Урок русской литературы 7 класс А.П. Чехов. Герои и характеры в рассказе «Хамелеон»
Урок русской литературы 7 класс А.П. Чехов. Герои и характеры в рассказе «Хамелеон»
Урок с использованием стратегии активного обучения: «Синхронистическая таблица» и стратегии смыслового чтения: «Чтение с остановками»
Ход урока
I.Вводно-мотивационный этап.
1.Формулирование темы урока.
Писатель, который был врачом. Возможно ли такое? Краткие сведения о писателе.
2.Деление на группы по картинкам.
II.Информационно-операционный этап.
1.Работа по синхронистической таблице. В ней будет 3 графы. Последнюю графу заполняют ученики только после наводящих вопросов учителя:
Что это значит, что Чехов учился в гимназии? О чем говорит тот факт, что сторожил лавку, пел по воскресеньям? Что можно сказать о Чехове, зная, что он был и врачом, и писателем?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Стратегии смыслового чтения: «Чтение с остановками»
Ход урока
I.Вводно-мотивационный этап.
1.Формулирование темы урока.
Писатель, который был врачом. Возможно ли такое? Краткие сведения о писателе.
2.Деление на группы по картинкам.
II.Информационно-операционный этап.
1.Работа по синхронистической таблице. В ней будет 3 графы. Последнюю графу заполняют ученики только после наводящих вопросов учителя:
Что это значит, что Чехов учился в гимназии? О чем говорит тот факт, что сторожил лавку, пел по воскресеньям? Что можно сказать о Чехове, зная, что он был и врачом, и писателем?
Синхронистическая таблица
Годы
События
Вывод
1860-
1868
Сторожил лавку отца, пел в церковном хоре по воскресеньям
Трудное детство, лишенное радостей, труд наравне со взрослыми. Чехов не знал ласки родителей.
1868
Таганрогская гимназия, учеба. Зарабатывал на жизнь репетиторством.
Чехов был образованным, ради получения образования работал.
1879
Московский институт, медицинский факультет
Чехов получил высшее образование
1884
В печати появляются юмористические рассказы
Чехов не замыкается в одной сфере, он многосторонний человек.
1893
Поездка на Сахалин с целью изучения жизни каторжан
Чехов был мужественным человеком, сострадающим слабым.
1892
Строит школы, выезжает в губернии, охваченные голодом
Чехов был общественным человеком, трудился на благо общества
1884-
1904
«Дядя Ваня», «Человек в футляре», «Три сестры», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Вишневый сад» и т.д.
Чехов- писатель, он написал множество произведений, значит, он неустанно трудился, ему было знакомо вдохновение.
2.Чтение рассказа «Хамелеон». Как вы думаете, о чем это произведение, судя по названию? Стратегия «Чтение с остановками». Учащиеся читают первую часть до слов «…Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!»
Возможные вопросы:
1.Кто является героем рассказа?
2.Кто такой надзиратель?
3.Как вы думаете, почему он одет именно в шинель?
4. Что означают узелок в руке надзирателя и решето с крыжовником в руках городового?
5. Предположите, как отреагирует на крик Очумелов?
После ответов на вопросы продолжаем чтение: от слов «Слышен собачий визг» до слов «В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса».
Возможные вопросы:
1.Как бы поступили вы на месте Очумелова?
2.Как вы думаете, как отреагирует толпа на окровавленный палец Хрюкина?
3.Как вы думаете, почему Чехов дает такую фамилию своему герою?
Продолжаем чтение: От слов «- По какому это случаю тут?» до слов «Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете».
Возможные вопросы:
1. Попробуйте описать героев. Почему у второго героя фамилия Хрюкин?
2. Предположите, что будет дальше.
Продолжаем чтение: От слов «-Гм!.. Хорошо..- говорит Очумелов строго , кашляя и шевеля бровями» до слов «Вздорный человек, ваше благородие»
Возможные вопросы:
1. Какова проблема рассказа?
2. Как бы вы себя повели в подобной ситуации? Как ведут себя люди?
3. Почему в начале рассказа на Очумелове надета шинель, а теперь –пальто.
4. Как вы думаете, сумеет ли Хрюкин доказать свою правоту?
Продолжаем чтение: От слов «-Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать?» до слов «Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»
Возможные вопросы:
1.Чем поведение Очумелова в начале отличается от поведения в данный момент? 2.Какой мотив поведения Очумелова?
3.Как вы можете оценить поведение Очумелова? Почему это плохо?
4. Почему в толпе никто не смеется над Очумеловым?
Продолжаем чтение: От слов «-Повар генеральский идет, его спросим…» до слов «Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…»
Возможные вопросы:
1.Попробуйте досказать рассказ. Что произойдет дальше? Почему так думаете? 2. Как отреагирует толпа, Хрюкин?
3. Есть ли уверенность в счастливой развязке?
Заканчиваем чтение. От слов «-Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? – до конца».
Возможные вопросы:
1.Если бы вы рисовали преображения Очумелова в рассказе, сколько бы вы их изобразили?
2.Можно ли здесь указать положительного героя?
3. Как автор оценивает происходящее?
V. Рефлексивно-оценочный этап. Почему рассказ назван «Хамелеон»? От чего предостерегает нас этот рассказ? Дерево успеха. Самооценка. Каждый ученик на стикере ставит себе оценку и прикрепляет его к дереву.
VI. Домашнее задание: написать письмо Чехову, инсценированное чтение
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»
Самостоятельная работа
А.П. Чехов. Герои и характеры в рассказе «Хамелеон»