kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В диалоге с героями Зощенко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название урока: «В диалоге с героями Зощенко»
Урок литературы в 6 классе
Метод поточно-группового обучения 
Направление «Литература и творческая мастерская»
Тип урока – продукто-ориентированный
Цель урока: раскрытие  творческого потенциала учащихся через инсценировки, написание журналистских материалов, развитие навыков вести диалог, более глубокое проникновение в мир прозы Зощенко,  характеров его героев
Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации слайдов, афиша, подготовленная учениками «Сегодня в нашем театре…»
 Ученики разделены на шесть групп: три из которых – журналисты, три – артисты. Каждая из групп – за своим столиком. В качестве домашнего задания ребятам-артистов было дано не только подготовить инсценировку, но и подобрать название своему коллективу, а  журналистам  – придумать название СМИ, которое они будут представлять на пресс-конференции, подготовить вопросы.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. (Вступительное слово учителя сопровождается показом слайдов с изображением писателя и его произведений.)

«В диалоге с героями Зощенко» – так называется наш сегодняшний урок. В 2014 году этому неповторимому, самобытному русскому писателю исполняется 120 лет. В его жизни было немало контрастов. Мастер юмористических и сатирических рассказов, над которыми  смеялись миллионы наших соотечественников, был по мироощущению  человек скорее печальный и грустный. И действительно, в его произведениях внимательный читатель за юмором и иронией всегда почувствует проникновенную  лирическую ноту, в основе  которой  боль за русского человека, живущего в непростое время – при смене двух эпох. «Человека жалко» - это о своих героях, о тех, кто жил в новой, советской России, говорил М.М. Зощенко.

2. Формулировка задач урока.
Наш урок сегодня не совсем обычен. Класс станет своеобразным сценическим пространством. И наши артисты (каждая из трех групп – это своеобразный театральный мини-коллектив, который готовил к уроку сценку по рассказу М.М. Зощенко) представят  мини-спектакли. Но в нашем театре есть не только артисты, но и представители СМИ, специализирующиеся на вопросах культуры.
Учитель знакомит присутствующих с представителями СМИ, выступающими от имени трех газет: «Театральная Пермь», «Новости культуры», «Свет рампы». У каждой из газет свой столик. Имеется фотоаппарат, диктофон. После спектаклей в режиме пресс-конференции они пообщаются с нашими артистами, поделятся впечатлениями, зададут интересующие их вопросы. Итак, задача артистов – продемонстрировать свое сценическое мастерство, умение наиболее точно передать характеры героев Зощенко, а также точно и аргументированно отвечать на вопросы представителей СМИ; задача корреспондентов – проанализировать выступления театральных трупп, выделить наиболее интересные работы  юных артистов, продемонстрировать умение задавать им вопросы. 

3. Инсценировка рассказов «Кошка и люди», «Леля и Минька», «Калоша». (Журналисты делают фотоснимки.)
4. Пресс-конференция. Ребята, являющиеся журналистами, задают артистам вопросы. Кто-то из учеников их заготовил заранее. Кто-то в процессе просмотра мини-спектаклей.
Представители театральных трупп отвечают на вопросы СМИ. Возникает живой диалог между учениками, в котором они отрабатывают коммуникативные навыки, умение правильно и грамотно задавать вопросы и отвечать на них.

5. Заключительное слово учителя.

Учитель благодарит всех ребят за работу. Акцентирует внимание на том, что в процессе урока ученики продемонстрировали свои проекты: артисты – мини-спектакли, а журналистам предстоит дома обработать записанный материал и написать журналистский материал о наиболее понравившемся мини-спектакле
(жанры: рецензия, отзыв, интервью, репортаж).
Учитель акцентирует внимание на том, что ребята сегодня не только познакомились с творчеством М. Зощенко, но еще и проявили свои артистические таланты. Урок способствовал формированию коммуникативного навыка, умения правильно формулировать вопросы и грамотно на них отвечать. Более того способствовал профориентационному определению учеников. Они попробовали себя в роли журналистов и артистов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В диалоге с героями Зощенко »

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Поточно-групповой метод обучения. Направление «Литература и творческая мастерская» Учитель Усталова О. В.

Тема

В диалоге с героями М. Зощенко

Цель


Раскрытие творческого потенциала учащихся через инсценировки, написание журналистских материалов, развитие коммуникативных навыков, осмысление прозы Зощенко, характера его героев через инсценировки


Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание рассказов М. Зощенко, их проблематику, особенности характеров героев


Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Самоопределение, стремление к речевому совершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать, профессиональное самоопределение

Развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.


Умение определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Построение продуктивного речевого высказывания, точное выражение мысли и оценка своей и чужой речи, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.




Межпредметные связи

культура речи, театральное искусство, журналистика

Ресурсы:

Рассказы М. Зощенко, компьютер, проектор для демонстрации слайдов, афиша, подготовленная учениками, «Сегодня в нашем театре…», диктофоны, фотоаппараты, театральный реквизит

Тип урока

Продукто-ориентированный

Организация пространства

Индивидуальная, групповая




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование универсальных учебных действий

1.

