kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной гостиной "В гостях у дедушки Крылова" для обучающихся начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"»

И.А. Крылов

«В гостях у дедушки Крылова».

Литературная гостиная, посвящённая творчеству И.А. Крылова.

Цели и задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся о биографии и творчестве И.А. Крылова.

  2. Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.

  3. Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через инсценировку басен.

  4. Способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка.

  2. Выставка книг И. А. Крылова.

  3. Декорации к инсценировкам.

Ход мероприятия.

Сл. №1

Ученик 1. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. М. Исаковский.

Ведущий: Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству великого баснописца. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.

Биография Ивана Крылова

А сейчас мы немного поговорим о жизни великого баснописца.

Сл.№6 1 ученик. Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.

2 ученик. Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.

Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.

Сл.№7 3 ученик. В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.

Сл.№8 Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.

4 ученик. Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.

Сл.№9

5 ученик. На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста». Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.

Сл.№10 6 ученик. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»
По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».

Ведущий: Иван Андреевич не только писал смешные и поучительные басни, но и в жизни был человеком очень остроумным, обладал большим чувством юмора. И сейчас, в подтверждение этому, вы услышите несколько забавных историй из его жизни.

Сл.№ 11 Позвольте подвинуться

За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».

Безобразие

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам -одним словом, мешал слушать):
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

Мне все-равно

В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».

Лягушки расквакались. Иван Андреевич имел значительный вес и округлые формы. Из-за своей полноты с ним иной раз случались смешные ситуации. Например, однажды Иван Андреевич гулял по скверу и увидел впереди себя компанию молодых людей. Молодежь, заметив Крылова, то ли не узнала его, то ли просто захотела над ним подшутить. И один молодой человек из компании, показывая пальцем на писателя, громко сказал:

- Смотри, смотри! Вон, какая туча надвигается!

Такое замечание еще больше развеселило шутников. Но Иван Андреевич с присущим ему остроумием не растерялся, посмотрел на небо и ответил:

- Да, наверное, дождик будет. Туча еще только надвигается, а лягушки уже расквакались.

сл.№2. Ученик 2. В нашей речи используем много разных интересных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри, то подразумевают какое – либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен. А в литературе есть такое слово, которое, наверно, многие из нас даже не слышали – это слово центон. Сл.№3 Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.

Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).

сл.№4 Ученик 3 1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».

(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)



сл.№5 Ученик 4 2.Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился. («Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)

Ученик 1

Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли.

Ведущий: К сегодняшнему мероприятию каждый ученик 3 класса подготовил чтение-инсценировку понравившейся им басни И.А. Крылова. Мы предоставляем им слово.

Чтение басен

Узнать из какой басни данный отрывок.

а) «…Молчи! Устал я слушать ,

Досуг мне разбирать вины твои щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягнёнок»)

б) «…Друзья! К чему весь этот шум?

Я вам старинный сват и кум?

Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.» («Волк на псарне»)

в) «… Ну что же!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой….» («Лисица и виноград»)

г) «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

д) «…Вот то-то мне и духу придаёт

Что я совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…». («Слон и Моська»)

е) «…За что же, не боясь греха

Кукушка хвалит Петуха?...» («Кукушка и Петух»)

3. Мимикой и жестами изобразить, показать героя басни так, чтобы другая команда смогла узнать.

-- Мартышку.

Из басни «Мартышка и очки»

-- Лисицу.

Из басни «Лисица и виноград» (8 слайд)

-- Обезьяну.

Из басни «Обезьяна и зеркало»

--Моську.

Из басни «Слон и Моська»

4.Отгадать ребусы.

(Голубь, муравей, стрекоза, рак, мартышка,…)

5. Расшифровать названия басен.

«Т А Р Е В К Т»

«Р А К Т А М Ы Ш И Ч О К И»

«Н О В А Р О И С И Л А Ц И»

«Н О С Л И О К М С Ь А» (9 слайд)

_ Чему учат нас эти пословицы7

6. Игра «Что в чёрном ящике?»

(предметы: очки, зеркало, сетка, ноты, музыкальный инструмент, сыр, жёлудь, кость…

можно положить картинки: журавль, голубь, дуб, рак, ель…)

7.Работа с пословицами.

а) К какой басне можно отнести эти пословицы?

- Кто не работает, тот не ест. (Стрекоза и муравей»)

-На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)

- В пустой бочке звону много. («Слон и Моська», «Кукушка и петух»)

- Делу - время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)

- Личиком белёнок, а душой чернёнок. («Ворона и лисица»)

- Не хвались сам, а жди, когда другие похвалят. («Кукушка и петух»)

б) Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?

- За добро добром и платят. (Волку «Волк и журавль»)

- Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Мартышке «Мартышка и очки»)

- Один за всех и все за одного. («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)

7 ученик.С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря. Сл.№12. Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Похоронен Иван Андреевич в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Сл.№13

8 ученик. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.


Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"

Автор: Реброва Елена Вячеславовна

Дата: 03.12.2016

Номер свидетельства: 365413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова""
    ["seo_title"] => string(57) "litieraturnaia_ghostinaia_v_ghostiakh_u_diedushki_krylova"
    ["file_id"] => string(6) "365412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1480790406"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация. Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова""
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia_litieraturnaia_ghostinaia_v_ghostiakh_u_diedushki_krylova"
    ["file_id"] => string(6) "365423"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480792210"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова" "
    ["seo_title"] => string(57) "litieraturnaia-ghostinaia-v-ghostiakh-u-diedushki-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "143259"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418484726"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Литературная  гостиная   " В гостях  у дедушки  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(59) "litieraturnaia-ghostinaia-v-ghostiakh-u-diedushki-krylova-1"
    ["file_id"] => string(6) "151945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420790959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства