kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой пример занятия по блочно-модульному обучению. Содержание этого урока представлен в блоке в рамках изучения одной темы, а не раздела или большой темы. В ходе урока решается триединая цель обучения, читаются и анализируются многие лирические тексты Ф.И. Тютчева. Этапы урока представлены в виде микромодулей. Особое внимание прианализе лирических текстов уделяется поиску выразительных средств языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева"»

Блочно-модульная технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы в 10 классе

Автор: Тютчев Ф. И.

Произведение: Лирика

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Тип урока: урок на основе блочно-модульной технологии

Тема урока: Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева

Цели урока:

1. Обучающая цель: дальнейшее формирование навыков работы с лирическим произведением;

2. Развивающая цель: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать.

3. Воспитывающая цель: формирование любви к природе среднерусской полосы, развитие коммуникативных навыков

Ход урока

1. Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Тютчева, постарались увидеть его индивидуальность, неповторимость.

- В чём же особенность биографии Ф.И. Тютчева?

  • Необычайная одаренность и ранняя карьера поэта и чиновника;

  • Позднее начало публикации стихов и поздняя слава;

  • Необычно длительное пребывание вдали от родины;

  • Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры;

  • Трагические судьбы близких поэта.


2. Микромодуль - Мотивация деятельности учащихся.

Хочется сегодня мне вам напомнить и слова Чичерина о том, что вся жизнь Тютчева – в его стихах.

С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Поэтому легко вспомните строки поэта:

(учитель начинает, ученики продолжают)

Зима недаром злится,

Прошла её пора…

(Весна в окно стучится

И гонит со двора.)


Чародейкою-зимою

Околдован лес стоит - …

(И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.)


Ещё в полях белеет снег …

(А воды уж весной шумят).


Люблю грозу в начале мая…

(Когда весенний первый гром).

- Совсем не случайно то, что все эти стихи – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева.

Сегодня мы будем говорить о пейзажной лирике Ф.И. Тютчева. Запишите тему занятия в тетрадях.

Эпиграфом урока будут строки из стихотворения Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не безгрешный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев.

Преобладание пейзажей ­– одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: Какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию.

­- Расскажите, какой сборник-коллаж стихов о природе вы составили из стихов Тютчева и в чем увидели своеобразие его пейзажной лирики.

3. Работа со сборниками стихотворений Ф.И. Тютчева.

Ученики выступают со своими коллажами: название сборника, название стихов по темам (весна, лето, зима, осень), чтение 1 – 2 стихотворений, вывод о своеобразии пейзажной лирики.

– Каким временам года и их явлениям чаще всего посвящал свои стихи Тютчев?

– Какое настроение создаётся после прочтения стихотворений о природе Тютчева от тех, что выбрали вы?

– Сделайте вывод о своеобразии пейзажной лирики Тютчева.

Примечание. Подробного анализа стихотворений не требуется.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времён года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. «На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром…» - восхищается поэт картиной ночного моря. («Как хорошо ты, о море ночное» (1865)).

То же пиршество звуков и красок в хрестоматийных строках «Весенние грозы». Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы. Характерны начала его стихотворений: «как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…», «Как весел грохот летних бурь…», «Люблю грозу в начале мая…». Поражает диапазон художнического видения поэта от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной».

За счёт каких выразительных средств создаются картины великолепия природы в стихах Тютчева?

Неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение и игру природных сил. Солнечный полдень поэт называет «Мглистым», пышность древесного убора – «ветхой», сияние ночного моря «тусклым», «Воздушная арка» радуги полнеба обхватила и в высоте изнемогла».

Поэта особенно привлекают переходные промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной…») или же осенний вечер – предвестие зимы («Осенний вечер»). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом зимы к весне («Ещё земли печален вид,/А воздух уж весною дышит…»).

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. «В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» – убеждён поэт. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, «как бы резвяся и играя». Вешние воды «бегут и будят сонный брег». Уступая дорогу весне, зима злится, «хлопочет», «ворчит», «бесится». «Лазурь небесная смеётся», «полупрозрачный лес грустит» и т.д.

Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто метафоры и олицетворения; живую краску природы «он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину», – писал В.С. Соловьёв.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. («Осенний вечер», «Ещё земли печален вид…», «Когда в кругу убийственных забот…», «О чём ты воешь, ветер ночной»).

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество («Душа моя Элизиум теней…», 1830г.), история, культура, цивилизация – всё кажется ему призрачным, обречённым на гибель («От жизни той, что бушевала здесь…», 1871г.).

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно. Хрупкий, как тростник, обречённый на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений («Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые…» («Цицерон»).

Итак, проследим: на примере каких стихотворений Тютчев воспевает времена года, и за счёт каких выразительных средств он это осуществляет.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года:

В стихотворении «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снега (1,2 строфа) до тёплых, тихих майских дней (3 строфа).

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!»

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Шум природы передаёт само звучание стихов. Аллитерации «бегут... будят… брег… бегут… блещут»; «гласят, гласят, гонцы»; «весна, весна, весны, выслала вперёд!» – это будто праздничные трубы природы, в которые трубят её глашатаи. Последняя строфа рисует весеннее успокоение, цветущее блаженство мая. Образ хоровода, вызывающий крестьянскую ассоциацию, приближает тютчевскую весну к народу:

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Весна. «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые», лес, омытый дождём; слышим «первый гром грохочет», «громят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «всё вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли. Это эпитеты.

– Ребята, вы почувствовали, что, несмотря на зимнюю пору, при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести?

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело» создаёт олицетворённый образ природы. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молнии летуч, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт даёт почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и невесело», смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «всё сердитей», а земля «принахмурилась», но всё же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несёт блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля». Это олицетворения.

Осень. Картины осени рисуют в стихотворении «Есть в осени первоначальная короткая, но дивная пора…» и снова видим действие на земле и излюбленное вертикальное движение неба.

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчёркивают повторы: «околдован… околдован…очарован…весь опутан…весь окован…неподвижною немою». Стихи завораживают своей музыкой, «колдуют»:

Чародейкою-зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,–

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

– Итак, в чём же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего?

(Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо).


4. Микромодуль – образ. Творческий эксперимент «Реконструкция» стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер».

- Природа являлась не только объектом эстетического переживания поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире. Чтобы лучше почувствовать это, давайте проведём творческий эксперимент.

Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача переписать это стихотворение, вставив на месте пропусков те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять.

На доске:

Есть в светлости осенних вечеров

__________, _______ прелесть:

__________ блеск и пестрота дерев,

__________ листьев _____, ______ шелест,

__________ и _________ лазурь.

Над _____________ землёю,

И, как предчувствие ________ бурь,

__________, _________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та _________ улыбка увяданья,

Что в существе __________ мы зовём

__________ стыдливостью страданья.


Примечание. Учащиеся работают индивидуально, затем предлагают свои варианты; учитель записывает их на доске:

Прелесть: …

Блеск: …

Шелест: …

Лазурь: …

Земля: …

Ветр: …

Стыдливость: …

Улыбка: …


- Что же у нас получилось. В большинстве случаев предложенные определения носят номинативный, назывной характер, явления описываются по внешним, чувственным признакам: чистый, тихий, небесный и т.д.

Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый.

- А что же у Тютчева?

(учитель вписывает пропущенные эпитеты и читает стихотворение).

5. Микромодуль – анализ. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер».

- Чтобы выяснить своеобразие пейзажной лирики Тютчева, необходимо тщательно проанализировать стихотворение.

(План анализа лирического стихотворения)

- Каково состояние лирического героя?

(таинственна, умильная прелесть)

- Почему таинственная?

(противоречие между образом и чувствами, которые этот образ вызывает)

- Что это за образ? Опишите эту картину.

(картина умирающей природы)

- Почему блеск и пестрота дерев зловеща?

(признаки угасающей жизни)

- Какие чувства у героя вызывают эти картины?

(умиление, тихий восторг и просветленность)

- Какое слово оправдывает это состояние?

(стыдливость страданья)

- В чём же вина? За что герою стыдно?

(страдание, то, что не зависит от воли и сознания, скорее это не вина, а беда)

- Обратимся к тютчевским определениям. В чем особенность эпитетов зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий?

(определяют внутреннее состояние человека, а Тютчева они отнесены к природе, тем самым, одушевляя её)

- Просто ли это художественный прием или, может быть, это философское убеждение?

6. Вывод.

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это самое живое, разумное существо. Пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека. Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но и природа служит инструментом постижения человека.

7. Микромодуль – проповедь.

Запись в тетрадь:

У Тютчева важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт, - что он был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу… Вовсе не высшее звание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы.

Владимир Соловьёв.

8. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Как я понимаю стихотворные строки Тютчева: «Не то, что мните вы, природа…»

Стихотворения о любви.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
урок литературы "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева"

Автор: Мельникова Ирина Анатольевна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по литературе в 6 классе "Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева""
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse_peizazhnaia_lirika_f_i_tiutcheva"
    ["file_id"] => string(6) "521131"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569587793"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по литературе для 6 класса "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_dlia_6_klassa_pieizazhnaia_lirika_tiutchieva_f_i"
    ["file_id"] => string(6) "442543"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512549169"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема грозы в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчева и Я.П. Полонского. "
    ["seo_title"] => string(92) "tiema-ghrozy-v-stikhotvorieniiakh-russkikh-poetov-19-vieka-f-i-tiutchieva-i-ia-p-polonskogho"
    ["file_id"] => string(6) "154978"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421232062"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-k-ghodu-litieratury-f-i-tiutchiev-iest-v-osieni-piervonachal-noi"
    ["file_id"] => string(6) "174292"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105974"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "урок №2 литературное чтение 5 класс Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-2-litieraturnoie-chtieniie-5-klass-tiema-russkiie-poety-xix-vieka-o-rodinie-o-rodnoi-prirodie-i-o-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "116909"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412649900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства