В этом году у вас опять состоялась встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным.
А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?
Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам
(учащиеся могут цитировать строчки из произведений):
- стихотворения-…
- поэмы-…
-повести-…
-романы-…
-драмы-…
Изучение новой темы
Слово учителя:
А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, такие как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах («Борис Годунов»), то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. В историческом прошлом поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни.
Сегодня вы познакомитесь с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.
Беседа с классом:
-Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)
-Когда стали появляться летописи?
-Чем сейчас интересны летописи?
Основной вид заглавия летописи в лучших её списках читается так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжети и откуда русская земля стала есть»
С самого начала русской летописи идут рассказы, которые трудно проверить, но уже при внимательном чтении их самих без сличения с какими – либо другими показаниями, становится ясным, что они сказочны, что они не отражают исторической действительности, а имеют литературное происхождение. Таких сказочных эпизодов до 11 века довольно много.
Опираясь на летописные источники, Пушкин воссоздаёт эпоху княжения Олега в «Песне о Вещем Олеге»
- Кто он, князь Олег? ( Подготовленные учащиеся рассказывают летописные эпизоды, связанные с жизнью князя Олега.)
Ученик 1:
В летописи под 882 годом рассказывается, как Олег со своими северными варягами, а также с их финскими и русскими союзниками спустился из Новгородской области к Горам Киевским по Днепру и остановился на стоянке у Киева, где тогда княжили варяги другого рода, другого племени – Аскольд и Дир.
Скрывши своих воинов в лодках, Олег представился на стоянке, что он с товарищами – купцы, направляющиеся торговать в Грецию.
Аскольд и Дир вышли к ним, а когда наступило удобное время, спрятанные воины выскочили, и Киев был взят.
Ученик 2:
Под 907 годом рассказывается о походе Олега на Константинополь.
Когда Олег пришёл к «Цесарюгороду» с 2000 «кораблей», греки заперли (цепью) гавань и затворили городские ворота.
Высадившись, Олег велел воинам вытащить корабли на берег. И войска его произвели сильное опустошение в окрестностях города. «…разбила многи палаты и церкви, пленников посекаху, мучаху, расстреляху, и ина многа зла творяху Русь Грекам, ели коже раткий творят».
И велел Олег воинам своим «колёса изделати» и поставить на них корабли. Когда поднялся попутный ветер, паруса надулись, и корабли с поля пошли к городу.
Видя это, Греки испугались и послали к Олегу со словами: не губи города, мы обяжемся тебе данью, какую захочешь.
Олег остановил воинов, и греки вынесли ему съестные припасы и вино; но Олег не принял подношения, ибо оно было отравлено. Испугались Греки и сказали:
- Нет, это не Олег, но святой Димитрий, посланный против нас богом.
(Следует пояснить, что христианский святой Димитрий был патроном города Салуня, греческого по управлению, но славянского по населению своей области.)
Взяв с Греков дань «на 2000 кораблей, по 12 гривне на человек, а в корабли по 40 муж», Олег велел своим воинам готовиться к отплытию:
-Нашейте для Руси «т.е. для варягов) паруса шелковые, а для Славян «крапиньны» ( из тонкого полотна).
Так и сделали «И повеси щит свой в вратах, показал победу, и поиде от Цесарьграда». Когда надулись паруса, шёлковые у Славян и крапиньны у Славян, то ветер разодрал их. И сказали Славяне:
- Возьмём мы свои толстины, не даются Славянам эти паруса.
И пришёл Олег в Киев, принеся с собою золото и шёлковые ткани, и овощи, и вина, и всякие предметы роскоши («всяко узорочие»).
И прозвали люди Олега «вещим», ибо были язычники и невежды: «И прозваша Олега вещим, бяху бо людие погани и новегласи»
Слово учителя:
Вопрос классу:
- Как вы думаете, почему Олега прозвали «вещим»?
Одной из летописных новелл, относящихся к истории Олега, воспользовался А.С.Пушкин в балладе «Песнь о Вещем Олеге». Послушайте.
Рассказ ученика 3.
Однажды кудесник предсказал Олегу смерть от любимого коня. Олег разлучился с этим конём на веки. Прошёл с тех пор большой период времени, и Олег узнал, что конь сдох. Он отправился на то место, где лежали кости коня, наступил на череп коня и сказал с насмешкой: «От этого ли черепа мне назначена смерть?». В это время выскочила оттуда змея, ужалила его в ногу, и он скончался.
Это опять несомненная легенда, которая исторической действительности не отображает, а повторяет выраженную былину. В Скандинавии пели об этом богатыре по имени Орвар - Одд, у которого был конь Факси. Сюжет этой песни тот же, что и в рассказе об Олеге, только из конского лба там выскакивает не змея, а ящерица.
Слово учителя: Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нём звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты – провозвестники высшей воли.
Эпизод о смерти князя Олега от своего коня, взятый из летописи, разрабатывался в думе К.Ф. Рылеева «Олег Вещий», в балладе Н.М. Языкова «Олег», в «Истории государства Российского» Карамзина.
А как же А.С. Пушкин обратился к летописи, что его подтолкнуло?
Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе и захотел о нём написать.
Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1882 года Пушкин заканчивает работу над произведением.
4. Работа с текстом «Песнь о Вещем Олеге»
-Вы прослушали легенды из древнерусской летописи о князе Олеге. Сегодня мы сравним их с балладой Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», найдём сходства и различия.
Знакомство с понятием: баллада
«Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада.
- Что такое баллада?
(Баллада - стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты, характерные балладе: в балладах поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)
В тексте баллады встречается большое количество устаревших слов, обратим на них внимание (слова выписаны на доске)
Хазары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец.
Перун – бог грома и молнии у древних славян.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
И другие слова…
Чтение баллады учителем или подготовленным учеником.
Найдите в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега.
- В чём сходство летописи с сюжетом стихотворения?
- Чем летопись отличается от баллады?
- Подумайте, с какой целью в стихотворении используются устаревшие слова, и как можно объяснить появление не соответствующих «седой старине» слов «обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель»?
Выразительное чтение баллады учащимися
Вопросы после прочтения:
Используя текст, ответьте на вопрос:
Что поведал кудесник о жизни князя?
2) Как раскрываются отношения «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?
3) Дайте характеристику героям баллады. ( Олег – добрый, уважает старших, вежливый. Трогательная любовь к коню. Щедрый – предлагает коня. – это положительные черты. Отрицательные черты: гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). В разговоре с кудесником груб. Кудесник - бескорыстный, смелый, независимый.)
4) К кому в большей степени относится слово «вещий»?
5) На чьей стороне автор? (На стороне кудесника)
6) В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность? – История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.
- Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?
- Каким должно быть творчество?
- Есть ли ответ в тексте? (в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность)
- Какова же главная мысль произведения?
5) Особенностью содержания баллады является обилие средств художественной выразительности: эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора – найдите в тексте.
( эпитет- царьградская броня; олицетворение- ковши кипят, годы таятся, дожди моют; сравнения- змея-лента; метафора- товарищ, слуга – к коню)
Чтобы более полно понять эту балладу, рассмотрим с иллюстрациями к балладе. ( Презентация).
В 1899 году Россия широко отмечала столетие со дня рождения А.С. Пушкина. Юбилейная комиссия, созданная при Академии наук, готовила к выпуску трёхтомное собрание сочинений поэта, привлекая к его иллюстрированию лучших художников того времени. В.М. Васнецов сделал несколько рисунков к разным произведениям. Но самой значительной работой стала серия рисунков Васнецова к отдельному изданию «Песни о вещем Олеге» Пушкина.
Уже первый акварельный опыт Васнецова, созданный по мотивам «Песни», заслужил высокую оценку знатоков.
Учитель (рассказ сопровождается показом презентации): Взглянем на 1-й рисунок «Встреча с волхвом». Что характерно для кудесника?
(Он в полотняной рубашке, на голове ободок; обереги, нож, пояс на бёдрах, обут в лапти, белый цвет – душевная чистота, неподкупность.)
- Фигуры на рубахе означают следующее: круг – символ Солнца, ромб с точками внутри – символ плодородия, косой крест за ромбом – знак бога Перуна.
- Во что одет князь?
(В доспехи, плащ с застёжкой на правом плече, меч в богатых ножнах, одет в сапоги.)
- Какой цвет присутствует на одежде князя?
(Красный цвет – цвет богатства, высокого социального положения.)
- На каком фоне изображён князь?
(На фоне дружины, волхв – на фоне леса.)
- Как встретил князь кудесника?
Чтение диалога Олега с кудесником по ролям.
- 2-й рисунок «Прощание с конём». Найдите в тексте баллады эпитеты, характеризующие коня.
(Ретивый, буйный, игривый, верный, одинокий.)
- Что значит для князя конь?
(Он его друг, соратник, от которого во многом зависит жизнь хозяина.)
- У славян белые кони были символом бога Солнца, а также и Перуна. Значит, кони должны принадлежать только жрецам, кудесникам. О чём это говорит? Каким был князь?
(Гордым властителем.)
- 3-й рисунок «Олег у костей коня».
- Ребята, взглянем на князя. Что нового появилось у Олега?
(Подобие лаптей, сшитых из цельной кожи)
- Как вы думаете, почему змея никто из ближайшего окружения князя не увидел?
- Последний рисунок «Тризна». Что вы видите на этом рисунке?
-Посмотрите внимательно: на горе - молодая княжеская чета, внизу – старая дружина.
(Это смена одних поколений другими.)
Обобщение. Выводы.
- Ребята, почему Пушкин назвал песнью своё произведение?
- В чём смысл произведения?
- Соотнесите эпиграф с «Песнью о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
- Что понравилось и запомнилось на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание – отрывок из баллады выучить наизусть.