Цель мероприятия: расширение и углубление сведений о баснях И.А. Крылова; проверка знаний о теоретико-литературных понятиях: “басня”, “аллегория”, “афоризм”; развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен, создание иллюстраций); уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
плакаты с высказываниями И.А. Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”, “А за меня мои звери говорят”;
рисунки учащихся к басням И.А. Крылова.
Ход мероприятия.
Сегодня, 13 февраля, исполняется 245 лет со дня рождения великого русского баснописца. Народ любовно называет его «дедушкой Крыловым».
— Сегодня главным героем нашей встречи станет конечно же Иван Андреевич Крылов и герои его известных басен.
И.А. Крылов был драматургом, издателем, но всемирную известность ему принесли басни, которые он писал уже в зрелом возрасте. Им создано более двухсот басен. Они сделали Крылова знаменитым уже при жизни. Что же такое басня?
— Это краткий, обычно стихотворный рассказ, чаще сценка с диалогом-разговором между действующими лицами.
— В ней есть нравоучение, мораль, которую высказывает автор, иногда она заключена в словах героя или незаметно “вытекает” из самой сценки.
— Часто заголовок басни приобретает широкое значение, становясь своеобразной пословицей.
— Басня близка к народному творчеству.
— Не всегда героями басни являются звери (например, “Демьянова уха”).
Несмотря на то что прошло уже много лет, мы знаем и ценим его. И , сегодня, мы с вами отправимся в гости к дедушке Крылову. Для начала ещё раз вспомним факты его биографии.
Детские годы
Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.
Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.
Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.
Петербургский период
В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.
Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.
Путешествие по России
Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.
Театральная деятельность
Крылов смог легко вздохнуть только со смертью Екатерины II, которая преследовала его за обличение её порядков. Он устраивается личным секретарём и домашним учителем детей к самому князю С. Голицыну, который разрешает поставить в своём домашнем театре злободневную крыловскую трагикомедию "Трумф, или Подщипа".
В 1801 году разрешают к постановке его комедию "Пирог", а затем "Модную лавку" и "Урок дочкам".
Государственная служба
С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря.
Смерть
Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года.
- Осуждая власть имущих, алчных и жестоких людей, Крылов представлял их в баснях в облике разных животных. Традиционная басенная символика позволяла безнаказанно о тех или иных пороках. Такова басня «Кукушка и петух».
(ученик 10а класса Мирсаяпов читает басню «Кукушка и петух»)
(ученик 10б класса Ильясов Р. читает басню «Волк и ягненок»)
- Лукавая ирония красоты, выразительность русской речи, богатство красок и интонаций, стремительный сюжет и афористический вывод – все это гармонично переплелось в басне «Ворона и лисица».
(ученик 9а класса Гаврилов Николай читает басню «Ворона и лисица»)
(ученица 9б класса Бухарметова Диана читает басню «Мышь и крыса»)
(ученик 8а класса читает басню «Свинья под дубом»)
(ученик 8б класса Золотарёв Михаил читает басню «Лебедь, рак и щука»)
(ученица 6а класса Полушкина Оля читает басню «Стрекоза и муравей»)
- Н.В. Гоголь: «Всякая басня имеет… историческое происхождение». В первой книге басен Крылова, которая вышла в 1809 г., есть уроки всех должностей в государстве, начиная от главы. Так, свой «Квартет» Иван Андреевич написал в ответ на преобразование Государственного совета. Давайте послушаем эту басню.
(ученик 6б класса читает басню «Квартет»)
(ученицы 6в класса Ромашова Ю., Никитина Ю. читает басню «Мартышка и очки»)
(ученица 6г класса Сагадеева Рузалина читает басню «Белка»)
Вот мы с вами послушали басни Крылова. Каждая басня стоила автору огромного труда. Он работал над ней, как ювелир над драгоценным камнем, с бесконечной тщательностью шлифуя и оттачивая ее грани.
Звучит стихотворение М. Исаковского “И.А. Крылову” (читает библиотекарь).
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Заключение: Мы провели конкурс рисунков. Я хочу выделить лучшие работы и наградить их дипломами. (называются работы учеников)