Актуализация

Вступительное слово учителя о том, что 2014 год – год 120-летия со дня рождения М.М. Зощенко, произведения которого не теряют своей актуальности в наше время. Его рассказы не только читают, но и ставят на сцене многих театров. И сегодня наш класс станет своеобразной творческой площадкой, которая посвящена его творчеству. Параллельно идет демонстрация слайдов (автор и герои его произведений)

Включение в учебный процесс


Познавательные УУД

- структурирование информации

- анализ

2.

Мотивация и целеполагание

Для формирования мотивации учитель задает учащимся вопрос: «Как вы считаете, о чем говорил Михаил Зощенко, называя это «самым главным в жизни, ради чего люди шли на костры».

После того как ребята отвечают на вопрос, учитель спрашивает: в основе каких видов искусства лежит СЛОВО?

Сегодня в нашей творческой мастерской будет шесть групп, три из которых являются артистами, а другие три -журналистами. Первые три группы дома готовили инсценировку рассказов М.М. Зощенко, другие три группы придумывали вопросы, которые зададут артистам. Получается, что наш урок сегодня пройдет в режиме «спектакль + конференция».

Ребята размышляют, отвечают на вопросы и формулируют цели занятия

Личностные УУД

- формирование нравственных ценностей

- смыслообразование

- развитие познавательной активности

Познавательные УУД

- поиск ответа через анализ полученной информации

- умение строить высказывание

- структурирование знания

Коммуникативные УУД

- Умение выражать свои мысли

- сотрудничество с учителем

Регулятивные УУД

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

3.

Этап самопрезентации творческих групп

Координация действия учащихся

Учащиеся представляют свои театральные группы и издания, в которых работают.

Личностные УУД

- самоопределение

- развитие навыков самопрезентации

Познавательные УУД

- умение строить высказывание

- моделирование

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли

- умение презентовать свою команду

-планирование учебного сотрудничества


4.

Презентация театральных проектов

Учитель координирует действия учащихся, выступает в роли ведущего.

Театральные группы представляют свои постановки по рассказам: «Калоша», «Кошка и люди», «Не надо врать». Учащиеся из группы журналистов внимательно смотрят выступления, делают фотоснимки для использования при написании материалов

Личностные УУД

- развитие внимания

- формирование уважения к выступающим

-самоопределение

- творческое развитие

- профессиональная самоидентификация

Познавательные УУД

- умение строить высказывание

- смысловое чтение

- моделирование

- структурирование информации

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества

- взаимодействие с другими учениками

- формирование навыков групповой работы

- умение передавать авторский замысел

Регулятивные УУД

- оценка

-контроль

- планирование

- прогнозирование

Предметное УУД: анализ рассказов, характеров героев, особенности стиля

5.

Этап «пресс-конференции»

Учитель координирует действия учащихся.

Представители СМИ задают вопросы артистам, которые возникли в ходе просмотра спектакля, а также те, которые они заготовили дома, записывают ответы выступающих на диктофон.

Личностные УУД:

- нравственно-эстетическое оценивание,

-самоопределение,

- формирование внимания, уважения к выступающим

- объективность оценивания

Познавательные УУД

- умение строить высказывание

- формулировать проблему

- структурирование информации



Коммуникативные УУД

-умение выражать свои мысли

- постановка вопросов

-ведение диалога

- формирование навыков сотрудничества

Регулятивные УУД

- контроль

-планирование своей деятельности




Предметные УУД: осмысление проблематики рассказа, глубокое проникновение во внутренний мир героев

6.

Подведение итогов. Рефлексия

Возращение к вопросу, заданному в начале урока. Учитель еще раз подчеркивает великую силу слова, благодаря которому и писатель, и артист, и публицист воздействует на человека.

Переход к этапу рефлексии

Продолжите фразу: 1. «Самое главное в творчестве – это ….» 2. Любимым рассказом М.М. Зощенко стал для меня …»

3. «Сегодня на нашем уроке лучшим артистом стал …».

4. «Лучший корреспондент - …»

Учитель предлагает ученикам оценить друг друга













Ученики анализируют и высказывают свои мысли







Взаимооценка. Представители СМИ оценивают работу артистов, артисты оценивают работу журналистов по пятибалльной системе.


Личностные УУД

-Развитие внимания, уважения к окружающим

-Объективность оценивания,

-нравственно-эстетическое оценивание

Познавательные УУД

- умение строить высказывания

- рефлексия деятельности

Коммуникативные УУД:

- уважение у окружающим

- умение выражать свои мысли


Регулятивные УУД

- рефлексия

- оценка

7.

Домашнее задание

Учитель формулирует домашнее задание.

Ученики, которые были в творческой группе журналистов, должны написать творческую работу. Жанры: интервью, рецензия, репортаж, заметка.


Личностные УУД:

-профориентационная самоидентификация

-Самоопределение

- творческое развитие

Познавательные УУД:

- смысловое чтение

- анализ и обработка информации

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли

Регулятивные УУД

- проектирование

-планирование

- целеполагание

Предметные УУД: закрепление материала, изучение особенностей жанров публицистики, написание материала в соответствии с выбранным жанром







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В диалоге с героями Зощенко

Автор: Усталова Оксана Вячеславовна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Среднесрочное планирование  серии последовательных уроков по литературному чтению"
    ["seo_title"] => string(93) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "256586"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448184478"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тест  по литературе в третьем классе. "
    ["seo_title"] => string(41) "tiest-po-litieraturie-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "170230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423508193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства