kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

"В гостях у дедушки Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

 

 «В гостях у дедушки Крылова»

( для учащихся 5 класса)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Е.В. Шимина

Перевоз

2015 год

Тема урока: В гостях у дедушки Крылова.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.

Форма организации урока:  урок-викторина.

Время: 40 минут.

Цели урока: 

-Совершенствовать знания о И.А. Крылове, о басне, как жанре литературного чтения;

-Совершенствовать умения определять произведение по строчкам, умение разгадывать кроссворд, заучивать басни наизусть и их инсценировать;

- Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- Развивать  качества чтения, умение анализировать и сравнивать, логическое мышление, внимание, память, эстетические навыки  учащихся;

-  Воспитывать дисциплинированность, уважение к одноклассникам при групповой работе, интерес и любовь к литературному чтению и к художественной литературе в целом.

Оборудование урока:

- Чтение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева,- М.: Просвещение, 2005.

-жетоны;

-выставка книг, рисунков учащихся;

- портрет И.А.Крылова;

- иллюстрации к басням Крылова;

- кроссворд;

- диск с мультфильмами по басням Крылова, телевизор, DVD.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Постановка целей и задач урока (2 мин.)

3. Актуализация знаний (7 мин.)

4. Конкурс  «Угадай-ка» (4 мин.)

5. Конкурс «Предметы из сундучка» (4 мин.)

6. Конкурс «Угадай, к какой басне иллюстрация» (2 мин.)

7. Конкурс «Доскажи словечко» (4 мин.)

8. Инсценировка басни (5 мин.)

9.Мультфильм (5 мин.)

10.Подведение итогов урока (3 мин.)

11.Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

I.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!  Я очень рада видеть вас всех сегодня на уроке! Итак, друзья, начнём урок. Затей у нас большой запас. А для кого они? Для нас! Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски. Но нет ничего интересней,

чем наши любимые басни!

II. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке  мы с вами продолжим знакомство с жизнью и творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, вспомним  басни, написанные им, пригласим в гости героев басен.

   Наш урок будет проходить в форме викторины. За каждое выполненное задание, вы получите  жетон. А судить нашу викторину мы попросим…

III. Актуализация знаний.

- Ребята! Есть стихи, написанные  о самом Иване Андреевиче Крылове. Послушайте стихотворение П.Вяземского:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по - русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

-Кто же такой Иван Андреевич Крылов? Что вам известно о детстве и первых шагах учёбы Ивана Андреевича Крылова?

Высказывания учеников:

   Иван Андреевич Крылов родился 2-го февраля 1769 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

    После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

    Точно не знаем, заканчивал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

  Когда семья  Крыловых перебрались в Петербург,  Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Ему удалось выучить французский язык, а позже - итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете. Иван Андреевич прожил долгую жизнь, он умер на 70 году и написал более 200 басен.

- А что же такое басня?

 -  Басня – это небольшое стихотворное произведение, в котором содержатся поучения и осуждения отрицательных качеств человека. В них автор смеется над  ленью, глупостью, грубостью в поведении человека. Каждая басня имеет основную мысль – мораль,  которая дается в начале или в конце произведения.

IV. Конкурс  «Угадай-ка».

- Сейчас мы узнаем, умеете ли вы отгадывать басни по строчкам из них. Я буду читать строчки из басен Крылова, а вы будете говорить название басни.

1) Голубушка, как хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!

    Рассказывать, так право, сказки!

      («Ворона и лисица»)

2) Не оставь меня, кум милой!

    Дай ты мне собраться с силой.

    И до вешних только дней

    Прокорми и обогрей!

         («Стрекоза и Муравей»)

 3) Вот то-то мне и духу придает,

     Что я совсем без драки

     Могу попасть в большие забияки!

          («Слон и Моська»)

4) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

     И уши ваших понежней…

             («Квартет»)

5) Кумушка, мне странно это?

    Да работала ль ты в лето?

         («Стрекоза и Муравей»)

6) Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

    Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

    Я, прима, сяду против вторы;

    Тогда пойдет уж музыка не та:

    У нас запляшут лес и горы!

              («Квартет»)

7) Стал Щуке Васька говорить:

    «Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

     Недаром говорится,

     Что дело мастера боится».

             («Щука и кот»)

 V.  Конкурс «Предметы из сундучка».

- Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни  предметы, которые я буду доставать из волшебного сундучка:

1) Сыр («Ворона и Лисица»)

2)Очки («Мартышка и Очки»)

3) Мышь («Щука и кот»)

4) Скрипка («Квартет»)

5) Мартышка («Мартышка и очки»)

6) Стрекоза («Стрекоза и Муравей»)

VI. Конкурс «Угадай, к какой басне иллюстрация».

1) иллюстрация к басне «Ворона и лисица».

2) иллюстрация к басне «Квартет».

3) иллюстрация к басне «Стрекоза и Муравей»

4) иллюстрация к басне «Мартышка и очки»

VII. Конкурс «Доскажи словечко» (слова из басен написаны на доске).

- «На ту беду … близёхонько бежала». (Лиса)

- «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на …» (Слона)

-  «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за …» (глазки)

- «Вороне где-то бог послал кусочек …» (сыра)

- «Попрыгунья … Лето красное пропела» (Стрекоза)

 «Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть …» (Квартет)

- «Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а… тянет в воду»      (Щука)

VIII. Инсценировка басни.

- А теперь давайте посмотрим инсценировку басни «Ворона и Лисица».

IX.  Мультфильм.

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. В заключении урока я предлагаю вам посмотреть мультфильм, поставленный по басням Крылова.

X. Подведение итогов урока.

 - Ребята, Иван Андреевич Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

  Спасибо за урок! Молодцы, вы отлично потрудились сегодня!     (подсчитываются баллы). Результаты нашей викторины таковы…   Лучшим знатоком басен Крылова оказался… Он получает похвальную грамоту!

   Оценки за урок…

XI. Домашнее задание.

- Ребята! Дома я вам предлагаю отгадать кроссворд. Все слова в кроссворде связаны с баснями Крылова. Внимательно читайте задания! Удачи!

  Урок закончен!

Просмотр содержимого документа
«"В гостях у дедушки Крылова" »

муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида»









«В гостях у дедушки Крылова»

( для учащихся 5 класса)









Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Е.В. Шимина















Перевоз

2015 год

Тема урока: В гостях у дедушки Крылова.



Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.



Форма организации урока: урок-викторина.



Время: 40 минут.



Цели урока:

-Совершенствовать знания о И.А. Крылове, о басне, как жанре литературного чтения;

-Совершенствовать умения определять произведение по строчкам, умение разгадывать кроссворд, заучивать басни наизусть и их инсценировать;

- Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- Развивать качества чтения, умение анализировать и сравнивать, логическое мышление, внимание, память, эстетические навыки учащихся;

- Воспитывать дисциплинированность, уважение к одноклассникам при групповой работе, интерес и любовь к литературному чтению и к художественной литературе в целом.



Оборудование урока:

- Чтение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева,- М.: Просвещение, 2005.

-жетоны;

-выставка книг, рисунков учащихся;

- портрет И.А.Крылова;

- иллюстрации к басням Крылова;

- кроссворд;

- диск с мультфильмами по басням Крылова, телевизор, DVD.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Постановка целей и задач урока (2 мин.)

3. Актуализация знаний (7 мин.)

4. Конкурс «Угадай-ка» (4 мин.)

5. Конкурс «Предметы из сундучка» (4 мин.)

6. Конкурс «Угадай, к какой басне иллюстрация» (2 мин.)

7. Конкурс «Доскажи словечко» (4 мин.)

8. Инсценировка басни (5 мин.)

9.Мультфильм (5 мин.)

10.Подведение итогов урока (3 мин.)

11.Домашнее задание (2 мин.)



Ход урока:



I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня на уроке! Итак, друзья, начнём урок. Затей у нас большой запас. А для кого они? Для нас! Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски. Но нет ничего интересней,

чем наши любимые басни!



II. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с жизнью и творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, вспомним басни, написанные им, пригласим в гости героев басен.

Наш урок будет проходить в форме викторины. За каждое выполненное задание, вы получите жетон. А судить нашу викторину мы попросим…



III. Актуализация знаний.

- Ребята! Есть стихи, написанные о самом Иване Андреевиче Крылове. Послушайте стихотворение П.Вяземского:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по - русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.



-Кто же такой Иван Андреевич Крылов? Что вам известно о детстве и первых шагах учёбы Ивана Андреевича Крылова?



Высказывания учеников:

Иван Андреевич Крылов родился 2-го февраля 1769 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, заканчивал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Когда семья Крыловых перебрались в Петербург, Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Ему удалось выучить французский язык, а позже - итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете. Иван Андреевич прожил долгую жизнь, он умер на 70 году и написал более 200 басен.



- А что же такое басня?

- Басня – это небольшое стихотворное произведение, в котором содержатся поучения и осуждения отрицательных качеств человека. В них автор смеется над ленью, глупостью, грубостью в поведении человека. Каждая басня имеет основную мысль – мораль, которая дается в начале или в конце произведения.



IV. Конкурс «Угадай-ка».

- Сейчас мы узнаем, умеете ли вы отгадывать басни по строчкам из них. Я буду читать строчки из басен Крылова, а вы будете говорить название басни.



1) Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так право, сказки!

(«Ворона и лисица»)



2) Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

(«Стрекоза и Муравей»)



3) Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки

Могу попасть в большие забияки!

(«Слон и Моська»)



4) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…

(«Квартет»)



5) Кумушка, мне странно это?

Да работала ль ты в лето?

(«Стрекоза и Муравей»)





6) Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!

(«Квартет»)



7) Стал Щуке Васька говорить:

«Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говорится,

Что дело мастера боится».

(«Щука и кот»)



V. Конкурс «Предметы из сундучка».

- Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни предметы, которые я буду доставать из волшебного сундучка:

1) Сыр («Ворона и Лисица»)

2)Очки («Мартышка и Очки»)

3) Мышь («Щука и кот»)

4) Скрипка («Квартет»)

5) Мартышка («Мартышка и очки»)

6) Стрекоза («Стрекоза и Муравей»)



VI. Конкурс «Угадай, к какой басне иллюстрация».



1) иллюстрация к басне «Ворона и лисица».

2) иллюстрация к басне «Квартет».

3) иллюстрация к басне «Стрекоза и Муравей»

4) иллюстрация к басне «Мартышка и очки»



VII. Конкурс «Доскажи словечко» (слова из басен написаны на доске).

- «На ту беду … близёхонько бежала». (Лиса)

- «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на …» (Слона)

- «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за …» (глазки)

- «Вороне где-то бог послал кусочек …» (сыра)

- «Попрыгунья … Лето красное пропела» (Стрекоза)

«Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть …» (Квартет)

- «Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а… тянет в воду» (Щука)



VIII. Инсценировка басни.

- А теперь давайте посмотрим инсценировку басни «Ворона и Лисица».



IX. Мультфильм.

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. В заключении урока я предлагаю вам посмотреть мультфильм, поставленный по басням Крылова.



X. Подведение итогов урока.

- Ребята, Иван Андреевич Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок! Молодцы, вы отлично потрудились сегодня! (подсчитываются баллы). Результаты нашей викторины таковы… Лучшим знатоком басен Крылова оказался… Он получает похвальную грамоту!

Оценки за урок…



XI. Домашнее задание.

- Ребята! Дома я вам предлагаю отгадать кроссворд. Все слова в кроссворде связаны с баснями Крылова. Внимательно читайте задания! Удачи!

Урок закончен!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"В гостях у дедушки Крылова"

Автор: Шимина Елена Владимировна

Дата: 05.09.2015

Номер свидетельства: 228759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Мероприятие "В гости к дедушке Крылову" "
    ["seo_title"] => string(44) "mieropriiatiie-v-ghosti-k-diedushkie-krylovu"
    ["file_id"] => string(6) "111379"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407416150"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова""
    ["seo_title"] => string(57) "litieraturnaia_ghostinaia_v_ghostiakh_u_diedushki_krylova"
    ["file_id"] => string(6) "365412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1480790406"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова""
    ["seo_title"] => string(59) "litieraturnaia_ghostinaia_v_ghostiakh_u_diedushki_krylova_1"
    ["file_id"] => string(6) "365413"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1480790410"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация. Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова""
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia_litieraturnaia_ghostinaia_v_ghostiakh_u_diedushki_krylova"
    ["file_id"] => string(6) "365423"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480792210"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Инсценировка басен Крылова "
    ["seo_title"] => string(29) "instsienirovka-basien-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "148891"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419872604"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства