
Приглашаю ученицу.
«Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни “Букварь” постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова»
III. Литературная викторина по басням Крылова (Работа в группах).
-Иван Крылов, как вам известно, грамоте (умению читать) выучился дома. Отец его был большой любитель чтения. После него к сыну перешёл целый сундук книг.
-У нас, ребята, конечно, не сундук, а простая шкатулка. Пусть это будет заветный ларец. А в нём – не книги, а …лавровые венки. Дело в том, что мы сейчас с вами поиграем, поработаем в группах. А поскольку это не просто игра, а викторина, значит, вы будете соревноваться, набирать баллы, чтобы стать победителем и получить титул «Лучший знаток басен Крылова». Зарабатывая балл, ваша команда будет получать вот такие лавровые листики, как символ победы.
ФИЗМИНУТКА
1.«Лебеди летят, крыльями машут…»
2.-Сели, расслабились. Сейчас послушаем басню Крылова «Ворона и Лисица» в исполнении Светы Беловой и Маши Люкшиной.
1. Деление на команды
-Начнём с деления на группы. Первые две парты – первая группа, дальше – вторая группа.
2.Конкурсная часть.
А) «Кто сказал такие слова»
-Для каждой группы по 1 вопросу. Вы слушаете строчки из басни и говорите, кто сказал такие слова и как называется басня.
1) «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)
2) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)
3)«Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)
4)«Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки…» (Моська, «Слон и Моська»)
5)«Ну что ж! На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь» (Лисица. «Лисица и виноград»)
6)«Пусть сохнет…
Ничуть меня то не тревожит,
В нём проку мало вижу я.» (Свинья. «Свинья под Дубом»)
Б) «Блиц – опрос»
-Отвечаем быстро.
1) Перечислите героев басни, которые “затеяли” сыграть квартет. (Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка.)
2) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)
3) С помощью этого предмета можно увидеть “что это там за рожа”? (Зеркало.)
4) Что за предметы, с полдюжины которых достала героиня одной из басен? (Очки.)
5) Сколько скрипок приготовили в «Квартете»? (Две)
6)Сколько басен написал Крылов? Примерно. (230)
В) «Продолжи отрывок»
1)На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг … (сырный дух Лису остановил).
2) Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза … (уж не поет).
3) Однажды Лебедь, Рак и Щука …
(Везти с поклажей воз взялись…)
4)Уж сколько раз твердили миру…
(Что лесть гнусна, вредна)
5)За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
(За то, что хвалит он Кукушку).
6)Свинья под Дубом вековым
(Наелась желудей досыта, до отвала)
Г) «Фразеологический зверинец»
-Многие высказывания этого мудрого человека стали фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, это яркие и выразительные средства языка. Я называю краткое прилагательное, а вы называете подходящее существительное.
1) Голоден как …волк Мудрый как …сова
2) Хитёр как …лиса Смелый как …лев
3)Труслив как …заяц Беспечный как …стрекоза
4)Нем как …рыба Трудолюбивый как …муравей, пчела
5)Болтлив как ….сорока Кровожадный как …волк
6)Верный как …пёс, собака Запасливый как …белка
Д) «Лучший чтец»
-Представитель команды вытягивает жребий с названием басни. Группа выбирает чтеца. После прочтения всеми группами вы выберите тех чтецов, которые, на ваш взгляд, займут 1, 2 и 3 место.
-Итак, наибольшее количество баллов у группы № … Поздравляем вас, ребята, с присвоением титула «Лучший знаток басен Крылова». Мне кажется, что вы вполне заслужили отметку «5». Остальные группы тоже молодцы.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-Вы сегодня меня порадовали и удивили своей любознательностью и знаниями об этом замечательном человеке. Несмотря на то, что сегодняшний урок обобщающего характера, вы, я думаю, получили на уроке новые знания. Что нового, до сегодняшнего дня незнакомого, вы узнали? (И.А.Крылов знал много языков, разбирался в математике, играл на скрипке, писал под псевдонимом Нави Волырк, его пьесы ставили в театрах, в г.Санкт – Петербурге стоит бронзовый памятник Крылову). Мне хочется верить, что после нескольких уроков, посвящённых творчеству баснописца, у вас появится желание познакомиться с новыми баснями великого дедушки Крылова. Можно взять книги и в нашей библиотеке. Перед вами небольшая выставка предлагаемой литературы.
-Очень непросто дать себе оценку, помочь другу избавиться от лени, лжи, зависти. Очень непросто делать великие дела без шума. Помните: «Быть сильным хорошо, быть умным вдвое лучше». Спасибо всем за урок!